СТАДИИ СЕНСОМОТОРНОГО ИНТЕЛЛЕКТА

Найдено 1 определение
СТАДИИ СЕНСОМОТОРНОГО ИНТЕЛЛЕКТА
это ступени или уровни интеллектуального развития, в концепции операционального мышления Ж. Пиаже. Процесс развития интеллекта рассматривается как смена трех больших периодов, последовательно сменяющих друг друга от низших стадий к высшим, в течение которых происходит становление трех основных интеллектуальных структур: 1) сначала формируются сенсомоторные структуры - системы последовательно выполняемых материальных действий; 2) затем возникают структуры конкретных операций - системы действий, выполняемых в уме, но с опорой на внешние, наглядные данные; 3) еще позже происходит становление формально-логических операций - высшей ступени в раз витии интеллекта. В каждой структуре достигается относительно стабильное равновесие, которое затем снова нарушается. При этом каждая предшествующая стадия развития интеллекта подготавливает последующую, перестраиваясь на более высоком уровне. Сенсомоторный период охватывает первые два года жизни ребенка. В это время не развита речь и отсутствуют представления, а поведение строится на основе координации восприятия и движения (отсюда и название «сенсомоторный»). Выделяют следующие подпериоды стадии: 1) упражнение рефлексов - 0-1 месяц; 2) элементарные навыки, первичные круговые реакции - 1-4 месяца; 3) вторичные круговые реакции - 4-8 месяцев; 4) начало практического интеллекта - 8-12 месяцев; 5) третичные круговые реакции - 12-18 месяцев; 6) начало интериоризации схем - 18-24 месяца. Ближе к двум годам формируется внутренний план действий. На этом заканчивается сенсомоторный период, и ребенок вступает в новый период - репрезентативного интеллекта конкретных операций (от 2-х до 11 лет). Репрезентативный интеллект - мышление с помощью представлений. Сильное образное начало при недостаточном развитии словесного мышления приводит к своеобразной детской логике, при которой ребенок не способен к доказательству, рассуждению, не видит вещи в их внутренних отношениях, считая их такими, какими их дает непосредственное восприятие. Для ребенка, имеющего дооперационные представления, характерны также нечувствительность к противоречиям, отсутствие связи между суждениями, переход от частного к частному, минуя общее, тенденция связывать все со всем и др. Такая специфика детской логики так же, как и реализм, обусловлены главной особенностью мышления ребенка - его эгоцентризмом. Выделяют следующие подпериоды стадии: 1) дооперациональные представления - 2-7 лет; 2) конкретные операции - 711 лет. Складывающаяся у ребенка примерно к 11 годам система операций подготавливает почву для формирования научных понятий, и на последнем высшем периоде интеллектуального развития - периоде формальных операций, подросток освобождается от конкретной привязанности к объектам, данным в поле восприятия, и приобретает возможность мыслить так же, как взрослый человек. Он рассматривает суждения, как гипотезы, из которых можно вывести всевозможные следствия; его мышление становится гипотети- ко-дедуктивным. Согласно теории П. эта стадия достигает полного развития к 14-15 годам. В развитии теории П. многими последовавшими исследованиями было показано, что только часть людей (25-50%) действительно могут мыслить абстрактно. По-видимому, развитие формального мышления зависит не только от уровня образования человека, но также от его жизненного опыта, мотиваций и интересов.

Источник: Краткая энциклопедия психологии и психофизиологии развития человека. – Казань. Изд-во Познание Института экономики управления и права 2010. – 209 с.