Старики: настроение и память это что такое Старики: настроение и память: определение — Психология.НЭС
СТАРЕЦ-МУДРЕЦ | МУДРАЯ СТАРУХА СТАРОСТЬ

Старики: настроение и память

Найдено 1 определение:

Старики: настроение и память

older adults: mood and memory) По умеренным оценкам, более 50% всех взрослых старше 60 лет жалуются на трудности запоминания. Однако жалобы на плохую память могут отражать субъективное чувство ухудшения, а не объективную потерю памяти. Данные исслед. свидетельствуют о том, что имеют место возрастные изменения, связанные с памятью и с общим интеллектуальным функционированием. Исслед., посвященные сравнению младших и старших возрастных групп, показывают более высокую интраиндивидную изменчивость у старших испытуемых. В др. исслед. отмечается более медленное выполнение когнитивных заданий пожилыми людьми. По-видимому, существует взаимосвязь между скоростью выполнения человеком интеллектуальных заданий и быстротой процессов его памяти. Нормальные взрослые действительно обнаруживают с возрастом заметное снижение памяти на недавние события, однако память на отдаленные события у них не нарушается, как у страдающих старческой деменцией. Кроме того, пожилые люди более уязвимы к депрессии, особенно в связи с плохим здоровьем. Ляру, Дессонвиль и Джарвик указывают, что обследования различных слоев населения, так же как и исслед. госпитализированных больных, подтвердили эту взаимосвязь между физ. здоровьем и депрессией. Вопрос о том, вызывает ли физ. болезнь депрессию или, наоборот, страдающие депрессией лица в большей степени предрасположены к развитию физической болезни, все еще остается дискуссионным. В добавление к физ. болезни как связующему с депрессией звену, эти авторы отмечают, что утрата соц. поддержки, вызванная потерей близких, выходом на пенсию или переездом на новое место, способствует развитию депрессии, хотя связь депрессии с этими факторами может и не быть столь же критической, как с физ. болезнью, особенно когда чел. имеет возможность поддерживать с кем-либо доверительные отношения. Зальцман и Гутфройнд обнаружили, что депрессия может вызывать уменьшение объема внимания, увеличение ошибок пропуска сигнала, ухудшение воспроизведения по памяти свежей информ., сокращение доступа к приятным воспоминаниям, сопровождаемое облегчением доступа к печальным воспоминаниям, снижение способности организовывать информ. и обращение к менее эффективным стратегиям запоминания. Скогин и Байниас сообщают, что тренировка памяти, по всей вероятности, дает кратковременные положительные эффекты. Они оценили результаты тренировки памяти у 27 участников специальной программы для лиц преклонного возраста, сравнивая их с контрольной группой из 13 человек, не проходивших тренинга памяти, через 3 года после завершения программы. Они не обнаружили различий в числе жалоб на память между этими двумя группами, хотя 3 года назад участники тренинга памяти жаловались на память больше, чем члены контрольной группы. В более позднем исследовании Флинн и Сторандт сравнивали несколько групп 60-80-летних участников программы тренировки памяти. В двух группах тренировка памяти велась индивидуально каждым участником по специально составленному руководству для самообучения, однако если члены одной группы тем и ограничивались, члены второй посещали еще и групповые дискуссии по проблемам пожилых людей и использованию методов совладания (coping methods). Третья группа служила в качестве контрольной (состоящей из лиц, записавшихся в программу и ожидающих своей очереди). Сравнение показало, что члены группы, посещавшей дополнительные групповые дискуссии, улучшили показатели своей памяти, тогда как участникам программы, занимающимся только самостоятельной тренировкой памяти, не удалось этого сделать. Существует обширная литература, в к-рой отмечается гораздо большая уязвимость пожилых людей к депрессии по сравнению с более молодыми, и, в действительности, процент страдающих депрессией среди пожилых значительно выше, чем среди относительно молодых взрослых. Можно сделать достаточно правдоподобный вывод, что память претерпевает изменения по мере старения, особенно когда люди достигают старческого возраста (более 80 лет). Не менее правдоподобным будет вывод о том, что депрессия оказывает воздействие на память, объем и концентрацию внимания, однако вызываемые ею эффекты зависят от критериев определения объема внимания и общего качества интеллектуальных и когнитивных процессов индивидуума. Кроме того, такие факторы, как физ. здоровье, соц. поддержка и общая удовлетворенность жизнью, тоже сказываются на психол. и когнитивном функционировании. В заключение следует признать, что еще окончательно не установлена эффективность специальных программ тренировки памяти для нормальных лиц старческого возраста, жалующихся на свою память. См. также Гериатрическая психология, Геронтология, Депрессия, Когнитивная сложность, Расстройства памяти Н. Эбелис
Оцените определение:

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с.1788

Найдено рефератов по теме Старики: настроение и память — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Поиск новых методов и приборов для оценки деятельности нейронов мозга в процессах обучения и памяти

Журавлев Борис Васильевич
Обсуждается гипотеза о переходе процессов запоминания и извлечения из памяти от биоэлектрических к нейрохимическим и далее к физическим конформационным изменениям молекул на основе жидкокристаллических структур мозга.
Скачать PDF

Процессы актуализации долговременной памяти при отмеривании интервалов времени у человека

Ходанович Марина Юрьевна, Бушов Юрий Валентинович, Вячистая Ю. В.
Исследованы связанные с событиями потенциалы мозга (ССПМ) при отмеривании интервалов времени. Испытуемым предъявлялись цифры (1, 3, 4, 5) разных цветов на экране монитора. В первой серии (А) все цифры задавали интервалы времени, которые необходимо было отмерить двойным нажатием на клавишу «пробел». Во второй серии (Б) в ответ на предъявление цифры красного цвета необходимо было отмерить соответствующий интервал времени, в ответ на предъявление цифры синего цвета нажать на клавишу соответствующе число раз, цифры других цветов не требовали реакции испытуемого. Обнаружено, что ранние различия ССПМ на стимулы разных цветов возникают только в том случае, когда цвет стимула имеет сигнальное значение. Найденные различия между ССПМ при отмеривании и выполнении конкурирующего задания на участке 350-500 мс от начала зрительного стимула, связаны с анализом сигнальной значимости стимула и выбором моторной программы. Наиболее вероятным коррелятом обращения к долговременной памяти для извлечения субъективного эталона времени (СВЭ) при наличии конкурирующего задания аналогичной сложности является негативный компонент, возникающий за 250-150 мс до отмеривания интервала времени. Установлено, что источник этого компонента находится в теменной части поясной извилины правого полушария
Скачать PDF

Память и искусство палеолита

Куценков Петр Анатольевич
Натурализм искусства верхнего палеолита объясняется эйдетической памятью, компенсировавшей недостаточное развитие речи и языка. Палеолитические петроглифы и наскальная живопись предельно конкретны они не передают обобщенный образ зверя, но изображают конкретных животных, населявших некогда ледниковую Европу. Автор предполагает, что в процессе запоминания облика и поз животных не последнюю роль сыграл эффект запоминания незавершенных действий (т. н. феномен Зейгарник). Иными словами, на роль «матрицы» натуралистических изображений эпохи палеолита с наибольшей вероятностью могут претендовать эйдетические воспоминания, подкрепленные (или даже прямо спровоцированные) незавершенным действием неудачной охотой.
Скачать PDF

Психолингвистические модели функционирования памяти при синхронном переводе

Андреева Н.В.
Рассматриваются современные психолингвистические модели функционирования памяти в процессе синхронного перевода. Обращение к данной проблеме продиктовано целями обучения синхронному переводу, где в качестве одной из основных выделяется развитие памяти студентов, как предпосылки формирования навыков и умений синхронного перевода.
Скачать PDF

Методика изучения и модель информационной структуры памяти человека

Ляховецкий В.А., Потапов А.С., Попечителев Е.П.
Скачать PDF

Развитие рабочей памяти с помощью компьютерных тренажеров как средство преодоления объективных трудн

Пигарев А. Ю.
Предлагается методика развития рабочей памяти для студентов, испытывающих объективные трудности в изучении математических дисциплин по причине недостатка рабочей памяти. Методика основана на компьютерных тренажерах, созданных автором (http://mathtutor.narod.ru). Теоретической основой работы является теория рабочей памяти Алана Бэддли, а также данные эмпирических исследований о высокой корреляции между параметрами рабочей памяти и способностями к изучению математики.
Скачать PDF

Содержание автобиографической памяти и профессиональное самоопределение студентовюристов

Костенко Ю.Б.
Скачать PDF

Интеллектуализация памяти как один из механизмов развития самосознания детей в подростковый кризис

Катеринина Анна Андреевна
В статье рассматриваются особенности изменения самосознания в контексте культурно-исторической психологии Л. С. Выготского. Статья посвящена выявлению особенностей самосознания в период первого подросткового кризиса. Результат исследования позволили выявить изменения в самосознании младшего подростка вследствие «интеллектуализации памяти» осмысления центральной психической функции младшего школьного периода развития. Экспериментальное изучение памяти в контексте возрастных особенностей детей младшего школьного и младшего подросткового возрастов позволило выявить психологические характеристики детей разного психологического возраста.
Скачать PDF

Особенности памяти студентов и школьников с разным уровнем специальных химических способностей

Волкова Е.В.
В статье приводятся данные, обосновывающие существование специальной «химической» памяти, психическим носителем которой могут выступать концептуальные структуры химии. Зрелость данных структур обуславливает избирательность, прочность, объем сохранения химической информации в памяти. Показано различие структурной организации памяти студентов с разным уровнем специальных химических способностей. В группе более успешных химиков, помимо структур долговременной памяти на химическую информацию и структур, обеспечивающих возможность запоминания информации в разных форматах, выявлены структуры «общих химических закономерностей».
Скачать PDF

Объем памяти как фактор креативности дошкольников

Дудорова Екатерина Валерьевна
Особенности кратковременной и долговременной образной памяти дошкольников анализируются в связи c параметрами креативности. В исследовании приняли участие 52 ребенка. Обнаружены корреляции показателей объема кратковременной памяти и параметров креативности (беглости и гибкости), по данным эксплораторного факторного анализа определена их совместная структура. По итогам применения дисперсионного анализа выявлены значимые эффекты кратковременной памяти на беглость и гибкость.
Скачать PDF

Теория памяти и ее проблемы (по материалам некоторых работ М. С. Роговина)

Соловьёв А.В.
Подчеркивается, что в центре научных интересов М.С. Роговина была психология познавательной деятельности -проблемы понимания, проблемы теории памяти. Дается характеристика видов памяти, показывается связь памяти с другими познавательными процессами. Анализируются проблемы мозговых механизмов памяти, поражения мозга и расстройств памяти, концепция Бартлетта. Предлагается взгляд на природу и механизмы памяти с позиции принципов, намечающихся в то время.
Скачать PDF

Концепции памяти: история развития и современные исследования

Савельев Александр Евгеньевич
В статье анализируется развитие представлений о памяти и ее моделей с Античности до настоящего времени.
Скачать PDF