СТИЛЬ КОГНИТИВНЫЙ

Найдено 7 определений термина СТИЛЬ КОГНИТИВНЫЙ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

СТИЛЬ КОГНИТИВНЫЙ

1. Относительно устойчивые индивидуальные особенности процессов познавательных субъекта, выражаемые в используемых им стратегиях познавательных.

2. Совокупность частных установок познавательных или видов контроля, устанавливаемых набором специально подобранных тестов.

Иногда в это понятие включаются и познавательные, и мотивационно-личностные мотивы. Это - и индивидуальная стратегия решения задач познавательных, и особенности взаимоотношения личности с окружением социальным, и присущий ей способ регуляции собственной аффективной жизни, свойства ее Я-концепции.

В качестве показателей различий индивидуальных в деятельности познавательной могут рассматриваться и другие виды стиля когнитивного - например, сложность когнитивная.

Оцените определение:

Источник: С.Ю. Головин. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г

КОГНИТИВНЫЙ СТИЛЬ

от греч. stylos - буквально, стержень для письма) - 1) относительно устойчивые индивидуальные особенности познавательных процессов субъекта, которые выражаются в используемых им познавательных стратегиях; 2) совокупность частных познавательных установок или видов контроля, устанавливаемых набором специально подобранных тестов.

Источник: Словарь по профориентации и психологической поддержке

Когнитивный стиль

Словообразование. Происходит от лат. cоgnitiо - знание и греч. stylos - букв. стержень для письма.

Категория. Устойчивые индивидуальные особенности познавательных процессов, предопределяющие использование различных исследовательских стратегий.

Специфика. Неочевидным образом связан с эффективностью решения познавательных задач, так как характеризуется выбором какого-либо одного из возможных и примерно равнозначных путей их решения.

Источник: И. Кондаков. Психологический словарь, 2000 г

КОГНИТИВНЫЙ СТИЛЬ

Как утверждается – характерный стиль или способ, используемый в подходе к решению задач. Было выявлено несколько измерений, по которым могут различаться когнитивные стили людей. См. сглаживание – заострение и зависимость от поля – независимость от поля, рефлективность – импульсивность.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии/Под ред. А.Ребера,2002 г

Когнитивные стили

индивидуально-своеобразные способы переработки информации о своем окружении.

Источник: Карпов А. Психология менеджмента, 2005 г. Словарь основных терминов

КОГНИТИВНЫЙ СТИЛЬ

от лат. cognitio — познание и греч. stylos — стержень) — устойчивые структурно-динамические особенности познавательной деятельности, отражающие индивидуальные различия во внутренней организации процессов переработки информации человеком. В выделении К. с. как специфических параметров индивидуальности проявилась характерная для современной психологии тенденция рассматривать переработку информации человеком как системный феномен. Это означает, что в реальной познавательной деятельности участвуют, как правило, не отдельные изолированные процессы, а их совокупность. Их организация в составе единой системы порождает новое качество, которое не может быть охарактеризовано на основе изолированных оценок, напр, свойств внимания или особенностей памяти. По своему положению в структуре индивидуальности К. с. занимает промежуточное положение между традиционными свойствами личности и свойствами нервной системы. С первыми К. с. роднит то, что они представляют собой проявление общих закономерностей личностной организации в сфере познания; со вторыми — то, что предметом оценки являются динамические аспекты переработки информации. Имеются, однако, и специфические особенности, позволяющие рассматривать данный подход как обладающий определенной самостоятельностью: 1) связь познавательных процессов со свойствами личности является сложной и многозначной: одни и те же особенности переработки информации у разных людей могут быть связаны- с различными личностными особенностями; 2) среди динамических аспектов переработки информации данный подход концентрирует внимание на устойчивых стратегиях организации и переработки относительно сложной информации по сравнению с более элементарными характеристиками (напр., скорость, интенсивность и т. п.), которые оцениваются в рамках концепции свойств нервной системы с помощью достаточно простых стимулов. К числу основных К. с. относятся полезависимость—поленезависимость, сложность познавательных структур, ригидность—гибкость, рефлексивность—импульсивность и др.

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

Когнитивный стиль

термин, обозначающий характерный стиль или способ, используемый индивидом в подходе к решению задач. Различают следующие когнитивные стили: 1. импульсивность-рефлексивность – эмоциональность, склонность действовать первым пришедшим в голову образом, или рациональность, тенденция тщательно и всесторонне обдумывать свои выводы и решения; 2. сглаживание-заострение - игнорирование необычных аспектов ситуации или, напротив, их обостренное восприятие, подчеркивание; 3. зависимость от поля-независимость - полагание на мнение окружающих или самостоятельность в суждениях.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г

Показать еще...

Найдено научных статей по теме — 12

Гармоничный когнитивный стиль как оперирование словесно-логическими и образными компонентами мышлени

Порфирьева Наталья Михайловна
Проводится анализ когнитивных стилей в их связи с общими закономерностями мышления. Рассматриваются синистральный и декстральный модусы мышления как выбор когнитивной стратегии, опирающейся на понятия или образы. Ставится проблема выделения гармоничного когнитивного стиля, основанного как на словесно-логических, так и на образных компонентах мышления. Приводится эмпирическое обоснование высказанной точки зрения. Даётся содержательная характеристика гармоничного сочетания когнитивных стилей.
Скачать PDF

Аффективно-когнитивный стиль репрезентации отношений Я-Другой у лиц с суицидальным поведением

Соколова Е.Т., Коршунова А.Р.
Предметом публикации является обсуждение вопроса о соотношенииаффективных и когнитивных факторов личностного стиля, детерминирующих способность субъекта к поддержанию связных, целостных иобобщенных репрезентаций о социальном взаимодействии, а также оспецифике нарушения этой способности у лиц с аффективной патологией, расстройствами личности и сопутствующим суицидальным поведением. Представлен анализ ведущих теоретических подходов, разработана экспериментальная схема, изложены результаты экспериментального исследования двух групп пациентов с депрессивными расстройствами c повторными суцидальными попытками и без них (всего 100человек), которые подтверждают связь структурно-функциональнойорганизации, эмоционально-мотивационного наполнения и тематического содержания объектных репрезентаций с аффективно-когнитивнымстилем личности по параметрам дифференциация/интеграция, зависимость/автономия, враждебность/сотрудничество. Они позволяют также уточнить вклад специфического нарушения когнитивного и символического опосредствования в снижение эффективности защитных икопинговых систем саморегуляции.
Скачать PDF

Когнитивный стиль личности как фактор эффективного распознавания лицевой экспрессии

Беловол Е.В., Хворова Е.М.
Лицевая экспрессия является одним из самых информативных источников невербальной информации. Ранние исследования, посвященные способности распознавать эмоции по лицу, указывали на универсальность процесса проявления и распознавания базовых эмоций. Более современные исследования показали сочетание универсальных механизмов и культурно-специфических закономерностей. Процесс распознавания эмоций основан на восприятии лица, что делает необходимым изучение эффекта внутригруппового преимущества. В соответствии с эффектом внутригруппового преимущества распознавание эмоций протекает лучше между представителями одной культуры, чем между представителями разных культур. С другой стороны, распознавание эмоций обусловлено такими когнитивными особенностями, как когнитивный стиль. В данной статье описываются подходы к исследованию выражения и распознавания эмоций, а также культурно-специфических особенностей выражения базовых эмоций. Представлены результаты исследования факторов, связанных с распознаванием базовых эмоций представителями разных культур. Было обнаружено, что обладатели поленезависимого когнитивного стиля распознают эмоции на лицах представителей разных культур лучше, чем обладатели полезависимого когнитивного стиля, потому что они способны выделять маркеры лицевой экспрессии. Не было найдено связей между успешным распознаванием эмоций и полом испытуемого, между успешным распознаванием эмоций и расой испытуемого.
Скачать PDF

Понятийные структуры знаний и когнитивный стиль

Гаврилова Татьяна Альбертовна, Лещева Ирина Анатольевна
Структурирование знаний — один из малоизученных когнитивных процессов, который существенно влияет как на процессы обучения, так и на эффективность процессов передачи знаний в рамках профессиональной деятельности. В статье представлены результаты исследования влияния индивидуальных характеристик когнитивного стиля на процессы структурирования информации при обучении. Акцент ставится на изучение тех характеристик когнитивного стиля, которые значимо влияют на особенности построения концептуальных иерархических моделей (так называемых онтологий), важных для усвоения и понимания материала. Описаны результаты эмпирической проверки гипотез о влиянии таких характеристик индивидуального когнитивного стиля эксперта, как полезависимость/поленезависимость, узость/широта категории и импульсивность/рефлективность, на особенности индивидуального и коллективного формирования онтологий. Особый интерес представляют исследования групповой работы (в парах и тройках) по созданию единой структуры предметной области и их связи с индивидуальными представлениями о предмете членов группы. В качестве испытуемых выступали студенты СанктПетербургского политехнического университета, которые сначала были протестированы на различия в когнитивных стилях, а затем им было предложено создать онтологии понятия «информатика» как индивидуально, так и в группах. Полученные результаты позволяют предложить ряд рекомендаций по формированию групп для успешной коллективной работы, в частности, разработки баз данных, моделей представления знаний, бизнес-моделей и других концептуальных структур.
Скачать PDF

Когнитивный стиль и индивидуальные особенности общения

Гомзякова Наталья Николаевна, Сироштаненко Татьяна Геннадьевна
Статья посвящена рассмотрению когнитивной организации человека в качестве детерминанты особенностей общения. Приводятся данные об особенностях общения лиц с высокими и низкими показателями когнитивной дифференцированности.
Скачать PDF

Психологические особенности трансформации адаптивного стиля поведения человека в преобразующий стиль

Сердюкова Елена Федоровна
В статье проанализированы психологические особенности трансформации адаптивного стиля поведения человека посредством психотренинга. Обоснована возможность преобразования структур интегральной индивидуальности студента в целом через специально организованное воздействие на личностный и социально-психологический уровни.
Скачать PDF

Изучение чувствительности показателей тестовой методики «Стиль саморегуляции поведения» при проведен

Тулынина Анна Юрьевна
В статье описывается исследование с использованием пиктополиграфического метода.
Скачать PDF

«Индивидуальный стиль деятельности» будущего учителя музыки и его становление в условиях психолого-п

Калугина Наталья Андреевна
Психолого-педагогическая подготовка будущего учителя музыки, по мнению автора, должна быть направлена не только на профессиональную подготовку как педагога, но и на формирование личностных умений и навыков, которые позволяют личности студента уже сейчас использовать полученные знания на основе развития личностной рефлексии для самопознания, направленные на формирование индивидуального стиля деятельности.
Скачать PDF

Профессиональная психологическая компетентность и стиль педагогической деятельности учителя

Щербакова Т.Н.
Скачать PDF

Профессиональная компетентность и стиль управления командира в экстремальных условиях

Смирнов В.Н.
Скачать PDF

Стиль жизни и личностная тревожность

Смирнов Юрий Алексеевич
Скачать PDF

Самооценка подростка и стиль объяснения событий родителями

Рахманкулова Светлана Анатольевна
Представления ребенка о себе начинают складываться в процессе взаимодействия с родителями, именно в семье закладывается основа для благоприятного или неблагоприятного развития самоотношения ребенка. Рассматривается возможность взаимосвязи cамооценки подростка с тем, насколько позитивно интерпретируются происходящие события эмоциональнозначимым родителем.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!