СПОСОБНОСТЬ: РАЗВИТИЕ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

СПОСОБНОСТЬ: РАЗВИТИЕ
очень остро стоит проблема выявления механизмов формирования и развития способностей. Тонкие механизмы этого еще не известны, но некие сведения имеются. Прежде всего это - данные о периодах сенситивных формирования функций. Применительно специальных способностей можно предположить, что их функциональные структуры тоже имеют свои периоды сенситивные.
Еще один вопрос, непосредственно связанный с развитием способностей, - особенности мотивации. Одаренные дети обнаруживают сильную тягу к занятиям той деятельностью, к коей они способны, и могут изо дня в день часами заниматься ею, не уставая и как бы вовсе не напрягаясь. Для них это - одновременно труд и игра. Вокруг этих занятий концентрируются все их интересы. Трудно определить, как здесь связаны высокие достижения и эмоциональная увлеченность, что здесь причина и следствие. Видимо, оба фактора взаимосвязаны и взаимоусиливаются.
Неблагоприятные условия для развития способностей могут быть различны: обедненная среда вызывает нехватку внешних впечатлений; неблагоприятные общие условия воспитания - трату ребенком энергии на неконструктивные переживания; неправильное обращение с мотивацией, вроде излишнего принуждения, - погасить спонтанную активность ребенка, "засушить" способность.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

Способностей развитие
приобретение индивидом психологических качеств, представляющих собой субъективные условия успешного овладения теми или иными видами деятельности. Уровнем развития С. определяются быстрота, глубина и прочность усвоения необходимых для данной деятельности знаний, умений, навыков, умственных действий и т.п. С. принято разделять на общие и специальные в зависимости от широты той области, к овладению которой они .относятся. Общие С. являются предпосылками овладения весьма многообразными видами деятельности, специальные — относительно узкими ее видами (как, напр., музыкальные, математические или технические С ) . Особо высокий уровень развития С. характеризуют как одаренность (общую или специальную). С. р. определяется сложным взаимодействием врожденных анатомо-физиологических задатков и разнообразных воздействий социальной среды, стихийного и целенаправленного обучения (Б.М. Теплов). Специальные формы обучения позволяют сформировать те или иные С. у людей, у которых исходно эти С. находились на весьма низком уровне развития. Это было доказано, в частности, исследованиями А.Н. Леонтьева по развитию звуковысотного слуха, представляющего собой одну из специальных музыкальных С. Разные периоды детства сензитивны (чувствительны) к развитию разных видов С. (А.В. Запорожец). Если такой период пропущен, то в дальнейшем развитие соответствующей С. оказывается крайне затрудненным. Л.А. Венгер выдвинул и экспериментально обосновал гипотезу о том, что дошкольный возраст сензитивен к развитию одной из важнейших общих умственных С. — к овладению моделированием связей и отношений между объектами. Эта С. развивается благодаря основным «дошкольным» видам деятельности — прежде всего, игре и продуктивной деятельности. Эффективность развития С. может быть существенно повышена благодаря специальному обучению, при котором «дошкольные» виды деятельности целенаправленно обогащаются использованием разнообразных моделей, наглядных схем и т.п. А.Л.Венгер

Источник: Венгер А.Л. (ред.) Психология развития. 2005

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
1.30 мб

Развитие творческих способностей

Павлова Светлана Александровна
В статье рассмотрены условия и методы развития творческих способностей, влияние их на потенциал человека. Показано, что способности у каждого индивидуальны и их необходимо, развивать. Развитие способностей это путь к таланту.
Читать PDF
832.40 кб

Развитие мыслительных способностей

Уоллес Белл
Каждый человек рождается с огромными потенциальными возможностями мозга, развивать которые необходимо с раннего детства.
Читать PDF
576.58 кб

Роль способностей в развитии личности

Байсеркеев Аскарбек Эсенович
В данной статье автор рассматривает теоретические основы способностей, а также место и роль способностей в развитии личности.
Читать PDF
351.66 кб

Развитие творческих способностей у детей

Павлова М.И.
В статье рассматриваются условия развития творческого мышления младших школьников, роль семьи и школы в развитии их творческого потенциала, описывается влияние игровых методов на развитие творчества детей.
Читать PDF
658.04 кб

Способности и проблема развития личности

Улевич Е. С., Привалова В. П.
В статье рассматривается взаимосвязь способностей с развитием человека. Доказывается необходимость исследования нравственного аспекта проблемы, соотношение альтруизма и эгоизма.
Читать PDF
179.78 кб

О развитии духовных способностей человека

Березина Татьяна Николаевна
Рассматривается проблема развития духовных способностей человека. Отме-чается сложность определения понятия духовность.
Читать PDF
1.14 мб

Развитие творческих способностей учащихся

Грязнова Елена Вячеславовна, Смелкова Инна Евгеньевна
Статья посвящена развитию творческих способностей учащихся. Рассмотрены методы обучения, способствующие раскрытию творческого потенциала детей.
Читать PDF
176.71 кб

О развитии творческих способностей ребёнка

Овчаренко В. А., Фролова Т. Л.
Главной педагогической задачей по развитию творческого мышления в дошкольном возрасте является формирование ассоциативности, диалектичности и системности мышления, т.к.
Читать PDF
144.42 кб

Развитие творческих способностей студентов

Марченко Ирина Валентиновна
В статье анализируются основные проблемы развития творческих способностей студентов, формирование креативной личности будущих конкурентоспособных специалистов, требующих пересмотра содержания образования и внедрения эффективных фо
Читать PDF
4.67 мб

Технология развития творческих способностей

Дащинская Т. Н., Дащинский В. Е.
Работа посвящена разработке и апробации технологии развития творческих способностей и потребности в самосовершенствовании через обучение и творческую деятельность в интеллектуальной и художественной сферах.
Читать PDF
378.65 кб

Развитие творческих способностей и личность

Симановский Андрей Эдгарович
Читать PDF
376.34 кб

Развитие творческих способностей обучающихся

Фомина Жанна Васильевна, Кулакова Анна Борисовна
В статье обоснована актуальность проблемы развития творческих способностей обучающихся, а также значимость педагога и образовательного процесса в её решении.
Читать PDF
462.85 кб

Влияние семьи на развитие способностей ребенка

Денисенкова Наталья Сергеевна
Уникальность и неповторимость каждого человека во многом определяют его способности. Они начинают формироваться в раннем детстве и развиваются в течение всей жизни.
Читать PDF
483.26 кб

Развитие математических способностей у учащихся

Смолина Юлия Александровна, Шипилова Ольга Геннадьевна
Статья посвящена актуальности и вопросам развития математических способностей у учащихся школ.
Читать PDF
120.72 кб

Развитие коммуникативных способностей студентов

Дулевич Александр Федорович, Осоко Сергей Анатольевич
В статье рассматриваются вопросы, связанные с необходимостью развития коммуникативных способностей студентов. Анализируются причины слабой адаптации выпускников университета на предприятиях.

Похожие термины: