СтернбергРоберт

Найдено 1 определение
СтернбергРоберт
(р. 1949) — американский психолог, специалист в области когнитивной и педагогической психологии. Получил базовое психологическое образование в Йельском ун–те (бакалавр, 1972), закончил аспирантуру по экспериментальной психологии мышления в Стэндфордском ун–те (д–р, 1975). Профессиональную преподавательскую деятельность начал в Йельском ун–те (ассистент профессора, 1975—1980; ассоциированный профессор, 1980—1983; полный профессор с 1983 г.). В своих первых работах С. выступил как идеолог информационного подхода. В результате серии исследований, посвященных изучению решения аналогий и силлогизмов, была предложена компонентная модель интеллекта и метод компонентного анализа, позволяющие дифференцировать различные умственные процессы (Component processes in analogical reasoning. Psychological Review, 84, 1977). Согласно компонентной модели, выделяется пять классов компонент или умственных процессов, которые действуют организованным образом и продуцируют ответ на задания из теста интеллекта: метакомпоненты, исполнительные компоненты, компоненты, отвечающие за приобретение знаний, компоненты сохранения (в памяти) и компоненты, отвечающие за перенос сохраненной информации из одного контекста в другой. На материале решения задач на аналогии (напр., адвокат — клиент; врач — лекарство; врач — пациент и т. п.) было показано, что решающее значение имеют процессы кодирования и сравнения информации, составляющие ядро исполнительных компонентов. Далее С. занимался проблемами диагностики интеллекта и возможностями разработки тестов интеллекта, которые могли бы предсказывать не только успех в школе, но и в профессиональной деятельности. Согласно С., интеллект не есть нечто фиксированное и неизменное и он не сводится к тому, что измеряют традиционные тесты интеллекта, а является гораздо более широким понятием, имеющим отношение к успешному функционированию в реальной жизни (практический интеллект). В книге «По ту сторону коэффициента интеллекта» (Beyond IQ: A triarchic theory of human intelligence, 1985) С. предлагает триархичную теорию интеллекта, рассматривающую три уровня его функционирования, в которой демонстрируется значение связи интеллекта с внешним миром, роль практического интеллекта. С. — автор ряда программ по развитию интеллекта у школьников и взрослых, а также представителей других культур (Венесуэльский проект); автор работ по имплицитным теориям интеллекта, креативности и мудрости, практическому интеллекту (предложил концепцию подразумеваемых (молчаливых) знаний), экспертизы и компетентности, интеллектуальной одаренности. Он разработал концепцию стилей мышления, согласно которой мышление рассматривается как процесс психического самоуправления. По аналогии с функционирующим государством выделяются следующие стили, определяющие характер интеллектуального самоуправления: по функциям самоуправления — законодательный, исполнительный и критический; по форме — монархический, иерархический, олигархический и анархический; по уровню функционирования — глобальный и локальный; по доминирующей направленности — интернальный и экстерналь–ный; по доминирующей склонности — консервативный и прогрессивный. Разработаны вопросники, диагностирующие представленность вышеуказанных стилей у различных популяций; изучена связь стилей мышления у учеников разного возраста и их учителей, а также их зависимость от уровня образования родителей и их профессии (Personality & Intelligence, 1994). Автортрудов: (ed.) Handbook of human intellegence, Cambr., (1982); Intelligence applied: understanding and increasing your iintellectual skills, Harcourt, (1986); The triangle of love. Basic Dooks, (1986); The triarchic mind: A new theory of human intelligence, N.Y., (1988); Metaphors of mind: Conceptions of the nature of intelligence, N.Y., (1990); Love way you want it, (1991); The psychology of gender, Guilford Press, (1993); (ed.) Mind in 15 Историяпсихологии 449 context/with R. K. Wanger/ (1994); Intelligence applied: Understanding and increasing your intellectual skills, San Diego, 1986; The triarchic mind: A new theory of human intelligence, N.Y., 1988; Metaphors of mind: Conceptions of the nature of intelligence, N.Y., 1990; In search of the human mind, Orlando, 1995. Т. О. Гордеева ков разного возраста и их учителей, а также их зависимость от уровня образования родителей и их профессии (Personality & Intelligence, 1994). Автортрудов: (ed.) Handbook of human intellegence, Cambr., (1982); Intelligence applied: understanding and increasing your iintellectual skills, Harcourt, (1986); The triangle of love. Basic Dooks, (1986); The triarchic mind: A new theory of human intelligence, N.Y., (1988); Metaphors of mind: Conceptions of the nature of intelligence, N.Y., (1990); Love way you want it, (1991); The psychology of gender, Guilford Press, (1993); (ed.) Mind in 15 Историяпсихологии 449 context/with R. K. Wanger/ (1994);
Intelligence applied: Understanding and increasing your intellectual skills, San Diego, 1986; The triarchic mind: A new theory of human intelligence, N.Y., 1988; Metaphors of mind: Conceptions of the nature of intelligence, N.Y., 1990; In search of the human mind, Orlando, 1995. Т. О. Гордеева

Источник: Творчество (теория диагностика технологии). Словарь справочник. 2014