Стереотип - элемент сознания, отражающий стандартизированный коллективный опыт, основанный на исторической памяти, а не на личном опыте индивида, и направляющий его поведение.
Стереотипизирование часто тесно связано с психологическим механизмом замещения чувства враждебности или злобы, которые направляются на объекты, не являющиеся реальной причиной возникновения этих эмоций. Люди стремятся обвинить во всех бедах других (у меня нет работы не потому, что у меня нет соответствующей квалификации или я не согласен работать за предложенную зарплату, а потому что все места заняли гастарбайтеры). Отсюда проистекает бессознательное приписывание другим собственных качеств или желаний, будь то позитивных, так и негативных.
Необходимо отметить устойчивость стереотипов. Потомство перенимает от родителей и сверстников поведенческие стереотипы путем подражания, воспринимая их как безусловные правила, законы либо нормы поведения. Стереотипы поддерживаются с помощью мифов и идеологий, содержащих мифы. Так, националистические идеологии использовали мифы об общем происхождении, этнической родине, общем языковом наследии и мессианизме. Миф, таким образом, обеспечивал историческое превосходство этногруппы.
Наиболее конфликтогенными чертами личности, предполагающими руководство стереотипизированными моделями поведения в конфликте, являются:
1. взаимная нетерпимость и недоброжелательность;
2. неспособность отчетливо выразить и последовательно провести личный интерес;
3. ограниченность культурного уровня и упрощенность духовного мира, в котором зачастую эмоции превалируют над рассудительностью, а узкоэгоистические установки - над широтой души.
Личность с такими установками легко втягивается в конфликт либо сама является ее инициатором.
Различают автостереотипы как представление о собственной группе, которое практически всегда является положительным, и гетеростереотипы - тот образ, с которым ассоциируется другая социальная группа на интуитивном уровне. Здесь оценка может быть как положительной, так и отрицательной.
Выделяют несколько теоретических направлений по уменьшению и преодолению влияния этнических стереотипов на поведение людей:
1. Гипотеза контакта (см. Этноцентризм), согласно которой межгрупповой контакт должен снижать предубеждения (см.) между группами [2]. Среди моделей гипотезы называют: модель контакта (причиной появления предубеждений может стать недостаточная взаимосвязь этнических групп), информационная модель, при которой как главная причина выделяется недостаток взаимной информации, а также психодинамическая модель, берущая за основу индивидуальные психологические проблемы.
2. Модель декатегоризации, которая предполагает вовлечение в межличностное взаимодействие безотносительно к групповой самоидентификации путем разделения однородных групп на смешанные и введением в межгрупповой контакт информации об индивидуальных особенностях групп-участниц.
3. Модель рекатегоризации, где акцентируется внимание на принятии членами группы общегруппового членства и общей социальной идентичности, что приводит к снижению уровня внутригруппового фаворитизма внутри каждой из вступающих в контакт групп путем представления обоих групп как единой общности.
4. Модель категоризации, в основе которой лежит выделение различий путем подчеркивания достоинств обеих групп.
Литература
1. Tajfel Н. Social Categorization, Social Identity and Social Comparison // Differentiation between Social Groups. London: Academic Press, 1978.
2. Allport G.W. The nature of prejuidice // Reading, MA: Addison-Wesley, 1954.
Стереотипы конфликтогенного поведения
Стереотипы конфликтогенного поведения
Источник: Словарь по конфликтологии. Справ. изд. -Красноярск. Сиб. федер. ун-т 2012.-234 с.