СПОСОБНОСТЬ: РАЗВИТИЕ

Найдено 2 определения термина СПОСОБНОСТЬ: РАЗВИТИЕ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

СПОСОБНОСТЬ: РАЗВИТИЕ

очень остро стоит проблема выявления механизмов формирования и развития способностей. Тонкие механизмы этого еще не известны, но некие сведения имеются. Прежде всего это - данные о периодах сенситивных формирования функций. Применительно специальных способностей можно предположить, что их функциональные структуры тоже имеют свои периоды сенситивные.

Еще один вопрос, непосредственно связанный с развитием способностей, - особенности мотивации. Одаренные дети обнаруживают сильную тягу к занятиям той деятельностью, к коей они способны, и могут изо дня в день часами заниматься ею, не уставая и как бы вовсе не напрягаясь. Для них это - одновременно труд и игра. Вокруг этих занятий концентрируются все их интересы. Трудно определить, как здесь связаны высокие достижения и эмоциональная увлеченность, что здесь причина и следствие. Видимо, оба фактора взаимосвязаны и взаимоусиливаются.

Неблагоприятные условия для развития способностей могут быть различны: обедненная среда вызывает нехватку внешних впечатлений; неблагоприятные общие условия воспитания - трату ребенком энергии на неконструктивные переживания; неправильное обращение с мотивацией, вроде излишнего принуждения, - погасить спонтанную активность ребенка, "засушить" способность.

Оцените определение:

Источник: С.Ю. Головин. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г

Способностей развитие

приобретение индивидом психологических качеств, представляющих собой субъективные условия успешного овладения теми или иными видами деятельности. Уровнем развития С. определяются быстрота, глубина и прочность усвоения необходимых для данной деятельности знаний, умений, навыков, умственных действий и т.п. С. принято разделять на общие и специальные в зависимости от широты той области, к овладению которой они .относятся. Общие С. являются предпосылками овладения весьма многообразными видами деятельности, специальные — относительно узкими ее видами (как, напр., музыкальные, математические или технические С ) . Особо высокий уровень развития С. характеризуют как одаренность (общую или специальную). С. р. определяется сложным взаимодействием врожденных анатомо-физиологических задатков и разнообразных воздействий социальной среды, стихийного и целенаправленного обучения (Б.М. Теплов). Специальные формы обучения позволяют сформировать те или иные С. у людей, у которых исходно эти С. находились на весьма низком уровне развития. Это было доказано, в частности, исследованиями А.Н. Леонтьева по развитию звуковысотного слуха, представляющего собой одну из специальных музыкальных С. Разные периоды детства сензитивны (чувствительны) к развитию разных видов С. (А.В. Запорожец). Если такой период пропущен, то в дальнейшем развитие соответствующей С. оказывается крайне затрудненным. Л.А. Венгер выдвинул и экспериментально обосновал гипотезу о том, что дошкольный возраст сензитивен к развитию одной из важнейших общих умственных С. — к овладению моделированием связей и отношений между объектами. Эта С. развивается благодаря основным «дошкольным» видам деятельности — прежде всего, игре и продуктивной деятельности. Эффективность развития С. может быть существенно повышена благодаря специальному обучению, при котором «дошкольные» виды деятельности целенаправленно обогащаются использованием разнообразных моделей, наглядных схем и т.п. А.Л.Венгер

Источник: Психология развития. Словарь / Под. ред. А.Л. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 20

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Динамика соотношения креативных и изобразительных способностей в процессе социокультурного развития

Анточ Диана
Данная статья посвящена изучению взаимосвязи и взаимозависимости между общими способностями, а именно креативности, и специальными способностями к изобразительной деятельности.
Читать PDF

Развитие общих творческих способностей как проблема педагогической психологии

Вергелес Галина Ивановна
В статье рассмотрена специфика общих творческих способностей, их отличие от способностей специальных, определена сущность таких общих творческих способностей, как вариативность, гипотетичность, импров
Читать PDF

Методы развития профессиональных способностей студентов-менеджеров

Буртовая Н. Б.
В статье представлен теоретический анализ по проблеме структуры профессиональных знаний и умений менеджера, а также новых подходов по развитию способностей студента-менеджера к обучению и работе.
Читать PDF

Способность детей с нарушениями развития понимать ментальные состояния

Медведовская Т.А.
Исследование было направлено на изучение связей между способностью детей с аутизмом и задержкой психического развития решать задачи на «модель психического» (понимать ментальные состояния) и их интелл
Читать PDF

Развитие креативных и интеллектуальных способностей студентов средствами психологической службы

Плугарева А. В.
Читать PDF

Психолого-педагогические основы развития художественных способностей личности

Хапчаева Зулейха Аскребиевна
В статье рассмотрены психолого-педагогические основы развития художественных способностей, обобщены взгляды отечественных ученых, также определена роль эстетического воспитания и художественного воспр
Читать PDF

Развитие познавательных и профессиональных способностей студентов

Озеров В.П.
Читать PDF

Развитие интеллектуальных умений и способности к саморазвитию в процессе математической подготовки с

Гиль Людмила Болеславна
В статье рассматриваются основные ресурсы проблемно-поискового метода обучения для развития интеллектуальных умений в процессе математической подготовки студентов, показана эффективность применения те
Читать PDF

Методологический потенциал общей психологии в разработке проблемы развития музыкальных способностей

Куляшова А.М.
В настоящей статье обозначены перспективные направления разработки проблемы развития музыкальных способностей на основе научных достижений общепсихологической теории способностей.
Читать PDF

Психолого-педагогические средства развития творческих способностей подростков в условиях учреждения

Гычев Александр Витальевич, Грицкевич Наталья Константиновна
Рассматриваются психолого-педагогические средства развития творческих способностей подростков в условиях учреждения дополнительного образования, в качестве которых выступает программа психологопедагог
Читать PDF

К проблеме развития творческих способностей средствами изобразительного и декоративно-прикладного ис

Алиева А. Х.
В статье рассмотрены психолого-педагогические основы развития творческих способностей, обобщены взгляды отечественных ученых, также определена роль изобразительного и декоративно-прикладного искусства
Читать PDF

Развитие творческих способностей курсантов в процессе обучения

Зауторова Э.В.

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Похожие термины: