Спилбергера тревоги и тревожности шкалы это что такое Спилбергера тревоги и тревожности шкалы: определение — Психология.НЭС

Спилбергера тревоги и тревожности шкалы

Предыдущий термин:
Спилбергер Чарльз

Следующий термин:
СПИЛБЕРГЕРА ШКАЛА

Содержание:

Найдено 1 определение:

Спилбергера тревоги и тревожности шкалы

группа опросников личностных, разработанных Ц. Д. Спилбергером в 1966—73 гг. Согласно концепции Спилбергера следует различать тревогу как состояние и тревожность как свойство личности. Тревога — реакция на грозящую опасность, реальную или воображаемую, эмоциональное состояние диффузного безобъектного страха, характеризующиеся неопределенным ощущением угрозы, в отличие от страха, который представляет собой реакцию на вполне определенную опасность. Тревожность — индивидуальная психологическая особенность, состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях, в том числе и тех объективных характеристик, которые к этому не предрасполагают. С точки зрения автора существует возможность измерения различий между двумя упомянутыми видами психических проявлений, которые обозначаются A-state (тревога-состояние) и A-trait (тревога-черта), то есть между временными, преходящими особенностями и относительно постоянным предрасположением. Понимание тревоги в теории Спилбергера определяется следующими положениями: 1. Ситуации, представляющие для человека определенную угрозу или личностно значимые, вызывают в нем состояние тревоги. Субъективно тревога переживается как неприятное эмоциональное состояние различной интенсивности; 2. Интенсивность переживания тревоги пропорциональна степени угрозы или значимости причины переживаний. От этих факторов зависит длительность переживания состояния тревоги; 3. Высокотревожные индивиды воспринимают ситуации или обстоятельства, которые потенциально содержат возможность неудачи или угрозы, более интенсивно; 4. Ситуация тревоги сопровождается изменениями в поведении или же мобилизует защитные механизмы личности. Часто повторяющиеся стрессовые ситуации приводят к выработке типичных механизмов защиты. Концепция Спилбергера формировалась под влиянием психоанализа. В возникновении тревожности как черты ведущую роль он отводит взаимоотношениям с родителями на ранних этапах развития ребенка, а также определенным событиям, ведущим к фиксации страхов в детском возрасте. Наиболее широко распространенной является шкала State-trate-anxiety-inventory (STAI), представляющая собой комбинацию трех известных тестов: Шкалы тревожности Кэттелла и Шайера, "Проявлений тревожности" шкалы Тейлор и Шкалы тревожности Велша (1964). Шкала состоит из двух частей по 20 заданий в каждой. С помощью первой определяется как человек чувствует себя сейчас, в данный момент (STAI:X-1) или актуальное состояние, а заданиями второй выясняется как субъект чувствует себя обычно (STAI:Х-2), то есть диагностируется тревожность как свойство личности. Примеры утверждений для диагностики тревоги-состояния и тревожности-свойства: Х-1: — Я чувствую себя свободно. — Я слишком возбужден и мне не по себе. — Я чувствую себя отдохнувшим. — Я нервничаю. Х-2: — Я обычно быстро устаю. — Обычно я чувствую себя в безопасности. — Я так сильно переживаю свои разочарования, что потом долго не могу о них забыть. — Меня охватывает сильное беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах. Каждая из частей шкалы имеет собственную инструкцию, заполнение бланка ответов несложно и продолжительность обследования составляет 5—8 минут. Отдельные высказывания, включенные в опросник, оцениваются респондентами по четырехбалльной шкале. Вербальная интерпретация позиций оценочной шкалы в первой и второй частых опросника различна. Для (STAI):Х-1 — "совершенно верно" (4 балла), "верно" (3 балла), "пожалуй, верно" (2 балла), "совершенно неверно" (1 балл). Для STAI:X-2 — "почти никогда" (1 балл), "иногда" (2 балла), "часто" (3 балла), "почти всегда" (4 балла). Первичная оценка переводится в процентильные показатели. Процентили приводятся отдельно для мужчин и женщин. Кроме этого Спилбергер приводит средние показатели тревожности и тревоги для отдельных контингентов испытуемых (операторов, таможенников, диспетчеров железной дороги, рабочих, студентов, руководящих работников, алкоголиков, шизофреников). При анализе валидности обнаружены положительные коэффициенты между результатами STAI (С. т. т. ш.) и опросниками "Шестнадцать личностных факторов (Р. Кеттела) и EPQ (личностный опросник Айзенка. Результаты факторного анализа подтверждают валидность С. т. т. ш. Надежность определялась методом расщепления. В разных выборках r=0,38—0,32. Внутренняя согласованность утверждений С. т. т. ш. находится на достаточно высоком уровне. Надежность ретестовая при интервале ретеста 14 дней для STAI:Х-2 составила rt=0,77, для STAI:X-1 rt=0,59, что в данном случае является еще одним подтверждением ориентированности опросников Х-1 и Х-2 на ситуативные и относительно постоянные черты. С. т. т. ш. допускает индивидуальное и групповое использование. Наряду со шкалой С. т. т. ш. в 1973 г. была разработана шкала (STAIC State — Trait — Anxiety — Inventory for Children). Окончательная версия STAIC явилась продолжением работы над STAI с целью создания опросника для подростков в возрасте от 10 до 15 лет. Также как и в шкале STAI, в подростковой версии содержится 20 вопросов и имеется две раздельные части опросника: А-state, А-trait. Обработка и интерпретация аналогична STAI, с той только разницей, что в опроснике для подростков уменьшено количество позиций шкалы рейтинговых оценок: "почти никогда", "никогда", "часто". Шкала характеризуется высокой стабильностью результатов во времени при повторном тестировании спустя 2 недели для всей выборки стандартизации имели значение rt=0,27 (при исследовании А-state) и rt=0,83 (при исследовании А-trait) (у мальчиков, соответственно, rt=0,22 и у девочек rt=0,82). Внутренняя согласованность подтвердилась корреляцией заданий с общим результатом по каждой из частей шкалы и коэффициентом &alfa; Кронбаха при исследовании А-state rxy=0,26—0,52, коэффициент &alfa; имеет значение 0,8; при исследовании А-trait rxy=0,13—0,52, коэффициент &alfa; имеет значение 0,916. Корреляция между шкалой свойства и шкалой состояния — rxy=0,41. Анализ валидности STAIC осуществлялся по выше описанной модели валидизации STAI. Однако имелось и оригинальное исследование валидности критериальной путем оценивания различий в состоянии тревожности у десятилетних девочек и мальчиков при пребывании в школе и перед посещением стоматолога. Имеются сведения о положительной связи STAIC и "Проявлений тревожности" детской (шкалой CMAS). Проведение обследования с помощью STAIC аналогично работе со взрослой версией шкалы: выполнение обеих частей требует около 8—12 минут. Рекомендуется первой применять шкалу состояний, а второй шкалу свойств. В отличии от опросника STAI в подростковой форме оценки первичные могут быть переведены как в процентили, так и в стэны отдельно для мальчиков и девочек. Разница между возрастными категориями испытуемых была настолько малой, что авторы отказались от разработки отдельных норм. С помощью С. т. т. ш. возможно индивидуальное и групповое обследование. Опросники широко распространены в прикладных исследованиях, особенно в области клинической психодиагностики и высоко оцениваются за компактность и достоверные диагностические данные. Получил широкое распространение русскоязычный вариант STAI, который известен как шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера-Ханина (1976, 1978). Ю. Л. Ханин адаптировал, модифицировал и стандартизировал методику, а также получил ориентировочные нормативы поуровневой выраженности тревожности: от 20 до 34 баллов — низкий уровень тревожности, от 35 до 44 баллов — средний уровень тревожности и выше 46 баллов — высокий уровень тревожности.
Оцените определение:

Источник: Клиническая психология. Словарь под ред. Н.Д. Твороговой. Психологический лексикон

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Социальная тревожность в контексте психологических защит

Булатова Т. А., Черных Е. И.
В статье рассматривается проблема социальной тревожности в среде молодых людей (студентов) образовательного учреждения через изучение механизмов психологических защит, участвующих в сохранении психоло
Читать PDF

Влияние гирудотерапии на показатели тревоги и депрессии у пациентов с цереброваскулярной патологией

Поспелова М.Л., Барнаулов О.Д.
У 146 пациентов с различными формами и тяжестью цереброваскулярных заболеваний (хроническая вертебрально-базилярная недостаточность, дисциркуляторная энцефалопатия 1 стадии, последствия перенесенных и
Читать PDF

Методика измерения подростковой тревожности

Зайцев Ю. А.
В статье предлагается методика, позволяющая оценить уровень и причины возникновения подростковой тревожности, приводятся данные по стандартизации созданной методики.
Читать PDF

Эмоционально-негативное состояние тревоги у больных геморроем в процессе хирургического лечения

Сачук Валентина Станиславовна
В статье представлены результаты исследования эмоционально-негативного состояния тревоги у больных геморроем в ходе хирургического лечения.
Читать PDF

Тревога как фактор регуляции деятельности личности

Погорелов А.Г., Погорелова Е.И.
Читать PDF

Социально-психологические особенности тревожности педагогов-психологов

Медведева Вера Евгеньевна
Статья посвящена изучению социально-психологических особенностей тревожности педагогов-психологов, обоснованию актуальной проблемы сохранения психологического здоровья психолога.
Читать PDF

Новые аспекты изучения линий животных с повышенной тревожностью

Башкатова В.Г.
В обзоре рассмотрены некоторые новые подходы к изучению животных с различным фенотипом эмоционально-стрессорных реакций.
Читать PDF

Экспериментальное моделирование тревожности и депрессии

Kalueff A.V.
Anxiety and depression have dramatic impact on human and animal behaviours.
Читать PDF

Влияние пролактолиберина на тревожность и социальное предпочтение у крыс

Виноградова Е.П., Марков Г.А., Волчик П. В.
В настоящее время практически для всех известных гипоталамических нейрогормонов выявлены психотропные эффекты.
Читать PDF

Влияние вокального тренинга на уровень личностной тревожности

Салова Наталья Сергеевна
Рассматривается проблема психического свойства личностная тревожность.
Читать PDF

Исследование тревожности как психического паттерна внутренней конфликтности в период ранней зрелости

Тарновская Н. Н.
В статье рассматриваются результаты, полученные в ходе исследования и имеющие важное значение для обеспечения психического благополучия человека.
Читать PDF

Тревожность и здоровье младших школьников

Гуров В. А.
Анализ литературы и эмпирические исследования автора показали, что школьная патология формируется в группе хронически тревожных детей и представляет собой результат срыва адаптации в наиболее загружен

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!