СПОСОБНОСТИ ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ

Найдено 1 определение
СПОСОБНОСТИ ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ
развитие С.-это их улучшение или совершенствование. Развитие С. может проявляться в появлении у человека новых С., которых раньше у него не было, в превращении элементарных С. в высшие С. О развитии С. говорят и в тех случаях, когда речь идет об улучшении уже имеющихся С., о достижении человеком более высоких результатов в выполнении какой-либо деятельности. С. могут развиваться спонтанно и целенаправленно, стихийно и организованно. В первом случае речь идет о свободном, естественном, как правило, сознательно не котролируемом процессе развития С. Так, большинство людей в раннем детстве научается говорить на своем родном языке, ходить на двух ногах, выполнять простейшие движения руками, связанные с использованием тех или иных предметов домашнего обихода, без специального обучения в соответствующих образовательных учреждениях. Строго говоря, этот процесс нельзя назвать спонтанным и неконтролируемым, так как взрослые люди в той или иной мере участвуют в развитии соответствующих С. у ребенка. Однако они делают это обычно, не имея специального педагогического образования, не располагая ни программой, ни заранее продуманным планом действий по формированию соответствующих С. у детей. Организованный процесс развития С. происходит в системе образования, сложившейся в том или ином регионе, и связан с сознательными действиями работников образования, учителей и воспитателей, направленными именно на развитие С. детей. В этом случае процессом развития С. управляют люди, которые занимаются этим профессионально, владеют методикой обучения и педагогическим мастерством, необходимым для формирования и развития нужных С. у детей. Они руководствуются специальной программой развития С. и действуют по определенному, заранее продуманному плану, обеспечивающему быстрое формирование у детей нужных С. с заранее заданными качествами. Для того, чтобы С. человека успешно развивались, необходимо создать для этого оптимальные условия. Под оптимальными условиями развития С. понимаются такие, при которых С. формируются и развиваются сравнительно легко и достаточно быстро достигают высокого уровня развития. Таких условий несколько: 1. Наличие у человека задатков к развитию соответствующих С. 2. Своевременное и полное выявление имеющихся у человека задатков. 3. Активное включение человека в те виды деятельности, в которых соответствующие задатки проявляются, а связанные с ними С. формируются и развиваются. 4. Одновременное включение человека в разные виды деятельности-такие, которые связаны с многими С. 5. Наличие грамотных, подготовленных педагогов, владеющих методикой развития С. у других людей. 6. Применение для развития С. современных, эффективных средств и методов обучения. 7. Обеспечение систематического контроля и стимулирования процесса развития С. как со стороны тех, кто их формирует и развивает, так и со стороны тех, у кого эти С. формируются и развиваются.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007