Средний возраст это что такое Средний возраст: определение — Психология.НЭС
СРЕДНЕСАГИТТАЛЬНАЯ ПЛОСКОСТЬ СРЕДНИЙ РЕЖИМ

Средний возраст

Найдено 1 определение:

Средний возраст

middle age) Хотя некоторые специалисты, изучающие развитие чел., определяют средний возраст как отдельный период жизненного цикла, начинающийся примерно в конце третьего десятилетия жизни и заканчивающийся где-то в конце четвертого десятилетия, другие ученые относят к среднему возрасту период от 40 до 60 лет. Чтобы составить себе более или менее полное представление о чел. среднего возраста, лучше всего охарактеризовать этот период жизни в нескольких аспектах: возрастного развития, физиолог., интеллектуальном, сексуальном, социально-политическом и психол. Средний возраст как стадия развития. Эрик Эриксон теоретически допускал, что С. в., как и др. периоды жизни, ставит перед людьми определенные задачи развития и требует от них овладения определенными умениями и навыками, чтобы получить положительный опыт и обрести душевное спокойствие на следующей стадии жизни. Согласно Эриксону, главная задача развития в С. в. заключается в выборе между стагнацией эго и тем, что сам Эриксон называл генеративностью, т. е. распространением интересов эго за пределы интересов к себе - на более широкие области идентификации с другими людьми, со всей совокупностью людей в целом и с будущими поколениями. Эльзи Френкель-Брунсвик, опираясь на результаты своих исслед. в Австрии, пришла в выводу, что в С. в. люди переживают самый спокойный (stabilizing) период жизни, пожиная плоды своих усилий, затраченных в более молодые, но и более неспокойные и напряженные годы. В С. в. они, наконец, устанавливали прочные привязанности, определялись с постоянным местом жительства, выбирали дело жизни и переживали наиболее продуктивные периоды профессиональной и творческой деятельности. Ее данные подтверждают представления Эриксона об этой стадии. Физиологическая характеристика. Имеющиеся в нашем распоряжении данные говорят о том, что С. в. - это период, в к-ром повышаются все сенсорные пороги (и, соответственно, снижается чувствительность). После 30 лет начинает снижаться основной обмен веществ и уменьшаться вес головного мозга. Сократившееся кровоснабжение гипофиза, щитовидной железы, надпочечников, поджелудочной железы и гонад приводит к макроскопическим гистологическим изменениям и, несмотря на увеличение содержания кальция в тканях, люди С. в. испытывают убывание физ. силы, физ. выносливости и физ. привлекательности. Рост людей также начинает уменьшаться после 30 лет; что касается веса, то у мужчин он стабилизируется примерно в это же время, тогда как женщины, видимо, могут прибавлять в весе до 54 лет, по всей вероятности, вследствие гормональных изменений. Интеллект. Хотя более поздние исслед. Торндайка показали, что пик способности к научению (learning capacity) приходится на возраст от 22 до 25 лет, сравнительный анализ многочисленных исслед. возрастных изменений умственной способности (mental ability), к-рый провели Содди и Кидсон, позволяет сделать следующий вывод: если пренебречь незначительными колебаниями, максимум достигается в промежутке между 15 и 29 годами, причем все исслед. обнаруживают медленное, непрерывное снижение большинства способностей (abilities) вплоть до 60 лет, когда происходит заметное ускорение снижения способности к научению (learning ability). Отмеченное снижение существенно выражено в оценках механической памяти и показателях таких субтестов, как "цифровые символы" и "складывание объекта", и гораздо меньше - в показателях субтестов "словарь" и "общая осведомленность". Сексуальность. Что касается сексуальной жизни, то она, как известно, не начинается одновременно с приобретением способности к воспроизведению потомства и не прекращается вместе с утратой этой способности. Мужчины, обнаруживающие высокий уровень сексуальной активности в свои продуктивные годы, сохраняют его и в постклимактерический период. Аналогичные результаты, полученные в исслед. женщин, послужили основанием для предположения, что душевное состояние (psyche) женщины играет не меньшую, а, возможно, и большую роль в регуляции полового влечения и сексуального поведения в постклимактерический период, чем ее эндокринная система. Социально-политическая характеристика. Несмотря на то что мы живем в об-ве, к-рое может ориентироваться на молодость, управляют им люди среднего возраста, у к-рых есть деньги, соц. положение, знания и умения, компенсирующие их уменьшающиеся физ. активы. С. в. - это период, когда женщины в своей семье и за ее пределами приобретают больше влияния и значимости как обладатели власти, практ. умений и денег по сравнению с собой в молодые годы и по сравнению с мужчинами среднего возраста, с к-рыми они меняются ролями. Вопреки распространенному мнению об обесценивании старости в промышленных обществах, антропологические исслед. старения во многих культурах показывают, что повсюду женщины среднего возраста (да и пожилые, если они здоровы и не требуют ухода за собой) становятся объектами любви и уважения среди своих родных и воспринимаются как члены об-ва, вносящие важный вклад в качество жизни и в промышленных, и в аграрных культурах. Психологическая характеристика. Так называемый кризис середины жизни, переживаемый некоторыми людьми среднего возраста, может быть следствием того, что они рассчитывали на дивиденды с долгой и преуспевающей жизни, имели благоприятные возможности реализовать мечты, а в итоге обнаруживали, что получили слишком мало. Конечность жизни начинает все более ясно осознаваться в С в., и сознание того, что уже поздно начинать все сначала, менять работу, семейную жизнь и свои привычки, причиняет многим страдания. См. также Развитие взрослых, Развитие человека, Развитие на протяжении жизни Н. Р. Хаймовиц
Оцените определение:

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с.1788

Найдено рефератов по теме Средний возраст — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Объект исследования «Средний возраст» человека

Солодников В.В., Солодникова И.В.
Авторы материала, открывающего серию статей о «среднем возрасте» как этапе жизненного пути личности, рассматривают теоретические основания вопроса (взгляды, К.Г.Юнга, Ф. Хадсона, Э. Эриксона, Дж. Марсии, Р. Джосселсон, Дж. Левинсона, П. Перуна и Д. Биелби, а также и П. Балтеса и его коллег). Резюмируется, что ключевыми концептами анализа проблемы «среднего возраста» являются Я-идентичность и задача возраста (Э. Эриксон); динамика нормативных исторических и возрастных событий (П. Балтес); переходы личности из одной возрастной эпохи в другую (Д. Левинсон) и наконец, расписание жизненных событий (П. Перун и Д. Биелби).
Скачать PDF

Особенности мотива достижения учащихся средних и старших классов в зависимости от их гендерного типа

This article is devoted to the study of age-and gender-specific motives of student achievement and its relationship to achievement in schools. Distinctions in indicators of the motive of avoiding failure of student"s two age groups are revealed. It is shown that there is a correlation of indicators of motive to achieve success and avoid failure of the student"s academic performance of different ages, sex and gender types.
Скачать PDF

Психологическая структура этнической толерантности учащихся основной школы и студентов средних и выс

Солынин Н.Э.
Целью исследования выступает изучение особенностей компонентного состава психологической структуры этнической толерантности (на примере учащихся основной школы и студентов средних и высших профессиональных образовательных учреждений), а так же создание на этой основе формирующей программы, направленной на повышение уровня этнической толерантности. В статье доказывается утверждение о том, что проблема толерантности является междисциплинарной. Показано, что не существует однозначного понимания термина «этническая толерантность». Определены ключевые подходы к определению понятия «этническая толерантность», на основе которых разработана теоретическая модель психологической структуры этнической толерантности. Эмпирически доказано, что этническая толерантность является свойством целостной индивидуальности, которое имеет свою собственную структуру. На основании этого положения возможно формирование этнической толерантности у учащихся основной школы и студентов средних и высших профессиональных учреждений
Скачать PDF

Социальный интеллект и эмоциональное выгорание преподавателей средних специальных учебных заведений

Кайдина Марина Сергеевна
В статье рассматривается актуальный вопрос о ресурсах преодоления эмоционального выгорания преподавателей средних специальных учебных заведений (ссузов). Цель исследования: изучить социальный интеллект как фактор стрессоустойчивости преподавателей ссузов. Задачи: провести экспериментальное исследование уровня развития социального интеллекта, эмоционального выгорания; изучить взаимосвязь социального интеллекта и особенностей выгорания преподавателей ссузов. Объект исследования уровень развития социального интеллекта. Предмет исследования влияние социального интеллекта на особенности эмоционального выгорания преподавателей ссузов. В ходе исследования была выявлена обратная взаимосвязь уровня социального интеллекта и эмоционального выгорания преподавателей.
Скачать PDF

Взаимосвязь локуса контроля с симптомами профессионального «Выгорания» учителей средних школ

Абдуллаева М. М.
Статья посвящена изучению взаимосвязи локуса контроля и симптомов профессионального выгорания учителей средних школ. Полученные результаты позволяют утверждать, что учителя в целом характеризуются интернальностью и выраженностью эмоционального истощения. Менее интернальные учителя в большей степени подвержены риску деперсонализации, учителя с внутренним локусом контроля характеризуются меньшим стажем работы и симптоматика выгорания у них сопровождается переживанием тревожности.
Скачать PDF

Социально-психологические факторы адаптации первокурсников в высших и средних профессиональных учебн

Локаткова Ольга Владимировна
В статье раскрываются особенности адаптации студентов-первокурсников в учреждениях среднего профессионального и высшего образования, исследуются социально-психологические факторы, влияющие на этот процесс. Раскрывается связь между успешной адаптацией и социально-психологическими факторами.
Скачать PDF

Предельное поведение сумм Фурье и их средних

Нахман А.Д.
Скачать PDF

Понятие «Духовность». Сравнительный анализ представлений о духовности у людей с высшим и средним про

Огородникова Татьяна Геннадьевна
В статье рассматривается понятие «духовность» в философии, психологии, религии. На основе теоретического анализа и обобщения многочисленных подходов и взглядов по данной проблеме предлагается интегральное определение понятия духовности как сущностной, системной характеристики личности. Представлена диагностическая программа, направленная на изучение представлений о духовности, а также данные экспериментальных исследований, проведенных с людьми, имеющими высшее и среднее профессиональное образование.
Скачать PDF

Особенности становления профессионального самоопределения студентов в процессе обучения в средних сп

Рыкман Людмила Владимировна
В статье рассмотрены проблемы становления профессионального самоопределения на первом и третьем курсах обучения в средних специальных учебных заведениях. Показано, что в основном ситуация профессионального самоопределения по исследуемым показателям улучшается от первого года обучения к третьему. На первом курсе студенты ссузов испытывают кризис профессионального самоопределения. Он связан с их адаптацией к новым условиям обучения и новыми жизненными ролями. Успешно прошедшие период адаптации студенты колледжей к третьему курсу чувствуют себя более комфортно, и готовы делать новые профессиональные шаги.
Скачать PDF

Особенности профессионального самоопределения студентов средних профессиональных учебных заведений

Рыкман Людмила Владимировна
Статья посвящена актуальной теме, связанной с изучением профессионального развития студентов средних учебных заведений, включает обзор современных исследований последних лет по рассматриваемой теме, описывается специфика среднего профессионального образования. Показано, что наличие признаков кризисных переживаний во время обучения у студентов колледжа связано с высокими показателями их психоэмоционального напряжения, выраженностью негативных эмоций по отношению к их профессиональному будущему, с использованием неконструктивных стратегий совладания с трудными жизненными ситуациями. В то же время адекватное и своевременное профессиональное самоопределение способствует существенному снижению психоэмоциональной напряженности, позитивному эмоциональному отношению к профессиональному будущему и уменьшению проявления признаков кризисов в целом.
Скачать PDF

Проблема формирования профессиональной устойчивости студентов средних медицинских образовательных уч

Моршинин А.Р.
Скачать PDF

Особенности мотива достижения учащихся средних и старших классов в зависимости от их гендерного типа

Жулина Галина Николаевна
Статья посвящена изучению возрастных и гендерных особенностей мотивов достижения учащихся и его взаимосвязи со школьной успеваемостью. Выявлены различия в показателях мотива избегания неудачи у учащихся двух возрастных групп. Показано, что существует взаимосвязь показателей мотива достижения успеха и избегания неудачи с успеваемостью учащихся разного возраста, пола и гендерного типа.
Скачать PDF