СТАДИЙ, ТЕОРИЯ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

СТАДИЙ ТЕОРИЯ
общее название ряда психологических теорий развития, в которых процесс развития представляется как проходящий через ряд последовательных стадий. Примеры психологических С.т.: периодизация детского развития по Д.Б. Эльконину, теория развития психики животных по А.Н. Леонтьеву, периодизация личностного развития детей по Д.И. Фельдштейну, теория сенсомоторного развития А. Гезелла, теория когнитивного развития Ж. Пиаже, теория морального развития Л. Колберга, теория психосексуального развития З. Фрейда, теория личностного развития Э. Эриксона. См. операциональная теория интеллекта Ж. Пиаже, периодизация возрастного развития, развития психосексуального стадии.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Стадий теория
любая теория, представляющая развитие как последовательное движение от одной его стадии к другой. Стандартные критерии научной адекватности требуют, чтобы такая теория отвечала следующим характеристикам. Она должна: 1. предсказывать качественные различия системы, появляющиеся со временем; 2. принять инвариантность последовательности стадий, их неизменный порядок смены одна другой; 3. принять структурную последовательность стадий, то есть их общую концептуальныю основу; 4. принять иерархический принцип интеграции структур от одной стадии к другой так, чтобы более поздняя стадия включала в себя и расширяла структуры более ранней стадии. Ряд известных теорий развития построен именно таким образом (теория когнитивного развития Ж.Пиаже, теория морального развития Колберга и др.). Создание теории развития личности человека на указанных принципах весьма способствовало бы интеграции разных направлений психологии в одно целое и могло бы стать одной из важных концептуальных основ психопатологии.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

СТАДИЙ, ТЕОРИЯ
Название, применимое для обозначения любой теории развития, которая характеризует рост, будь то физический, сенсомоторный, когнитивный, моральный и т.д., как последовательное движение через ряд стадий. Теории стадий имеют тенденцию быть либо теориями созревания, либо интеракционистскими теориями, то есть в основном биологически определяемыми или выводимыми из взаимодействий между биологическим и средовым факторами. Стандартные критерии научной адекватности требуют, чтобы теория стадий обладала, по крайней мере, четырьмя характеристиками. Во-первых, она должна предсказывать качественные различия в поведении, появляющиеся со временем и опытом. Во-вторых, она должна принять инвариантность последовательности стадий – скорость их смены друг другом может увеличиваться или уменьшаться, но порядок должен оставаться тем же от индивида к индивиду. В-третьих, она должна принять структурную последовательность стадий; то есть модели поведения внутри стадии должны иметь общую концептуальную основу. В-четвертых, должна иметься иерархическая интеграция структур от стадии к стадии, чтобы более поздняя стадия включала в себя и расширяла структуры более ранней стадии. Примерными теориями здесь являются теория сенсомоторного развития Гезелла, теория когнитивного развития Пиаже, теория морального развития Колберга и, в несколько более свободном смысле, теория психосексуального развития Фрейда и теория стадий человека Эриксона.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

Найдено научных статей по теме — 9

Читать PDF
91.69 кб

От Эго-теории к Жаку Лакану: переходный объект и стадия зеркала

Ванеян С.С.
В статье приводятся рассуждения Лакана, которые убедительно подтверждают, что он не чужд различных концептуальных впечатлений, в частности юнгианской теории.
Читать PDF
433.78 кб

Предыстория возникновения теории трех стадий миграционного процесса

Рыбаковский Леонид Леонидович
В статье предметом рассмотрения является эволюция взглядов на миграцию населения как на единое целое, представляющее не только территориальное перемещение, но и включающее необходимые действия и поступки, предшествующие этому пере
Читать PDF
801.15 кб

Синергетика - завершающая стадия развития общей теории систем (ОТС)

Еськов В.М., Попов Ю.М., Вохмина Ю.В.
История развития человечества тесно связана с историей развития естествознания и науки в целом. В более широком смысле мы говорим о знаниях, которые несколько условно делятся на научные знания и все остальные.
Читать PDF
112.78 кб

Профессиональное развитие персонала организации: теоретические подходы, сущность, стадии и факторы

Игнатова Т. В., Рыболовлева О. А.
Читать PDF
638.64 кб

Дисциплина «Теоретическая механика» как начальная стадия для привлечения студентов технических специ

Завьялов В.М., Киселев Ф.Б., Локтев А.А.
В работе рассматривается методика привлечения студентов начальных курсов к научно-исследовательской работе под руководством преподавателей кафедры Теоретической механики, приводятся несколько тем исследований, по которым в данное
Читать PDF
161.53 кб

Стадиальные элементы мотивационного процесса как теоретическая основа определения профессиональной м

Зайцева Ольга Игоревна
Рассматриваются стадиальные теории мотивации, положенные в основу анализа определений.
Читать PDF
200.65 кб

2013. 03. 013. Ци сяоин. Кейс-стади глобальных потоков знания: guanxi в социальной науке и теории уп

Виноградова Т. В.
Читать PDF
127.90 кб

ГЕТЕРОТОПИЯ ГОРОДСКОГО ПИКНИКА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ТЕОРИИ ПУБЛИЧНОЙ СФЕРЫ: КРОССДИСЦИПЛИНАРНОЕ КЕЙС-СТАДИ

Квят Александра Георгиевна
Статья продолжает серию публикаций по итогам исследовательского проекта, посвященного омскому мероприятию «Городской пикник».
Читать PDF
230.87 кб

Принцип наблюдаемости, «Стадия эмпирической невесомости теории» (sewt) и «Конструктивный эмпиризм» (

Павленко Андрей Николаевич
В настоящей работе ставится задача проанализировать «принцип наблюдаемости» (PO) с формальной точки зрения, дав его явные (онтологическое и эпистемологическое) определения.

Похожие термины:

  • ПАМЯТИ СТАДИЙ ТЕОРИЯ

    научный подход к исследованию памяти, в соответствии с которым память представляется как несколько, функционально взаимосвязанных хранилищ, которые последовательно включаются в работу, определ