СТЕРЕОТИП СОЦИАЛЬНЫЙ

Найдено 12 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

СТЕРЕОТИП СОЦИАЛЬНЫЙ

упрошенный и устойчивый образ социального объекта.

Источник: Юридическая психология. Словарь терминов

Социальные стереотипы
повторяемые, широко используемые в обществе суждения.

Источник: Психология человека от рождения до смерти. Словарь

Социальный стереотип
это разновидность когнитивных схем. Данные схемы создаются в отношении членов какихлибо социальных групп: этнических, тендерных, возрастных.

Источник: Семечкин Н.И. Социальная психология. ч.2. 2003

СОЦИАЛЬНЫЙ СТЕРЕОТИП
вид социальной установки, ценностной (значимой) для данной личности, четко и устойчиво выраженной (фиксированной), субъективно существующей как устойчивый образ.

Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984

Социальный стереотип
устойчивая система Социальных установок человека, определяющая отношение большинства людей в данном обществе или в социальной группе к кому-либо или к чему-либо.

Источник: Давлетчина С.Б. Словарь по конфликтологии. 2005

стереотип социальный

относительно устойчивое, упрощенное, схематичное, характерное для обыденного сознания о каком-либо социальном обьекте (человеке, группе людей, общности), сложившееся в условиях дефицита информации как результат обобщения личного опыта индивида и предвзятых установок, характерных для данного общества.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

Социальный стереотип

Относительно упрощенный и устойчивый образ социального объекта – человека, группы, общности. Он складывается обычно в условиях временного и информационного дефицита, является следствием обобщения личного опыта человека и представлений, принятых в обществе.
К сожалению, социальные стереотипы не всегда адекватны реальности, могут быть неполными или ложными. Например, у старшеклассников бытует мнение о том (по данным психологических исследований), что все артисты красивые, легкомысленные и счастливые люди.
Новый человек обычно воспринимается, благодаря социальному стереотипу: вначале как социальный объект, а уже позднее как индивидуально-личностный (все бухгалтеры – зануды, все продавцы – обманщики, все "новые русские" – нечестные, чиновники – взяточники и др.).

Источник: Психологический глоссарий: психическое здоровье и защитные механизмы личности

СТЕРЕОТИП СОЦИАЛЬНЫЙ
социально-психологическое явление, которое определяется как искаженное, неточное, обобщенно-иррациональное представление об определенной категории людей, как устойчивая система социальных установок, сложившихся в данном обществе и определяющих отношение людей к тому, что происходит в самом обществе и за его пределами. С.с. могут проявляться в отношениях людей к определенным общественным событиям, явлениям, социальным группам, отдельным людям, а также в политических, экономических, национальных, религиозных, культурных и других взаимоотношениях людей. С.с., будучи однажды сформированным, продолжает сохраняться даже в условиях поступления противоречащей данному С.с. информации. С.с. нередко используются для социальной дискриминации определенной группы людей, для поддержания устойчиво негативного отношения к ним или к каким-либо социальным событиям, связанным с ними. См. группа социальная, иррационализм, установка социальная.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

СОЦИАЛЬНЫЙ СТЕРЕОТИП
англ. stereotype; от греч. stereos - твердый + typos - отпечаток) - устойчивое, категоричное и крайне упрощенное представление (мнение, суждение) о к.-л. явлении, группе, исторической личности, распространенное в данной социальной среде (син. социальный штамп); усваивается индивидом в процессе социализации. В этом значении термин "стереотип" ввел амер. социолог У. Липпманн (Lippmann) в книге "Общественное мнение" (1922). Хотя стереотип по определению имеет социальное происхождение и распространение, атрибут "социальный" позволяет дифференцировать это понятие от др. значений термина "стереотип" (полиграфический стереотип; стереотипное поведение инстинктивного или условно-рефлекторного типа, динамический стереотип; ритуал). Однако термин "С. с." может пониматься и в более узком смысле: как стереотипное представление о социальной группе или общности (и ее членах). В этом смысле различают социальные (напр., этнические) автостереотипы (представления о своей группе) и гетеростереотипы (представления о др. группах). Т. о., С. с. - это штампы сознания, вырабатываемые социальной средой и приписывающие те или иные дескриптивные, ценностные и прескриптивные значения социальным группам и их типичным представителям. С. с. (как правило, гетеростереотип), ассоциированный с негативным отношением (эмоционально-оценочным компонентом) к той или иной группе, называется "предубеждением" (см. Предрассудок). Ср. Аттитюд. (Б. М.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Стереотип социальный
греч. stereos — твердый + typos — отпечаток] — относительно устойчивый и упрощенный образ социального объекта (группы, человека, события, явления и т.п.), складывающийся в условиях дефицита информации как результат обобщения личного опыта индивида и нередко предвзятых представлений, принятых в обществе. Термин "С. с." впервые введен американским журналистом У. Липманом. Наличие С. с., хотя он и не всегда отвечает требованию точности и дифференцированности восприятия субъектом социальной действительности, играет существенную роль в оценке человеком окружающего мира, поскольку позволяет резко сократить время реагирования на изменяющуюся реальность, ускорить процесс познания. Вместе с тем, возникая в условиях ограниченной информации о воспринимаемом объекте, С. с. может оказаться ложным и выполнять консервативную, а иногда и реакционную роль, формируя ошибочное знание людей и серьезно деформируя процесс межличностного взаимодействия. Определение истинности или ложности С. с. должно строиться на анализе конкретной ситуации. Любой С. с., являющийся истинным в одном случае, в другом может оказаться совершенно ложным или в меньшей мере отвечающим объективной действительности и, следовательно, неэффективным для решения задач ориентации личности в окружающем мире, поскольку его основание выступает в качестве второстепенного по отношению к целям и задачам новой классификации. Содержательно родствен С. с. ряд явлений, имеющих место в процессе межличностного восприятия — эффекты ореола, первичности, новизны, феномен имплицитной теории личности и т.д. — и отражающих определенную тенденцию к восприятию индивидом социального объекта максимально однородным и непротиворечивым. М.Ю. Кондратьев

Источник: Общая психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского. 2005

СТЕРЕОТИП СОЦИАЛЬНЫЙ
относительно-релевантно-константный и редуцированный образ-эйдетикомодель социообъекта, альянса, группы, группировки, союза, бомонда, события, ситуации, субъекта, феномена, кондиции, кот. детерминируются-репродуцируется в дифференциально-онтологических условиях неясности-неполноты информации, как суммация-аддитивность-обобщенность индивидуально-апостериорного опыта субъекта, а также как феномен субъективно-пристрастных представлений-аргументаций-резюме-выводов о каком-либо событии, обстоятельствах, признаках-предикатах-достоинствах других субъектов; матрицы С.с. не всегда отвечают требованиям ситуации, онтологическо-социальным условиям и не могут, т.о. быть выверенными-точными-логичными-рациодискурсивными, но, влияют субстанционально-кардинальную роль при критериях-оценках субъектом экстеромира-среды-социума-поведенческих реакций-мультиактов других индивидов, что часто позволяет интенсивно сократить-редуцировать модусы-приемы мультиреагирования субъектом на метаформации-метаболизации налично-объективно-онтичной реальности, с целью креативно-гностического познания мира, других субъектов, их замыслов-целей-латентных задач, индивидуально-эзотеричных намерений-стремлений; весьма часто матрицы-интерпретации-кондиции С.с. бывают ложно-ретроградно-регрессивными и продуцируя-исполняя реакционно-онтологическо-социальную роль, формируют-конституируют т.о. фаллибилическо-эквивокационное знание субъектов о событиях, явлениях, характере, нравах других индивидов. что и аномализирует-аберраиирует коммуникативные факторы и процессы интерличностного взаимодействия-взаимослияния-взаимосвязи; установить-зафиксировать истинность-приемлемость-рациональность или же гипостаз-ложность-ошибочность С.с. необходимо посредством дискурсивно-логическо верификационных конститутивов-интерпретаций-конструктов, спроецированных на феномены-явления-антураж объективно-наличной действительности, и тектонизировать-построить анализ-аналогизацию-синтез-обобщение-дискурс-резюме самих мультиситуаций-мультиэпизодов на базисе-основе верификационно-аподиктических дискурсаргументаций-дискурссхолий-дискурс-корролариев, способствующих прагматично-рационально-эффективному решению задачи; стереотипизация (С.) — перцептирование-восприятие, кластероизация-категориеизация и критериальность социообъектов-социопредметов-социофеноменов-социоэпизодов на базисе дефинитивно-дифференциальных представлений; стереотипизация явл. кардинально-субстанциональной модальностью феноменов-кондиций-матриц-модификаций интергруппового и интерличностного восприятия, что и интерпретирует-мультиотражает чувственно-эмотивно-аффективную окрашенность, кот. характерна для этой матрицы-кондиций социоперцепции-социовосприятия; С. — это индивидуально-эмпирическо-ментальный процесс, кот. представляет собой функции-модусы приписывания-дорисовывания адекватных модальностей-характеристик каким-либо субъектом другим субъектам, альянсам-группировкам-бомондам-союзам, часто без дискурсивно-достаточных на то оснований, т.е. субъект интерпретирует-дорисовывает-доэлементоизирует дифференциальные черты-характеристики, к примеру, группе-союзу-богеме-организации не владея реально-конкретно-достоверной информацией, кот. могла бы ему позволить выверено-точно-правильно-дискурсивно критериеизировать-аксиологизировать деятельность, цели, замыслы групп-альянсов, других индивидов.

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.

Стереотип социальный
от греч. stereos — твердый + typos — отпечаток] — относительно устойчивый и упрощенный образ социального объекта (группы, человека, события, явления и т. п.), складывающийся в условиях дефицита информации как результат обобщения личного опыта индивида и нередко предвзятых представлений, принятых в обществе. Термин «социальный стереотип» впервые введен американским журналистом У. Липманом. Наличие социального стереотипа, хотя он и не всегда отвечает требованию точности и дифференцированности восприятия субъектом социальной действительности, играет существенную роль в оценке человеком окружающего мира, поскольку позволяет резко сократить время реагирования на изменяющуюся реальность, ускорить процесс познания. Вместе с тем, возникая в условиях ограниченной информации о воспринимаемом объекте, социальный стереотип может оказаться ложным и выполнять консервативную, а иногда и реакционную роль, формируя ошибочное знание людей и серьезно деформируя процесс межличностного взаимодействия. Определение истинности или ложности социального стереотипа должно строиться на анализе конкретной ситуации. Любой социальный стереотип, являющийся истинным в одном случае, в другом может оказаться совершенно ложным или в меньшей мере отвечающим объективной действительности и, следовательно, неэффективным для решения задач ориентации личности в окружающем мире, поскольку его основание выступает в качестве второстепенного по отношению к целям и задачам новой классификации. Содержательно родственен социальному стереотипу ряд явлений, имеющих место в процессе межличностного восприятия — эффекты ореола, первичности, новизны, феномен имплицитной теории личности и т. д. — и отражающих определенную тенденцию к восприятию индивидом социального объекта максимально однородным и непротиворечивым.
Адекватная оценка социального стереотипа применительно к конкретной ситуации существенно осложнена тем, что, как правило, в основе стереотипа лежат наблюдения и обобщения, основанные на реальных фактах. Так, например, исследуя происхождение ряда наиболее типичных для американского общества стереотипов, исследователи пришли к выводу, что на самом деле «...сообщество афроамериканцев характеризуется высоким уровнем преступности и низким уровнем жизни; американцы азиатского происхождения сравнительно успешно справляются с учебой, а алкоголизм — необычайно частое заболевание среди коренных американцев». В другом исследовании проверялась обоснованность известного стереотипа, согласно которому жители южной Европы гораздо более эмоциональны, экспрессивны и экспансивны, чем северной. В ходе исследования студентам из 26 европейских стран предлагалось «...оценить своих соотечественников из северных и южных регионов (и самих себя) с точки зрения выраженности у них эмоциональной экспрессивности. ... Действительно, подтверждая содержащуюся в стереотипе информацию, студенты, представляющие северное полушарие (особенно европейцы из таких стран, как Франция и Италия), нередко оценивали своих соотечественников-южан как людей более эмоциональных. Кроме того, студенты из южных и теплых стран (но только жители Европы) оценивали себя как более экспрессивных (по сравнению с северянами)»1.
При этом стереотип не только базируется на реальных фактах, но представляет собой отчетливо осознаваемое личностное убеждение. Это означает, что в силу предрасположенности в пользу собственного «Я» большинство индивидов при оценке конкретной ситуации склонны искать факты, укладывающиеся в рамки стереотипа и игнорировать или предвзято интерпретировать те из них, которые опровергают данный стереотип.
По-настоящему деструктивную роль стереотипы начинают играть, когда они становятся чересчур ригидными или приобретают характер глобальных обобщений. В последнем случае, по образному сравнению Ш. Тейлора, Л. Пипло и Д. Сирса, они уподобляются ковровым бомбардировкам: «...ибо содержат в себе чрезмерно грубые обобщения, без разбора “накрывающие” совершенно разных людей»2.
Вполне понятно, что наиболее ярко деструктивная роль стереотипов проявляется в межгрупповых отношениях, в первую очередь, в отношениях больших групп (этнических, социальных, конфессиональных и т. п.). Это зафиксировано в целом ряде исследований. В ходе одного из них американским школьникам «...предъявлялись рисунки, изображавшие разные виды взаимодействий двух детей (один ребенок просит у другого пирожок, один ребенок толкает другого в коридоре и т. д.). К рисункам давались краткие комментарии. Расовая принадлежность изображенных на рисунке детей систематически подвергалась изменению. После предъявления рисунка испытуемых просили описать увиденное. Оказалось, что поведение вымышленных персонажей описывалось как менее благородное и более угрожающее в тех случаях, когда их кожа была черного, а не белого цвета»1. Вообще деструктивные стереотипы, связанные с межрасовыми и межэтническими отношениями, являются, по-видимому, наиболее устойчивыми и распространенными в современном мире. Так, по данными ВЦИОМ, «сегодня нельзя найти ни одной группы в российском обществе, которая была бы совершенно свободна от тех или иных этнических фобий или антипатий»2.
Еще одним универсальным видом стереотипов являются гендерные стереотипы. При этом на основе анализа опросов, проведенных в Мичиганском университете, социальные психологи М. Джэкмен и М. Сентер пришли к выводуо том, что гендерные стереотипы сильнее расовых. Так, «например, только 22% мужчин думали, что оба пола в равной степени “эмоциональны”. Из оставшихся 78% соотношение тех, кто считал женщин более эмоциональными, и тех, кто считал более эмоциональными мужчин, составляло соответственно 15:1»3. Ответы женщин распределились в аналогичной пропорции (разница в распределении отчетов между мужской и женской частями выборки составила 1%).
В ходе другого исследования гендерных стереотипов студентам предъявлялась фотография «команды, работающей над исследовательским проектом», участники которой сидели вокруг стола в форме буквы «П» и на основании визуальных впечатлений им предлагалось определить, кто является интеллектуальным лидером в данной группе. В результате, «когда группа на фотографии состояла только из мужчин, испытуемые преимущественно выбирали того их них, кто сидел во главе стола. Когда группа была разнородной по полу, преимущественно выбирали мужчину, занимавшего эту позицию. Но когда в центре стола сидела женщина, ее игнорировали. ... Это стереотипное представление о мужчине как о лидере было в равной степени характерным не только для женщин и мужчин, но также и в равной степени для феминисток и нефеминисток»4.
Результаты этих экспериментов свидетельствуют о том, что гендерные стереотипы действительно являются одними из наиболее устойчивых и распространенных. Вполне очевидно, что в своих деструктивных проявлениях они ничуть не менее разрушительны, чем расовые и этнические. Так, например, «...деловая женщина, ведущая напряженные переговоры с несогласными с ней коллегами-мужчинами, может, будучи фрустрированной, оказаться на грани того, чтобы заплакать, зная при этом, что слезы только подтвердят стереотип, согласно которому женщины не способны справляться со стрессовыми ситуациями, и ухудшит свое положение в компании»5. Добавим, что такое развитие событий может крайне негативно сказаться не только на индивидуальных карьерных перспективах данной женщины, но и на результатах совещания в целом, поскольку коллеги мужского пола могут быть, в свою очередь, депревированы эмоциональной реакцией коллеги и, более того (опять же под влиянием гендерных стереотипов) пойти на необоснованные уступки, дабы избавиться от собственного внутреннего дискомфорта, вызванного ее поведением.
Анализируя подобные ситуации, социальные психологи выдвинули гипотезу, согласно которой «знание о том, что ты постоянно находишься “под прицелом” стереотипных суждений и можешь совершить действия, подтверждающие стереотип, который будет использован как правдоподобное объяснение этих действий, служит источником сильной тревоги». Для проверки данного предположения были проведены эксперименты, в рамках одного из которых, темнокожим и белым студентам предлагалось выполнить определенное учебное задание. При этом «в одном случае испытуемым говорили, что это — официальный тест учебных способностей, а в другом — что речь идет всего лишь об упражнении. Согласно гипотезе исследователей, негативные стереотипы, относящиеся к учебным способностям афроамериканцев, должны были стать значимым фактором только в ситуации, воспринимаемой как проверка способностей. И действительно, темнокожие студенты продемонстрировали признаки переживания, обусловленной стереотипами тревоги лишь в такой ситуации. ... Результаты прохождения теста, показанные афроамериканцами, уступали результатам белых студентов только в том случае, когда темнокожие студенты воспринимали тест как диагностический, несмотря на то, что в обеих экспериментальных ситуациях испытуемым предъявлялись идентичные задания»1. Таким образом, изначальное предположение полностью подтвердилось, в связи с чем они предложили понимнаие психологической природы тревоги, обусловленной стереотипами.
Проявление подобной тревоги широко распространено в повседневной жизни. При этом она в равной степени может провоцироваться как негативными, так и позитивными стереотипами. Пожалуй, наиболее впечатляющий пример такого рода имел место на зимних Олимпийских играх 1980 г. Тогда знаменитая «советская хоккейная машина» — сборная, состоящая из высококлассных профессионалов, в финальном матче проиграла действительно любительской сборной США, практически полностью состоявшей из студентов. Не последнюю роль в сенсационном результате этого матча сыграла тревога игроков сборной СССР, обусловленная стереотипом, согласно которому они априори считались будущими олимпийскими чемпионами (это становится еще более очевидно, если добавить, что никто из членов американской команды, сотворившей чудо, так и не стал впоследствии «звездой» НХЛ). Нечто подобное, например, наблюдается в достаточно распространенных ситуациях, когда по-настоящему хорошо подготовленные школьники и студенты, от которых ожидают блестящих результатов вдруг теряют дар речи на экзаменах.
Надо сказать, что негативная роль стереотипов достаточно отчетливо рефлексируется не только социальными психологами, но и педагогами, общественными и политическими деятелями и представителями других социальных профессий. При этом зачастую предлагается «слом стереотипов», опирающихся, как правило, на отрицании реальных фактов, лежащих в их основе. Подобные подходы, как правило, дают обратный эффект — приводят к усилению стереотипов и, более того, привносят в них сильный эмоциональный компонент, превращая, тем самым, стереотип в предрассудок. Последний представляет собой отчетливо выраженную негативную и во многом иррациональную установку в отношении того или иного социального объекта. Нередко именно таким образом, по сути дела, провоцируется дискриминационное и агрессивное поведение в отношении тех или иных социальных групп.
По-настоящему, эффективная психологическая работа с проблемой социальных стереотипов должна строиться на принципах безусловного уважения к личным убеждениям индивида и направляться на повышение избирательности и адаптивности его обобщающих суждений. Кроме того, не следует забывать, что в целом ряде случаев социальные стереотипы существенно облегчают процесс адаптации индивида в том или ином сообществе. В этой связи нередко одной из необходимых составляющих успешной работы практического социального психолога является его способность оценить степень ригидности и консервативности принятых в группе в целом и характерных для отдельных ее членов социальных стереотипов. Помимо этого, учитывая тот факт, что сам процесс стереотипизации в рамках оценочного межличностного восприятия заметно ускоряет налаживание реальных партнерских отношений и приводит к скорейшему успешному решению общегрупповой задачи, следует понимать, что целый ряд наиболее успешных тренинговых технологий по развитию коммуникативных способностей построен именно в логике конструктивного исследования склонностей личности к выработке социальных стереотипов особенно в обстоятельствах дефицита информации и времени.

Источник: Кондратьев М. Ю., Ильин В. А. Азбука социального психолога-практика. 2007

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
271.27 кб

Этнические и социальные стереотипы

Ильюшкин Виталий Владимирович
В статье затрагивается проблема соотношения этнических и социальных стереотипов
Читать PDF
327.36 кб

Социальный стереотип в жизнедеятельности людей

Суходольская Наталья Павловна
Читать PDF
77.43 кб

Формирование социальных стереотипов инвалидности

Домбровская Анна Юрьевна
В статье анализируются сформированные в общественном сознании социальные стереотипы инвалидности.
Читать PDF
503.12 кб

Стереотипизация мигрантов как социальная проблема

Дмитриев Анатолий Васильевич
Участники поставили и обсудили целый ряд вопросов: о гражданской идентичности в научно-политическом дискурсе и массовых общественных представлениях, о состязательности или взаимодополняемости гражданской и этнической идентичностей
Читать PDF
349.08 кб

СОЦИАЛЬНЫЙ СТЕРЕОТИПНЫЙ ОБРАЗ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ

Засыпкин Владислав Павлович
В статье приводятся результаты исследования, проведенного среди школьников, родителей и учителей г. Сургута, по выявлению социального образа современного учителя.
Читать PDF
422.04 кб

Социальный стереотипный образ современного учителя

Засыпкин Владислав Павлович
Приводятся результаты эксперимента, проведенного среди школьников, родителей и учителей г. Сургута, по выявлению социального стереотипного образа современного учителя.
Читать PDF
304.91 кб

Подходы к определению понятия «Социальный стереотип»

Ильюшкин Виталий Владимирович
Читать PDF
825.46 кб

Социальные стереотипы этнических сообществ города Самара

Пшенчук Кристина Сергеевна
В данной статье рассмотрена проблема прогнозирования социальной ситуации в многонациональном регионе, для своевременного реагирования на возникающие противоречия между различными этносами с помощью определения этнических стереотип
Читать PDF
174.29 кб

Базовые социальные стереотипы в педагогическом маркетинге

Наумова Любовь Михайловна
В последнее десятилетие количество абитуриентов, зачисленных на первые курсы вузов России, практически сравнялось с числом выпускников школ.
Читать PDF
570.27 кб

Социальные стереотипы: особенности формирования и изучения

Питерова Анна Юрьевна, Тетерина Евгения Александровна
В статье анализируются сущностные характеристики, особенности формирования и функционирования социальных стереотипов как упрощенных, схематизированных алгоритмов человеческого мышления и поведения.
Читать PDF
252.21 кб

Социально-психологические особенности национальных стереотипов

Ильюшкин Виталий Владимирович
Читать PDF
116.58 кб

Социальное конструирование стереотипов старости: гендерный аспект

Чернышкова Елена Вячеславовна
Анализируется проблема гендерных стереотипов в отношении пожилых людей на различных этапах развития общества.
Читать PDF
378.26 кб

Многодетные и одинокие матери: стереотипы и социальная уязвимость

Смолева Елена Олеговна
Представлены результаты изучения социальных стереотипов по отношению к многодетным и одиноким матерям по результатам социологического исследования населения региона на примере Северо-Западного федерального округа.
Читать PDF
75.33 кб

Социальные стереотипы в отношении пожилых: противоречия и тенденции

Романычев И. С.
В статье рассматриваются особенности стереотипизации старшего поколения в современном российском обществе, приписывания пожилым людям различных черт и особенностей.
Читать PDF
193.95 кб

Социальные стереотипы в пространстве современного города-мегаполиса

Суходольская Н.П., Фролов А.В.
В статье рассматриваются особенности формирования и функционирования социальных стереотипов в среде города-мегаполиса.