Стиль воспитания

Предыдущий термин:
СТИЛЬ

Следующий термин:
стиль деятельности

Содержание:

Найдено 2 определения термина Стиль воспитания

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [современное]

Стиль воспитания

стиль взаимоотношений с ребенком в семье, характеризуемый степенью контроля, заботы и опеки, теснотой эмоциональных контактов между родителями и ребенком (эмоционально теплый — эмоционально холодный), характером руководства поведением ребенка со стороны взрослых (демократический — авторитарный), количеством запретов (ограничительный — попустительский) и т.п. Влияние С. в. на развитие личности ребенка изучалось многими исследователями, особенно — в русле теории социального научения. Так, например, было показано, что крайне неблагоприятен С. в., сочетающий эмоциональную холодность с попустительством. Подобный С. в. с высокой вероятностью приводит к нарушениям в развитии личности и кдевиантному поведению. А.Л.Венгер
Оцените определение:

Источник: Психология развития. Словарь / Под. ред. А.Л. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 20

Стили воспитания

Неустойчивость стиля воспитания (шкала Н).

Под неустойчивостью стиля воспитания детей и подростков понимается резкая смена приемов воспитания, скажем, от очень строгого к либеральному, от значительного внимания к ребенку до эмоционального отвержения (Эйдемиллер Э. Г., 1996). Такой стиль воспитания содействует проявлению таких черт, как упрямство, склонность противостоять авторитетам, что часто наблюдается у детей с отклонениями характера (Leonhard К.).

Рассмотрим наиболее типичные сочетания отклонений в воспитании, которые позволяют проанализировать причины отклонений в характере ребенка, и также быть поводом для возникновения отклонений в поведении и возникновения непсихических психогенных нарушений (см. табл.).

Потворствующая гиперпротекция (сочетание шкал Г+, У+ при Т, 3, С). Ребенок находится в центре внимания семьи с максимальной направленностью на удовлетворение его потребностей. При этом типе воспитания формируются демонстративные (истероидные) и гипертимные черты личности у подростка.

Доминирующая гиперпротекция (Г+, У, Т, 3+, С). Ребенок в центре внимания семьи, ему уделяется много времени и сил, но существует много запретов, и ребенок лишен самостоятельности. У гипертимных подростков, в результате такого воспитания, усиливаются реакции эмансипации, и они склонны к острым эффективным реакциям, направленным вовне. При тревожномнительных чертах у подростков закрепляются астенические черты.

Повышенная моральная ответственность (Г+, У, Т+, 3, С). Это воспитание, где ребенок также находится в центре родительского внимания, но уровень требований высок. Потребность ребенка удовлетворяется недостаточно. Развивается тревожномнительный тип личности.

Эмоциональное отвержение (Г, У, Т, 3, С). В основе его лежат невосприятие ребенка и неудовлетворение его потребностей. Может быть связано с бессознательными механизмами внутренней жизни родителей, осуществляющих перенос отрицательных переживаний из своего детства на жизнь своего ребенка или механизмами отождествления. Крайний вариант такого воспитания – «Золушка». Ребенок ощущает себя отверженным, ненужным. Заостряются черты инертноимпульсивной (эпилептоидной) акцентуации личности или эпилептоидной психопатии. У детей и подростков с астенической структурой характера или эмоциональнолабильной могут появиться невротические расстройства.

При жестоком обращении родителей с детьми (Г, У, Т, 3, С) на первом плане эмоциональное отвержение и неудовлетворение потребностей при наличии системы наказаний и запретов. Могут появиться различные расстройства в поведении.

Гипопротекция (Г, У, Т, 3, С). Ребенок предоставлен самому себе. Такое воспитание ведет к делинкветности и асоциальности поведения.

Рассмотрим психологические причины отклонений в семейном воспитании. Э. Г. Эйдемиллер в этом смысле рассматривает 2 группы причин.

Источник: А. А. Дроздов, М. В. Дроздова. Справочник психотерапевта, 2005 г

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Стиль воспитания детей в семьях спортсменов-профессионалов

Дуванина Алёна Васильевна, Станиславская Ирина Геннадиевна
В тексте статьи представлены психологические особенности стиля воспитания в семьях спортсменов-профессионалов Идея авторского процесса консультирования заключается в работе с особенностями семей спорт
Читать PDF

Эмоциональный интеллект и стиль воспитания девочек старшего подросткового возраста

Краснов Алексей Витальевич
Зарубежные психологи полагают, что одним из факторов развития эмоционального интеллекта является влияние родителей. Однако эмпирические исследования, подтверждающие это положение, не многочисленны.
Читать PDF

Неоптимальный стиль воспитания как фактор риска употребления алкоголя подростками в Украине

Якунчикова Елена Петровна, Андреева Татьяна Ильинична
АКТУАЛЬНОСТЬ: Целью этого исследования было изучение связи между употреблением алкоголя подростками и отношениями с родителями/ стилем воспитания в Украине.
Читать PDF

Неоптимальный стиль воспитания как фактор риска употребления алкоголя подростками в Украине

Якунчикова Елена Петровна, Андреева Татьяна Ильинична
АКТУАЛЬНОСТЬ: Целью этого исследования было изучение связи между употреблением алкоголя подростками и отношениями с родителями/ стилем воспитания в Украине.
Читать PDF

Сбалансированный стиль родительского воспитания и его влияние на развитие личности детей

Сергей Александрович Капустин
В статье изложены результаты исследования семей, никогда не обращавшихся в психологическую консультацию.
Читать PDF

Стиль отношений педагогов и обучающихся как средство воспитания культуры общения

Казарьянц Карине Эдуардовна
Читать PDF

Стиль отношений педагогов и обучающихся как средство воспитания культуры общения

Казарьянц Карине Эдуардовна
Читать PDF

Психологические особенности трансформации адаптивного стиля поведения человека в преобразующий стиль

Сердюкова Елена Федоровна
В статье проанализированы психологические особенности трансформации адаптивного стиля поведения человека посредством психотренинга.
Читать PDF

Изучение чувствительности показателей тестовой методики «Стиль саморегуляции поведения» при проведен

Тулынина Анна Юрьевна
В статье описывается исследование с использованием пиктополиграфического метода.
Читать PDF

Гармоничный когнитивный стиль как оперирование словесно-логическими и образными компонентами мышлени

Порфирьева Наталья Михайловна
Проводится анализ когнитивных стилей в их связи с общими закономерностями мышления.
Читать PDF

«Индивидуальный стиль деятельности» будущего учителя музыки и его становление в условиях психолого-п

Калугина Наталья Андреевна
Психолого-педагогическая подготовка будущего учителя музыки, по мнению автора, должна быть направлена не только на профессиональную подготовку как педагога, но и на формирование личностных умений и на
Читать PDF

Профессиональная психологическая компетентность и стиль педагогической деятельности учителя

Щербакова Т.Н.

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!