Способы активизации мышления это что такое Способы активизации мышления: определение — Психология.НЭС
СПОСОБСТВОВАНИЕ УВЕРЕННОМУ ПОВЕДЕНИЮ СПРАВЕДЛИВОГО МИРА, ОШИБКА

Способы активизации мышления

Найдено 1 определение:

Способы активизации мышления

Для активизации мышления можно применять специальные формы организации мыслительного процесса, например "мозговой штурм", или брейнсторминг, – метод предложен А. Осборном (США), предназначен для продуцирования идей или решений при работе в группе. Основные правила поведения "мозгового штурма": 1. Группа состоит из 7-10 человек, желательно различной профессиональной направленности (для уменьшения стереотипизации подходов), в группе имеются лишь несколько человек, сведущих в рассматриваемой проблеме. 2. "Запрет критики" – чужую идею нельзя прерывать, критиковать, можно лишь похвалить, развить чужую идею или предложить свою. 3. Участники должны быть в состоянии релаксации, т. е. состоянии психической и мышечной расслабленности, комфорта. Кресла должны быть расположены по кругу. 4. Все высказываемые идеи фиксируются (на магнитофоне, в стенографических записях) без указания авторства. 5. Собранные в результате брейнсторминга идеи передаются группе экспертов – специалистов, занимающихся данной проблемой, для отбора наиболее ценных идей. Как правило, таких идей оказывается примерно 10%. Участников в состав "жюри экспертов" не включают. "Мозговой штурм", который ведет группа, постепенно накапливающая опыт решения различных задач, положен в основу так называемой синектики, предложенной американским ученым У. Гордоном. При "синектическом штурме" предусмотрено обязательное выполнение четырех специальных приемов, основанных на аналогии: прямой (подумайте, как решаются задачи, похожие на данную); личной или эмпатии (попробуйте войти в образ данного в задаче объекта и рассуждать с его точки зрения); символической (дайте в двух словах образное определение сути задачи); фантастической (представьте, как бы эту задачу решили сказочные волшебники). Еще один способ активации поиска – метод фокальных объектов. Он состоит в том, что признаки нескольких случайно выбранных объектов переносят на рассматриваемый (фокальный, находящийся в фокусе внимания). объект, в результате чего получаются необычные сочетания, позволяющие преодолевать психологическую инерцию и косность. Так, если случайным объектом взят "тигр", а фокальным "карандаш", то получаются сочетания типа "полосатый карандаш", "клыкастый карандаш" и т.д. Рассматривая эти сочетания и развивая их, иногда удается прийти к оригинальным идеям. Метод морфологического анализа заключается в том, что вначале выделяют главные характеристики объекта-оси, а затем по каждой из них записывают всевозможные варианты-элементы. Способствует интенсификации поиска и метод контрольных вопросов, который предусматривает применение для этой цели списка наводящих вопросов, например: "А если сделать наоборот? А если изменить форму объекта? А если взять другой материал? А если уменьшить или увеличить объект?" и т.д. Все рассмотренные методы активизации творческих мыслительных возможностей предусматривают целенаправленную стимуляцию ассоциативных образов (воображения).  
Оцените определение:

Источник: Сто экзаменационных ответов по психологии

Найдено рефератов по теме Способы активизации мышления — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Интуитивное мышление и прогностические способности, выявленные в ходе подготовки к деятельности в ос

Забегалина Светлана Викторовна
В статье рассматриваются особенности интуитивного мышления и прогностических способностей, установленные в ходе подготовки к деятельности в особых условиях. Изучены физиологические механизмы, основные характеристики, детерминанты развития и методы их диагностики. В частности, выявлена связь между внутренним локусом контроля и прогностическими способностями личности.
Скачать PDF

Аутопсихологические способности как фактор развития творческого мышления преподавателей высшей школы

Денисова А. А., Якушева Л. М.
В статье рассматриваются психологические проблемы профессиональной деятельности преподавателя высшей школы. Анализируется соотношение понятий «творчество», «творческая личность», «творческое мышление», «творческая активность», «творческие способности». На эмпирическом материале рассматривается творческое мышление преподавателей высшей школы. Вводятся понятия «самосовершенствование», «саморазвитие». На теоретическом и эмпирическом уровнях анализируется роль аутопсихологических способностей преподавателя высшей школы и их предрасположенности к самосовершенствованию при развитом творческом мышлении.
Скачать PDF

Развитие творческого мышления и творческих способностей учащихся на примере изучения темы «Системы с

Завилейская Светлана Анатольевна
В статье представлена разработка урока по теме «Системы счисления. Основные понятия». Тема «Системы счисления» изучается на уроках информатики и ИКТ в 9 классе (УМК «Информатика и ИКТ» 8 – 9 класс, автор Семакин И. Г. и др.)
Скачать PDF

Половой дипсихизм в способностях мышления первоклассников

Лаврик Оксана Викторовна
В настоящей работе представлен анализ результатов проведенного исследования по изучению способностей мышления мальчиков и девочек на примере возрастной выборки первоклассников. Полученные результаты призваны внести свою лепту в решение проблемы половых различий в способностях человека.
Скачать PDF

Творческое мышление в контексте психологии способностей

Чернецкая Н.И.
Рассмотрение творческого мышления в контексте психологии способностей составляет существенную часть современной теории творчества. Статья посвящена проблеме соотношения таких сложных психологических понятий, как «творческое мышление» и «способности», которая представляется одной из наиболее неоднозначных в психологии.
Скачать PDF

Взаимосвязь развития наглядно-образного мышления, способности к символическому опосредствованию и ди

Коконцева Е.В.
В дошкольном возрасте перед ребенком встает необходимость изучения свойств предметов и способов взаимодействия с ними, выделения существенных связей между предметами и явлениями, использование их. Помимо этого, изменяется так же и содержание мышления дошкольников, развивается игровая деятельность, возникают различные формы продуктивной деятельности, осуществление которых требует познания новых сторон и свойств предметов. Такое изменение содержания мышления требует более совершенных его форм, обеспечивающих возможность преобразовывать ситуацию в плане представлений, с оперированием наглядно-образным мышлением. Помимо этого, наглядно-образное мышление становится существенным этапом в становлении последующих форм мышления, в частности понятийного, столь необходимого в реализации учебной деятельности в младшем школьном возрасте. Именно поэтому, при изучении мышления дошкольника, мы считаем необходимым уделить внимание наглядно-образному мышлению, качественно своеобразному и необходимому в развитии дошкольника.
Скачать PDF

Место мыслительных операций в структуре способностей и мышления

Берберян Э.С.
В данной научной работе использованы результаты проекта «Дифференциальная диагностика субъектно-личностных характеристик процесса порождения мысли», выполненного в рамках Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ в 2016 году Исследование мыслительных операций играет ключевую роль в психологии способностей, психологии мышления, психологии обучения. Проблема мыслительных операций напрямую связана с проблемой способностей, т. к. механизмы овладения способностями раскрываются посредством исследования операций. Овладение индивидом мыслительными операциями, выступающими как обобщенные способы решения задач, определяет развитие мышления и развитие индивида в целом. Теоретико-методологические основания исследования составляют: культурно-исторический подход к развитию высших психических функций, теория деятельности (Л. И. Божович,Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, В. П. Зинченко, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейн, П. Тульвисте, Д. Б. Эльконин и др.), теория системогенеза и способностей В. Д. Шадрикова. Научная новизна работы заключается в анализе понятия мыслительных операций с позиции места данного понятия в ментальном развитии человека, в постановке проблемы овладения индивидом мыслительными операциями в возрастном аспекте с учетом нелинейности и гетерохронности развития. При исследовании мыслительных операций важным является понимание современного состояния проблемы, в рамках которого имеется терминологическая разобщенность и отсутствует единая трактовка. На основании проведенного анализа были описаны тенденции, связанные с различиями в трактовке термина и метода, при помощи которого проводится экспериментальное исследование, и было выделено определение, обозначенное как исходное в работе во взаимосвязи с рабочей концепцией. Содержательное определение мыслительных операций в связи с развитием мышления и способностей является продуктивным шагом на пути к исследованию ментального развития человека. Практическая значимость работы заключается в возможном применении результатов исследования в практике образовательного процесса. Построение учебных программ педагогами с учетом проведенного исследования позволит развивать способности учащихся как субъектов учебной деятельности за счет операционных механизмов.
Скачать PDF

Развитие способности к рефлексивному мышлению у младших школьников с помощью техники «Рефлексивных в

Катунина Е.В.
В статье рассматривается результат применения техники «рефлексивных вопросов» в формировании рефлексивного мышления у младших школьников при обучении скорочтению. На основании проведенного эксперимента доказано, как применение этой техники может способствовать развитию познавательных процессов, улучшая понимание и запоминание информации получаемой школьниками. Рефлексия трансформирует восприятие информации в знание.
Скачать PDF

Технологии активизации латерального мышления в правовом обучении

Сухова Анна Сергеевна, Селезнева Ирина Геннадьевна, Грицкевич Наталья Константиновна
Проанализирована природа латерального мышления, выявлена специфика развития и особенностей формирования гражданственности в правовом обучении у студентов разных курсов. Исследован коммуникативный комплекс, раскрыты структура и формы латерального мышления, представлены возможные варианты активизации данного мышления в правовом образовании.
Скачать PDF

Когнитивная креативность: традиции и новации (методы психологической активизации творческого мышлени

Сигида Е.А.
Рассматриваются вопросы изучения способности к творчеству, когнитивной креативности как одной из актуальных проблем теоретической и прикладной психологии. Основой для комплексного исследования служит понимание междисциплинарного взаимодействия фундаментальных и прикладных наук с использованием опыта взаимопонимания мыслителей, ученых и практиков психологической науки с представителями смежных дисциплин от философии и культурологии до психофизиологии, психиатрии и психогенетики.
Скачать PDF

Влияние способов воспроизведения на объем воспроизводимых движений

Гончаров В.И.
Скачать PDF

Культурно-образовательный контекст развития предметной ориентации мышления

Горбачёва Е.И.
Скачать PDF