СТАДИЯ ЗЕРКАЛА это что такое СТАДИЯ ЗЕРКАЛА: определение — Психология.НЭС
СТАДИЯ ЗАВЕРШЕНИЯ СТАДИЯ ИСТОЩЕНИЯ

СТАДИЯ ЗЕРКАЛА

Найдено 3 определения термина СТАДИЯ ЗЕРКАЛА

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

СТАДИЯ ЗЕРКАЛА

Нем.: Spiegelstufe. - Франц.: stade de miroir. -Англ.: mirror stage. - Исп.: fase del espejo. - Итал.: stadio dello specchio. - Португ.: fase do espelho.

o По Лакану, этап становления человеческого существа между 6 и 18 месяцами (а ); беспомощный младенец, не способный к координации движений, предвосхищает в своем воображении целостное восприятие своего тела и овладение им. Этот единый образ достигается посредством отождествления с образом себе подобного как целостной формой; конкретный опыт такого построения единого образа - восприятие ребенком своего отражения в зеркале.

Стадия зеркала представляет собой матрицу и набросок будущего Я.

o Концепция стадии зеркала - одно из ранних открытий Ж. Лакана, представленное в 1936 г. на конгрессе в Мариенбаде (la).

Эта концепция опирается на ряд экспериментальных данных:

1) на данные детской и сравнительной психологии относительно поведения ребенка перед своим отражением в зеркале (2). Лакан подчеркивал "восторженное приятие [ребенком] своего образа, сопровождающееся ликующей мимикой и игрой в самотождественность собственного образа, и контроль за ним" (За);

2) данные этологии животных о некоторых следствиях зрительного, восприятия себе подобного (Зb) на биологическое созревание и структурирование организма.

Значение стадии зеркала связано, по Лакану, с незрелостью новорожденного ( ? ), объективно обусловленной анатомической незрелостью пирамидной системы и отсутствием двигательной координации в первые месяцы жизни ( у ).

*

1) Стадия зеркала - это важнейший момент в формировании структуры субъекта, первый набросок Я. Фактически младенец видит в образе себе подобного или же в собственном зеркальном отражении форму (Gestalt), предвосхищающую то телесное единство, которого ему объективно недостает: он ликует, отождествляя себя с этим отражением. Этот первичный опыт становится основой воображаемого характера Я, предстающего в качестве "Я идеального" и "начала всех вторичных отождествлений" (1Ь). Как мы видим, с этой точки зрения, субъект несводим к Я - к той воображаемой инстанции, в которой он себя отчуждает.

2) По Лакану, межличностное отношение, отмеченное воздействием стадии зеркала,- это отношение воображаемое, дуальное, агрессивно напряженное, представляющее Я как другого, а другого - как alter ego (см.: Воображаемое).

3) Эта концепция сходна с фрейдовской трактовкой перехода ОТ автоэротизма* (предшествующего построению Я) к нарциссизму* в собственном смысле слова: то, что Лакан называл "расщепленным телом", относится тогда к первому этапу, а стадия зеркала -к этапу возникновения первичного нарциссизма. -Однако здесь есть и важное различие: у Лакана именно стадия зеркала ретроспективно порождает фантазм расщепленного тела. Это диалектическое отношение проявляется в ходе психоаналитического лечения: иногда страх по поводу расщепления тела порождается нарциссическим самоотождествлением, а иногда все происходит прямо противоположным образом.

Оцените определение:

Источник: Терминологический глоссарий основных терминов динамической психиатрии Под ред. В.А.Шаповаловой.

СТАДИЯ ЗЕРКАЛА

инфантильный этап развития человека, сопровождающийся целостным восприятием самого себя как телесного единства и первичным опытом самоотождествления, способствующим становлению Я и формированию субъекта.

   Представление о стадии зеркала, как важном этапе развития ребенка, было введено в научную литературу французским психоаналитиком Ж. Лаканом (1901–1981). В 1936 г. на психоаналитическом конгрессе в Мариенбаде он вступил с докладом, в котором впервые изложил концепцию стадии зеркала. Тринадцать лет спустя на ХVI Международном психоаналитическом конгрессе в Цюрихе он выступил с докладом, опубликованным под названием «Стадия зеркала и ее роль в формировании функции Я в том виде, в котором она предстает нам в психоаналитической практике» (1949).

   Выдвигая концепцию стадии зеркала, Ж. Лакан исходил из особенности поведения ребенка, выявленной данными сравнительной психологии. Эта особенность состоит в том, что на ранней стадии развития ребенок способен узнавать свое отражение в зеркале в качестве своего собственного. При этом он не только усваивает образ своего отражения в зеркале, но и может совершать ряд жестов, с помощью которых в игровой форме соотносится с дублируемой реальностью – со своим собственным телом, другими людьми и предметами, отражающимися в зеркале и попадающими в поле его зрения в отраженной форме. По словам Ж. Лакана, не умеющий даже держаться на ногах, а не то чтобы ходить, поддерживаемый кем-нибудь из взрослых, малыш «озабоченно рвется, вне себя от радости, из своих помочей и, наклонившись вперед, застывает, стараясь зафиксировать в поле зрения мгновенную картину собственного отражения».

   С точки зрения Ж. Лакана, стадия зеркала характерна для развития ребенка в возрасте от шести до восемнадцати месяцев. На этой стадии осуществляется процесс идентификации, происходящий с ребенком при освоении им своего собственного образа. Усвоение ребенком своего собственного зрительного образа является идеальной ситуацией для изучения символического и воображаемого пластов субъекта, благодаря которым впоследствии осуществляется идентификация с другими людьми и становление Я.

   Зеркальный образ собственного тела с его индивидуальными особенностями оказывает формирующее воздействие на ребенка. Он не только способствует формированию представления о телесном единстве и отождествлению с отражением, но и расширяет познавательное поле человека, вписываясь, как полагал Ж. Лакан, в наши представления о «параноидальном познании». На стадии зеркала проявляется способность человека к пространственному овладению своим собственным образом, в результате чего устанавливается связь между телом и его имаго, организмом и его реальностью. Посредством идентификации с образом себе подобного на завершающей стадии зеркала возникают предпосылки для развития диалектики, связывающей Я с социально обусловленными ситуациями жизни, способствующей вхождению индивида в историю и ведущей к параноидальному отчуждению, возникающему при обращении «от Я зеркального к Я социальному».

В конечном счете, как подчеркивал Ж. Лакан, стадия зеркала «представляет собой драму, чей внутренний импульс устремляет ее от несостоятельности к опережению – драму, которая фабрикует субъекта, попавшего на приманку пространственной идентификации, череду фантазмов, открывающуюся расчлененным образом тела, а завершающуюся формой его целостности, которую мы назовем ортопедической, и облачения, наконец, в ту броню отчуждающей идентичности, чья жесткая структура и предопределит собой все дальнейшее его умственное развитие».  

Источник: Словарь-справочник по психоанализу

Стадия зеркала

стадия развития ребенка, начиная с 4-5 месяцев и до 1 года, когда он начинает интересоваться своим отражением в зеркале, а затем научается уверенно его идентифицировать.

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

Найдено рефератов по теме СТАДИЯ ЗЕРКАЛА — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Феномен двойника и «стадия зеркала»

Брудный Арон Абрамович, Демильханова Ангелина Мухамедовна
Психологическое исследование «феномена двойника» позволяет выдвинуть предположение, что его исходной позицией является фиксация на «стадии зеркала» (по Лакану), имеющая весьма серьезное и еще недостаточно изученное значение. Экспериментальное исследование лиц, увлеченных имитационными играми, показало, что тест «нарисуй человека» выполнялся ими в необычной форме: в процессе тестирования происходило удвоение изображаемых фигур. Авторы статьи предполагают, что эта находка может свидетельствовать о зарождении новых форм понимания действительности в истории культуры.
Скачать PDF

Диагностика стадий межличностных отношений подростков в учебной группе

Жажина Оксана Сергеевна
В статье анализируется проблема дружеских отношений школьников как сферы наиболее близких межличностных отношений со сверстниками, что является актуальным для расширения теоретических представлений о развитии в этом возрасте и имеет практическую пользу. Описана разработанная методика, изучающая стадии межличностных отношений. Приведена валидность и надежность шкал методики.
Скачать PDF

Психолого-юридические основы признания доказательств недопустимыми на стадии предварительного рассле

Еремеев Сергей Геннадьевич
В данной статье освещается проблема допустимости доказательств. В первой ее части рассматриваются правовые основы, во второй психологические критерии, влияющие на допустимость доказательств. Обозначена проблема соотношения психологического насилия, тактики производства следственных действий и правомерного психологического воздействия.
Скачать PDF

Использование метода исусственных нейронных сетей при опредлении стадии химической аддикции подростк

На данный момент в отечественной теории химических зависимостей отсутствует единство подходов как к описанию стадий аддикций, так и к выделению границ сформированности подростковой зависимости. Целью данной статьи является рассмотрение, во-первых, различных подходов к выделению стадий аддиктивного поведения, во-вторых, описанию использования метода построения Искусственных нейронных сетей как способа объективной автоматизированной оценки определения сформированности химической зависимости. В работе описываются теоретические подходы, как к выделению стадий зависимости, так и построению Искусственных нейронных сетей, экспериментально доказывается значимость и приводится логика построения оценки стадии аддиктивного поведения, описываются основные показатели данной оценки, рассматриваются основные характеристики выделенных групп. Таким образом, демонстрируется ряд преимуществ применения Искусственных нейронных сетей перед классическими методами оценки, что даёт возможность объективизировать практическую деятельность специалистов, работающих с оценкой подростковой зависимости.
Скачать PDF

Условия и стадии психологической готовности молодых сотрудников прокуратуры к эффективной профессион

Бредихин Георгий Александрович
Скачать PDF

Структурно-технологическая модель психических процессов в стадии сенсорной психики

Тюлюпов Юрий Федорович
Для анализа эволюционного развития психических процессов предложен технологический подход к моделированию структуры психики.
Скачать PDF

Комплексное исследование кризисного состояния женщин, переживающих развод на разных стадиях брачно-с

Ипполитова Елена Александровна, Шведенко Юлия Викторовна
Обсуждаются результаты исследования специфики содержания и взаимосвязи эмоционального, когнитивного, временнóго и поведенческого компонентов кризисного состояния женщин, переживающих развод на разных стадиях брачно-семейного цикла.
Скачать PDF

Психологическая адаптация и самоактуализация у мужчин с алкогольной зависимостью на разных стадиях р

Миронова Нина Викторовна
В данной статье анализируются тезисы последних достижений и фундаментальных открытий в области мужского алкоголизма, психологической адаптации и самоактуализации. Формируются оптимальные условия восстановления способностей к адаптации и самоактуализации среди мужчин с алкогольной зависимостью, с высшим образованием, находящихся в различных стадиях ремиссии.
Скачать PDF

Готовность к переменам у предпринимателей на различных стадиях развития бизнеса

Руденко Владимир Николаевич
В статье представлены результаты эмпирического исследования, предметом которого выступила готовность предпринимателей к переменам. Выявлены специфические различия в индивидуальных особенностях личности бизнесменов, бизнес которых находится на начальной стадии «организация и запуск» и более зрелой стадии «развитие и стабилизация».
Скачать PDF

Показатели центральной гемодинамики в разные стадии ночного сна

Рудакова Е.А., Кочетова Е.Е., Воронин И.М.
Скачать PDF

О совладающем поведении студентов-медиков на стадии завершения обучения в вузе

Васильева Любовь Николаевна
В статье представлены результаты исследования стилей совладающего поведения у студентов-медиков на стадии завершения обучения в вузе (додипломной стадии профессионализации). Эмпирически показано различие в сформированности копинг-стилей, используемых студентами медицинских и немедицинских специальностей.
Скачать PDF

Структура мотивации трудовой деятельности на разных стадиях организационного развития

Прохорова Мария Вячеславовна, Ким Виталий Валерьевич
Описаны и проанализированы результаты эмпирического исследования структуры мотивов, которые на разных стадиях организационного развития обусловливают готовность или отказ работать. Определена зависимость мотивационных предпочтений к труду от возраста работника.
Скачать PDF