Стиль руководства группой

Предыдущий термин:
СТИЛЬ РУКОВОДСТВА

Следующий термин:
Стиль телеграфный

Содержание:

Найдено 1 определение:

Стиль руководства группой

1. Авторитарный – руководитель определяет и направляет групповое поведение.

2. Демократичный – формирует групповое поведение через групповую дискуссию.

3. Попустительствующий – устраняется от руководства группой, отдает всю власть членам группы.

Основные разногласия современной групповой психотерапии сводятся к вопросу, насколько руководитель должен принимать участие в группе.

Лэкин и Констанцо подчеркивают, что руководителю важно преодолевать стремление группы к зависимости и сообщать им уверенность в их способности к самоуправлению.

Задачей руководителя является обеспечение надежной, продуктивной атмосферы, благоприятствующей независимости и автономии. Он будет действовать осмотрительно, понимая, что групповые процессы развиваются и им требуется время, чтобы созреть. Чем более активны участники (эффективны), тем менее активен руководитель.

По данным различных авторов, руководитель группы осуществляет разнообразные функции одновременно. Функция лидера. Состоит в проявлении власти, оказании постоянного воздействия на членов группы. Практически проявляется при всех стилях руководства в большей или меньшей степени завуалированности. При авторитарном стиле участники группы очень зависимы от терапевта, при попустительствующем – зависимость минимальна. Активной роли терапевта особое внимание уделяет школа трансактного анализа, психодраматическое направление и гештальттерапия.

1. Функция эксперта. В этой роли терапевт комментирует процессы в группе, выясняет смысл отношений в трансакциях. Позволяет участникам более объективно оценивать свое поведение, как оно действует на других, в конечном счете, как оно влияет на содержание их образа «Я» в сложившихся обстоятельствах. Особого участия в обсуждении не принимает, своих чувств не выражает, может предложить какойнибудь психотерапевтический прием. Он координирует обсуждение, не навязывает какоелибо решение, не высказывает свое мнение. Терапевт помогает группе рассмотреть проблему с позиции обнаружения скрытых механизмов психической жизни человека, ведущих его к дезадаптации в среде.

2. Функция катализатора. В этой роли терапевт способствует развитию событий. Время от времени он обобщает и комментирует все, что происходит в группе. В этой роли он бывает очень полезен для развития процесса межличностного общения, для оживления интеракций в группе. Свои комментарии терапевт преподносит в виде резюмированного описания групповой деятельности без выражения чувств и оценок. Фиберт (1968) в этом смысле выразился так: «Руководитель как бы держит перед группой зеркало для того, чтобы участники могли видеть свое поведение; упрекает их за поверхностность в выражении чувств и побуждает к близости».

3. Функция как образец участника. Это роль аутентичной личности в группе. В некоторых источниках трактуется как дирижер группового поведения. Терапевт ведет себя как один из членов группы, стараясь стать моделью для подражания. Он участвует во всех упражнениях и действиях группы, в обсуждении как равный член группы, выражает свои подлинные чувства по отношению к ситуации или члену группы, может раскрывать свои личные переживания. Эту функцию полезно использовать на разных этапах групповой динамики, особенно в стадии конструктивных обсуждений.

Открытость и аутентичность психотерапевта являются дискуссионным вопросом в психотерапии. Б. КгаШсЬуЦ (1978) считает, что при проявлениях аутентичности следует ввести некоторые ограничения, связанные с личными качествами терапевта и потребностями группы. Искренность терапевта будет ему мешать при раздражительности, негативных чувствах, упрямстве и будет помогать ему в процессе терапии в отношении мягкости, сочувствия, теплоты. Сам терапевт должен выбрать степень своей аутентичности в группе.

С другой стороны, чрезмерная откровенность терапевта приводит к обсуждению его проблем в группе. Аутентичность следует выражать в той степени, насколько она способствует основным задачам и целям групповой терапии.

Иногда в группе следует проявлять чувства, противоположные испытываемым. Это касается негативных чувств в отношении какогонибудь девианта в группе, чтобы оказывать ему поддержку и уравновесить, таким образом, негативное отношение к нему со стороны других участников группы.

Оцените определение:

Источник: А. А. Дроздов, М. В. Дроздова. Справочник психотерапевта, 2005 г

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Педагогический стиль руководства как фактор образовательной среды, влияющий на психологическую безоп

Беляева Т.Б., Беляева П.И.
Состояние психологической безопасности младшего школьника определяется многими факторами образовательной среды.
Читать PDF

Стиль руководства в малых группах и его связь с мотивацией и социально-психологическим климатом

Карпов В.В.
Исследование автора по малым группам организации предлагает теоретическое обоснование и эмпирическое подтверждение взаимосвязи стиля руководства, мотивации и социально-психологического климата.
Читать PDF

Стиль руководства как фактор социально-психологического климата коллектива и удовлетворенности работ

Нечепоренко О. П.
Анализируется взаимосвязь стиля руководства, удовлетворенности работой сотрудниками и социально-психологического климата в двух реально существующих организациях.
Читать PDF

Стиль руководства как фактор эффективного менеджмента сферы культуры

Юдина А.И.
В статье автор рассматривает актуальную проблему эффективного менеджмента сферы культуры.
Читать PDF

ЭФФЕКТИВНЫЙ СТИЛЬ РУКОВОДСТВА КОМАНДИРОВ УЧЕБНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ

Лебедев Максим Алексеевич
В статье рассматриваются современные стили руководства командиров учебных подразделений. Характеризуются вклады российских и зарубежных ученых.
Читать PDF

Психологические особенности трансформации адаптивного стиля поведения человека в преобразующий стиль

Сердюкова Елена Федоровна
В статье проанализированы психологические особенности трансформации адаптивного стиля поведения человека посредством психотренинга.
Читать PDF

Разработка аппаратуры для сопровождения групповых психотренингов

Хало П.В.
Читать PDF

Изучение чувствительности показателей тестовой методики «Стиль саморегуляции поведения» при проведен

Тулынина Анна Юрьевна
В статье описывается исследование с использованием пиктополиграфического метода.
Читать PDF

Исследование одиночества в условиях групповой (тюремной) изоляции

Лапшина Т.Ю.
Читать PDF

Гармоничный когнитивный стиль как оперирование словесно-логическими и образными компонентами мышлени

Порфирьева Наталья Михайловна
Проводится анализ когнитивных стилей в их связи с общими закономерностями мышления.
Читать PDF

Методы наблюдения и психосемантические методы исследования группового процесса в учебно-терапевтичес

Дмитриева Т.В.
В статье представлены результаты теоретического и практического исследования по оценке группового процесса в динамических учебно-терапевтических группах, в которых проходили подготовку групповые психо
Читать PDF

Формирование групповой сплоченности средствами социально-психологического тренинга

Макаров Юрий Васильевич
Дан анализ основных теорий и концепций групповой сплоченности в зарубежной и отечественной социальной психологии.

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!