СТАДИЯ ЗЕРКАЛА

Предыдущий термин:
СТАДИЯ ЗАВЕРШЕНИЯ

Следующий термин:
СТАДИЯ ИСТОЩЕНИЯ

Содержание:

Найдено 3 определения термина СТАДИЯ ЗЕРКАЛА

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

СТАДИЯ ЗЕРКАЛА

Нем.: Spiegelstufe. - Франц.: stade de miroir. -Англ.: mirror stage. - Исп.: fase del espejo. - Итал.: stadio dello specchio. - Португ.: fase do espelho.

o По Лакану, этап становления человеческого существа между 6 и 18 месяцами (а ); беспомощный младенец, не способный к координации движений, предвосхищает в своем воображении целостное восприятие своего тела и овладение им. Этот единый образ достигается посредством отождествления с образом себе подобного как целостной формой; конкретный опыт такого построения единого образа - восприятие ребенком своего отражения в зеркале.

Стадия зеркала представляет собой матрицу и набросок будущего Я.

o Концепция стадии зеркала - одно из ранних открытий Ж. Лакана, представленное в 1936 г. на конгрессе в Мариенбаде (la).

Эта концепция опирается на ряд экспериментальных данных:

1) на данные детской и сравнительной психологии относительно поведения ребенка перед своим отражением в зеркале (2). Лакан подчеркивал "восторженное приятие [ребенком] своего образа, сопровождающееся ликующей мимикой и игрой в самотождественность собственного образа, и контроль за ним" (За);

2) данные этологии животных о некоторых следствиях зрительного, восприятия себе подобного (Зb) на биологическое созревание и структурирование организма.

Значение стадии зеркала связано, по Лакану, с незрелостью новорожденного ( ? ), объективно обусловленной анатомической незрелостью пирамидной системы и отсутствием двигательной координации в первые месяцы жизни ( у ).

*

1) Стадия зеркала - это важнейший момент в формировании структуры субъекта, первый набросок Я. Фактически младенец видит в образе себе подобного или же в собственном зеркальном отражении форму (Gestalt), предвосхищающую то телесное единство, которого ему объективно недостает: он ликует, отождествляя себя с этим отражением. Этот первичный опыт становится основой воображаемого характера Я, предстающего в качестве "Я идеального" и "начала всех вторичных отождествлений" (1Ь). Как мы видим, с этой точки зрения, субъект несводим к Я - к той воображаемой инстанции, в которой он себя отчуждает.

2) По Лакану, межличностное отношение, отмеченное воздействием стадии зеркала,- это отношение воображаемое, дуальное, агрессивно напряженное, представляющее Я как другого, а другого - как alter ego (см.: Воображаемое).

3) Эта концепция сходна с фрейдовской трактовкой перехода ОТ автоэротизма* (предшествующего построению Я) к нарциссизму* в собственном смысле слова: то, что Лакан называл "расщепленным телом", относится тогда к первому этапу, а стадия зеркала -к этапу возникновения первичного нарциссизма. -Однако здесь есть и важное различие: у Лакана именно стадия зеркала ретроспективно порождает фантазм расщепленного тела. Это диалектическое отношение проявляется в ходе психоаналитического лечения: иногда страх по поводу расщепления тела порождается нарциссическим самоотождествлением, а иногда все происходит прямо противоположным образом.

Оцените определение:

Источник: Ж.Лапланш, Ж.-Б.Понталис. Словарь по психоанализу, 1996 г

СТАДИЯ ЗЕРКАЛА

инфантильный этап развития человека, сопровождающийся целостным восприятием самого себя как телесного единства и первичным опытом самоотождествления, способствующим становлению Я и формированию субъекта.

   Представление о стадии зеркала, как важном этапе развития ребенка, было введено в научную литературу французским психоаналитиком Ж. Лаканом (1901–1981). В 1936 г. на психоаналитическом конгрессе в Мариенбаде он вступил с докладом, в котором впервые изложил концепцию стадии зеркала. Тринадцать лет спустя на ХVI Международном психоаналитическом конгрессе в Цюрихе он выступил с докладом, опубликованным под названием «Стадия зеркала и ее роль в формировании функции Я в том виде, в котором она предстает нам в психоаналитической практике» (1949).

   Выдвигая концепцию стадии зеркала, Ж. Лакан исходил из особенности поведения ребенка, выявленной данными сравнительной психологии. Эта особенность состоит в том, что на ранней стадии развития ребенок способен узнавать свое отражение в зеркале в качестве своего собственного. При этом он не только усваивает образ своего отражения в зеркале, но и может совершать ряд жестов, с помощью которых в игровой форме соотносится с дублируемой реальностью – со своим собственным телом, другими людьми и предметами, отражающимися в зеркале и попадающими в поле его зрения в отраженной форме. По словам Ж. Лакана, не умеющий даже держаться на ногах, а не то чтобы ходить, поддерживаемый кем-нибудь из взрослых, малыш «озабоченно рвется, вне себя от радости, из своих помочей и, наклонившись вперед, застывает, стараясь зафиксировать в поле зрения мгновенную картину собственного отражения».

   С точки зрения Ж. Лакана, стадия зеркала характерна для развития ребенка в возрасте от шести до восемнадцати месяцев. На этой стадии осуществляется процесс идентификации, происходящий с ребенком при освоении им своего собственного образа. Усвоение ребенком своего собственного зрительного образа является идеальной ситуацией для изучения символического и воображаемого пластов субъекта, благодаря которым впоследствии осуществляется идентификация с другими людьми и становление Я.

   Зеркальный образ собственного тела с его индивидуальными особенностями оказывает формирующее воздействие на ребенка. Он не только способствует формированию представления о телесном единстве и отождествлению с отражением, но и расширяет познавательное поле человека, вписываясь, как полагал Ж. Лакан, в наши представления о «параноидальном познании». На стадии зеркала проявляется способность человека к пространственному овладению своим собственным образом, в результате чего устанавливается связь между телом и его имаго, организмом и его реальностью. Посредством идентификации с образом себе подобного на завершающей стадии зеркала возникают предпосылки для развития диалектики, связывающей Я с социально обусловленными ситуациями жизни, способствующей вхождению индивида в историю и ведущей к параноидальному отчуждению, возникающему при обращении «от Я зеркального к Я социальному».

В конечном счете, как подчеркивал Ж. Лакан, стадия зеркала «представляет собой драму, чей внутренний импульс устремляет ее от несостоятельности к опережению – драму, которая фабрикует субъекта, попавшего на приманку пространственной идентификации, череду фантазмов, открывающуюся расчлененным образом тела, а завершающуюся формой его целостности, которую мы назовем ортопедической, и облачения, наконец, в ту броню отчуждающей идентичности, чья жесткая структура и предопределит собой все дальнейшее его умственное развитие».  

Источник: Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу, 2010 г

Стадия зеркала

стадия развития ребенка, начиная с 4-5 месяцев и до 1 года, когда он начинает интересоваться своим отражением в зеркале, а затем научается уверенно его идентифицировать.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Феномен двойника и «стадия зеркала»

Брудный Арон Абрамович, Демильханова Ангелина Мухамедовна
Психологическое исследование «феномена двойника» позволяет выдвинуть предположение, что его исходной позицией является фиксация на «стадии зеркала» (по Лакану), имеющая весьма серьезное и еще недостат
Читать PDF

Диагностика стадий межличностных отношений подростков в учебной группе

Жажина Оксана Сергеевна
В статье анализируется проблема дружеских отношений школьников как сферы наиболее близких межличностных отношений со сверстниками, что является актуальным для расширения теоретических представлений о
Читать PDF

Психолого-юридические основы признания доказательств недопустимыми на стадии предварительного рассле

Еремеев Сергей Геннадьевич
В данной статье освещается проблема допустимости доказательств. В первой ее части рассматриваются правовые основы, во второй психологические критерии, влияющие на допустимость доказательств.
Читать PDF

Использование метода исусственных нейронных сетей при опредлении стадии химической аддикции подростк

На данный момент в отечественной теории химических зависимостей отсутствует единство подходов как к описанию стадий аддикций, так и к выделению границ сформированности подростковой зависимости.
Читать PDF

Условия и стадии психологической готовности молодых сотрудников прокуратуры к эффективной профессион

Бредихин Георгий Александрович
Читать PDF

Структурно-технологическая модель психических процессов в стадии сенсорной психики

Тюлюпов Юрий Федорович
Для анализа эволюционного развития психических процессов предложен технологический подход к моделированию структуры психики.
Читать PDF

Комплексное исследование кризисного состояния женщин, переживающих развод на разных стадиях брачно-с

Ипполитова Елена Александровна, Шведенко Юлия Викторовна
Обсуждаются результаты исследования специфики содержания и взаимосвязи эмоционального, когнитивного, временнóго и поведенческого компонентов кризисного состояния женщин, переживающих развод на разных
Читать PDF

Психологическая адаптация и самоактуализация у мужчин с алкогольной зависимостью на разных стадиях р

Миронова Нина Викторовна
В данной статье анализируются тезисы последних достижений и фундаментальных открытий в области мужского алкоголизма, психологической адаптации и самоактуализации.
Читать PDF

Готовность к переменам у предпринимателей на различных стадиях развития бизнеса

Руденко Владимир Николаевич
В статье представлены результаты эмпирического исследования, предметом которого выступила готовность предпринимателей к переменам.
Читать PDF

Показатели центральной гемодинамики в разные стадии ночного сна

Рудакова Е.А., Кочетова Е.Е., Воронин И.М.
Читать PDF

О совладающем поведении студентов-медиков на стадии завершения обучения в вузе

Васильева Любовь Николаевна
В статье представлены результаты исследования стилей совладающего поведения у студентов-медиков на стадии завершения обучения в вузе (додипломной стадии профессионализации).
Читать PDF

Структура мотивации трудовой деятельности на разных стадиях организационного развития

Прохорова Мария Вячеславовна, Ким Виталий Валерьевич
Описаны и проанализированы результаты эмпирического исследования структуры мотивов, которые на разных стадиях организационного развития обусловливают готовность или отказ работать.

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!