СТИЛЬ КОГНИТИВНЫЙ

Найдено 10 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Когнитивные стили
индивидуально-своеобразные способы переработки информации о своем окружении.

Источник: Карпов А. Психология менеджмента, 2005 г

СТИЛЬ КОГНИТИВНЫЙ
стиль или характерный способ решения человеком различных познавательных (когнитивных) задач.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

КОГНИТИВНЫЙ СТИЛЬ
Как утверждается – характерный стиль или способ, используемый в подходе к решению задач. Было выявлено несколько измерений, по которым могут различаться когнитивные стили людей. См. сглаживание – заострение и зависимость от поля – независимость от поля, рефлективность – импульсивность.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

КОГНИТИВНЫЙ СТИЛЬ
от греч. stylos - буквально, стержень для письма) - 1) относительно устойчивые индивидуальные особенности познавательных процессов субъекта, которые выражаются в используемых им познавательных стратегиях; 2) совокупность частных познавательных установок или видов контроля, устанавливаемых набором специально подобранных тестов.

Источник: Словарь по профориентации и психологической поддержке

Когнитивный стиль
Словообразование. Происходит от лат. cоgnitiо - знание и греч. stylos - букв. стержень для письма.
Категория. Устойчивые индивидуальные особенности познавательных процессов, предопределяющие использование различных исследовательских стратегий.
Специфика. Неочевидным образом связан с эффективностью решения познавательных задач, так как характеризуется выбором какого-либо одного из возможных и примерно равнозначных путей их решения.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

Когнитивный стиль
термин, обозначающий характерный стиль или способ, используемый индивидом в подходе к решению задач. Различают следующие когнитивные стили: 1. импульсивность-рефлексивность – эмоциональность, склонность действовать первым пришедшим в голову образом, или рациональность, тенденция тщательно и всесторонне обдумывать свои выводы и решения; 2. сглаживание-заострение - игнорирование необычных аспектов ситуации или, напротив, их обостренное восприятие, подчеркивание; 3. зависимость от поля-независимость - полагание на мнение окружающих или самостоятельность в суждениях.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

Когнитивный стиль
(лат. — cognition — знание и греч. stylos — стержень для письма). Характеристика личности, теоретически обоснованная А. Адлером. Представляет собой устойчивые индивидуальные особенности познавательных процессов, предопределяющие использование различных исследовательских стратегий. Г. Олпорт рассматривал К.с. как интегральную систему личности инструментального порядка (способы и средства для достижения целей). Выделяют такие типы К.с: дифференцированность — глобальность; сложность — простота; интернальный локус контроля — экстернальный; локус каузальности; артикулированность — монолитность и др.

Источник: Творчество (теория диагностика технологии). Словарь справочник. 2014

СТИЛЬ КОГНИТИВНЫЙ
1. Относительно устойчивые индивидуальные особенности процессов познавательных субъекта, выражаемые в используемых им стратегиях познавательных.
2. Совокупность частных установок познавательных или видов контроля, устанавливаемых набором специально подобранных тестов.
Иногда в это понятие включаются и познавательные, и мотивационно-личностные мотивы. Это - и индивидуальная стратегия решения задач познавательных, и особенности взаимоотношения личности с окружением социальным, и присущий ей способ регуляции собственной аффективной жизни, свойства ее Я-концепции.
В качестве показателей различий индивидуальных в деятельности познавательной могут рассматриваться и другие виды стиля когнитивного - например, сложность когнитивная.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

КОГНИТИВНЫЙ СТИЛЬ
от лат. cognitio — познание и греч. stylos — стержень) — устойчивые структурно-динамические особенности познавательной деятельности, отражающие индивидуальные различия во внутренней организации процессов переработки информации человеком. В выделении К. с. как специфических параметров индивидуальности проявилась характерная для современной психологии тенденция рассматривать переработку информации человеком как системный феномен. Это означает, что в реальной познавательной деятельности участвуют, как правило, не отдельные изолированные процессы, а их совокупность. Их организация в составе единой системы порождает новое качество, которое не может быть охарактеризовано на основе изолированных оценок, напр, свойств внимания или особенностей памяти. По своему положению в структуре индивидуальности К. с. занимает промежуточное положение между традиционными свойствами личности и свойствами нервной системы. С первыми К. с. роднит то, что они представляют собой проявление общих закономерностей личностной организации в сфере познания; со вторыми — то, что предметом оценки являются динамические аспекты переработки информации. Имеются, однако, и специфические особенности, позволяющие рассматривать данный подход как обладающий определенной самостоятельностью: 1) связь познавательных процессов со свойствами личности является сложной и многозначной: одни и те же особенности переработки информации у разных людей могут быть связаны- с различными личностными особенностями; 2) среди динамических аспектов переработки информации данный подход концентрирует внимание на устойчивых стратегиях организации и переработки относительно сложной информации по сравнению с более элементарными характеристиками (напр., скорость, интенсивность и т. п.), которые оцениваются в рамках концепции свойств нервной системы с помощью достаточно простых стимулов. К числу основных К. с. относятся полезависимость—поленезависимость, сложность познавательных структур, ригидность—гибкость, рефлексивность—импульсивность и др.

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

Когнитивный стиль
относительно устойчивые типические особенности познавательной деятельности человека, которые выражаются в используемых им познавательных стратегиях. К основным К. с. относятся следующие:
Локус контроля (от лат. locus — «местоположение») — характеризует склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внутренним или внешним факторам. Экстерналъностъ — внешний локус контроля, при котором человек склонен приписывать причины происходящего внешним факторам (окружающей среде, судьбе, случаю). Интерналъностъ — внутренний локус контроля, когда человек возлагает ответственность за происходящее в его жизни на себя.
Полезависимость — преимущественная ориентация человека на внешние обстоятельства при объяснении причин своего успеха или неудач.
Поленезависимость — ориентация на собственное мнение и силы при объяснении своих успехов.
Рефлексивность — импульсивность. Отличающиеся импульсивностью хотят быстрого успеха, поэтому склонны немедленно реагировать на проблемную ситуацию. Однако при этом гипотезы выдвигаются и принимаются ими без тщательного продумывания и в итоге часто оказываются неверными. Для рефлексивных людей, напротив, характерно замедленное реагирование в такой ситуации, решение принимается на основе тщательного взвешивания всех «за» и «против». Они стараются не допускать ошибок, для чего собирают больше информации о стимуле перед ответом, используют более продуктивные способы решения задач, успешнее применяют приобретенные в процессе обучения стратегии деятельности в новых условиях.
Ригидность — гибкость познавательного контроля. Эти стили связаны с легкостью или трудностью смены способа деятельности или переключения с одного информационного алфавита на другой. Трудность смены или переключения ведет к узости и негибкости познавательного контроля, к его ригидности. Легкость смены и переключения характеризует гибкий контроль.
Литература
Клаус Г. Дифференциальная психология обучения. М., 1987.
Колга В. А. Исследование когнитивных стилей в СССР // Интегральное исследование индивидуальности: стиль деятельности и общения. Пермь, 1992.
Холодная М. А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. М., 2002.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 11

Читать PDF
1.13 мб

Понятийные структуры знаний и когнитивный стиль

Гаврилова Татьяна Альбертовна, Лещева Ирина Анатольевна
Структурирование знаний — один из малоизученных когнитивных процессов, который существенно влияет как на процессы обучения, так и на эффективность процессов передачи знаний в рамках профессиональной деятельности.
Читать PDF
157.01 кб

Когнитивный стиль и индивидуальные особенности общения

Гомзякова Наталья Николаевна, Сироштаненко Татьяна Геннадьевна
Статья посвящена рассмотрению когнитивной организации человека в качестве детерминанты особенностей общения. Приводятся данные об особенностях общения лиц с высокими и низкими показателями когнитивной дифференцированности.
Читать PDF
213.79 кб

Пол и когнитивный стиль: артефакт исследования или закономерность?

Беловол Елена Владимировна
В статье анализируются результаты исследований, проведенных за последние 60 лет в рамках изучения особенностей проявления когнитивных стилей у мужчин и женщин.
Читать PDF
4.40 мб

Когнитивный стиль и интеллектуально-творческое развитие первоклассников

Чистикова М.А.
В статье представлены данные эмпирического исследования когнитивного стиля у первоклассников и его связи с их интеллектуально-творческим развитием.
Читать PDF
314.51 кб

Особенности психосоциальной адаптации и когнитивный стиль больных шизофренией

Петрова Н. Н., Задвинский В. Ю.
В задачи работы входило изучение особенностей психосоциальной адаптации больных шизофренией с учетом когнитивного стиля по параметру полезависимости/поленезависимости.
Читать PDF
758.33 кб

Когнитивный стиль личности как фактор эффективного распознавания лицевой экспрессии

Беловол Е.В., Хворова Е.М.
Лицевая экспрессия является одним из самых информативных источников невербальной информации.
Читать PDF
136.14 кб

Индивидуальный стиль деятельности и когнитивные стратегии изучения иностранного языка

Черенкова Белита Валентиновна
Рассматривается проблема влияния индивидуально-психологических особенностей учащихся на индивидуальный стиль деятельности и личностные стратегии, используемые ими в процессе изучения иностранного языка.
Читать PDF
616.18 кб

Аффективно-когнитивный стиль репрезентации отношений Я-Другой у лиц с суицидальным поведением

Соколова Е. Т., Коршунова А. Р.
Предметом публикации является обсуждение вопроса о соотношенииаффективных и когнитивных факторов личностного стиля, детерминирующих способность субъекта к поддержанию связных, целостных иобобщенных репрезентаций о социальном взаим
Читать PDF
2.13 мб

Когнитивный стиль конкретная/абстрактная концептуализация как интегральный параметр индивидуальности

Бельских И. А., Плотников Д. В.
С помощью методики дискриминации свойств понятий (МДСП) исследовано 167 студентов медицинского университета, непредъявлявших жалоб на состояние здоровья.
Читать PDF
540.30 кб

Гармоничный когнитивный стиль как оперирование словесно-логическими и образными компонентами мышлени

Порфирьева Наталья Михайловна
Проводится анализ когнитивных стилей в их связи с общими закономерностями мышления. Рассматриваются синистральный и декстральный модусы мышления как выбор когнитивной стратегии, опирающейся на понятия или образы.
Читать PDF
395.00 кб

Когнитивный стиль полезависимость- поленезависимость: индивидуальные различия, обусловленные целеуст

Богомаз С.А.
Обнаружена отрицательная корреляция между поленезависимостью и целеустремленностью. Выявлены индивидуальные особенности субъектов с высокой поленезависимостью, которые различались по критерию целеустремленности.

Похожие термины: