СПОСОБНОСТИ ВИДЫ

Найдено 1 определение
СПОСОБНОСТИ ВИДЫ
С. делятся на основные группы: теоретические и практические, природно обусловленные и социально обусловленные, общие и специальные, предметные и коммуникативные. Теоретические С. проявляются в умении человека определять научные понятия, формулировать и доказывать гипотезы, создавать и обосновывать научные теории. Практические С. проявляются в умении человека успешно справляться с решением повседневных и про фессиональных практических задач, включающих нахождение вывода из сложных жизненных ситуаций путем практических действий в них. Природно обусловленные С.-это такие С., для развития которых необходимы хорошие, врожденные задатки и которые в основном формируются и развиваются на основе таких задатков. Обучение и воспитание оказывают положительное влияние на формирование этих С., однако конечный результат, который может быть достигнут в их развитии, мало зависит от обучения и воспитания как такового, но, вместе с тем, существенно определяется имеющимися у человека задатками. К примеру, если человек с рождения имеет хороший рост и неплохие задатки к развитию точных, координированных движений, то при прочих равных условиях он сможет добиться больших успехов в развитии своих спортивных способностей, связанных, например, с игрой в баскетбол, чем тот, кто подобных задатков не имеет. Социально обусловленными или приобретенными называются такие С., формирование и развитие которых гораздо больше зависит от обучения и воспитания человека, чем от имеющихся у него врожденных задатков. Такими, например, являются организаторские С., коммуникативные С., а также С., связанные с поведением человека в обществе. Приобретенными или социально обусловленными являются также высшие С. человека, связанные с выполнением различных, довольно сложных видов профессиональной деятельности. Общие С. могут развиваться и имеются практически у всех людей, будучи у них лишь в различной степени развитыми. К числу общих С. относят такие, при наличии которых человек может успешно справляться с многими видами деятельности. Общими в указанном смысле слова являются, например, умственные и двигательные С. человека. Специальными называют С., которые обнаруживаются не у всех, а только у некоторых людей, и при наличии которых человек может успешно справляться лишь с отдельными, специальными видами деятельности. Специальных С. довольно много, и они составляют большую часть человеческих С. Это, например, художественно-творческие, математические, лингвистические, инженерные, музыкальные и др. Предметные С. проявляются в различных видах деятельности, связанных с неодушевленными объектами. Это может быть деятельность с материальными предметами (их изготовление, ремонт), работа со знаковыми системами и различными символами (язык, научные символы, черчение и т. п.), манипулирование идеальными объектами (идеями, образами и т. п.). Коммуникативные С. проявляются в умениях и навыках общения человека с окружающими. К их числу относятся, например, ораторские и организаторские способности, а также способности убеждать, внушать, быть лидером. См. способности врожденные (способности природные), способности высшие, способности дивергентные, способности коммуникативные, способности конвергентные, способности мнемические, способности общие, способности организаторские, способности приобретенные (способности социально обусловленные), способности специальные, способности творческие, способности умственные первичные, способности экстрасенсорные.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
254.96 кб

Виды упражнений по развитию художественных речетворческих способностей учащихся в процессе работы на

Дорфман О. В.
В статье рассматриваются упражнения, позволяющие развивать художественные речетворческие способности учащихся на этапах восприятия, воспроизведения и продуцирования художественных текстов.