СТАДИЙ, ТЕОРИЯ
СТАДИЙ ТЕОРИЯ
общее название ряда психологических теорий развития, в которых процесс развития представляется как проходящий через ряд последовательных стадий. Примеры психологических С.т.: периодизация детского развития по Д.Б. Эльконину, теория развития психики животных по А.Н. Леонтьеву, периодизация личностного развития детей по Д.И. Фельдштейну, теория сенсомоторного развития А. Гезелла, теория когнитивного развития Ж. Пиаже, теория морального развития Л. Колберга, теория психосексуального развития З. Фрейда, теория личностного развития Э. Эриксона. См. операциональная теория интеллекта Ж. Пиаже, периодизация возрастного развития, развития психосексуального стадии.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
Стадий теория
любая теория, представляющая развитие как последовательное движение от одной его стадии к другой. Стандартные критерии научной адекватности требуют, чтобы такая теория отвечала следующим характеристикам. Она должна: 1. предсказывать качественные различия системы, появляющиеся со временем; 2. принять инвариантность последовательности стадий, их неизменный порядок смены одна другой; 3. принять структурную последовательность стадий, то есть их общую концептуальныю основу; 4. принять иерархический принцип интеграции структур от одной стадии к другой так, чтобы более поздняя стадия включала в себя и расширяла структуры более ранней стадии. Ряд известных теорий развития построен именно таким образом (теория когнитивного развития Ж.Пиаже, теория морального развития Колберга и др.). Создание теории развития личности человека на указанных принципах весьма способствовало бы интеграции разных направлений психологии в одно целое и могло бы стать одной из важных концептуальных основ психопатологии.
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
СТАДИЙ, ТЕОРИЯ
Название, применимое для обозначения любой теории развития, которая характеризует рост, будь то физический, сенсомоторный, когнитивный, моральный и т.д., как последовательное движение через ряд стадий. Теории стадий имеют тенденцию быть либо теориями созревания, либо интеракционистскими теориями, то есть в основном биологически определяемыми или выводимыми из взаимодействий между биологическим и средовым факторами. Стандартные критерии научной адекватности требуют, чтобы теория стадий обладала, по крайней мере, четырьмя характеристиками. Во-первых, она должна предсказывать качественные различия в поведении, появляющиеся со временем и опытом. Во-вторых, она должна принять инвариантность последовательности стадий – скорость их смены друг другом может увеличиваться или уменьшаться, но порядок должен оставаться тем же от индивида к индивиду. В-третьих, она должна принять структурную последовательность стадий; то есть модели поведения внутри стадии должны иметь общую концептуальную основу. В-четвертых, должна иметься иерархическая интеграция структур от стадии к стадии, чтобы более поздняя стадия включала в себя и расширяла структуры более ранней стадии. Примерными теориями здесь являются теория сенсомоторного развития Гезелла, теория когнитивного развития Пиаже, теория морального развития Колберга и, в несколько более свободном смысле, теория психосексуального развития Фрейда и теория стадий человека Эриксона.