Стиль воспитания

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Стиль воспитания
стиль взаимоотношений с ребенком в семье, характеризуемый степенью контроля, заботы и опеки, теснотой эмоциональных контактов между родителями и ребенком (эмоционально теплый — эмоционально холодный), характером руководства поведением ребенка со стороны взрослых (демократический — авторитарный), количеством запретов (ограничительный — попустительский) и т.п. Влияние С. в. на развитие личности ребенка изучалось многими исследователями, особенно — в русле теории социального научения. Так, например, было показано, что крайне неблагоприятен С. в., сочетающий эмоциональную холодность с попустительством. Подобный С. в. с высокой вероятностью приводит к нарушениям в развитии личности и кдевиантному поведению. А.Л.Венгер

Источник: Венгер А.Л. (ред.) Психология развития. 2005

Стили воспитания

Неустойчивость стиля воспитания (шкала Н).
Под неустойчивостью стиля воспитания детей и подростков понимается резкая смена приемов воспитания, скажем, от очень строгого к либеральному, от значительного внимания к ребенку до эмоционального отвержения (Эйдемиллер Э. Г., 1996). Такой стиль воспитания содействует проявлению таких черт, как упрямство, склонность противостоять авторитетам, что часто наблюдается у детей с отклонениями характера (Leonhard К.).
Рассмотрим наиболее типичные сочетания отклонений в воспитании, которые позволяют проанализировать причины отклонений в характере ребенка, и также быть поводом для возникновения отклонений в поведении и возникновения непсихических психогенных нарушений (см. табл.).
Потворствующая гиперпротекция (сочетание шкал Г+, У+ при Т, 3, С). Ребенок находится в центре внимания семьи с максимальной направленностью на удовлетворение его потребностей. При этом типе воспитания формируются демонстративные (истероидные) и гипертимные черты личности у подростка.
Доминирующая гиперпротекция (Г+, У, Т, 3+, С). Ребенок в центре внимания семьи, ему уделяется много времени и сил, но существует много запретов, и ребенок лишен самостоятельности. У гипертимных подростков, в результате такого воспитания, усиливаются реакции эмансипации, и они склонны к острым эффективным реакциям, направленным вовне. При тревожномнительных чертах у подростков закрепляются астенические черты.
Повышенная моральная ответственность (Г+, У, Т+, 3, С). Это воспитание, где ребенок также находится в центре родительского внимания, но уровень требований высок. Потребность ребенка удовлетворяется недостаточно. Развивается тревожномнительный тип личности.
Эмоциональное отвержение (Г, У, Т, 3, С). В основе его лежат невосприятие ребенка и неудовлетворение его потребностей. Может быть связано с бессознательными механизмами внутренней жизни родителей, осуществляющих перенос отрицательных переживаний из своего детства на жизнь своего ребенка или механизмами отождествления. Крайний вариант такого воспитания – «Золушка». Ребенок ощущает себя отверженным, ненужным. Заостряются черты инертноимпульсивной (эпилептоидной) акцентуации личности или эпилептоидной психопатии. У детей и подростков с астенической структурой характера или эмоциональнолабильной могут появиться невротические расстройства.
При жестоком обращении родителей с детьми (Г, У, Т, 3, С) на первом плане эмоциональное отвержение и неудовлетворение потребностей при наличии системы наказаний и запретов. Могут появиться различные расстройства в поведении.
Гипопротекция (Г, У, Т, 3, С). Ребенок предоставлен самому себе. Такое воспитание ведет к делинкветности и асоциальности поведения.
Рассмотрим психологические причины отклонений в семейном воспитании. Э. Г. Эйдемиллер в этом смысле рассматривает 2 группы причин.

Источник: Дроздов А.А., Дроздова М.В. Справочник психотерапевта. 2005

Найдено научных статей по теме — 8

Читать PDF
309.40 кб

Стиль семейного воспитания и особенности

Тараканова Валентина Викторовна, Слабожанинова Кристина Александровна
В статье рассматривается детско-родительские отношения влияющие на общение детей дошкольного возраста с взрослыми и сверстниками.
Читать PDF
380.13 кб

Стиль воспитания детей в семьях спортсменов-профессионалов

Дуванина Алёна Васильевна, Станиславская Ирина Геннадиевна
В тексте статьи представлены психологические особенности стиля воспитания в семьях спортсменов-профессионалов Идея авторского процесса консультирования заключается в работе с особенностями семей спортсменов-профессионалов при помо
Читать PDF
3.68 мб

Стиль отношений педагогов и обучающихся как средство воспитания культуры общения

Казарьянц Карине Эдуардовна
Читать PDF
110.44 кб

Эмоциональный интеллект и стиль воспитания девочек старшего подросткового возраста

Краснов Алексей Витальевич
Зарубежные психологи полагают, что одним из факторов развития эмоционального интеллекта является влияние родителей. Однако эмпирические исследования, подтверждающие это положение, не многочисленны.
Читать PDF
1.62 мб

Сбалансированный стиль родительского воспитания и его влияние на развитие личности детей

Сергей Александрович Капустин
В статье изложены результаты исследования семей, никогда не обращавшихся в психологическую консультацию. Для оценки нормальности и аномальности личности родителей и детей использовался экзистенциальный критерий.
Читать PDF
294.45 кб

Неоптимальный стиль воспитания как фактор риска употребления алкоголя подростками в Украине

Якунчикова Елена Петровна, Андреева Татьяна Ильинична
АКТУАЛЬНОСТЬ: Целью этого исследования было изучение связи между употреблением алкоголя подростками и отношениями с родителями/ стилем воспитания в Украине.
Читать PDF
5.67 мб

Патологизирующий стиль воспитания и семейная тревога в семьях детей, больных гастродуоденитом

Билецкая Марина Петровна, Купреничева Таисия Валерьевна
В этом исследовании с целью изучения стиля воспитания и семейной тревоги было исследовано 150 семей детей от 8 до 11 лет, больных гастродуоденитом и 150 семей с условно здоровыми детьми.
Читать PDF
37.25 мб

Стиль семейного воспитания как фактор, влияющий на развитие уверенности у детей школьного возраста

Орлова Анастасия Валерьевна
В данной статье рассматриваются основные стили семейного воспитания (а именно: авторитарный, либеральный, демократический и индифферентный, согласно классификации Д.

Похожие термины:

  • ОПЕКАЮЩИЙ СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ

    стиль воспитания, при котором родители стремятся оградить ребенка от трудностей, мотивируя это заботой и тревогой, что с ребенком что-либо случится, осуществляют постоянный мелочный контроль и ли
  • СТИЛЬ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

    система или совокупность эмоционального отношения родителей к ребенку, восприятия ребенка родителями и способов поведения с ним. Обычно выделяются три стиля семейного воспитания: демократическ
  • ХАОТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ

    отсутствие единого подхода к воспитанию, ясно выраженных, определенных, конкретных требований к ребенку или противоречия, разногласия в выборе воспитательных средств между родителями.
  • Авторитарный стиль воспитания

    См. Стили воспитания детей.
  • Авторитетный стиль воспитания

    (authoritative style) — один из трех стилей родительского воспитания, описанный Баумринд; характеризуется высоким уровнем контроля, зрелостью требований, предъявляемых к ребенку и высоким качеством общен
  • Стиль родительского воспитания

    способ воздействия на детей, характеризующийся уровнем контроля за их поведением и эмоциональной теплотой отношений. Чаще других выделяют авторитетный, авторитарный, либеральный и индифферентн
  • ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ

    стиль воспитания, при котором родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей, включая их в принятие решений в семье в соответствии с возрастными возможностями.
  • ПОПУСТИТЕЛЬСКИЙ СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ

    (либеральный, снисходительный) стиль воспитания, при котором родители устраняются от руководства и контроля, вследствие чего решающее слово в принятии решений остается за детьми.