СТАНФОРД-БИНЕ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ШКАЛА

Найдено 1 определение
СТАНФОРД-БИНЕ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ШКАЛА
(Stanford — Binet Intelligence Scale) — тест интеллекта. Предназначен для измерения уровня интеллектуального развития. Первый вариант С.— Б. у. р. ш. был разработан Л. М. Терменом в 1916 г. и представлял
собой модификацию Бине — Симона шкалы умственного развития. В ходе разработки в базовую методику было введено большое количество изменений. По сравнению со шкалой Бине было добавлено более трети новых заданий, ряд старых был либо переделан,
либо отброшен или переадресован другим возрастным группам. Фактически уже первая редакция С— Б. у. р. ш. представляла собой новый тест. В дальнейшем тест неоднократно радикально совершенствовался, и к настоящему времени используется уже третья
его редакция (1972).
Тесты, включенные в батарею Стэнфорд — Бине, группируются по возрастным уровням (см. БИНЕ — СИМОНА ШКАЛА УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ), от уровня II (2 года) до уровня взрослого (22 года и 10 месяцев — XVI — 8 уровень). Для уровней II—V группы заданий
но возрастным градациям составляются с разницей в полгода, что связано с быстрым психическим развитием в соответствующие периоды (см. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПО ВОЗРАСТНОМУ КРИТЕРИЮ). Для возрастных уровней V—XIV тесты учитывают разницу в возрасте
в 1 год. Остальные уровни обозначаются как подростковый и взрослый I, II и III уровни. Комплекс задач для каждого возрастного уровня, за исключением подросткового, состоит из 6 тестов (для подросткового уровня — 8 тестов).
Батарея тестов Стэнфорд — Бине включает задания, направленные на исследование широкого диапазона способностей — от простого манипулирования до абстрактного рассуждения. На ранних возрастных уровнях тесты требуют главным образом зрительно-моторной
координации, перцептивного различия, способности понимать инструкцию (в заданиях типа складывания  кубиков, нанизывания бус, подбора геометрических фигур), а также способности узнавать предметы, предъявляемые в виде игрушечных моделей или
изображений на карточках. На высших возрастных уровнях в наибольшей степени представлены тесты, использующие вербальное содержание заданий. Среди них словарный тест (объяснение значения слов), аналогии, завершение предложений, определение
абстрактных понятий, интерпретация пословиц. Некоторые тесты направлены на характеристику степени плавности и беглости речи (быстрое называние не связанных между собой слов, подбор рифм, построение предложений с заданными словами).
Среди заданий батареи широко представлены тесты общей осведомленности, знания норм общественной жизни, правил поведения (ответы на вопросы, интерпретация ситуаций, обнаружение несоответствий в сюжетных картинках или рассказах). В шкалу включен
ряд тестов памяти, пространственной ориентации (визуальная репродукция фигур, лабиринты, складывание и разрезание бумажных объектов и т. д.). На более высоких возрастных уровнях анализируется степень усвоения некоторых навыков, приобретенных
в школе (умение читать, знание арифметики).
Тесты внутри каждого возрастного уровня одинаковы по трудности и расположены без учета сложности заданий. Для каждого возрастного уровня предусмотрен запасной набор задач, применяемый по мере необходимости.
Четыре субтеста из каждого уровня отбираются для сокращенной шкалы, которую применяют в случае использования методики в качестве краткой пробы. Вместе с тем корреляция результатов укороченной и полной программы обследования является достаточно
высокой.
Особенностью процедуры обследования, вытекающей из шкального принципа подбора заданий, предложенного А. Бине, является то, что испытуемому предлагается неполный набор заданий методики. Предъявляются лишь те тесты, которые соответствуют интеллектуальному
уровню обследуемого. Стандартная процедура обследования начинается с применения заданий, относящихся к более низкому уровню, чем тот, который соответствует возрасту испытуемого. Затем в зависимости от успеха или неуспеха осуществляется переход
на более высокий или низкий уровень. «Базовый уровень» определяется как максимальный возрастной уровень, все задания которого выполняются. Исследование продолжается с переходом на возрастающие по сравнению с базовым уровнем группы заданий
до тех пор, пока нерешенными оказываются все тесты данной группы. Соответствующий уровень определяется как «потолочный».
Показатель «умственного возраста» в С.— Б. у. р. ш. равен «базовому возрасту» с прибавлением к нему добавочных месяцев за правильно решенные задания в уровнях, находящихся выше. Для уровней II—V с полугодовыми интервалами каждый из шести решенных
тестов засчитывается за 1 месяц. Для уровней VI—XIV за каждое решенное задание дополнительно даются 2 месяца. На каждый из взрослых уровней приходится более года «умственного возраста», поэтому число дополнительных месяцев здесь определяется
пропорционально временному интервалу и числу тестон.
Процедура обследования с помощью С.— Б. у. р. ш. занимает примерно 30—40 мин для детей младшего возраста. Для более старших возрастных групп длительность обследования не более 1,5 ч. Материалы, необходимые для проведения теста, включают набор
игрушек для обследования детей младшего возраста, тестовые тетради с заданиями, протоколы, руководство к проведению исследования и обработке результатов.
При обследовании с помощью ряда тестов методика допускает возможность получения широкой качественной информации о методах работы испытуемого, способах решения им задач. Большие возможности предоставляются и наблюдению за личностными качествами:
уровнем активности и мотивированности, уверенности, настойчивости, сосредоточенности и т. д.
Сложная процедура проведения обследования и интерпретации полученных результатов, необходимость строгого соблюдения стандартов требуют высокой квалификации и предварительной тренировки экспериментатора.
Первый вариант С— Б. у. р. ш. (1916) и вторая редакция шкалы (Л. А/ Термен, М. А. Ме-рилл, 1937) отличались тщательной стандартизацией и статистически репрезентативным нормированием. Редакция 1937 г. включала две параллельные формы теста (L и
М) и была предназначена для обследования испытуемых в возрасте от 1,5 до 18 лет.
В первых редакциях основным измеряемым показателем являлся относительный IQ-показатель (см. ИНТЕЛЛЕКТА КОЭФФИЦИЕНТ). В третьей редакции (1960) вводятся оценки IQ-показателя стандартного. В этой же редакции параллельные формы преобразованы в единую
(L-M).
Наиболее распространенная к настоящему времени редакция формы L — М шкалы Станфорд — Бине (1972) включает тестовые задания, аналогичные по содержанию включенным в вариант шкалы 1937 г., однако нормы теста здесь были подвергнуты рестандартизацни.
Выборка стандартизации включала примерно по 100 детей для каждой возрастной группы в интервале от 2 до 5,5 лет (временной шаг выборок — 0,5 года) и в возрастных группах от 6 до 18 лет (через 1 год). Последняя редакция теста содержит таблицы
стандартного IQ-показателя для умственного (МА) и фактического (СА) возраста, соответствующие годам и месяцам возраста испытуемого, включает нормативные таблицы показателя МА по данным варианта L — М (1937).
По применению шкал Стэнфорд — Бине накоплен огромный опыт, включающий фактические данные и их интерпретацию. По широте использования эта методика занимает в зарубежной психодиагностике одно из ведущих мест среди тестов интеллекта. Для большинства
специалистов в области психологической диагностики и потребителей психодиагностической информации /Q-коэффициент, определяемый с помощью шкалы Станфорд — Бине, связывается с конкретным выражением понятия «интеллект». Длительность использования
и широта распространения сделали систему отсчета оценок шкальных С.— Б. у. р. ш. стандартом для других психометрических тестов (см. IQ-ПОКАЗАТЕЛЬ СТАНДАРТНЫЙ).
Распределение результатов IQ-показателей шкал Станфорд — Бине положено в основу классификации степеней умственной отсталости, широко распространенной в зарубежной психодиагностике (Классификация Американской Ассоциации по изучению умственной неполноценности
— AAMD).
В ходе многолетнего накопления данных получены разнообразные сведения о характеристиках С.— Б. у. р. ш. Ее надежность (по параллельным формам теста) с интервалом ретеста до недели составляет для возрастных групп от 2,5 до 5,5 лет 0,83, для интервала
IQ-показателей 140—149 и 0,91—для IQ-показателей 60—69. В возрастных группах 6—13 лет для соответствующих величин IQ-показателей коэффициенты надежности составляют соответственно 0,91 и 0,97, а для возраста 14—18 лет — 0,95 и 0,98. Таким образом,
тест более надежен для лиц старшего возраста с относительно низкими Q-показателями. Однако очевидно, что и в прочих случаях надежность шкалы достаточно высока.
Валидность критериальная шкалы Станфорд— Бине (текущая и прогностическая) характеризовалась на основе сопоставления с показателями школьной успеваемости (сравнение с экспертными оценками учителей и данными тестов достижений). Коэффициенты валидности
по связи с этими критериями составляют 0,40—0,75. Особенно значимой является связь IQ-оценок с показателями (констатирующего характера и прогностическими) успешности обучения предметам с преобладанием словесного материала. Результаты критериальной
валидизации показывают, что тест Станфорд — Бине в основном направлен на измерение уровня школьных способностей.
Данные валидности конструктной С— Б. у. р. ш. опираются на анализ этой группы характеристик методом дифференциации по возрастному критерию, подтверждающий прогрессивную вариабельность измеряемых показателей с возрастом.
Однородность заданий шкалы (см. ВНУТРЕННЯЯ СОГЛАСОВАННОСТЬ) для батарейного теста является достаточно высокой (около 0,66).
Факторный анализ указывает на снизь результатов выполнения тестов шкалы с фактором «g».
В целом анализ валидности содержательной и конструктного содержания теста указывает на доминирующую направленность С— Б. у. р. ш. на тестирование комплекса вербальных способностей, некоторую перегруженность содержания тестов вербальным материалом.
Эта особенность затрудняет адаптацию теста для других языковых и социокультурных групп.
Сведений об использовании в СССР не имеется.
СТЕПЕНЬ СВОБОДЫ — характеристика распределения, используемая при проверке статистических гипотез. Обозначается символами df или п'. В вариационной статистике понятие С. с. отражает степень произвольности вариантов заполнения определенных групп,
на которые кван-тифицируется распределение. Предположим, строится распределение оценок в определенной группе лиц (рис. 50).
Известно, что I-оценки в данной группе варьируют от —2σ до +2σ. Тогда групп (интервалов шкалы) (k), если считать пределом интервала о, будет четыре. Количество испытуемых в группе составляет 100 человек. Если в первых трех интервалах
шкалы количество испытуемых, получивших соответствующие оценки, может  быть произвольным, то в последнем интервале это количество может составить лишь разницу между суммой испытуемых в трех интервалах и общим количеством обследованных. Другими
словами, при заполнении четвертого интервала произвольность ограничена. С. с. данного распределения будет равна трем (dk = k — 1).

При представлении переменных в виде таблицы размером t ×k, dk = (t — 1) (k — 1), где t — число интервалов первого признака (число строк таблицы); k — число интервалов второго признака (столбцов таблицы).
В общем случае при малой выборке (п < 50) df=n — 1 для распределения одного признака и df = п — 2 для распределения двух признаков (п — число наблюдений).
Показатель С. с. наиболее широко используется при расчете статистических гипотез с использованием критериев Стьюдента, Фишера, z-критерия, критерия χ2.

Источник: Словарь-справочник по психологической диагностике 1989 г.