Сравнительная психология
изучает процессы происхождения человека как вида Homo sapiens, происхождения человеческого сознания, общее и различное в психической деятельности человека и животных.
Источник: Психология человека от рождения до смерти. Словарь
Сравнительная психология
отрасль психологии, изучающая общее и различное в происхождении и развитии психики животных и человека. Термин С.п. применяется иногда как синоним зоопсихологии - науки о поведении животных.
Источник: Психологический глоссарий проекта www.ido.edu.ru
Сравнительная психология
отрасль психологии, охватываю¬щая проблемы, связанные с антропогенезом, становлением человече¬ского сознания и изучением общего и различного в психической дея¬тельности человека и животных (проблема социального и биологиче¬ского в поведении человека).
Источник: Гроголева О. Зоопсихология и сравнительная психология. 2004
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Раздел психологии, исследующий поведение различных видов животных с целью выявления сходств и различий между ними. Этот подход используется и в других областях психологии, таких как теория научения, и в других дисциплинах, включая этологию, физиологию, генетику и зоологию.
Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
это наука о закономерностях происхождения и развития психики животных и человека, об общем и различном в их психической деятельности. Предмет сравнительной психологии, выходит за пределы зоопсихологи-ческих исследований, включает как обязательный компонент сравнительное (по отношению к животным) изучение психической деятельности человека.
Источник: Филиппова В.П. Словарь справочник по зоопсихологии. 1998
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
психологическая наука, предмет которой психика животных, а основополагающее положение — следующие слова К. Маркса: «Анатомия человека — ключ к анатомии обезьяны. Наоборот, намеки более высокого у низших видов животных могут быть поняты только в том случае, если само это более высокое уже известно» (т. 12, с. 731).
Синоним — зоопсихология.
Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984
ПСИХОЛОГИЯ СРАВНИТЕЛЬНАЯ
область психологических исследований, в которой изучаются и сравниваются между собой психологические особенности человека и животных. Здесь также исследуется поведение различных видов животных с целью получения сравнительных данных и выводов о сходстве и различиях в психологии и поведении человека и животных, а также разных видов животных между собой. См. зоопсихология.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
Сравнительная психология
В наиболее строгом смысле этого термина сравнительная психология является изучением поведения животных с целью экстраполяции полученных данных и результатов на поведение человека. К области сравнительной психологии относится ряд научных подходов, включая этологию, теорию научения и социобиологии. Следует заметить, что в сравнительной психологии акцент делается именно на сравнении с человеческими характеристиками, а не на изучении животных как таковых.
Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г
Сравнительная психология
(от греч. psyche - душа и logos - учение, наука). Наука о видовоспецифических явлениях и закономерностях в развитии психики в период филогенеза у животных, в период антропогенеза и общественного развития человека. Основным методом сравнительной психологии, которая в то же время пользуется методами зоопсихологии и гуманной психологии, является сравнение и оценка различий в поведении и возможностях видов животных, с одной стороны, и человека и животных - с другой, в аспекте развития психического отражения в филогенетическом, антропогенетическом и онтогенетическом плане. Основной задачей сравнительной психологии является разработка теории развития психики и применение ее знаний в общественной практике человека.
Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
англ. comparative psychology) - наука о закономерностях, происхождении и развитии психики животных и человека, об общем и различном в их психической деятельности. Термин С. п. применяется иногда как синоним зоопсихологии, в др. случаях - для обозначения самостоятельной науки или даже науки, объединяющей зоопсихологию и психологию человека (В. А. Вагнер). Сравнительно-психологический анализ строится на данных зоопсихологии и психологии человека и направлен на выявление в онто- и филогенезе как сходных психических процессов животных и человека, так и качественных отличий человеческой психики от психики животных. Особое значение имеет при этом учет социально-исторических факторов, определивших возникновение и развитие человеческого сознания (трудовая деятельность, общественная жизнь, членораздельная речь). См. также Антропогенез.
Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
сфера псих., кот. изучает-исследует-фиксирует-интерпретирует проблемы, связанные-коррелируемые с антропогенезом, с формами становления человеческого сознания и исследованием-интерпретациями общего и дифференциального в психической, психофизиологической деятельности человека или же животных; модель С.п. тектонизируется-конституируется на сличении-сопоставлении регистров-данных зоопсихологии/К примеру, регистры-результаты исследования человекообразных обезьян, и тех психофеноменов, кот. имеют не-посредственно-научно-эмпирическое отношение к индивидам; «на разных научно-экспериментально-эмпирическо-праксиологических этапах-фазах устанавливаются-детектороизируются аналогичные биологические и психологические элементы, детерминирующие поведенческие паттерны-реакции животных и индивидов, кот. дают возможность усматривать-дефиницировать некие общие закономерности генезиса, унаследование человеком от своих предков-пралюдей форм-матриц психики и поведения /регистры-результаты/ С.п. имеют базально-научно-кардинально-апостериорное значение для решения дифференциальных проблем в философии, нейропатологии, психиатрии, антропологии, психологии, психоанализе, психотерапии, психо-физиологии и др. науках.
Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
отрасль психологической науки, изучающая сходство и различие между психикой животных и человека. С. п. возникла в начале XIX в. и связана с именами Ж. Б. Ламарка, Ч. Дарвина на Западе; В. А. Вагнера, Н. Н. Ладыгиной-Котс, В. Г. Вацуро, Н. Ю. Войтонис, Ж.-А. Фабр – в России. Объективное существование схожести некоторых сторон поведения животных и человека в онтогенезе и филогенезе, а также их качественные отличия являются реальной основой для становления и развития С. п. как отдельной науки. В сферу С. п. входит изучение наследственных и инстинктивных форм психической деятельности, а также форм, сложившихся вследствие научения, усвоения, сознательного опыта, деятельности людей. Используя различные методы, С. п. анализирует поведение, например, человекоподобных обезьян, способы их жизни и на этой основе формирует определенные закономерности развития их психики. Важное значение для С. п. имеет изучение психики людей через призму развития их материальной и духовной культуры. С. п. изучает особенности восприятия животными звуковых, световых, химических и других раздражителей, а также их психомоторные реакции, поведение в индивидуальных и групповых формах, способах общения и т. д. Уровень развития этих способностей и свойств сравнивают с аналогичными способностями и свойствами человеческой психики в детском и зрелом возрастах. Это позволяет не только избежать антропоморфизма, но и правильно решать проблему о соотношении и роли биологического и социального факторов в развитии человека.
Источник: Военно-психологический словарь-справочник.
ПСИХОЛОГИЯ СРАВНИТЕЛЬНАЯ
отрасль психологии, посвященная анализу эволюции психики, - охватывающая проблемы, связанные с антропогенезом, становлением человеческого сознания и изучением общего и различного в деятельности психической человека и животных (проблема социального и биологического в поведении человека). Рассматривает проблемы развития психики в филогенезе, с акцентом на сопоставлении психики животных и человека. В ее рамках происходит интеграция данных, полученных в зоопсихологии, психологии исторической и этнической. В сравнительно-психологическом анализе онтогенеза и филогенеза делаются заключения как о схожести ряда процессов психических животных и человека, так и о качественных различиях, обусловленных действием социально-исторических факторов, приведших к возникновению и развитию деятельности трудовой, общественной жизни, членораздельной речи и сознания.
Сравнительно-психологический анализ строится на сопоставлении данных зоопсихологии (особенно результатов изучения обезьян) и психологии. В его задачи входит:
1) выявление сходных психических компонент и общих биологических факторов, обусловливающих поведение животных и человека (свидетельствующих об общности их происхождения и унаследованных от животных предков);
2) выявление качественных отличий поведения и психики человека, возникших и развившихся в результате действия социально-исторических факторов. Особое внимание уделяется предпосылкам зарождения деятельности трудовой, человеческого общества и речи.
Данные психологии сравнительной имеют существенное значение для решения коренных проблем психологии, философии, антропологии и прочих наук. Так, сравнительно-онтогенетическое изучение психики необходимо для познания закономерностей развития детской психики. Эти данные находят практическое применение и в медицине: в нейропатологии, психиатрии, при моделировании патологических состояний на животных.
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
В одном телевизионном шоу двое мужчин поссорились друг с другом, и охранникам даже пришлось их разнимать. Один из них очень неодобрительно отнесся к высказыванию другого, заявившего, что он не прочь провести время с его подругой. Такая ситуация встречается довольно часто в телевизионных шоу и фильмах: двое мужчин спорят или дерутся за право назвать женщину «своей». Похожее агрессивное поведение, связанное с вопросами пола, можно наблюдать и у многих животных, например у бабуинов, гамадрилов и даже у овец. Схожее поведение людей и животных является объектом изучения сравнительной психологии. При этом возникает один очень существенный вопрос: до какой степени можно обобщать поведение животных и людей и считать его «похожим»?
В рамках сравнительной психологии существует несколько различных направлений, которые до некоторой степени отражают различные традиции академической психологии. В Соединенных Штатах серьезным влиянием пользуется бихевиоризм, особенно лабораторные исследования поведения животных. Основная цель исследований — установить точные условия, при которых происходит процесс научения. В Европе на сравнительную психологию большое влияние оказали работы этологов, таких, как Конрад Лоренц, исследовавший явление импринтинга на примере птенцов. Этологический подход основывается на изучении животных в естественных условиях, а не в лаборатории.
Другое направление исследует сходство в строении мозга человека и мозга животных. Хотя мозг человека обладает некоторыми уникальными чертами — среди них, например, неокортекс (новая кора), — многие детали его мозга встречаются и у животных. Например, структуры, которые находятся в нижней части человеческого мозга, очень похожи на подобные структуры мозга многих млекопитающих. К сожалению, данный неврологический подход в сравнительной психологии часто подразумевает повреждение специфических участков мозга животных и наблюдение за результатами такого вмешательства.
См. также статьи «Бихевиоризм», «Обусловливание», «Строение мозга», «Этика».
Источник: 101 ключевая идея психологии
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
ПАРАЎНАЛЬНАЯ ПСІХАЛОГІЯ / COM PA RATI VE PSYCHOLOGY– отрасль психологической науки, изучающая вопросы эволюции психики посредством исследований сходства и различия в фило- и онтогенезе психики животных и человека. С. п. возникла в начале XIX в. За рубежом становлению и развитию этой отрасли способствовали труды Ж. Б. Ламарка, Ч. Дарвина, К. Лоренца, Н. Тинбергенаи др.; в России исследованиями в области С. п. активно занимались В. А. Вагнер, Н. Н. Ладыгина-Котс, Н. Ю. Войтонис, К. Э. Фабрии др. С. п. интегрирует данные из зоопсихологии, этологии, исторической психологии и этнопсихологии. В ходе исследований в С. п. были установлены и научно доказаны качественные различия в психике человека (по сравнению с животными), обусловленные социально-историческими факторами, развитием трудовой деятельности, общественной жизни, речи и сознания. В сферу С. п. входит изучение наследственных и инстинктивных форм психической деятельности, а также форм, сложившихся вследствие научения, усвоения, сознательного опыта, деятельности людей. Используя различные методы, С. п. анализирует поведение, например, человекоподобных обезьян, способы их жизни и на этой основе формирует определенные закономерности развития их психики. Важное значение для С. п. имеет изучение психики людей через призму развития их материальной и духовной культуры. С. п. изучает особенности восприятия животными звуковых, световых, химических и других раздражителей, а также их психомоторные реакции, поведение в индивидуальных и групповых формах, способах общения и т. д. Уровень развития этих способностей и свойств сравнивают с аналогичными способностями и свойствами человеческой психики в детском и зрелом возрасте. Это позволяет не только избежать антропоморфизма, но и правильно решать проблему о соотношении и роли биологического и социального факторов в развитии человека. Основной метод С. п.– сравнительный– сопоставление двух и более объектов (явлений, идей, результатов исследований и т. п.), выделение в них общего и различного с целью классификации и типологии. Имеются его разновидности: сравнительно-сопоставительный метод, выявляющий природу разнородных объектов; сравнительно-историко-типологический, раскрывающий сходство не связанных по своему происхождению явлений одинаковыми условиями генезиса и развития; сравнительно-историко-генетический, показывающий сходство явлений как результат их родства по происхождению; сравнение, фиксирующее взаимовлияния различных объектов и явлений. Другим важнейшим методом С. п. является биопсихологический, введенный В. А. Вагнером применительно к изучению психики животных. Этот метод предполагал учет биологических особенностей изучаемого вида и выбор биологически адекватного метода исследования. Также в С. п. используют и специфические методы, в частности, мировую известность и широкое применение получил метод «выбора на образец», разработанный Н. Н. Ладыгиной-Котс для исследования самых разнообразных аспектов познавательной деятельности не только приматов, но и других млекопитающих, а также птиц. Первоначально его применяли для оценки сенсорных способностей– восприя тия цвета, формы и т. п. Однако постепенно он сделался инструментом для изучения все более сложных когнитивных функций– обобщения, абстрагирования, символизации и т. п., широко используется в науке сегодня. С. Л. Кандыбович
Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.
Сравнительная психология
1) раздел психологии, изучающий сходства и различия в поведении и психике между животными и человеком, а также эволюцию поведения и психики в процессе антропогенеза; 2) общее название для любых сравнительных исследований в психологии, при которых сравниваются психологические особенности людей, отличающихся по тому или иному признаку, например, относящихся к разным культурам, национальностям, возрастным группам, обладающих разным социально-экономическим статусом, здоровых и больных и т.д.; 3) синоним зоопсихологии; 4) американское психологическое направление в изучении поведения животных. С. п. стала активно развиваться со второй половины XIX в. после появления эволюционной теории Дарвина. В конце XIX — начале XX в. она понималась как наука об эволюции психики в животном мире, а также в качестве синонима зоопсихологии с акцентом на использование сравнительного метода и как название для науки, объединяющей зоопсихологию и психологию человека. Постепенно в С. п., как и в зоопсихологии, все большее влияние стал приобретать объективистский подход, сторонники которого требовали исключить психику животных из научного изучения, поскольку о ней нельзя получить непосредственных свидетельств, и офаничиться исследованием объективно наблюдаемых явлений — поведения и его физиологических основ. С середины 30-х ]•: вплоть до 70-х гг. этот подход был господствующим, однако в нашей стране преобладало представление, что С. п. должна изучать не только поведение, но и психику (см. труды Н.Н. ЛадыгинойКотс, Н.Ю. Войтонса и др.). В Европе, в том числе в нашей стране, утвердилось представление о С. п. как об отрасли психологии, занятой сравнением психологических характеристик человека и животных, чтобы выявить сходства и различия и понять ход антропогенеза. В Европе термин «С. п.» используется также как обобщающее наименование всех исследований в психологии человека, где применяется сравнительный метод (при сравнении психологии разных народов, культур, возрастных групп и т.п.), а также иногда продолжает употребляться как синоним зоопсихологии или как название для всех сравнительных исследований поведения и психики у животных разных видов, включая человека. В последнем случае определение С. п. практически совпадает с определением этологии. В Америке термин «С. п.» как синоним зоопсихологии стал обозначать изучение поведения животных в рамках психологии. Основополагающее значение для формирования американской С. п. имели работы психологов Э. Торндайка (Е. Thorndike) и Р. Йеркса (R. Yerks). Решающее влияние на развитие американской С. п. оказал бихевиоризм с его объективистской установкой на изучение исключительно поведения в рамках концепции «стимул — реакция». В американской С. п. поведение животных в основном служило моделью поведения человека, и абсолютное большинство исследований велось в строго контролируемых лабораторных условиях. Так как бихевиористская психология считала все поведение комбинациями немногих безусловных, а в основном условных рефлексов, главным предметом изучения в американской С. п. стали процессы научения. Представление об универсальности законов научения и антропоцентризм привели к тому, что с середины 30-х гг. большинство сравнительных психологов в Америке ограничились изучением немногих видов лабораторных животных, и сравнительный аспект почти исчез из их исследований. В 50-е гг. началась активная полемика между американской С. п. и этологией, но затем возникло взаимное влияние, благодаря которому, а также критике со стороны самих психологов, в американской С. п. возросло внимание к изучению поведения животных в природных условиях. Особенности этого поведения стали учитывать в лабораторных экспериментах, вновь стал развиваться сравнительный эволюционный подход, расширилось разнообразие изучаемых видов и оживился интерес к генетике поведения. Поскольку этологи обнаружили, что у каждого вида животных существуют свои специфические врожденные ограничения и предрасположенности в научении, возникшие в ходе эволюции, стало ясно, что способности животных к научению и их интеллект нельзя сравнивать, используя одномерную шкалу и располагая их в одном ряду от низших к высшим. В связи с этим, в американской С. п. при сравнении способностей к научению у разных видов животных акцент переместился на изучение качественных отличий вместо преобладавших ранее количественных. Когда в 70-е гг. XX в. в науке возродился интерес к психике животных, специалисты пришли к убеждению, что возможность сравнений в этой области вообще весьма проблематична. Более перспективным считается сравнительный подход, выработанный в этологии, при котором сравнивают поведение в основном близкородственных видов. Весьма продуктивным оказалось сравнительно-психологическое изучение человекообразных обезьян и человека. В 60-е гг. этологи, психологи и антропологи начали активно изучать поведение обезьян в естественных условиях, и это открыло новые возможности для создания теоретических представлений об эволюции приматов и человека. При сопоставлении психических процессов у приматов и человека особое внимание привлекли попытки обучить человекообразных обезьян человеческому языку с помощью зрительных символов, а также выяснить, способны ли обезьяны к логическим рассуждениям, осознанию самих себя, обладают ли они намерениями и т.п. В последнее время в Европе термин «С. п.» выходит из употребления, поскольку это название закрепилось за американской С. п., а также потому, что сравнение поведения и психики разных животных, включая человека, стало неотъемлемой частью проблематики различных дисциплин — этологии, социобиологии, когнитивной этологии и антропологии — и превратилось в междисциплинарную область. Е.А.Гороховская
Источник: Венгер А.Л. (ред.) Психология развития. 2005
Сравнительная психология
comparative psychology) Предметом С. п. яв-ся поведение животных. Исслед. в С. п. могут преследовать либо одну из двух, либо обе главные цели. Первая состоит в открытии принципов и построении теорий, позволяющих управлять поведением животных. Эти принципы и теории могут быть специфичными для одного или нескольких близко родственных видов животных, или обладать большей универсальностью и распространяться даже на людей. Вторая заключается в понимании того, вносит ли поведение животного, наблюдаемое в лабораторных или естественных условиях, свой вклад в обеспечение общей эволюционной приспособленности, а если да, то каким образом достигается повышение приспособленности. Литература и естествознание до XIX в. периодически пополнялись новыми историями, слухами и рассуждениями о поведении животных, но вплоть до конца XIX столетия никто не пытался систематически и научно исследовать их поведение. Возможно, в определенной степени это проистекало из предположения о непреодолимой пропасти между поведением чел. и животных, высказанного философом XVII в. Рене Декартом, к-рый считал, что поведение чел. направляется процессами мышления и рассуждения, тогда как животные - это создания, движимые только механическими рефлексами и инстинктами. Это строгое разделение поведения чел. и животных было поставлено под вопрос теорией эволюции, положившей начало совр. С. п. Чарльз Дарвин и Альфред Рассел Уоллес независимо открыли основные положения этой теории, впервые доложенной на заседании Линнеевского общества в 1858 г. Теория утверждала, что все существующие в природе популяции постоянно и постепенно изменяются в результате естественного отбора индивидов, различающихся по степени своей приспособленности. Этот процесс привел к чрезвычайному разнообразию животных и растительных форм, одна из линий эволюционировала в гоминид и, в конце концов, в чел. Из эволюционного развития следуют два важных вывода: 1) элементы челов. психики могут быть обнаружены у животных; 2) элементы психики животных могут быть найдены у чел. Ч. Дарвин, хорошо сознававший эти следствия, обратился к первому из них в своем труде "Происхождение человека" (The descent of man), а к второму - в книге "Выражение эмоций у людей и животных" (The expression of emotions in man and animals). Однако в своих рабочих дневниках Ч. Дарвин формулирует более тонкий вывод: если бы можно было создать научную психологию челов. разума, это было бы доказательством того, что разум и поведение чел. подчиняются тем же естественным законам, что и поведение животных. В основе такой формулировки лежало предположение о том, что если поведение животного сходно с собственно челов. поведением при неких конкретных обстоятельствах, то нужно всего лишь исследовать наши собственные психич. явления, чтобы приблизиться к пониманию мышления данного животного. Экстравагантные и красочные интерпретации поведения животных породили неизбежную волну возражений. К. Ллойд Морган утверждал, что при создании теорий и обобщений необходимо опираться только на непосредственно наблюдаемое поведение. Согласно заветам К. Л. Моргана, к поведению животных следует применять самые простые из возможных объяснений, согласующихся с наблюдениями. От С. п. К. Л. Моргана до бихевиоризма Джона Б. Уотсона был сделан очень маленький шаг, к-рый уничтожил все ссылки на ненаблюдаемые психич. явления и процессы у животных. Точная версия С. п. К. Л. Моргана и бихевиоризм Дж. Б. Уотсона были ответом на чрезмерно рьяное приписывание интеллектуальных способностей чел. животным. Самой яркой иллюстрацией к данной проблеме может послужить история Умного Ганса. Умный Ганс: лошадь предостерегает психологов. В 1904 г. отставной школьный учитель из Берлина, Вильгельм фон Остен, привлек внимание публики сообщением о том, что его лошадь, Умный Ганс может читать, писать и решать огромное количество арифметических задач, в т. ч. и на умножение дробей. Методика фон Остена заключалась в том, чтобы дать каждой букве алфавита соответствующий номер и затем написать их на доске для Ганса. Получив подобные инструкции, Ганс отвечал на вопрос, выстукивая ответы правым передним копытом на доске. Этот случай очень сильно отличался от множества похожих представлений с животными, поскольку фон Остен не подсказывал невольно Гансу, когда начинать и заканчивать топать. Действия Ганса поставили в тупик многих экспертов, исследовавших его. Тайна оставалась нераскрытой до тех пор, пока молодой психолог Оскар Пфунгст не подверг Ганса и фон Остена серии систематических наблюдений. Ученый продемонстрировал, что фон Остен непроизвольно подсказывал Гансу. В частности, незначительные изменения в дыхании фон Остена, движения лица, напр. подрагивание ноздрей, и головы Ганс использовал в качестве сигнала начать или закончить топанье копытом. Оскар Пфунгст подсчитал, что чувствительная лошадь улавливала движение широкополой шляпы фон Остена всего на 1 мм. Фон Остен был сокрушен этим открытием, но он никогда не допускал и мысли о том, что у Ганса не было выдающихся лингвистических и арифметических способностей. Вопросы "как?" к "почему?" о поведении животных. Предположим, что мы наблюдаем за группой недавно вылупившихся гусят, к-рые целеустремленно, вытянувшись цепочкой, следуют за своей матерью. Здесь возникает самый очевидный и важный вопрос: почему они следуют за ней? Некоторые психологи сказали бы, что это поведение, результат импринтинга, носит явно приспособительный характер. Оно встречается у птиц с хорошо развитыми локомоторными и сенсорными способностями в момент вылупления или в течение короткого времени после этого. Кроме того, мать обычно передвигается по земле или воде целый день, а не летает. В прошлом те гусята, к-рые имели гены, заставляющие их неотрывно следовать за своей матерью, имели больше шансов выжить, чем те, у которых тенденция следовать за матерью была более слабой. Более того, гусята, будучи выводковыми (т. е. относительно сформированными в момент рождения), были лучше приспособлены следовать за матерью, чем вылупляющиеся слабыми и незрелыми. Т. о., благодаря естественному отбору, у некоторых видов птиц развилась тенденция быть выводковыми и следовать за движущимися объектами, появлявшимися перед ними сразу же после вылупления. Эксперим. психологу такое эволюционное объяснение импринтинга могло показаться не вполне удовлетворительным, и, следовательно, он предложил бы альтернативное объяснение. Лабораторные эксперименты показали, что у выводковых птиц запечатление образа матери или любых др. ярких раздражителей формируется в течение первых нескольких часов после вылупления; следовательно, в основе импринтинга, возможно, лежит очень быстрая выработка условных реакций. Одна теория такого рода утверждает, что импринтинг приобретается, поскольку удаляющиеся объекты вызывают снижение симпатической активности и, т. о., становятся положительными стимулами. Согласно др. теории, движущиеся стимулы яв-ся БР, вызывающими безусловную реакцию следования у только что вылупившихся выводковых птиц. После того как происходит выработка классического условного рефлекса, визуальные признаки движущихся стимулов становятся УР и также вызывают следование. Эти две т. зр. яв-ся примерами конечного и ближайшего объяснений. Конечные объяснения (ultimate explanations) придают значение тому, как поведение вносит свой вклад в общую эволюционную приспособленность животного. Т. о., эти объяснения тесно связаны с функцией поведения при решении проблем, встающих перед животным в естественной среде обитания. Др. словами, конечные объяснения отвечают на вопрос: "Почему возникает поведение?" Ближайшие объяснения (proximate explanations) адресованы вопросу: "Как возникает поведение?" Эти объяснения отвечают на вопросы об онтогенетическом развитии поведения, как на него влияет научение и воздействуют физиолог., нейрологические и др. средовые переменные. Ближайшие объяснения включают в себя механизмы, к-рые вызывают эффекты на протяжении жизни индивида. Напротив, конечные объяснения включают в себя механизмы, к-рые влияли на естественный отбор в отдаленном филогенетическом прошлом индивида. И конечные, и ближайшие объяснения представляют собой абсолютно законные научные подходы к пониманию поведения животных, поэтому нет никакой необходимости противопоставлять их друг другу. Тем не менее в прошлом нередко возникали горячие споры, вызванные неспособностью ученых признать независимость двух этих базовых подходов. Разум, я-концепции и язык животных. Возможности и проявления разума и сознания у животных были темой оживленных рассуждений в самом начале постдарвиновского периода С. п. Героические попытки вступить в общение с животными посредством языка пленяли воображение людей на протяжении всей истории. Поскольку шимпанзе жадно имитируют действия чел., явной альтернативой разговору казалась кинетическая речь. Хотя в 1927 г. Роберт Йеркс рассуждал о возможности научить человекообразных обезьян языку жестов, первая попытка обучить шимпанзе кинетической речи была предпринята только в 1966 г. Беатриса и Аллен Гарднеры начали учить молодую шимпанзе, Уошо, стандартному американскому языку жестов (амслену). Этот проект оказался более успешным, чем предварительные попытки с использованием голоса. В течение первых 3 лет проекта Уошо стала надежно распознавать словарь из более чем 85 знаков. Она демонстрировала некоторые навыки составления коротких грамматических предложений из отдельных слов, но никогда не проявила настоящей способности продуцировать предложения в разнообразных ситуациях. В течение короткого времени после широко разрекламированных успехов Уошо было начато еще несколько языковых экспериментов с человекообразными обезьянами. Фрэнсин Паттерсон успешно обучила американскому языку жестов молодую гориллу, а Дэвид Примак обучал шимпанзе продуцировать и реагировать на последовательности пластмассовых символов, расставленных согласно грамматическим правилам. Дуэйн Румбо круглосуточно предоставлял в распоряжение шимпанзе Ланы клавиатуру, соединенную с маленьким компьютером. На каждую клавишу был нанесен геометрический символ, так называемая лексиграмма, обозначающая слово или понятие. Лана научилась нажимать клавиши, чтобы ответить на вопросы или высказать просьбу в соответствии с грамматическими правилами Йеркиша, искусственного языка, специально созданного для этого проекта. Позднее Герберт Террейс не нашел доказательств тому, что хорошо обученные обезьяны, с большим лексическим запасом, понимают грамматику; по мере того как возрастала длина предложений, не наблюдалось никакой связи с увеличением грамматической сложности, что происходило бы в процессе становления языка у человеческих детей. Демонстрировали ли эти хорошо обученные обезьяны зачатки настоящего языка? Сейчас ясно, что большая часть первоначального энтузиазма по приписыванию человекообразным обезьянам способностей к челов. языку была необоснованной или, по крайней мере, не подтвердилась фактами. Тем не менее абсолютно ясно и то, что те, кто списывает квазиязыковые способности обезьян на трюки или ошибки (как это имело место в случае с Умным Гансом), в равной степени ошибаются. Был выявлен важный набор способностей, которые существенно отличались от описанных в ранней литературе по научению у животных. Одной из особенностей челов. разума яв-ся способность к рефлексии (self-reflection) или способность воспринимать себя самого как отдельный фрагмент окружающей среды. Для нас это кажется неотъемлемой частью сознания, но нет никаких доказательств тому, что животные обладают точно такой же способностью к рефлексии. Поскольку мы не можем спросить самого животного, что оно об этом думает, могло показаться, что к самоосознанию животных будет абсолютно невозможно применить эксперим. подход. Гэллап-младший разработал простой, прямой и умный тест, позволяющий определить, обладают ли приматы самоосознанием (self-awareness) или, по крайней мере, одной из его форм. Мн. животные энергично реагируют на свои отражения в зеркале. Гэллап задался вопросом, знает ли шимпанзе наверняка, что отражение яв-ся его собственным, а не др. животного. Он ответил на этот вопрос, дав вначале шимпанзе приобрести большой опыт в отношении зеркал. Затем животным дали наркоз и красной краской, лишенной запаха, выкрасили им края бровей и кончики ушей. Шимпанзе не могли непосредственно увидеть эти участки своего тела; они были видны только в зеркальном отражении. После того как наркоз прошел, шимпанзе поднесли зеркала. Когда они увидели свои отражения, они начали ощупывать пальцами окрашенные участки на своих головах. Аналогичные результаты были получены на орангутангах. Однако эти манипуляции с собственными головами не были зарегистрированы у горилл, гиббонов и некоторых др. видов обезьян. Обезьяны, выращенные в изоляции, также были неспособны осуществлять эти действия со своей головой после нанесения красной краски. Ясная, исчерпывающая природа этих результатов очень любопытна. Они заставляют предположить, что существует базовое различие между людьми, шимпанзе и орангутангами, составляющими самоосознающую группу приматов, и остальными человекообразными и прочими обезьянами, кто не наделен самоосознанием. Очевидно, что исслед. по сравнительной когн. психол., кратко описанные в данном разделе, представляют собой лишь самое начало. Тем не менее это весьма многообещающее новое направление. Обновленной С. п. уготовано достойное место в традиционных рамках психологии. См. также Коммуникация животных, Интеллект животных, Этология, Импринтинг, Язык человекообразных обезьян Дж. Кинг
Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006