Способы активизации мышления

Найдено 1 определение:

Способы активизации мышления

Для активизации мышления можно применять специальные формы организации мыслительного процесса, например "мозговой штурм", или брейнсторминг, – метод предложен А. Осборном (США), предназначен для продуцирования идей или решений при работе в группе. Основные правила поведения "мозгового штурма": 1. Группа состоит из 7-10 человек, желательно различной профессиональной направленности (для уменьшения стереотипизации подходов), в группе имеются лишь несколько человек, сведущих в рассматриваемой проблеме. 2. "Запрет критики" – чужую идею нельзя прерывать, критиковать, можно лишь похвалить, развить чужую идею или предложить свою. 3. Участники должны быть в состоянии релаксации, т. е. состоянии психической и мышечной расслабленности, комфорта. Кресла должны быть расположены по кругу. 4. Все высказываемые идеи фиксируются (на магнитофоне, в стенографических записях) без указания авторства. 5. Собранные в результате брейнсторминга идеи передаются группе экспертов – специалистов, занимающихся данной проблемой, для отбора наиболее ценных идей. Как правило, таких идей оказывается примерно 10%. Участников в состав "жюри экспертов" не включают. "Мозговой штурм", который ведет группа, постепенно накапливающая опыт решения различных задач, положен в основу так называемой синектики, предложенной американским ученым У. Гордоном. При "синектическом штурме" предусмотрено обязательное выполнение четырех специальных приемов, основанных на аналогии: прямой (подумайте, как решаются задачи, похожие на данную); личной или эмпатии (попробуйте войти в образ данного в задаче объекта и рассуждать с его точки зрения); символической (дайте в двух словах образное определение сути задачи); фантастической (представьте, как бы эту задачу решили сказочные волшебники). Еще один способ активации поиска – метод фокальных объектов. Он состоит в том, что признаки нескольких случайно выбранных объектов переносят на рассматриваемый (фокальный, находящийся в фокусе внимания). объект, в результате чего получаются необычные сочетания, позволяющие преодолевать психологическую инерцию и косность. Так, если случайным объектом взят "тигр", а фокальным "карандаш", то получаются сочетания типа "полосатый карандаш", "клыкастый карандаш" и т.д. Рассматривая эти сочетания и развивая их, иногда удается прийти к оригинальным идеям. Метод морфологического анализа заключается в том, что вначале выделяют главные характеристики объекта-оси, а затем по каждой из них записывают всевозможные варианты-элементы. Способствует интенсификации поиска и метод контрольных вопросов, который предусматривает применение для этой цели списка наводящих вопросов, например: "А если сделать наоборот? А если изменить форму объекта? А если взять другой материал? А если уменьшить или увеличить объект?" и т.д. Все рассмотренные методы активизации творческих мыслительных возможностей предусматривают целенаправленную стимуляцию ассоциативных образов (воображения).  
Оцените определение:

Источник: Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Сто экзаменационных ответов по психологии, 2001 г

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Интуитивное мышление и прогностические способности, выявленные в ходе подготовки к деятельности в ос

Забегалина Светлана Викторовна
В статье рассматриваются особенности интуитивного мышления и прогностических способностей, установленные в ходе подготовки к деятельности в особых условиях.
Читать PDF

Аутопсихологические способности как фактор развития творческого мышления преподавателей высшей школы

Денисова А. А., Якушева Л. М.
В статье рассматриваются психологические проблемы профессиональной деятельности преподавателя высшей школы.
Читать PDF

Развитие творческого мышления и творческих способностей учащихся на примере изучения темы «Системы с

Завилейская Светлана Анатольевна
В статье представлена разработка урока по теме «Системы счисления. Основные понятия».
Читать PDF

Половой дипсихизм в способностях мышления первоклассников

Лаврик Оксана Викторовна
В настоящей работе представлен анализ результатов проведенного исследования по изучению способностей мышления мальчиков и девочек на примере возрастной выборки первоклассников.
Читать PDF

Творческое мышление в контексте психологии способностей

Чернецкая Н.И.
Рассмотрение творческого мышления в контексте психологии способностей составляет существенную часть современной теории творчества.
Читать PDF

Взаимосвязь развития наглядно-образного мышления, способности к символическому опосредствованию и ди

Коконцева Е.В.
В дошкольном возрасте перед ребенком встает необходимость изучения свойств предметов и способов взаимодействия с ними, выделения существенных связей между предметами и явлениями, использование их.
Читать PDF

Место мыслительных операций в структуре способностей и мышления

Берберян Э.С.
В данной научной работе использованы результаты проекта «Дифференциальная диагностика субъектно-личностных характеристик процесса порождения мысли», выполненного в рамках Программы фундаментальных исс
Читать PDF

Развитие способности к рефлексивному мышлению у младших школьников с помощью техники «Рефлексивных в

Катунина Е.В.
В статье рассматривается результат применения техники «рефлексивных вопросов» в формировании рефлексивного мышления у младших школьников при обучении скорочтению.
Читать PDF

Способы формирования критического мышления студента

Климова Татьяна Владимировна
Статья содержит описание способов технологии развития критического мышления и зада1 ний, которыми можно воспользоваться для формирования способности отслеживать свои зна1 ния и видеть разницу между вл
Читать PDF

Способы формирования критического мышления студента

Климова Татьяна Владимировна
Статья содержит описание способов технологии развития критического мышления и зада1 ний, которыми можно воспользоваться для формирования способности отслеживать свои зна1 ния и видеть разницу между вл
Читать PDF

Критическое мышление - способ развития интеллектуального потенциала студентов

Вьюгина С. В.
В данной статье рассматривается проблема развития интеллектуального потенциала студентов и способы их развития в стенах вуза.
Читать PDF

Критическое мышление - способ развития интеллектуального потенциала студентов

Вьюгина С. В.
В данной статье рассматривается проблема развития интеллектуального потенциала студентов и способы их развития в стенах вуза.

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!