СПИНОЗА Б.Б.
СПИНОЗА Б.Б.
(1632 —1777)— гениальный голландский философ, кот. рассматривал, полемизируя с Р.Декартом, мышление и протяжения как атрибуты одной из той же субстанции, т.е. Природы или Бога (см. Этика»); согласно постулатам С., человек-субъект — это целостно-природное существо у кот. тело и душа, как атрибутивные феномены единой субстанции, нераздельны-коррелятивны-синкретичны и детерминируются, практически, одними и тем же материальными причинами. Богом, адекватно-эквивалентным Природе; как считал С., порядок и связь-корреляция идей, практически, одна и те же, что и порядок-связь-корреляция предметов, вещей; по мнению С., воля, как и остальные психические процессы, строго детерминирована, а фантомизация понятия Свободы, репродуцируется-возникает из-за незнания каузальных феноменов-условий, связанных с человеческой деятельностью-активностью; свободно-автономными действия, модели поведения субъекта могут считаться лишь тогда, когда они совершаются по принципу осознания необходимости, осознания приемлемости-рациональности, а если субъект сам по себе весьма интеллигибелен-духовен-активен. то, тем самым, как считал С., он и более автономен, самостоятелен. свободен; субъект способен к самосохранению, а этот фактор отражается-интерпретируется в духовно-соматических актах — интенциях, влечениях, стремлениях, кот. в корреляции с радостями и печалями, лежат в фундаментальной основе полифоничности мотивов-мотивировок-чувств-эмоций субъекта, феномены радости сублимируют способность тела к активности, тогда как кондиции-формы-матрицы печали ограничивают человеческую активность, деятельность; именно С. был первым, кто установил-дефиницировал, что мультиассоциативно-мультисенсорный индивидуально-эмпирический опыт субъекта ниже, второстепеннее, чем его более высокий апостериорно-индивидуально-праксиологический опыт, связанный с дискурс-рационально-интуитивными формами-матрицами познания, а последняя форма, предполагающая наличие полиобразных гностическо-эпистемологических моделей, и дает возможность субъекту-субъектам дискурсивно-рационально-верификационно ориентироваться в социуме, в экстеромире и корригировать-регулировать, говоря языком С., индивидуальные «аффекты», коррелируемые с актоповеденческими парадигмами-реакциями-мотивами субъекта; любопытна мыль С. о том, что иссл. необходимо, путем модусов объективно-рационально-психологической экспликации, рассматривать чувства, адекватно тому, как рассматриваются-эксплицируются линии и поверхности в геометрических фигурах, а постулаты-тезисы С., практически, антиципировали-предугадали феномены-форм ы-методики активно-деятельностного подхода в психологии, к примеру, идеи С. когеренцируемые-связанные с суммацией-обобщением в действиях-актах или же аддитивностей-интеграций-пулизаций, посредством акта-действия-поведения-эго интенции.
Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.