СПОСОБНОСТИ ВЫСШИЕ

Найдено 1 определение
СПОСОБНОСТИ ВЫСШИЕ
способности человека, соответствующие наиболее сложным видам его деятельности-таким, которые связаны с человеческой культурой, и таким, аналогов которых нет у животных. Это, например, различные виды учебной и творческой деятельности, связанные с использованием языка, научных знаний и разнообразных знаковых систем, сложных ручных движений, сопряженных с не менее сложными видами умственной деятельности. К подобным видам деятельности можно отнести научные исследования, художественно-творческую работу, создание и использование разнообразных видов техники. С.в. у человека довольно много: природные и социально обусловленные, общие и специальные, предметные и межличностные. В качестве высших, природно обусловленных способностей можноназватьмузыкальный слух, хорошую механическую память, тонкое зрение. В роли высших, социально обусловленных способностей могут выступать, например, конструкторские способности, связанные с умением проектировать и создавать различные машины. Общие С.в. проявляются в развитом словесно-логическом мышлении, а специальные С.в.-в таких видах деятельности, как научное и художественное творчество. Понятие о С.в. предполагает существование у человека и низших способностей. Так называются, например, те способности, которые можно обнаружить у детей вскоре после рождения. В отличие от этого С.в. чаще всего обладают профессионально подготовленные, взрослые люди. Для развития у человека высших способностей необходим, кроме того, значительный жизненный опыт участия в соответствующих видах деятельности. Один из возможных ответов на вопрос о том, что представляются собой анатомо-физиологические корреляты С.в. человека, предложил А. Ухтомский. Он высказал гипотезу, согласно которой в организме человека, в процессе развития его С.в. формируются новые органы, которые с рождения отсутствуют и которые эти способности поддерживают и сами совершенствуются в процессе развития и функционировании способностей. Такие органы в отличие от обычных телесных органов, которые имеются у человека от природы, получили название функциональных органов. Функциональный орган, по Ухтомскому-это создаваемая в процессе развития способностей анатомо-физиологическая структура, включающая как части тела человека, так и отделы его центральной нервной системы, работающие как единое целое и обеспечивающие функционирование формирующихся С.в. человека (отсюда их название функциональные органы). Функциональный орган складывается из тех элементов, которые имеются с рождения. Однако связи между этими элементами не являются врожденными, они формируются и закрепляются по мере развития самих способностей. Функциональные органы обладают следующими свойствами: 1. У разных людей они являются индивидуально своеобразными и зависят от тех задатков, которые у этих людей имеются. 2. Индивидуальные различия в устройстве функциональных органов определяют индивидуальные различия людей в способностях и в выполнении тех видов деятельности, с которыми связаны соответствую щие способности. Так, два разных певца или два разных музыканта, по-своему исполняющие одно и то же музыкальное произведение, имеют разные по своему устройству функциональные органы. 3. Функциональные органы обладают свойством регенерации, т. е. способностью к самопроизвольному восстановлению. Это происходит, в частности, тогда, когда в силу тех или иных причин структура функционального органа оказывается нарушенной, например, при заболевании. Регенерация функционального органа обеспечивается постоянным использованием человеком соответствующей способности и его включением в виды деятельности, связанные с проявлением данной способности.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF

Высшая способность к саморегуляции и внутренний опыт

Ожиганова Г.В.
Саморегуляция рассматривается как высшая способность, открывающая путь к духовному росту, а внутренний опыт как фактор, способствующий проявлению этой способности. Описываются саморегулятивные эффекты внутреннего опыта.
Читать PDF

Субъектный подход к изучению высших духовных способностей

Ожиганова Галина Валентиновна
В статье анализируется возможность субъектного подхода к исследованию духовных способностей, их целостного рассмотрения как единства ценностно-нравственных и интеллектуальных характеристик субъекта и их изучения в контексте психол
Читать PDF

Психология молчания и высшие способности: ресурсный подход

Ожиганова Галина Валентиновна
В статье рассматривается психология молчания как новая область знания. Намечаются психологические направления изучения молчания в связи психотерапией, психологическим консультированием, историей психологии, психологией творчества.
Читать PDF

Высшие способности человека: инновационные подходы и методы исследования

Ожиганова Галина Валентиновна
В статье обосновывается необходимость специальных подходов и методов изучения высших способностей: духовных, рефлексивных и творческих; дается их определение; рассматриваются возможности подходов и методов их исследования, в том ч
Читать PDF

Подражание как фактор развития высших способностей у детей: ресурсный подход

Ожиганова Галина Валентиновна
Анализируется феномен подражания в детском возрасте. Изучается возможность использования подражания для развития высших способностей детей, главным образом творческих.
Читать PDF

Высшие рефлексивные и духовные способности как основа межличностного познания и общения

Ожиганова Галина Валентиновна
В статье рассматриваются рефлексивные и духовные способности, дается их определение, отмечается их взаимосвязь и важная роль в процессах межличностного познания и общения.
Читать PDF

Педагогическая интуиция в структуре педагогических способностей преподавателя высшей школы

Корнилова Людмила Аркадьевна, Кабанова Светлана Владимировна
Статья посвящена проблеме педагогической интуиции, ее месту в структуре педагогических способностей преподавателя высшей школы. Анализируются различные подходы к проблеме интуиции в философии, психологии и педагогике.
Читать PDF

Проблемы развития способностей личности к научному руководству соискателями в высшей школе

Кошелева А.О., Шевченко О.И.
В статье рассматриваются актуальные вопросы руководства научными школами в образовательных организациях страны и поддержания их государством.
Читать PDF

Развитие творческих способностей у студентов в процессе профессионального обучения в высшей школе

Виноградов Константин Александрович, Галиченко Анжелика Юрьевна, Посохова Наталья Викторовна
В представленной статье раскрываются понятия творчества, творческой деятельности, творческой самореализации, необходимые для понимания сущности проблемы. Обоснованы свойства, функции, типология творческой самореализации.
Читать PDF

Учение о высших способностях человека в духовных академиях Москвы и Киева в первой половине XIX в

Коцюба Вячеслав Иванович
В статье рассматриваются учения ряда представителей Московской и Киевской школ духовно-академической философии России первой половины XIX в. о руководящей роли воли, разума и его идей в жизни человека.
Читать PDF

Личностно-ориентированный подход к развитию адаптационных способностей будущих педагогов в высшей шк

Читать PDF

Формирование творческих способностей у студентов средствами цветового воздействия в условиях высших

Обари Фатима Мустафа
Исследовано формирование творческих способностей у студентов в условиях высших учебных заведений под влиянием цветового воздействия. Проведен анализ содержания художественного образования.
Читать PDF

Развитие интеллектуальных способностей курсантов в процессе обучения в высшем военном авиационном уч

Квятош Елена Пантелеевна
Для повышения качества профессионального образования военного лётчика в высшей военной школе необходимо начинать с первого года обучения развитие интеллектуальных способностей как профессионально важного качества (ПВК).
Читать PDF

Личностно-ориентированный подход к развитию адаптационных способностей будущих педагогов в высшей шк

Воскрекасенко Ольга Александровна
В статье раскрывается понятие «адаптивность» и характеризуются основные подходы к развитию адаптационных способностей личности.
Читать PDF

Формирование творческих способностей личности как одна из форм совершенствования высшего профессиона

Черноусова И.Д., Черноусов И.В.