СТЕРЕОТИП-СТА Стереотипизация педагогическая социально-перцептивная

Стереотипизация

Найдено 5 определений термина Стереотипизация

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

СТЕРЕОТИПИЗАЦИЯ

восприятие, классификация и оценка объектов социальных (событий) путем распространения на него характеристик некоей группы социальной и прочего на основе определенных представлений - стереотипов социальных. Как механизм взаимопонимания - классификация форм поведения и интерпретация их причин путем отнесения к уже известным или кажущимся известными явлениям, категориям, стереотипам социальным.

Одна из важнейших характеристик восприятия межгруппового и межличностного; отражает схематизированность и аффективную окрашенность, свойственную этой форме перцепции социальной в целом. С психологической позиции представляет собой процесс приписывания сходных характеристик всем членам некоей группы социальной или общности без достаточного осознания возможных различий между ними.

Основываясь на элементарных общепсихологических механизмах, связанных с упорядочением н отбором информации, стереотипизация в итоге выступает как сложное социально-психологическое явление, выполняющее ряд функций, важнейшие из коих - поддержание идентификации личности и группы; оправдание возможных негативных установок по отношению к другим группам, и пр.

Оцените определение:

Источник: С.Ю. Головин. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г

Стереотипизация

восприятие, классификация и Оценка социальных объектов (событий) путем Распространения на них характеристик какой-либо социальной группы на основе определенных представлений - социальных стереотипов.

Источник: Давлетчина С.Б. Словарь по конфликтологии (ВСГТУ, 2005, 100с)

Стереотипизация

от стереотип, буквально «твердый отпечаток») – использование наборов убеждений для классификации или определения рассматриваемого индивида на их основании, восприятие и оценка другого человека путем распространения на него представлений о какой-л. социальной группе, подведение его под определенный социальный стереотип. Ср. стереотипные представления о работниках торговли, ученых, цыганах, французах и т. д.

Ср.:

Всякая широко распространенная идея, всякая общепринятая условность есть глупость, ибо она принята большинством людей (С. Шамфор).

Источник: Филиппов А.В., Романова Н.Н., Летягова Т.В. Тысяча состояний души. Краткий психолого-филологический словарь, Флинта, 2011 г

стереотипизация

(от греч. stereos – твердый и typos – отпечаток) – классификация и оценка социальных обьектов (событий) на основе выработанных стереотипов (см. стереотип социальный).

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины,законы,концепции,методы, 1992 г

Стереотипизация

stereotyping) В исслед. предубеждений в отношении этнических групп часто ссылаются на важную роль стереотипов - тех обобщенных и, как правило, нагруженных оценочными суждениями впечатлений, к-рые члены одной соц. группы используют при характеристике членов др. группы. Трудность, возникающая при придании стереотипу (stereotype) исключительно негативного значения (meaning), состоит в том, что соц. и когнитивные механизмы, лежащие в основе С., трактуются ошибочно. Как следствие, существует тенденция упускать из виду тот факт, что С. происходит нормальным и естественным путем при любом взаимодействии соц. групп. Любую социально идентифицируемую группу можно охарактеризовать почти безграничным количеством способов. Невозможность знать все означает в отношении к.-л. этнической группы, напр., невозможность припомнить больше нескольких переменных в ситуации взаимодействии с членами такой группы. Отсюда неизбежным выходом видится фокусирование внимания на немногих избранных переменных, предположительно характеризующих рассматриваемую группу, и придание им характера определенной системы взглядов, к-рая в дальнейшем используется при наблюдении, взаимодействии или принятии решений в отношении членов этой группы. Эти системы взглядов, или рабочие стереотипы (working stereotypes), позволяют людям прогнозировать, точно или ошибочно, как члены определенной группы будут вести себя или реагировать в данной ситуации. То, что люди попадают в зависимость от стереотипов, яв-ся важным источником проблем. Стереотипы могут господствовать в ожиданиях от членов др. группы и игнорировать или подавлять свидетельства того, что данный стереотип может быть ошибочным или неадекватным в том или ином конкретном случае. Существует опасность, что стереотипы будут сформированы на основе неосознанных потребностей в проекции. Дональд Т. Кэмпбелл указывал на то, что наиболее пагубный недостаток стереотипов лежит не столько в ошибочности их элементов, сколько в каузальном объяснении, неадекватно выводимом на основе стереотипа. Др. опасность, присущая стереотипам, кроется в челов. тенденции использовать их как "самоосуществляющиеся пророчества". См. также Аттитюды, Деиндивидуализация, Этнические группы Г. К. Линдгрен

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с

Показать все [+2] ↓

Найдено научных статей по теме — 3

Гендерные стереотипы и гендерная стереотипизация: методологические подходы

Рябова Т.Б.
Скачать PDF

Гендерная стереотипизация имплицитных представлений об интеллекте

В. А. Дессау, И. А. Мироненко
статье представлены результаты исследования имплицитных представлений о «мужском» и о «женском» интеллекте. Качества интеллекта «умного» мужчины, «умной» женщины и «обычного» мужчины и «обычной» женщины оценивались респондентами с помощью специально разработанной анкеты и личностного дифференциала. Показано, что имеют место устойчивые гендерные стереотипы имплицитных представлений об интеллекте, и что эти стереотипы различаются у мужчин и у женщин.
Скачать PDF

Влияние гендерной стереотипизации на ролевое поведение молодежи

Аникеева Нелли Петровна
Скачать PDF