Справедливость
Справедливость
Equity) —положение дел, при котором выгоды и затраты, вытекающие из взаимоотношений, пропорциональны выгодам и затратам партнера.
Источник: Р.Чалдини, Д.Кенрик, С.Нейберг. Социальная психология. 2002
Справедливость
поддержание равновесия интересов без соотнесения их с чувствами и без выказывания предпочтения той или иной стороне в конфликте.
Источник: Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения. 2003
Справедливость
(Equity) – состояние дел, при котором отношение выгоды/затраты для человека от взаимоотношений пропорционально выгодам и затратам его партнера.
Источник: Социальная психология. Пойми себя чтобы понять других. СПб. Прайм-Еврознак 2002
Справедливость
Equity) . Состояние, при котором "доход" каждого участника от взаимоотношений пропорционален его "вкладу". Обратите внимание: справедливость отнюдь не означает всегда равного "дохода".
Источник: Краткий словарь-справочник по психологии. РУДН, 2004
Справедливость
родственно словам правда, прав) – чувство духовно-нравственной правильности, законности чего-л., согласованности с совестью (о чьем-л. поведении, решении и др.). См. Чувство справедливости.
СПРАВЕДЛИВОСТЬ
Форма «честного подхода к делу». В рамках теории справедливости человек сравнивает соотношение своего вклада и результата с аналогичным соотношением у других. Если они оказываются одинаковыми, ситуацию считают справедливой; если же нет, то несправедливой.
СПРАВЕДЛИВОСТЬ
общая нравственная санкция совместной жизни людей, рассмотренной под углом зрения сталкивающихся желаний, интересов, обязанностей; способ обоснования и распределения между индивидами выгод и тягот их совместного существования в рамках единого социального пространства. Существуют два значения понятия С. – широкое и узкое. В широком смысле С. есть разумность общественной жизни; она совпадает с нравственностью в ее проекции на социальную сферу. В специальном, узком смысле слова С. – нравственно санкционированная соразмерность в распределении выгод и тягот совместной жизни людей, степень совершенства самого способа кооперирования деятельности и взаимного уравновешивания конфликтующих интересов в обществе и государстве. Существуют два вида С., выделенных еще Аристотелем: распределительная, или дистрибутивная, С. уравнивающая, или ретрибутивная. Современные этические дискуссии о С. фокусируются вокруг теории С. американского профессора Дж. Ролса. Его теория имеет синтетический характер, обобщает различные уровни и аспекты С., предлагает идеально-типическую модель С. в либерально-демократических обществах. Выделены два принципа С. 1. Каждый человек должен иметь равные права в отношении наиболее обширной схемы основных свобод, совместимых с подобными схемами свобод для других. 2. Социальные и экономические неравенства д. б. устранены так, чтобы они: а) были к наибольшей ожидаемой выгоде наименее преуспевающих и б) делали доступ к должностям и положениям открытым для всех в условиях честного равенства возможностей. Оценка распределения выгод и тягот совместной жизни людей в семье, организации, обществе как несправедливых выступает глубинной, часто неосознаваемой, скрытой, мощной причиной многих социальных конфликтов. Несправедливость в организации общественной жизни всегда является предпосылкой возникновения социальных конфликтов. Чем выше степень несправедливости, тем легче и быстрее вспыхивает конфликт. Чем масштабнее несправедливость, тем больше людей будет активно участвовать в конфликте. Большинство заметных социальных конфликтов в России, как и в любой др. стране, одной из своих первопричин имели несправедливость.
Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009
Справедливость
equity) Теория С. (equity theory) яв-ся поразительно простой теорией. Она состоит из четырех взаимосвязанных положений. Положение I. Индивидуумы всегда пытаются максимизировать свои результаты (где результаты определяются как вознаграждения минус наказания). Положение IIА. Группы (или, скорее, индивидуумы, образующие эти группы) способны максимизировать объем совокупных вознаграждений путем развития одобряемых систем справедливого распределения ресурсов среди своих членов. Соответственно, группы будут разрабатывать такие системы С. и будут побуждать своих членов к их принятию и неукоснительному соблюдению. Положение IIБ. Группы обычно вознаграждают среди своих членов тех, кто поступает справедливо по отношению к другим, и наказывают тех, кто поступает несправедливо по отношению друг к другу. Положение III. Когда индивидуумы оказываются участвующими в несправедливых отношениях, они начинают страдать. Чем большая несправедливость была допущена, тем сильнее испытываемое ими страдание (distress). Положение IV. Индивидуумы, обнаружившие, что с ними поступают несправедливо, будут пытаться избавиться от страданий путем восстановления С. Чем большая несправедливость была допущена, тем сильнее будет это страдание и тем настойчивее они будут пытаться восстановить справедливость. Исследователи С. установили, что мужчины и женщины испытывают наибольшую удовлетворенность, когда они вовлечены в справедливые отношения. Как получившие большую выгоду, так и получившие меньшую выгоду испытывают сильный дистресс после несправедливого обмена. Чем более несправедлив обмен, тем большее неудобство испытывают его участники. Разумеется, участники меньше страдали из-за несправедливости, когда они от нее выигрывали, чем когда проигрывали. Исследователи также показали: люди, обнаружившие, что они стали участниками несправедливых отношений и испытывающие вследствие этого дистресс, пытаются его уменьшить путем восстановления либо реальной, либо психол. С. в своих отношениях. Реальную справедливость (actual equity) можно восстановить, только действительно изменив подходящими способами относительные выигрыши - свой или своего партнера. Недавние исслед. свидетельствуют, что выигравшие от несправедливости (overbenefited) зачастую совершенно добровольно компенсируют ущерб проигравшим от нее. Как правило, первой реакцией несправедливо обделенных на эксплуатацию оказывается обращение за компенсацией нанесенного ущерба. Люди, оказавшиеся в ситуации нарушенного баланса отношений, могут также восстанавливать справедливость др. способом, прибегая к восстановлению психол. справедливости. Они могут разрушить реальность и убедить себя в том, что такие несправедливые отношения в действительности яв-ся абсолютно честными. Были обнаружено, что причинители вреда и их жертвы могут прибегать к определенным искажениям, включая сюда обвинение самой жертвы или отрицание своей ответственности за ее страдания. Э. Хэтфилд
Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006