Стиль руководства группой это что такое Стиль руководства группой: определение — Психология.НЭС
СТИЛЬ РУКОВОДСТВА Стиль телеграфный

Стиль руководства группой

Найдено 1 определение:

Стиль руководства группой

1. Авторитарный – руководитель определяет и направляет групповое поведение.

2. Демократичный – формирует групповое поведение через групповую дискуссию.

3. Попустительствующий – устраняется от руководства группой, отдает всю власть членам группы.

Основные разногласия современной групповой психотерапии сводятся к вопросу, насколько руководитель должен принимать участие в группе.

Лэкин и Констанцо подчеркивают, что руководителю важно преодолевать стремление группы к зависимости и сообщать им уверенность в их способности к самоуправлению.

Задачей руководителя является обеспечение надежной, продуктивной атмосферы, благоприятствующей независимости и автономии. Он будет действовать осмотрительно, понимая, что групповые процессы развиваются и им требуется время, чтобы созреть. Чем более активны участники (эффективны), тем менее активен руководитель.

По данным различных авторов, руководитель группы осуществляет разнообразные функции одновременно. Функция лидера. Состоит в проявлении власти, оказании постоянного воздействия на членов группы. Практически проявляется при всех стилях руководства в большей или меньшей степени завуалированности. При авторитарном стиле участники группы очень зависимы от терапевта, при попустительствующем – зависимость минимальна. Активной роли терапевта особое внимание уделяет школа трансактного анализа, психодраматическое направление и гештальттерапия.

1. Функция эксперта. В этой роли терапевт комментирует процессы в группе, выясняет смысл отношений в трансакциях. Позволяет участникам более объективно оценивать свое поведение, как оно действует на других, в конечном счете, как оно влияет на содержание их образа «Я» в сложившихся обстоятельствах. Особого участия в обсуждении не принимает, своих чувств не выражает, может предложить какойнибудь психотерапевтический прием. Он координирует обсуждение, не навязывает какоелибо решение, не высказывает свое мнение. Терапевт помогает группе рассмотреть проблему с позиции обнаружения скрытых механизмов психической жизни человека, ведущих его к дезадаптации в среде.

2. Функция катализатора. В этой роли терапевт способствует развитию событий. Время от времени он обобщает и комментирует все, что происходит в группе. В этой роли он бывает очень полезен для развития процесса межличностного общения, для оживления интеракций в группе. Свои комментарии терапевт преподносит в виде резюмированного описания групповой деятельности без выражения чувств и оценок. Фиберт (1968) в этом смысле выразился так: «Руководитель как бы держит перед группой зеркало для того, чтобы участники могли видеть свое поведение; упрекает их за поверхностность в выражении чувств и побуждает к близости».

3. Функция как образец участника. Это роль аутентичной личности в группе. В некоторых источниках трактуется как дирижер группового поведения. Терапевт ведет себя как один из членов группы, стараясь стать моделью для подражания. Он участвует во всех упражнениях и действиях группы, в обсуждении как равный член группы, выражает свои подлинные чувства по отношению к ситуации или члену группы, может раскрывать свои личные переживания. Эту функцию полезно использовать на разных этапах групповой динамики, особенно в стадии конструктивных обсуждений.

Открытость и аутентичность психотерапевта являются дискуссионным вопросом в психотерапии. Б. КгаШсЬуЦ (1978) считает, что при проявлениях аутентичности следует ввести некоторые ограничения, связанные с личными качествами терапевта и потребностями группы. Искренность терапевта будет ему мешать при раздражительности, негативных чувствах, упрямстве и будет помогать ему в процессе терапии в отношении мягкости, сочувствия, теплоты. Сам терапевт должен выбрать степень своей аутентичности в группе.

С другой стороны, чрезмерная откровенность терапевта приводит к обсуждению его проблем в группе. Аутентичность следует выражать в той степени, насколько она способствует основным задачам и целям групповой терапии.

Иногда в группе следует проявлять чувства, противоположные испытываемым. Это касается негативных чувств в отношении какогонибудь девианта в группе, чтобы оказывать ему поддержку и уравновесить, таким образом, негативное отношение к нему со стороны других участников группы.

Оцените определение:

Источник: Полный справочник психотерапевта

Найдено рефератов по теме Стиль руководства группой — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Педагогический стиль руководства как фактор образовательной среды, влияющий на психологическую безоп

Беляева Т.Б., Беляева П.И.
Состояние психологической безопасности младшего школьника определяется многими факторами образовательной среды. Выявлено, что в начальной школе стиль педагогического действия учителя выступает в качестве средообразующего фактора, определяя не только особенности дидактического процесса и взаимоотношений, но также и пространственно-предметные характеристики среды. Установлено, что демократический стиль способствует переживанию детьми психологической безопасности, либеральный же в этом контексте является самым неблагоприятным.
Скачать PDF

Стиль руководства в малых группах и его связь с мотивацией и социально-психологическим климатом

Карпов В.В.
Исследование автора по малым группам организации предлагает теоретическое обоснование и эмпирическое подтверждение взаимосвязи стиля руководства, мотивации и социально-психологического климата. Используемое понятие «мотивационный профиль» придает результатам исследования яркий социологический и психологический оттенок.Research of the author on small gruops of the organization offer theoretical substantiation and empirical acknowledgment of interrelation of style of sociologic-psychological climate. The used concept motivational structure gives to results of research a bright social and psychology.
Скачать PDF

Стиль руководства как фактор социально-психологического климата коллектива и удовлетворенности работ

Нечепоренко О. П.
Анализируется взаимосвязь стиля руководства, удовлетворенности работой сотрудниками и социально-психологического климата в двух реально существующих организациях. В организации № 1 при коллегиальном (демократическом) стиле управления выявлен благоприятный психологический климат и удовлетворенность работой сотрудниками организации. В организации № 2 выявлен директивный (авторитарный) стиль руководства, неопределенный, противоречивый психологический климат в коллективе и низкая степень удовлетворенности сотрудников деятельностью, организацией, руководством, условиями работы, взаимоотношениями с коллегами
Скачать PDF

Стиль руководства как фактор эффективного менеджмента сферы культуры

Юдина А.И.
В статье автор рассматривает актуальную проблему эффективного менеджмента сферы культуры. В качестве определяющего фактора реализации данного процесса обосновано значение стиля руководства учреждением культуры как творческой организацией. Выделены особенности руководства творческой организацией, которые, по мнению автора, заключаются в упорядоченности, креативности и инновационности. Правильно выбранный стиль управления руководителя является фактором формирования позитивного имиджа организации, залогом ее успеха и обеспечивает динамику развития творческой организации. Особое внимание в статье уделяется исследованию психофизиологических особенностей творчески одаренной личности. В категории управления персоналом творческая личность является нестандартным ресурсом. Руководитель объективно должен представлять себе конечную цель творческого процесса, четко мотивировать и стимулировать сотрудников. Творческий персонал требует от управленца индивидуального подхода к каждому сотруднику, умения находить взаимопонимание и компромиссы. В статье представлены результаты пилотного исследования выявления личностных характеристик творчески одаренных людей. Данное исследование позволило выделить особенности, которые необходимо учитывать руководителю творческой организации сферы культуры для эффективного менеджмента.
Скачать PDF

ЭФФЕКТИВНЫЙ СТИЛЬ РУКОВОДСТВА КОМАНДИРОВ УЧЕБНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ

Лебедев Максим Алексеевич
В статье рассматриваются современные стили руководства командиров учебных подразделений. Характеризуются вклады российских и зарубежных ученых. Приводятся примеры востребованности высокого уровня профессиональной компетенции. Характеризуются стили руководства. В итоге подтверждается актуальность проводимого исследования.
Скачать PDF

Психологические особенности трансформации адаптивного стиля поведения человека в преобразующий стиль

Сердюкова Елена Федоровна
В статье проанализированы психологические особенности трансформации адаптивного стиля поведения человека посредством психотренинга. Обоснована возможность преобразования структур интегральной индивидуальности студента в целом через специально организованное воздействие на личностный и социально-психологический уровни.
Скачать PDF

Разработка аппаратуры для сопровождения групповых психотренингов

Хало П.В.
Скачать PDF

Изучение чувствительности показателей тестовой методики «Стиль саморегуляции поведения» при проведен

Тулынина Анна Юрьевна
В статье описывается исследование с использованием пиктополиграфического метода.
Скачать PDF

Исследование одиночества в условиях групповой (тюремной) изоляции

Лапшина Т.Ю.
Скачать PDF

Гармоничный когнитивный стиль как оперирование словесно-логическими и образными компонентами мышлени

Порфирьева Наталья Михайловна
Проводится анализ когнитивных стилей в их связи с общими закономерностями мышления. Рассматриваются синистральный и декстральный модусы мышления как выбор когнитивной стратегии, опирающейся на понятия или образы. Ставится проблема выделения гармоничного когнитивного стиля, основанного как на словесно-логических, так и на образных компонентах мышления. Приводится эмпирическое обоснование высказанной точки зрения. Даётся содержательная характеристика гармоничного сочетания когнитивных стилей.
Скачать PDF

Методы наблюдения и психосемантические методы исследования группового процесса в учебно-терапевтичес

Дмитриева Т.В.
В статье представлены результаты теоретического и практического исследования по оценке группового процесса в динамических учебно-терапевтических группах, в которых проходили подготовку групповые психотерапевты и психологи. Анализируется существующая проблема оценки группового процесса. Рассматривается построение модели группового процесса и разработка психосемантических методов его исследования.
Скачать PDF

Формирование групповой сплоченности средствами социально-психологического тренинга

Макаров Юрий Васильевич
Дан анализ основных теорий и концепций групповой сплоченности в зарубежной и отечественной социальной психологии. Рассматривается модель групповой сплоченности через формирование единства в эмоциональной сфере, когнитивной и поведенческой. Предложена авторская модель социально-психологического тренинга по формированию групповой сплоченности.
Скачать PDF