Спилбергера тревоги и тревожности шкалы

Предыдущий термин:
Спилбергер Чарльз

Следующий термин:
СПИЛБЕРГЕРА ШКАЛА

Содержание:

Найдено 1 определение:

Спилбергера тревоги и тревожности шкалы

группа опросников личностных, разработанных Ц. Д. Спилбергером в 1966—73 гг. Согласно концепции Спилбергера следует различать тревогу как состояние и тревожность как свойство личности. Тревога — реакция на грозящую опасность, реальную или воображаемую, эмоциональное состояние диффузного безобъектного страха, характеризующиеся неопределенным ощущением угрозы, в отличие от страха, который представляет собой реакцию на вполне определенную опасность. Тревожность — индивидуальная психологическая особенность, состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях, в том числе и тех объективных характеристик, которые к этому не предрасполагают. С точки зрения автора существует возможность измерения различий между двумя упомянутыми видами психических проявлений, которые обозначаются A-state (тревога-состояние) и A-trait (тревога-черта), то есть между временными, преходящими особенностями и относительно постоянным предрасположением. Понимание тревоги в теории Спилбергера определяется следующими положениями: 1. Ситуации, представляющие для человека определенную угрозу или личностно значимые, вызывают в нем состояние тревоги. Субъективно тревога переживается как неприятное эмоциональное состояние различной интенсивности; 2. Интенсивность переживания тревоги пропорциональна степени угрозы или значимости причины переживаний. От этих факторов зависит длительность переживания состояния тревоги; 3. Высокотревожные индивиды воспринимают ситуации или обстоятельства, которые потенциально содержат возможность неудачи или угрозы, более интенсивно; 4. Ситуация тревоги сопровождается изменениями в поведении или же мобилизует защитные механизмы личности. Часто повторяющиеся стрессовые ситуации приводят к выработке типичных механизмов защиты. Концепция Спилбергера формировалась под влиянием психоанализа. В возникновении тревожности как черты ведущую роль он отводит взаимоотношениям с родителями на ранних этапах развития ребенка, а также определенным событиям, ведущим к фиксации страхов в детском возрасте. Наиболее широко распространенной является шкала State-trate-anxiety-inventory (STAI), представляющая собой комбинацию трех известных тестов: Шкалы тревожности Кэттелла и Шайера, "Проявлений тревожности" шкалы Тейлор и Шкалы тревожности Велша (1964). Шкала состоит из двух частей по 20 заданий в каждой. С помощью первой определяется как человек чувствует себя сейчас, в данный момент (STAI:X-1) или актуальное состояние, а заданиями второй выясняется как субъект чувствует себя обычно (STAI:Х-2), то есть диагностируется тревожность как свойство личности. Примеры утверждений для диагностики тревоги-состояния и тревожности-свойства: Х-1: — Я чувствую себя свободно. — Я слишком возбужден и мне не по себе. — Я чувствую себя отдохнувшим. — Я нервничаю. Х-2: — Я обычно быстро устаю. — Обычно я чувствую себя в безопасности. — Я так сильно переживаю свои разочарования, что потом долго не могу о них забыть. — Меня охватывает сильное беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах. Каждая из частей шкалы имеет собственную инструкцию, заполнение бланка ответов несложно и продолжительность обследования составляет 5—8 минут. Отдельные высказывания, включенные в опросник, оцениваются респондентами по четырехбалльной шкале. Вербальная интерпретация позиций оценочной шкалы в первой и второй частых опросника различна. Для (STAI):Х-1 — "совершенно верно" (4 балла), "верно" (3 балла), "пожалуй, верно" (2 балла), "совершенно неверно" (1 балл). Для STAI:X-2 — "почти никогда" (1 балл), "иногда" (2 балла), "часто" (3 балла), "почти всегда" (4 балла). Первичная оценка переводится в процентильные показатели. Процентили приводятся отдельно для мужчин и женщин. Кроме этого Спилбергер приводит средние показатели тревожности и тревоги для отдельных контингентов испытуемых (операторов, таможенников, диспетчеров железной дороги, рабочих, студентов, руководящих работников, алкоголиков, шизофреников). При анализе валидности обнаружены положительные коэффициенты между результатами STAI (С. т. т. ш.) и опросниками "Шестнадцать личностных факторов (Р. Кеттела) и EPQ (личностный опросник Айзенка. Результаты факторного анализа подтверждают валидность С. т. т. ш. Надежность определялась методом расщепления. В разных выборках r=0,38—0,32. Внутренняя согласованность утверждений С. т. т. ш. находится на достаточно высоком уровне. Надежность ретестовая при интервале ретеста 14 дней для STAI:Х-2 составила rt=0,77, для STAI:X-1 rt=0,59, что в данном случае является еще одним подтверждением ориентированности опросников Х-1 и Х-2 на ситуативные и относительно постоянные черты. С. т. т. ш. допускает индивидуальное и групповое использование. Наряду со шкалой С. т. т. ш. в 1973 г. была разработана шкала (STAIC State — Trait — Anxiety — Inventory for Children). Окончательная версия STAIC явилась продолжением работы над STAI с целью создания опросника для подростков в возрасте от 10 до 15 лет. Также как и в шкале STAI, в подростковой версии содержится 20 вопросов и имеется две раздельные части опросника: А-state, А-trait. Обработка и интерпретация аналогична STAI, с той только разницей, что в опроснике для подростков уменьшено количество позиций шкалы рейтинговых оценок: "почти никогда", "никогда", "часто". Шкала характеризуется высокой стабильностью результатов во времени при повторном тестировании спустя 2 недели для всей выборки стандартизации имели значение rt=0,27 (при исследовании А-state) и rt=0,83 (при исследовании А-trait) (у мальчиков, соответственно, rt=0,22 и у девочек rt=0,82). Внутренняя согласованность подтвердилась корреляцией заданий с общим результатом по каждой из частей шкалы и коэффициентом &alfa; Кронбаха при исследовании А-state rxy=0,26—0,52, коэффициент &alfa; имеет значение 0,8; при исследовании А-trait rxy=0,13—0,52, коэффициент &alfa; имеет значение 0,916. Корреляция между шкалой свойства и шкалой состояния — rxy=0,41. Анализ валидности STAIC осуществлялся по выше описанной модели валидизации STAI. Однако имелось и оригинальное исследование валидности критериальной путем оценивания различий в состоянии тревожности у десятилетних девочек и мальчиков при пребывании в школе и перед посещением стоматолога. Имеются сведения о положительной связи STAIC и "Проявлений тревожности" детской (шкалой CMAS). Проведение обследования с помощью STAIC аналогично работе со взрослой версией шкалы: выполнение обеих частей требует около 8—12 минут. Рекомендуется первой применять шкалу состояний, а второй шкалу свойств. В отличии от опросника STAI в подростковой форме оценки первичные могут быть переведены как в процентили, так и в стэны отдельно для мальчиков и девочек. Разница между возрастными категориями испытуемых была настолько малой, что авторы отказались от разработки отдельных норм. С помощью С. т. т. ш. возможно индивидуальное и групповое обследование. Опросники широко распространены в прикладных исследованиях, особенно в области клинической психодиагностики и высоко оцениваются за компактность и достоверные диагностические данные. Получил широкое распространение русскоязычный вариант STAI, который известен как шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера-Ханина (1976, 1978). Ю. Л. Ханин адаптировал, модифицировал и стандартизировал методику, а также получил ориентировочные нормативы поуровневой выраженности тревожности: от 20 до 34 баллов — низкий уровень тревожности, от 35 до 44 баллов — средний уровень тревожности и выше 46 баллов — высокий уровень тревожности.
Оцените определение:

Источник: Клиническая психология. Словарь под ред. Н.Д. Твороговой. Психологический лексикон

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Социальная тревожность в контексте психологических защит

Булатова Т. А., Черных Е. И.
В статье рассматривается проблема социальной тревожности в среде молодых людей (студентов) образовательного учреждения через изучение механизмов психологических защит, участвующих в сохранении психологического гомеостаза. Пилотное исследование проводилось в парадигме психологические защиты адаптация или препятствие к самореализации.
Скачать PDF

Влияние гирудотерапии на показатели тревоги и депрессии у пациентов с цереброваскулярной патологией

Поспелова М.Л., Барнаулов О.Д.
У 146 пациентов с различными формами и тяжестью цереброваскулярных заболеваний (хроническая вертебрально-базилярная недостаточность, дисциркуляторная энцефалопатия 1 стадии, последствия перенесенных ишемических инсультов, тромбоокклюзирующие поражения артерий шеи и мозга) изучали влияние курса гирудотерапии на показатели тревоги и депрессии по шкалам Бека и Зунга. Исходно показатели тревоги и депрессии были выражены в легкой степени одинаково во всех группах. Курс гирудотерапии снизил показатели тревоги у 140 из 146 пациентов (95,9 %), улучшил показатели депрессии в 86.3 % случаев (у 126 из 146 больных), вне зависимости от преимущественной локализации и тяжести сосудистого поражения головного мозга.
Скачать PDF

Методика измерения подростковой тревожности

Зайцев Ю. А.
В статье предлагается методика, позволяющая оценить уровень и причины возникновения подростковой тревожности, приводятся данные по стандартизации созданной методики.
Скачать PDF

Эмоционально-негативное состояние тревоги у больных геморроем в процессе хирургического лечения

Сачук Валентина Станиславовна
В статье представлены результаты исследования эмоционально-негативного состояния тревоги у больных геморроем в ходе хирургического лечения.
Скачать PDF

Тревога как фактор регуляции деятельности личности

Погорелов А.Г., Погорелова Е.И.
Скачать PDF

Социально-психологические особенности тревожности педагогов-психологов

Медведева Вера Евгеньевна
Статья посвящена изучению социально-психологических особенностей тревожности педагогов-психологов, обоснованию актуальной проблемы сохранения психологического здоровья психолога. В статье приводятся результаты эмпирического исследования тревожности педагогов-психологов, рассматриваются личностные и профессиональные факторы, играющие роль в возникновении и закреплении тревожности.
Скачать PDF

Новые аспекты изучения линий животных с повышенной тревожностью

Башкатова В.Г.
В обзоре рассмотрены некоторые новые подходы к изучению животных с различным фенотипом эмоционально-стрессорных реакций. Большое внимание уделено анализу данных о линиях высоко(HAB)и низко(LAB)тревожных крыс, выведенных методом селекционного инбридинга. Предполагается, что линия крыс HAB может рассматриваться, как одна из наиболее адекватных психопатологических моделей для изучения тревожных расстройств человека. В обзоре проанализирована перспективность изучения механизмов тревожности на мышах с анксиогенным фенотипом, нокаутных по различным генам. Рассмотрены дальнейшие перспективы изучения тревожного поведения животных, включая мутагенез, а также специальное варьирование пищевого рациона животных. В свете современных представлений о механизмах развития патологической тревожности показана необходимость изучения возможных корреляций между поведенческими ответами реакций страх/тревожность и изменениями активности нейронов в специфичных структурах. Библиогр. 82 назв. Автор выражает глубокую благодарность за консультации в подготовке этого обзора академику РАМН профессору С.Б. Середенину. Работа поддержана грантом РФФИ 07-04-00257.
Скачать PDF

Экспериментальное моделирование тревожности и депрессии

Kalueff A.V.
Anxiety and depression have dramatic impact on human and animal behaviours. We take an interdisciplinary approach and review the existing experimental models of anxiety and depression in order to promote further understanding of «biological» aspects in biological psychiatry of anxiety and depression. The present lecture provides a comprehensive overview of the existing neurobehavioural markers and models of anxiety and depression. Knowledge of neurobehavioural aspects and theories behind animal experimental disorders described in the present paper will assist health professionals to better understand the biological nature and causes of anxiety and depression.
Скачать PDF

Влияние пролактолиберина на тревожность и социальное предпочтение у крыс

Виноградова Е.П., Марков Г.А., Волчик П. В.
В настоящее время практически для всех известных гипоталамических нейрогормонов выявлены психотропные эффекты. Формула пролактолиберина (ПрРГ) была расшифрована не более 10 лет назад и влияние этого гормона на поведение практически не изучено. Есть единичные исследования, которые показывают, что ПрРГ, как и другие нейропептиды, модулирует не только на отдельные физиологические процессы, но и поведение в целом, например, показаны тормозные влияния ПрРГ на пищевое поведение. Введение ПрРГ стимулирует выброс АКТГ и β-эндорфинов в гипоталамическом паравентри-кулярном ядре и рассматривается, как возможный модулятор активности гипоталамо-гипофизарно-адреналовой системы. Исходя из этих данных можно предположить, что он оказывает влияние (прямо или опосредовано) на спонтанное поведение. Целью работы было изучение влияния введения ПрРГ на уровень тревожности. Исследования проводились на самцах белых крыс (n = 60). Для определения уровня тревожности животных тестировали в приподнятом «крестообразном лабиринте». За 15 минут до теста животным опытных групп интраназально (билатерально) вводили по 10 мкл раствора пролактолиберина в концентрации 10-10 моль в первой опытной группе животных, во второй группе в концентрации 10-9 моль, животным контрольной группы дистиллированную воду в таких же количествах. Было показано, что введение ПрРГ в концентрации 10-10 моль резко увеличивало уровень тревожности по сравнению с контролем, оцениваемые по величине обратной времени пребывания в открытых рукавах лабиринта (56,6 ± 10,2 с;14,6 ± 6,5, p d 0,01) и количеству свешиваний (4,5 ± 0,6 с; 1,9 ± 0,6 с p d 0.01). Двигательная и исследовательская активность, смещенной поведение и др. не отличались в контрольной и первой опытной группе. Введение ПрРГ в концентрации 10-9 моль не вызывало никаких достоверных изменений в поведении при сравнении опытной и контрольных групп. Таким образом можно предположить, что ПрРГ оказывает дозозависимый эффект на уровень тревожности и не оказывает влияния на другие формы спонтанного поведения.
Скачать PDF

Влияние вокального тренинга на уровень личностной тревожности

Салова Наталья Сергеевна
Рассматривается проблема психического свойства личностная тревожность. Исследована специфика модификации коррекционного тренинга с использованием вокального творчества для изменения высокой личностной тревожности, причём правильное голосообразование в этом методе рассматривается как логическая модель творческого процесса, приводящего к личностным изменениям.
Скачать PDF

Исследование тревожности как психического паттерна внутренней конфликтности в период ранней зрелости

Тарновская Н. Н.
В статье рассматриваются результаты, полученные в ходе исследования и имеющие важное значение для обеспечения психического благополучия человека. Выявлено, что разрешение реального конфликта интересов и ценностей индивида с интересами и ценностями общества возможно путем исследования тревожности как паттерна внутренней конфликтности. Особенное теоретическое и практическое значение исследование данной проблемы имеет для периода формирования и становления личности ранней зрелости.The article dwells upon results of the research having great value for ensuring personal psychological well-being. It is shown that resolution of real conflict between personal interests and values, and social ones can be achieved by investigating anxiety as an intrinsic conflictness pattern. Theoretical and practical provisions of this research are the most valuable for the individual formation and achievement period, i.e. early maturity period.
Скачать PDF

Тревожность и здоровье младших школьников

Гуров В. А.
Анализ литературы и эмпирические исследования автора показали, что школьная патология формируется в группе хронически тревожных детей и представляет собой результат срыва адаптации в наиболее загруженных в образовательном процессе системах организма ребенка. Показателем неблагополучия и ведущим фактором патологических процессов является хронически повышенный уровень общей школьной тревожности. Относительная стабильность повышенного уровня тревожности младших школьников связана со страхами и переживаниями, возникающими в ситуации школьного обучения, и имеет непосредственную связь с учителем, его индивидуальными и личностными особенностями.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!