СТАДИИ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА

Предыдущий термин:
СТАДИИ ДЮКСА

Следующий термин:
СТАДИИ ЖИЗНИ

Содержание:

Найдено 1 определение:

СТАДИИ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА

этапы возрастного развития человека от младенчества до его зрелости.

   В психоанализе значительное внимание уделяется рассмотрению этапов, стадий, фаз развития человека, особенно развития ребенка. Этот исследовательский интерес связан с первоначальными разработками З. Фрейда, нашедшими отражение в его работе «Три очерка по теории сексуальности» (1905), в которой рассматривались догенительные (оральная, анальная, фаллическая) и генитальная стадии психосексуального развития. Последующие психоаналитики продолжили исследования в этой области знания, внося свои уточнения в предложенную З. Фрейдом схему развития ребенка или по-своему переосмысливая периоды становления и развертывания его жизнедеятельности.

   Так, американский психоаналитик Г.С. Салливан (1892–1949) выделил шесть эпох или стадий развития: младенчество (раннее и позднее), детство, ювенильная эра (от поступления в школу до установления прочных дружеских взаимоотношений), предподростковый период, подростковый период (пубертатное созревание), юношество (начинающееся с процесса формирования образцов предпочитаемой генитальной активности и продолжающееся до установления зрелого репертуара межличностных отношений, основанных на использовании личностных и культурных возможностей). По мнению Г.С. Салливана, выраженному им в посмертно опубликованном труде «Межличностная теория психиатрии» (1953), каждая эпоха или стадия развития имеет свои специфические особенности, изучение которых является важной частью психоаналитического исследования.

   Более полный цикл человеческой жизни, относящийся не только к инфантильному развитию, но и к зрелой личности, был предложен американским психоаналитиком Э. Эриксоном (1902–1994). В своей книге «Детство и общество» (1950) он рассмотрел восемь стадий жизненного цикла или возрастов человека, каждая из которых характеризуется существованием полярных отношений, способных привести к кризисному состоянию.

   Первая стадия – орально-сенсорная, характеризующаяся базисным доверием против базисного недоверия. Даже при благоприятных обстоятельствах эта стадия «вносит в психическую жизнь ощущение внутреннего раскола и всеобщей тоски по утраченному раю».

   Вторая стадия – мышечно-анальная, соответствующая проявлению автономии против стыда и сомнения. Исход этой стадии зависит от соотношения любви и ненависти, сотрудничества и своеволия, свободы самовыражения и ее подавления.

   Третья стадия – локомоторно-генитальная, связанная с инициативой против чувства вины. Она соответствует «эдиповой» стадии, связана с введением деспотического правления морального чувства, задает направление движения к реальному и возможному, которое позволяет мечты раннего детства связать с целями активной взрослой жизни.

   Четвертая стадия – латентная, соотносящаяся с трудолюбием против чувства неполноценности. На этой стадии ребенок учится завоевывать признание, занимаясь полезным и нужным делом, но в то же время сталкивается с опасностями, состоящими в чувстве неадекватности и неполноценности. Это «наиболее решающая в социальном отношении стадия».

   Пятая стадия – подростковый возраст и ранняя юность, где наблюдается идентичность против смешения ролей. В рамках данной стадии происходит интеграция в форме идентичности Я в сочетании с тождественностью и непрерывностью значения индивидуума для других. Но опасность состоит в смешении ролей, проецировании образа собственного Я на других. Это – психологическая стадия «между детством и взрослостью, между моралью, уже освоенной ребенком, и этикой, которую еще предстоит развить взрослому.

   Шестая стадия – ранняя взрослость, характеризующаяся близостью против изоляции. На этом уровне «новоиспеченный взрослый» готов к близости с другими, способен связывать себя отношениями интимного и товарищеского характера. Опасность этой стадии – изоляция, то есть избегание контактов, которые обязывают к близости. «В психопатологии это нарушение может приводить к тяжелым „проблемам характера“.

   Седьмая стадия – взрослость, где имеет место генеративность против стагнации. Генеративность – это заинтересованность в устройстве жизни и наставлении нового поколения. Она является важной стадией как психосексуального, так и психосоциального развития. Однако на этой стадии развития возможна регрессия к «обсессивной потребности в псевдоблизости, часто с глубоким чувством застоя и обеднением личной жизни», и ранняя физическая и психологическая инвалидность, становящаяся средством сосредоточения заботы человека на самом себе.

   Восьмая стадия – зрелость, соотносящаяся с целостностью Я против отчаяния. Целостность Я – это накопленная уверенность человека в своем стремлении к порядку и смыслу, «постнарциссическая любовь» как переживание опыта, передающего некий мировой порядок и духовный смысл, принятие своего единственного и неповторимого цикла жизни, как того, чему суждено было произойти. При отсутствии или утрате этой целостности Я превалирует страх смерти. Отчаяние выражает сознание того, что «времени осталось мало, слишком мало, чтобы попытаться начать новую жизнь и испытать иные пути к целостности».

   С точки зрения Э. Эриксона, целостность Я – это итог постепенного вызревания плода предшествующих семи стадий развития человека, адаптировавшегося к победам и поражениям, проявляющего заботу о делах и людях, являющегося продолжителем рода и производителем материальных и духовных ценностей. В конечном счете суть отношений между целостностью взрослого и младенческим доверием, то есть жизненный цикл человека, можно выразить, сказав, что «здоровые дети не будут бояться жизни, если окружающие их старики обладают достаточной целостностью, чтобы не бояться смерти».    

Оцените определение:

Источник: Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу, 2010 г

Найдено научных статей по теме — 12

Совместная регуляция поведения: определение конструкта и его структуры на примере жизненного цикла с

Ковалева Юлия Валерьевна
В статье предложен конструкт «совместная регуляция поведения»; на примере семьи проведен анализ его структуры, которая отражает процесс взаимной подстройки и согласования регуляторных ресурсов супругов.
Скачать PDF

Социогеронтологическая характеристика пожилого возраста и старения как этапа жизненного цикла

Сапожникова Татьяна Ильинична
В статье представлен анализ старения как этапа жизненного цикла человека с биологической, психологической и социологической точки зрения. Отмечается сложность определения пожилого возраста, неоднозначность его трактовки, связанной с физиологическими, психосоциальными, экономическими, культурными, историческими и другими аспектами. В статье приводятся исследования зарубежных и отечественных учёных в сфере геронтологии и социологии, которые подтверждают, что пожилой возраст и старение как этап жизненного цикла включает в себя взаимную обусловленность и влияние биологических, психологических и социальных факторов, связанных с образом жизни человека, с возрастной изменчивостью и индивидуальными различиями, происходящими с годами, с уровнем социальной активности и другими внешними факторами. Рассматриваются негативные и позитивные модели поведения личности в пожилом возрасте. Отмечается, что в современных условиях в большей степени преобладает первая, но необходимо делать акцент и на благоприятных моделях, определять условия и факторы их активного распространения. Поэтому особое внимание уделено социальным аспектам старения и факторам успешной адаптации в пожилом возрасте. В заключении статьи определены характеристики пожилых людей как особой социально-демографической группы.
Скачать PDF

Непрерывный процесс развития сознания в структуре жизненного цикла человека

Барболин Михаил Павлович
Скачать PDF

Феномен двойника и «стадия зеркала»

Брудный Арон Абрамович, Демильханова Ангелина Мухамедовна
Психологическое исследование «феномена двойника» позволяет выдвинуть предположение, что его исходной позицией является фиксация на «стадии зеркала» (по Лакану), имеющая весьма серьезное и еще недостаточно изученное значение. Экспериментальное исследование лиц, увлеченных имитационными играми, показало, что тест «нарисуй человека» выполнялся ими в необычной форме: в процессе тестирования происходило удвоение изображаемых фигур. Авторы статьи предполагают, что эта находка может свидетельствовать о зарождении новых форм понимания действительности в истории культуры.
Скачать PDF

Диагностика стадий межличностных отношений подростков в учебной группе

Жажина Оксана Сергеевна
В статье анализируется проблема дружеских отношений школьников как сферы наиболее близких межличностных отношений со сверстниками, что является актуальным для расширения теоретических представлений о развитии в этом возрасте и имеет практическую пользу. Описана разработанная методика, изучающая стадии межличностных отношений. Приведена валидность и надежность шкал методики.
Скачать PDF

Психолого-юридические основы признания доказательств недопустимыми на стадии предварительного рассле

Еремеев Сергей Геннадьевич
В данной статье освещается проблема допустимости доказательств. В первой ее части рассматриваются правовые основы, во второй психологические критерии, влияющие на допустимость доказательств. Обозначена проблема соотношения психологического насилия, тактики производства следственных действий и правомерного психологического воздействия.
Скачать PDF

Использование метода исусственных нейронных сетей при опредлении стадии химической аддикции подростк

На данный момент в отечественной теории химических зависимостей отсутствует единство подходов как к описанию стадий аддикций, так и к выделению границ сформированности подростковой зависимости. Целью данной статьи является рассмотрение, во-первых, различных подходов к выделению стадий аддиктивного поведения, во-вторых, описанию использования метода построения Искусственных нейронных сетей как способа объективной автоматизированной оценки определения сформированности химической зависимости. В работе описываются теоретические подходы, как к выделению стадий зависимости, так и построению Искусственных нейронных сетей, экспериментально доказывается значимость и приводится логика построения оценки стадии аддиктивного поведения, описываются основные показатели данной оценки, рассматриваются основные характеристики выделенных групп. Таким образом, демонстрируется ряд преимуществ применения Искусственных нейронных сетей перед классическими методами оценки, что даёт возможность объективизировать практическую деятельность специалистов, работающих с оценкой подростковой зависимости.
Скачать PDF

Условия и стадии психологической готовности молодых сотрудников прокуратуры к эффективной профессион

Бредихин Георгий Александрович
Скачать PDF

Структурно-технологическая модель психических процессов в стадии сенсорной психики

Тюлюпов Юрий Федорович
Для анализа эволюционного развития психических процессов предложен технологический подход к моделированию структуры психики.
Скачать PDF

Комплексное исследование кризисного состояния женщин, переживающих развод на разных стадиях брачно-с

Ипполитова Елена Александровна, Шведенко Юлия Викторовна
Обсуждаются результаты исследования специфики содержания и взаимосвязи эмоционального, когнитивного, временнóго и поведенческого компонентов кризисного состояния женщин, переживающих развод на разных стадиях брачно-семейного цикла.
Скачать PDF

Комплексная оценка функционального состояния женщин в различные фазы менструального цикла

Горбунов Р. В.
Depending on a phase menstrual a cycle changes a functional condition of an organism. In follicular a phase the width of a range of development of cardiorespiratory synchronism more, is faster development on the minimal border, mental and physical work capacity above. The level of personal uneasiness, on the contrary, increases in luteineses to a phase. At phlegmatic persons width of a range of development of cardiorespiratory synchronism, mental work capacity above in both phases in comparison with choleric persons. Phlegmatic persons have lower level of physical work capacity. A level of personal uneasiness below. The phenomenon of cardiorespiratory synchronism is convenient, simple in use, the noninvasive test for the characteristic of a complex estimation of dynamics of functional conditions of an organism.
Скачать PDF

Комплексный подход к преподаванию предметов общеобразовательного цикла на начальном этапе обучения и

Колечкина И.В., Криворучко Т.Д., Кушпиль Н.А.
Рассмотрены принципы, методы и приемы организации обучения общеобразовательным дисциплинам иностранных студентов на начальном этапе с целью подготовки их к получению образования в вузах Украины на русском (украинском) языке. Определена роль преподавателя в оптимизации учебного процесса, повышении мотивации студентов к получению знаний и его влияние на качество усвоения учебного материала.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!