СРЕЗОВЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
СРЕЗОВЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
заключается в изучении одних и тех же психологических характеристик в группах лиц различного возраста, разных уровней развития, с различными свойствами личности, клиническими реакциями и т.п. Напр., две большие группы людей, одинаковых по возрасту и полу (студенты и рабочие), исследуются одними и теми же эмпирическими способами добывания научных данных, и полученные данные сопоставляются между собой. Родоначальником стратегии срезов является А. Гезелл. Различия между сравниваемыми выборками, по мнению А. Гезелла, по возрасту должны быть тем меньше, чем более ранние периоды развития исследуются. При такой стратегии исследования используются различные тесты и тестовые системы. Часто используется для сравнительного анализа эффективности различных систем обучения, но в этом случае переменной величиной является не возраст, а особенности обучения. Замеры производятся через определенные промежутки времени в экспериментальных и контрольных выборках. Важен возрастной интервал, выбираемый для проведения исследования. Чем выше темп развития, тем меньше должны быть временные промежутки между отдельными «срезами», т.е. у маленьких детей их нужно проводить чаще. Преимущества С.э.: сравнительная быстрота исследования - возможность получения результатов в течение короткого времени позволяет исследователю собрать ценную информацию о нормах - типичных представлениях разных возрастных групп; поскольку обычно экспериментатор лишь один раз встречается с участниками, этот метод не страдает погрешностями, характерными для лонгитюдного метода. Недостатки метода: метод не является методологически чистым; траектория развития каждого конкретного человека может измениться; проблема состоит в тщательном отборе испытуемых при формировании выборки, чтобы иметь право сравнивать отобранные группы; когортные различия: изменение общества, изменение норм развития; содержит информацию только об изменениях в возрастных группах и ничего не говорит нам о причинах этих изменений. Метод подвергался острой критике со стороны отечественных психологов за отсутствие историчности.