СРАВНИМЫЕ ФОРМЫ Сравнительновозрастные особенности бредовых идей и навязчивых состояний

Сравнительная психология

Найдено 10 определений термина Сравнительная психология

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Сравнительная психология

comparative psychology) Предметом С. п. яв-ся поведение животных. Исслед. в С. п. могут преследовать либо одну из двух, либо обе главные цели. Первая состоит в открытии принципов и построении теорий, позволяющих управлять поведением животных. Эти принципы и теории могут быть специфичными для одного или нескольких близко родственных видов животных, или обладать большей универсальностью и распространяться даже на людей. Вторая заключается в понимании того, вносит ли поведение животного, наблюдаемое в лабораторных или естественных условиях, свой вклад в обеспечение общей эволюционной приспособленности, а если да, то каким образом достигается повышение приспособленности. Литература и естествознание до XIX в. периодически пополнялись новыми историями, слухами и рассуждениями о поведении животных, но вплоть до конца XIX столетия никто не пытался систематически и научно исследовать их поведение. Возможно, в определенной степени это проистекало из предположения о непреодолимой пропасти между поведением чел. и животных, высказанного философом XVII в. Рене Декартом, к-рый считал, что поведение чел. направляется процессами мышления и рассуждения, тогда как животные - это создания, движимые только механическими рефлексами и инстинктами. Это строгое разделение поведения чел. и животных было поставлено под вопрос теорией эволюции, положившей начало совр. С. п. Чарльз Дарвин и Альфред Рассел Уоллес независимо открыли основные положения этой теории, впервые доложенной на заседании Линнеевского общества в 1858 г. Теория утверждала, что все существующие в природе популяции постоянно и постепенно изменяются в результате естественного отбора индивидов, различающихся по степени своей приспособленности. Этот процесс привел к чрезвычайному разнообразию животных и растительных форм, одна из линий эволюционировала в гоминид и, в конце концов, в чел. Из эволюционного развития следуют два важных вывода: 1) элементы челов. психики могут быть обнаружены у животных; 2) элементы психики животных могут быть найдены у чел. Ч. Дарвин, хорошо сознававший эти следствия, обратился к первому из них в своем труде "Происхождение человека" (The descent of man), а к второму - в книге "Выражение эмоций у людей и животных" (The expression of emotions in man and animals). Однако в своих рабочих дневниках Ч. Дарвин формулирует более тонкий вывод: если бы можно было создать научную психологию челов. разума, это было бы доказательством того, что разум и поведение чел. подчиняются тем же естественным законам, что и поведение животных. В основе такой формулировки лежало предположение о том, что если поведение животного сходно с собственно челов. поведением при неких конкретных обстоятельствах, то нужно всего лишь исследовать наши собственные психич. явления, чтобы приблизиться к пониманию мышления данного животного. Экстравагантные и красочные интерпретации поведения животных породили неизбежную волну возражений. К. Ллойд Морган утверждал, что при создании теорий и обобщений необходимо опираться только на непосредственно наблюдаемое поведение. Согласно заветам К. Л. Моргана, к поведению животных следует применять самые простые из возможных объяснений, согласующихся с наблюдениями. От С. п. К. Л. Моргана до бихевиоризма Джона Б. Уотсона был сделан очень маленький шаг, к-рый уничтожил все ссылки на ненаблюдаемые психич. явления и процессы у животных. Точная версия С. п. К. Л. Моргана и бихевиоризм Дж. Б. Уотсона были ответом на чрезмерно рьяное приписывание интеллектуальных способностей чел. животным. Самой яркой иллюстрацией к данной проблеме может послужить история Умного Ганса. Умный Ганс: лошадь предостерегает психологов. В 1904 г. отставной школьный учитель из Берлина, Вильгельм фон Остен, привлек внимание публики сообщением о том, что его лошадь, Умный Ганс может читать, писать и решать огромное количество арифметических задач, в т. ч. и на умножение дробей. Методика фон Остена заключалась в том, чтобы дать каждой букве алфавита соответствующий номер и затем написать их на доске для Ганса. Получив подобные инструкции, Ганс отвечал на вопрос, выстукивая ответы правым передним копытом на доске. Этот случай очень сильно отличался от множества похожих представлений с животными, поскольку фон Остен не подсказывал невольно Гансу, когда начинать и заканчивать топать. Действия Ганса поставили в тупик многих экспертов, исследовавших его. Тайна оставалась нераскрытой до тех пор, пока молодой психолог Оскар Пфунгст не подверг Ганса и фон Остена серии систематических наблюдений. Ученый продемонстрировал, что фон Остен непроизвольно подсказывал Гансу. В частности, незначительные изменения в дыхании фон Остена, движения лица, напр. подрагивание ноздрей, и головы Ганс использовал в качестве сигнала начать или закончить топанье копытом. Оскар Пфунгст подсчитал, что чувствительная лошадь улавливала движение широкополой шляпы фон Остена всего на 1 мм. Фон Остен был сокрушен этим открытием, но он никогда не допускал и мысли о том, что у Ганса не было выдающихся лингвистических и арифметических способностей. Вопросы "как?" к "почему?" о поведении животных. Предположим, что мы наблюдаем за группой недавно вылупившихся гусят, к-рые целеустремленно, вытянувшись цепочкой, следуют за своей матерью. Здесь возникает самый очевидный и важный вопрос: почему они следуют за ней? Некоторые психологи сказали бы, что это поведение, результат импринтинга, носит явно приспособительный характер. Оно встречается у птиц с хорошо развитыми локомоторными и сенсорными способностями в момент вылупления или в течение короткого времени после этого. Кроме того, мать обычно передвигается по земле или воде целый день, а не летает. В прошлом те гусята, к-рые имели гены, заставляющие их неотрывно следовать за своей матерью, имели больше шансов выжить, чем те, у которых тенденция следовать за матерью была более слабой. Более того, гусята, будучи выводковыми (т. е. относительно сформированными в момент рождения), были лучше приспособлены следовать за матерью, чем вылупляющиеся слабыми и незрелыми. Т. о., благодаря естественному отбору, у некоторых видов птиц развилась тенденция быть выводковыми и следовать за движущимися объектами, появлявшимися перед ними сразу же после вылупления. Эксперим. психологу такое эволюционное объяснение импринтинга могло показаться не вполне удовлетворительным, и, следовательно, он предложил бы альтернативное объяснение. Лабораторные эксперименты показали, что у выводковых птиц запечатление образа матери или любых др. ярких раздражителей формируется в течение первых нескольких часов после вылупления; следовательно, в основе импринтинга, возможно, лежит очень быстрая выработка условных реакций. Одна теория такого рода утверждает, что импринтинг приобретается, поскольку удаляющиеся объекты вызывают снижение симпатической активности и, т. о., становятся положительными стимулами. Согласно др. теории, движущиеся стимулы яв-ся БР, вызывающими безусловную реакцию следования у только что вылупившихся выводковых птиц. После того как происходит выработка классического условного рефлекса, визуальные признаки движущихся стимулов становятся УР и также вызывают следование. Эти две т. зр. яв-ся примерами конечного и ближайшего объяснений. Конечные объяснения (ultimate explanations) придают значение тому, как поведение вносит свой вклад в общую эволюционную приспособленность животного. Т. о., эти объяснения тесно связаны с функцией поведения при решении проблем, встающих перед животным в естественной среде обитания. Др. словами, конечные объяснения отвечают на вопрос: "Почему возникает поведение?" Ближайшие объяснения (proximate explanations) адресованы вопросу: "Как возникает поведение?" Эти объяснения отвечают на вопросы об онтогенетическом развитии поведения, как на него влияет научение и воздействуют физиолог., нейрологические и др. средовые переменные. Ближайшие объяснения включают в себя механизмы, к-рые вызывают эффекты на протяжении жизни индивида. Напротив, конечные объяснения включают в себя механизмы, к-рые влияли на естественный отбор в отдаленном филогенетическом прошлом индивида. И конечные, и ближайшие объяснения представляют собой абсолютно законные научные подходы к пониманию поведения животных, поэтому нет никакой необходимости противопоставлять их друг другу. Тем не менее в прошлом нередко возникали горячие споры, вызванные неспособностью ученых признать независимость двух этих базовых подходов. Разум, я-концепции и язык животных. Возможности и проявления разума и сознания у животных были темой оживленных рассуждений в самом начале постдарвиновского периода С. п. Героические попытки вступить в общение с животными посредством языка пленяли воображение людей на протяжении всей истории. Поскольку шимпанзе жадно имитируют действия чел., явной альтернативой разговору казалась кинетическая речь. Хотя в 1927 г. Роберт Йеркс рассуждал о возможности научить человекообразных обезьян языку жестов, первая попытка обучить шимпанзе кинетической речи была предпринята только в 1966 г. Беатриса и Аллен Гарднеры начали учить молодую шимпанзе, Уошо, стандартному американскому языку жестов (амслену). Этот проект оказался более успешным, чем предварительные попытки с использованием голоса. В течение первых 3 лет проекта Уошо стала надежно распознавать словарь из более чем 85 знаков. Она демонстрировала некоторые навыки составления коротких грамматических предложений из отдельных слов, но никогда не проявила настоящей способности продуцировать предложения в разнообразных ситуациях. В течение короткого времени после широко разрекламированных успехов Уошо было начато еще несколько языковых экспериментов с человекообразными обезьянами. Фрэнсин Паттерсон успешно обучила американскому языку жестов молодую гориллу, а Дэвид Примак обучал шимпанзе продуцировать и реагировать на последовательности пластмассовых символов, расставленных согласно грамматическим правилам. Дуэйн Румбо круглосуточно предоставлял в распоряжение шимпанзе Ланы клавиатуру, соединенную с маленьким компьютером. На каждую клавишу был нанесен геометрический символ, так называемая лексиграмма, обозначающая слово или понятие. Лана научилась нажимать клавиши, чтобы ответить на вопросы или высказать просьбу в соответствии с грамматическими правилами Йеркиша, искусственного языка, специально созданного для этого проекта. Позднее Герберт Террейс не нашел доказательств тому, что хорошо обученные обезьяны, с большим лексическим запасом, понимают грамматику; по мере того как возрастала длина предложений, не наблюдалось никакой связи с увеличением грамматической сложности, что происходило бы в процессе становления языка у человеческих детей. Демонстрировали ли эти хорошо обученные обезьяны зачатки настоящего языка? Сейчас ясно, что большая часть первоначального энтузиазма по приписыванию человекообразным обезьянам способностей к челов. языку была необоснованной или, по крайней мере, не подтвердилась фактами. Тем не менее абсолютно ясно и то, что те, кто списывает квазиязыковые способности обезьян на трюки или ошибки (как это имело место в случае с Умным Гансом), в равной степени ошибаются. Был выявлен важный набор способностей, которые существенно отличались от описанных в ранней литературе по научению у животных. Одной из особенностей челов. разума яв-ся способность к рефлексии (self-reflection) или способность воспринимать себя самого как отдельный фрагмент окружающей среды. Для нас это кажется неотъемлемой частью сознания, но нет никаких доказательств тому, что животные обладают точно такой же способностью к рефлексии. Поскольку мы не можем спросить самого животного, что оно об этом думает, могло показаться, что к самоосознанию животных будет абсолютно невозможно применить эксперим. подход. Гэллап-младший разработал простой, прямой и умный тест, позволяющий определить, обладают ли приматы самоосознанием (self-awareness) или, по крайней мере, одной из его форм. Мн. животные энергично реагируют на свои отражения в зеркале. Гэллап задался вопросом, знает ли шимпанзе наверняка, что отражение яв-ся его собственным, а не др. животного. Он ответил на этот вопрос, дав вначале шимпанзе приобрести большой опыт в отношении зеркал. Затем животным дали наркоз и красной краской, лишенной запаха, выкрасили им края бровей и кончики ушей. Шимпанзе не могли непосредственно увидеть эти участки своего тела; они были видны только в зеркальном отражении. После того как наркоз прошел, шимпанзе поднесли зеркала. Когда они увидели свои отражения, они начали ощупывать пальцами окрашенные участки на своих головах. Аналогичные результаты были получены на орангутангах. Однако эти манипуляции с собственными головами не были зарегистрированы у горилл, гиббонов и некоторых др. видов обезьян. Обезьяны, выращенные в изоляции, также были неспособны осуществлять эти действия со своей головой после нанесения красной краски. Ясная, исчерпывающая природа этих результатов очень любопытна. Они заставляют предположить, что существует базовое различие между людьми, шимпанзе и орангутангами, составляющими самоосознающую группу приматов, и остальными человекообразными и прочими обезьянами, кто не наделен самоосознанием. Очевидно, что исслед. по сравнительной когн. психол., кратко описанные в данном разделе, представляют собой лишь самое начало. Тем не менее это весьма многообещающее новое направление. Обновленной С. п. уготовано достойное место в традиционных рамках психологии. См. также Коммуникация животных, Интеллект животных, Этология, Импринтинг, Язык человекообразных обезьян Дж. Кинг
Оцените определение:

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с.1788

ПСИХОЛОГИЯ СРАВНИТЕЛЬНАЯ

отрасль психологии, посвященная анализу эволюции психики, - охватывающая проблемы, связанные с антропогенезом, становлением человеческого сознания и изучением общего и различного в деятельности психической человека и животных (проблема социального и биологического в поведении человека). Рассматривает проблемы развития психики в филогенезе, с акцентом на сопоставлении психики животных и человека. В ее рамках происходит интеграция данных, полученных в зоопсихологии, психологии исторической и этнической. В сравнительно-психологическом анализе онтогенеза и филогенеза делаются заключения как о схожести ряда процессов психических животных и человека, так и о качественных различиях, обусловленных действием социально-исторических факторов, приведших к возникновению и развитию деятельности трудовой, общественной жизни, членораздельной речи и сознания.

Сравнительно-психологический анализ строится на сопоставлении данных зоопсихологии (особенно результатов изучения обезьян) и психологии. В его задачи входит:

1) выявление сходных психических компонент и общих биологических факторов, обусловливающих поведение животных и человека (свидетельствующих об общности их происхождения и унаследованных от животных предков);

2) выявление качественных отличий поведения и психики человека, возникших и развившихся в результате действия социально-исторических факторов. Особое внимание уделяется предпосылкам зарождения деятельности трудовой, человеческого общества и речи.

Данные психологии сравнительной имеют существенное значение для решения коренных проблем психологии, философии, антропологии и прочих наук. Так, сравнительно-онтогенетическое изучение психики необходимо для познания закономерностей развития детской психики. Эти данные находят практическое применение и в медицине: в нейропатологии, психиатрии, при моделировании патологических состояний на животных.

Источник: Словарь психиатрических терминов (psychiatry.ru).

Сравнительная психология

отрасль психологии, изучающая общее и различное в происхождении и развитии психики животных и человека. Термин С.п. применяется иногда как синоним зоопсихологии - науки о поведении животных.

Источник: К.Юнг. Словарь терминов.

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

англ. comparative psychology) - наука о закономерностях, происхождении и развитии психики животных и человека, об общем и различном в их психической деятельности. Термин С. п. применяется иногда как синоним зоопсихологии, в др. случаях - для обозначения самостоятельной науки или даже науки, объединяющей зоопсихологию и психологию человека (В. А. Вагнер). Сравнительно-психологический анализ строится на данных зоопсихологии и психологии человека и направлен на выявление в онто- и филогенезе как сходных психических процессов животных и человека, так и качественных отличий человеческой психики от психики животных. Особое значение имеет при этом учет социально-исторических факторов, определивших возникновение и развитие человеческого сознания (трудовая деятельность, общественная жизнь, членораздельная речь). См. также Антропогенез.

Источник: В.М. Блейхер, И.В. Крук. Толковый словарь психиатрических терминов, 1995 г.

Сравнительная психология

В наиболее строгом смысле этого термина сравнительная психология является изучением поведения животных с целью экстраполяции полученных данных и результатов на поведение человека. К области сравнительной психологии относится ряд научных подходов, включая этологию, теорию научения и социобиологии. Следует заметить, что в сравнительной психологии акцент делается именно на сравнении с человеческими характеристиками, а не на изучении животных как таковых.

Источник: Психология от А до Я: Словарь-справочник

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Раздел психологии, исследующий поведение различных видов животных с целью выявления сходств и различий между ними. Этот подход используется и в других областях психологии, таких как теория научения, и в других дисциплинах, включая этологию, физиологию, генетику и зоологию.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии

Сравнительная психология

изучает процессы происхождения человека как вида Homo sapiens, происхождения человеческого сознания, общее и различное в психической деятельности человека и животных.

Источник: Словарь по книге «Психология человека от рождения до смерти»

Сравнительная психология

отрасль психологии, охватываю¬щая проблемы, связанные с антропогенезом, становлением человече¬ского сознания и изучением общего и различного в психической дея¬тельности человека и животных (проблема социального и биологиче¬ского в поведении человека).

Источник: Зоопсихология и сравнительная психология. Словарь основных понятий

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

это наука о закономерностях происхождения и развития психики животных и человека, об общем и различном в их психической деятельности. Предмет сравнительной психологии, выходит за пределы зоопсихологи-ческих исследований, включает как обязательный компонент сравнительное (по отношению к животным) изучение психической деятельности человека.

Источник: Словарь справочник по зоопсихологии (сравнительной психологии)

Сравнительная психология

1) раздел психологии, изучающий сходства и различия в поведении и психике между животными и человеком, а также эволюцию поведения и психики в процессе антропогенеза; 2) общее название для любых сравнительных исследований в психологии, при которых сравниваются психологические особенности людей, отличающихся по тому или иному признаку, например, относящихся к разным культурам, национальностям, возрастным группам, обладающих разным социально-экономическим статусом, здоровых и больных и т.д.; 3) синоним зоопсихологии; 4) американское психологическое направление в изучении поведения животных. С. п. стала активно развиваться со второй половины XIX в. после появления эволюционной теории Дарвина. В конце XIX — начале XX в. она понималась как наука об эволюции психики в животном мире, а также в качестве синонима зоопсихологии с акцентом на использование сравнительного метода и как название для науки, объединяющей зоопсихологию и психологию человека. Постепенно в С. п., как и в зоопсихологии, все большее влияние стал приобретать объективистский подход, сторонники которого требовали исключить психику животных из научного изучения, поскольку о ней нельзя получить непосредственных свидетельств, и офаничиться исследованием объективно наблюдаемых явлений — поведения и его физиологических основ. С середины 30-х ]•: вплоть до 70-х гг. этот подход был господствующим, однако в нашей стране преобладало представление, что С. п. должна изучать не только поведение, но и психику (см. труды Н.Н. ЛадыгинойКотс, Н.Ю. Войтонса и др.). В Европе, в том числе в нашей стране, утвердилось представление о С. п. как об отрасли психологии, занятой сравнением психологических характеристик человека и животных, чтобы выявить сходства и различия и понять ход антропогенеза. В Европе термин «С. п.» используется также как обобщающее наименование всех исследований в психологии человека, где применяется сравнительный метод (при сравнении психологии разных народов, культур, возрастных групп и т.п.), а также иногда продолжает употребляться как синоним зоопсихологии или как название для всех сравнительных исследований поведения и психики у животных разных видов, включая человека. В последнем случае определение С. п. практически совпадает с определением этологии. В Америке термин «С. п.» как синоним зоопсихологии стал обозначать изучение поведения животных в рамках психологии. Основополагающее значение для формирования американской С. п. имели работы психологов Э. Торндайка (Е. Thorndike) и Р. Йеркса (R. Yerks). Решающее влияние на развитие американской С. п. оказал бихевиоризм с его объективистской установкой на изучение исключительно поведения в рамках концепции «стимул — реакция». В американской С. п. поведение животных в основном служило моделью поведения человека, и абсолютное большинство исследований велось в строго контролируемых лабораторных условиях. Так как бихевиористская психология считала все поведение комбинациями немногих безусловных, а в основном условных рефлексов, главным предметом изучения в американской С. п. стали процессы научения. Представление об универсальности законов научения и антропоцентризм привели к тому, что с середины 30-х гг. большинство сравнительных психологов в Америке ограничились изучением немногих видов лабораторных животных, и сравнительный аспект почти исчез из их исследований. В 50-е гг. началась активная полемика между американской С. п. и этологией, но затем возникло взаимное влияние, благодаря которому, а также критике со стороны самих психологов, в американской С. п. возросло внимание к изучению поведения животных в природных условиях. Особенности этого поведения стали учитывать в лабораторных экспериментах, вновь стал развиваться сравнительный эволюционный подход, расширилось разнообразие изучаемых видов и оживился интерес к генетике поведения. Поскольку этологи обнаружили, что у каждого вида животных существуют свои специфические врожденные ограничения и предрасположенности в научении, возникшие в ходе эволюции, стало ясно, что способности животных к научению и их интеллект нельзя сравнивать, используя одномерную шкалу и располагая их в одном ряду от низших к высшим. В связи с этим, в американской С. п. при сравнении способностей к научению у разных видов животных акцент переместился на изучение качественных отличий вместо преобладавших ранее количественных. Когда в 70-е гг. XX в. в науке возродился интерес к психике животных, специалисты пришли к убеждению, что возможность сравнений в этой области вообще весьма проблематична. Более перспективным считается сравнительный подход, выработанный в этологии, при котором сравнивают поведение в основном близкородственных видов. Весьма продуктивным оказалось сравнительно-психологическое изучение человекообразных обезьян и человека. В 60-е гг. этологи, психологи и антропологи начали активно изучать поведение обезьян в естественных условиях, и это открыло новые возможности для создания теоретических представлений об эволюции приматов и человека. При сопоставлении психических процессов у приматов и человека особое внимание привлекли попытки обучить человекообразных обезьян человеческому языку с помощью зрительных символов, а также выяснить, способны ли обезьяны к логическим рассуждениям, осознанию самих себя, обладают ли они намерениями и т.п. В последнее время в Европе термин «С. п.» выходит из употребления, поскольку это название закрепилось за американской С. п., а также потому, что сравнение поведения и психики разных животных, включая человека, стало неотъемлемой частью проблематики различных дисциплин — этологии, социобиологии, когнитивной этологии и антропологии — и превратилось в междисциплинарную область. Е.А.Гороховская

Источник: Психология развития. Словарь. Психологический лексикон в 6 т.

Показать все [+7] ↓

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Понимание сознания и воли в психологии и праве: сравнительный анализ. .

Шепель Т.В., Балашов П.П.
Анализ психиатрической литературы о сознании и воле позволил автору статьи сделать вывод о том, что характеристика субъекта права как обладателя сознания и воли несколько условна, достаточно указания на обладание им сознанием. Дефект психики всегда свидетельствует о нарушении сознания, даже если деформированы только волевые психические процессы. Не соответствует психологическим представлениям и отождествление в праве сознания и осознания. Признание их неидентичности, по мнению автора, имеет существенное правовое значение
Скачать PDF

Сравнительный анализ механизмов психологической защиты учителей начальной школы, проживающих в разли

Котова Светлана Аркадьевна
Статья посвящена актуальной проблеме исследования особенностей совладания педагогов со стрессом. Содержит комплексный обзор современных представлений о механизмах психологической защиты личности. На основании исследования 230 учителей начальной школы из разных регионов выявлены доминирующие защитные реакции, показано их негативное влияние на реализацию педагогических задач.
Скачать PDF

Сравнительно-психологический анализ нарушений психического развития: синдрома дефицита внимания с ги

Никишина Вера Борисовна, Глушкова Валентина Павловна
На основании феноменологического анализа были выделены общие особенности нарушений (синдрома дефицита внимания и гиперактивности и задержанного типа психического развития), в эмоционально-волевой сфере отмечается замедленное эмоционально-волевое созревание, в когнитивной сфере проявляются трудности освоения школьных навыков, нарушение концентрации внимания, в поведенческойнарушение согщальной адаптации, проблемы во взаимоотношениях с окружающими и специфические особенности проявлений синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, импульсивность, нарушение концентрации, избирательности и объема внимания, двигательная расторможенность.
Скачать PDF

Сравнительное исследование психологического статуса молодых пожарных и курсантов пожарно-спасательно

Шевченко Т.И., Астафьев Олег Михайлович, Макарова Наталья Васильевна
Проведено психологическое обследование специалистов Государственной противопожарной службы МЧС России Санкт-Петербурга и курсантов пожарно-спасательного колледжа «Санкт-Петербургский центр подготовки спасателей» с целью изучения психологического статуса и выявления критериев прогнозирования саморегуляции жизнедеятельности и профессионального долголетия в экстремальной профессии. В ходе исследования выявлено, что курсанты имеют большую вероятность формирования тревоги и депрессии, у них ниже показатели нервно-психической устойчивости и в меньшей степени, чем пожарные, их сверстники испытывают доверие к окружающему миру, менее уверены в себе, еще недостаточно вовлечены в профессиональный мир.
Скачать PDF

Сравнительный анализ социально-психологических характеристик сотрудников, подвергающихся моббингу в

Алферова Яна Ильинична
Цель Основными задачами проводимого исследования было выявление и сравнение социально-психологических особенностей сотрудников двух компаний, которые были подвержены моббингу и которые ему не подверглись. Метод или методология проведения работы Был проведен анализ средних величин социально-психологических характеристик сотрудников двух компаний, которые были подвержены моббингу и которые ему не подверглись. Результаты В исследуемых компаниях моббингу в большей степени подвергаются сотрудники, нацеленные на «вызов», для которых значимым показателем карьерного развития является победа и достижение высоких результатов в профессии, менее адаптированные в организации, с высоким уровнем креативности и мотивацией на достижение амбициозных целей и задач. Область применения результатов Результаты исследования могут применяться сотрудниками служб персонала и руководителями компаний в целях обеспечения стабилизации персонала в организации. Для стабилизации наиболее эффективных сотрудников в организации руководству высшего звена и сотрудникам службы персонала необходимо осознавать значимость моббинг процессов в организации и их существенный дестабилизирующий фактор, и работать по профилактике, обнаружению на «зачаточной стадии» и устранению данных явлений.
Скачать PDF

Сравнительный анализ отношения к опасностям студентов и работающих психологов

Маралов Владимир Георгиевич
В статье дается сравнительный анализ отношения к опасностям студентов будущих психологов и работающих психологов образования. Показывается, что существенные различия обнаруживаются в оценке угроз психологическому и социальному благополучию на фоне стабильно высокой оценки опасностей жизни и здоровью человека. Делается вывод о необходимости перестройки профилактической работы в сторону обучения и взрослых, и детей анализу своего жизненного пути с позиций безопасности.
Скачать PDF

Сравнительное исследование мотивации выбора профессии психолога студентами из Москвы и Баку

Родина Ольга Николаевна, Прудков Павел Наумович
Статья содержит описание кросскультурного исследования мотивации выбора профессии психолога у первокурсников, обучающихся в МГУ им. М.В. Ломоносова в г. Москве и в филиале МГУ в г. Баку. Показано, что формирование этой мотивации зависит от той социально-экономической ситуации, в которой происходит выбор профессии. В соответствии с обнаруженными в исследовании различиями у двух групп испытуемых даются рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения профессионального обучения.
Скачать PDF

Сравнительная характеристика психологических факторов риска склонности к аддиктивному поведению в юн

Калиниченко О.Ю., Малыгин В.Л.
Скачать PDF

Актуальные проблемы преподавания зоопсихологии и сравнительной психологии

Мешкова Н.Н., Федорович Е.Ю.
В статье поднимается проблема преподавания зоопсихологии и сравнительной психологии в вузах России в наши дни. Включенность в процесс преподавания данной дисциплины лиц без специальной междисциплинарной подготовки приводит к тому, что у студентов зачастую формируется искаженное представление о предмете. Этому способствуеттакже обострение противостояния двух основных парадигм в понимании природы человека - социокультурной и биологической, а такжеусиление биологизаторских тенденций при интерпретации поведениячеловека, выражающихся в прямых аналогиях с поведением животныхразличных таксонов.
Скачать PDF

Сравнительный анализ психологического конструкта «Жизнестойкость» у студентов православного и светск

Стакина Юлия Михайловна, Шангина Ольга Владимировна
В данной статье рассматривается личностная переменная успешного совладания со стрессом «hardiness» («жизнестойкость», авторы термина Сьюзен Кобейса и Сальваторе Мадди, автор русскоязычной версии термина Д. А. Леонтьев). В работе представлены результаты сравнительного исследования жизнестойкости у студентов православного и светских вузов.
Скачать PDF

Сравнительный анализ социально-психологических факторов удовлетворенности браком в русских и осетинс

Летягина Светлана Константиновна
Статья посвящена изучению социально-психологических факторов удовлетворенности браком в современном обществе; приводятся результаты эмпирического исследования факторов удовлетворенности браком на примере русских и осетинских семей. Особое внимание автор уделяет проблеме не соответствия гендерных стереотипов и реальной роли мужчин и женщин в аспекте заявленной проблемы.
Скачать PDF

Сравнительный анализ типологических особенностей будущих педагогов и будущих психологов на индивидно

Алексеева Елена Евгеньевна
В статье представлены доказательства того, что типологические особенности будущих педагогов и будущих психологов имеют отличия на трёх уровнях: индивидном, темпераментальном и характерологическом. Составлены сравнительные портреты будущего психолога и будущего педагога.
Скачать PDF

Похожие термины: