Спенсер Герберт

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Спенсер Герберт | Spencer, Herbert (1820-1903)
Спенсер считал ассоцианизм непреложным принципом психологии. Он и его современник Александр Бен, являлись ярчайшими представителями английского ассоцианизма.

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

Спенсер Герберт
1820 – 1903) — английский философ и психолог. Автор книги „Основы психологии“ (1855). Рассматривал сознание в эволюционном аспекте как форму приспособления к среде при переходе от гомогенности к гетерогенности. Внутри сознания выделял различные чувствования, к которым относил ощущения и эмоции и которые могут объединяться посредством ассоциативного процесса.

Источник: Психология и педагогика, краткий биографический справочник

Спенсер (Spencer) Герберт
(27.04.1820Дерби - 8.12.1903, Брайтон) - английский философ, социолог и психолог, один из родоначальников позитивизма.
Биография. Университетского образования не получил. C 1837 по 1841 г. работал инженером на железной дороге, затем - сотрудником журнала "Economist".
Исследования. Рассматривал сознание в эволюционном аспекте как форму приспособления к среде при переходе от гомогенности к гетерогенности. Внутри сознания выделял различные чувствования, к которым относил ощущения и эмоции. Считал, что психические элементы могут объединяться посредством ассоциативного процесса.
Сочинения. Works. V. 1-18, L.-N.Y., 1910;
Собрание сочинений. Т. 1-7, СПб., 1866-69;
Автобиография. Ч. 1-2, СПб., 1914

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

СПЕНСЕР ГЕРБЕРТ
(1820-1903) - английский философ и психолог. Рассматривал сознание в эволюционном аспекте как форму приспособления к среде при переходе от гомогенности к гетерогенности. Внутри сознания выделял различные чувствования, к которым относил ощущения и эмоции и которые могут объединяться посредством ассоциативного процесса. Соединив принципы ассоционизма с эволюционной теорией, выдвинул концепцию, согласно которой сознание - это процесс, развивающийся по общим законам биологической эволюции от неопределенной несвязной гомогенности к определенной связной гетерогенности. Оно выполняет функцию приспособления организма к среде. С. предпринял попытку перенести принципы ассоциации с истории психического развития индивида на историю вида. Он считал, что в силу действия закона наследственности совокупный опыт предшествующих поколений передается отдельным субъектам.

Источник: Краткая энциклопедия психологии и психофизиологии развития человека. – Казань. Изд-во Познание Института экономики управления и права 2010. – 209 с.

СПЕНСЕР ГЕРБЕРТ
(Spencer Herbert) (1820—1903)-англо-американский философ и психолог, труды которого стали основанием для создания собственно американской, позитивистски и прагматически ориентированной психологии. С.Г. сформулировал оригинальную, биологически ориентированную теорию происхождения сознания, разделил психологию на две области знаний: объективную и субъективную. Первая рассматривает психические явления вместе и в зависимости от естественных явлений, в частности от физиологических процессов, протекающих в организме. Вторая изучает психические явления как таковые, вне связи с естественными процессами, в том виде, в какой они открываются сознанию человека. В философии жизни С.Г. был последователем Ч. Дарвина и автором теории социального дарвинизма, согласно которой законы эволюции, борьбы за существование и выживания сильнейших распространяются на все, существующее в мире, в том числе и на отношения в человеческом обществе. Психика, по С.Г., является механизмом адаптации человека к среде, она появилась и развивалась в процессе эволюции вместе с развитием организма. Идеи С.Г., который выступил также как один из основателей позитивизма, в США способствовали распространению духа индивидуализма и свободного предпринимательства. По мнению С.Г., люди и организации должны развиваться, полагаясь только на собственные силы, и общество не должно их поддерживать (пусть выживают «сильнейшие»).
Соч.:The Principles of Psychology. 1855; Основания психологии. М., 1998. См. дарвинизм социальный, позитивизм, прагматизм.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

СПЕНСЕР (Spencer) Герберт

(1820-1903) — английский философ, социологи психолог Один из родоначальников позитивизма, главный представитель эволюционизма, получившего во второй половине XIX в. широкое распространение. Работал инженером на железной дороге (1837—1841), затем сотрудничал в журнале Economist (1848-1853). С 1850-х гг. всецело посвятил себя разработке философских проблем. Свои взгляды С. изложил в десятитомном труде Система синтетической философии (System of synthetic philosophy, v. 1-10, L., 1862-1896), в которую входили Основные начала, Основания биологии, Основания психологии , Основания социологии, Основания этики. В своей философской концепции С. следовал за позитивизмом Конта, хотя и отрицал свою зависимость от его взглядов. Влияние на С. оказали также агностицизм Д. Юма и Дж. С. Мил-ля, И. Кант и натурфилософские идеи Ф.В. Шеллинга. Соединив с основными положениями позитивизма эволюционный подход, их не распространил только на природу и общество, но и на все проявления психической жизни. Стремясь соединить позитивистскую интерпретацию знания (требующую ограничиться наблюдаемыми фактами) с элементами априоризма, С. выдвинул версию, согласно которой принимаемое за априорное (самоочевидное, данное индивиду до всякого опыта) в действительности имеет опытные основания. Однако индивид этого не осознает, поскольку получает опытное знание по наследству от предшествующих поколений. В психологии С. твердо придерживался ассоцианистс-кой доктрины, господствующей в середине XIX века. Соединяя ее с принципом развития, объяснял это развитие как нарастание ассоциативных связей, когда два психических состояния, следуя одно за другим (и в филогенезе и в онтогенезе), настолько прочно сцепляются, что при воспроизведении первого имеется тенденция к тому, чтобы в поведении и сознании возникло другое. Однако традиционный ассоцианизм, столь типичный для английской психологической мысли, претерпел в трактовке С. важную трансформацию, что было обусловлено опорой на принцип эволюционного объяснения всего, что происходит с организмом человека и его сознанием. С. выступил как основоположник эволюционного ассоциа-низма. Это и придало исключительную популярность его труду Основы психологии (1855). Первое издание этой книги (появившееся еще до Происхождения видов Дарвина, где были изложены новые принципы развития живой природы), осталось незамеченным. Но второе издание Основ психологии (1870—1872) принесло С. всеевропейскую славу, оказав влияние на психологические учения в различных странах, в том числе и в России. Развитие психики С. рассматривал как частный случай действия общей закономерности, выраженной им формулой: от неопределенной несвязной гомогенности к определенной связной гетерогенности. Это означало, что психическая жизнь (и в животном мире, и у отдельного индивида) имеет единый вектор эволюции, в процессе которого нерасчлененные, разрозненные формы становятся все более дифференцированными и интегрированными. Особое значение в психологических объяснениях С. заняло распространение разработанного эволюционной биологией нового понимания детерминации явлений. Если прежде организм трактовался как система, которая отделена от ее окружения и в процессе жизни приспособляется к ней, то в психологии С. утвердилось понимание не организма самого по себе, а новой системы: организм — среда как особой целостности, эволюционирующая по своим особым законам. Это четко выразила одна из главных идей С, согласно которой жизнь есть непрерывное приспособление внутренних отношений к внешним . С этой точки зрения должен быть рассмотрен и психический процесс как разновидность жизненного. Сознание тем самым анализировалось в контексте биологической адаптации. Существование и развитие не может иметь иного смысла, кроме как приспособительного. Если бы психика не служила этой цели, считал С, ее появление и развитие было бы чудом. Естественный отбор создает психику с неумолимой необходимостью, и она служит одним из могучих орудий выживания. Из этого следовало, что все психологические категории должны быть пересмотрены с точки зрения их служебной роли в выживании. Они не функции или явления сознания, как данное субъекту в процессе самоотчета о нем, а различные группировки операций ( таких как восприятие, память, разум и др.), посредством которых реализуется приспособление к среде. Тем самым С. принадлежал приоритет в такой трактовке фактов сознания, при которой они соотносились бы как с внутриорганизменными связями, так и с внешними по отношению к нему характеристиками процессов. Отсюда радикально менялся взгляд на предметную область психологии, которая в те времена ограничивалась внутри психическими процессами. Для середины XIX в. учение С. было совершенно необычным, поскольку во всех психологических направлениях доминировал интроспекционизм. Именно неудовлетворенность интрос-пекционизмом побудила идеолога позитивизма О. Конта, на позиции которого опирался С, отказать психологии в праве считаться настоящей наукой. С. же доказывал, что наряду с субъективной психологией должна существовать объективная, которая рассматривает поведение не с точки зрения внутренних переживаний, а с позиций, позволяющих рассматривать психику как совокупность нервно-мышечных приспособлений. Посредством этих приспособлений высшие организмы каждое мгновение прилаживают свои действия к окружающим их сосуществованиям и последовательностям . Из этого явствовал эклектический характер психологического учения С, стремившегося примирить под эгидой эволюционной теории субъективную психологию с объективной. С. принадлежит первая серьезная попытка объяснить психику (как со стороны содержания, так и со стороны изменения и развития) с позиций общих начал органической эволюции. Эти объяснения дали импульс внедрению новых идей в различные психологические направления как материалистического, так и идеалистического толка. В России влияние С. испытал И.М. Сеченов, поставивший своей задачей при объяснении психического развития примирить Спенсера с Гельмгольцем и на этом основании разработать новое учение об элементах мысли. Взгляд С. на сознание как инструмент приспособления к среде был воспринят Джейсом, от которого он перешел к американскому функционализму, а затем — инструментализму. Известное влияние на психологию оказали и другие положения С, в частности, касающиеся наследственной детерминации форм познания, трактовки общества как организма, развивающегося по общим законам эволюции. Если впоследствии труды С. потеряли актуальность, то в период формирования психологии как науки, имеющей свой предмет, они создали идейную атмосферу, способствовавшую ее переориентации на биологические науки и тем самым укреплению естественно-научной ориентации психологии. Основные труды С: Works, v.l —18, L— N.Y., 1910. В рус пер. Собрание сочинений, т. 1-7, СПб, 1866-1869, (2-изд. 1898-1900); Автобиография, ч. 1-2, СПб., 1914. А. И. Липкина, М.Г. Ярошевский

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Ред.-сост. Л.А. Карпенко. 2005

Найдено научных статей по теме — 5

Читать PDF
2.31 мб

ГЕРБЕРТ СПЕНСЕР – ЗАБЫТЫЙ ОТЕЦ ТЕОРИИ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО ПЕРЕХОДА

Анатолий Григорьевич Вишневский
Считается, что центральная идея современной теории демографического перехода как перехода от равновесия высоких к равновесию низких смертности и рождаемости была сформирована и стала общепризнанной в середине ХХ века.
Читать PDF
77.83 кб

Социология Герберта Спенсера в становлении российской «Субъективной» школы XIX столетия

Демьяненко Николай Валерьевич
Предложенная статья рассматривает влияние социологических идей Герберта Спенсера на российскую социологическую мысль дореволюционного периода.
Читать PDF
186.37 кб

Влияние психолого-педагогического наследия Герберта Спенсера на постановку проблем в отечественной п

Жарова Дарья Викторовна
Предметом исследования является психолого-педагогическое наследие Герберта Спенсера. Цель его выявить, как влияло психолого-педагогического наследие Г.
Читать PDF
135.59 кб

2008. 02. 006. Гондерманн Т. Прогрессия и ретрогрессия: Герберт Спенсер о причинах социального нерав

Симонова О. А.
Читать PDF
7.77 мб

Роль социокультурных идей Герберта Спенсера в развитии науки и культуры США конца XIX - начала XX ве

Кутеева Неля Эдуардовна
В статье рассматривается влияние культурологических и социальных положений философии Г. Спенсера на развитие американской социальной науки и культуры рубежа XIX-XX века.