СТАДИАЛЬНОСТЬ СОЗРЕВАНИЯ МОЗГА
СТАДИАЛЬНОСТЬ СОЗРЕВАНИЯ МОЗГА
концепция, выдвинутая С. Морганом, согласно которой новообразования в умственном развитии ребенка связаны с четко очерченными стадиальными границами морфофункционального созревания головного мозга. В первой стадии в течение первого года жизни формируется блок глубоких структур мозга, ответственных за обеспечение активационных процессов коры больших полушарий. Во второй стадии созревают первичные проекционные зоны: зрительная, слуховая, соматосенсорная и двигательная. Их полноценная работа создает условия для реализации сенсомоторной стадии развития (по периодизации Ж. Пиаже). В третьей стадии созревают вторичные зоны коры, создающие условия для полноценного развития отдельных видов восприятия и научения. Стадия соответствует доопе- рациональному периоду интеллектуального развития (по Ж. Пиаже) и охватывает возраст от 2 до 5 лет. В четвертой стадии созревают ассоциативные третичные корковые зоны в задних отделах коры (блок приема, хранения и переработки информации). Она совпадает со стадией конкретных операций. В пятой стадии, продолжающейся до 12-летнего возраста, третичные зоны блока программирования поведения достигают своей зрелости, что создает предпосылки для успешного вхождения подростка в стадию формальных операций его интеллектуального развития.