СПЕКТР ЗВУКА это что такое СПЕКТР ЗВУКА: определение — Психология.НЭС
СПЕКТР СПЕКТР ЗВУКОВОЙ

СПЕКТР ЗВУКА

Найдено 1 определение:

СПЕКТР ЗВУКА

от лат. spectrum— видимое, видение...) — объективная характеристика звука сложного состава, отражающая его внутреннюю физическую структуру (в отличие от внешней структуры, отражаемой формой колебаний или осциллограммой). С. з. графически представляет распределение энергии звука по частотным компонентам (элементарным, или простым, тонам). С. з. можно разделить на три характерные группы. 1. Линейные (дискретные) С. з. устойчивой высоты, характеризующиеся наличием ряда компонентов, находящихся в простых кратных отношениях к частоте нижайшего (первого или основного) тона. Все тоны таких спектров, включая и первый, называют гармониками. Гармонические спектры характеризуют типичные музыкальные звуки. Гармоническая структура создает основу для восприятия звуков по высоте. 2. Линейные (дискретные) спектры с негармоническими компонентами, находящимися в определенных устойчивых отношениях к частоте первого (нижайшего) компонента. Негармонические спектры с частотно-устойчивыми компонентами свойственны колоколам, пластинчатым и другим источникам ударных звуков с массивным вибратором. Такие спектры имеют обычно переменное распределение энергии по компонентам в процессе затухания звука. Ин-f онационное восприятие не вполне гармонических С. з. является тем более точным, чем ближе обертоновый ряд соответствует гармоническому. 3. Непрерывные или сплошные спектры шумов (ударнозатухающих и незатухающих) характеризуются непрерывной линией амплитуд, постоянно флуктуирующих вдоль частотной оси. Поскольку распределение энергии в шумовом спектре индивидуально зависит от физических характеристик источника шума, все шумы, так же как и звуки на основе дискретных компонентов, обладают тембровыми качествами. Спектральные характеристики звуков лежат в основе представлений о сущности слуховых ощущений и восприятия сложных звуков, поскольку слуховой анализатор обладает свойством разложения сложного звука на его частотные компоненты. Спектральные характеристики звуков являются также исходными для создания технических устройств распознавания слуховых образов.

Оцените определение:

Источник: Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика

Найдено рефератов по теме СПЕКТР ЗВУКА — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Длительность латентного периода и точность локализации неподвижного звука у детей раннего возраста

Тюмкова Дарья Ивановна, Никитин Николай Иванович, Мухамедрахимов Рифкат Жаудатович
В статье рассматриваются длительность латентного периода и ошибка локализации в связи с различным углом предъявления унимодального (звукового) сигнала в горизонтальной плоскости в группе 16 детей (9 мальчиков, 7 девочек) в возрасте 12,3 ± 1,5 месяцев (при сроке гестации 38,9 ± 1,2 недель) без заболеваний слуховой системы и соматических заболеваний на время обследования. Неподвижными звуковыми сигналами служили серии коротких щелчков (100 мкс) с периодом следования 20 мс и интенсивностью 65 дБ и общей длительностью 1 с, предъявляемые в постоянной для всех детей последовательности от 5 разных динамиков, которые располагались под углами 0° (прямо против ребенка), 30° и 60° справа и слева от ребенка. Обнаружено, что в 86,7% случаев дети обследованной выборки продемонстрировали локализационное поведение (76,7% поворотом головы в сторону звукового сигнала и 10% поворотом головы в противоположную сторону). Средняя длительность латентного периода в ответ на предъявление звукового сигнала при его различных угловых положениях составила 0,48 ± 0,33 с, средняя ошибка локализации после первого локализационного движения 21,6 ± 4,7°. Значения латентного периода и ошибки локализации анализируются в связи со стороной и углом предъявления звукового сигнала. Обсуждение результатов проводится в связи с данными, полученными в исследованиях взрослых, и направлено на понимание формирования механизмов слуховой пространственной локализации у детей к концу первого и начала второго года жизни.
Скачать PDF

Характеристики локализации неподвижного звука у детей в возрасте от 9 до 18 месяцев

Тюмкова Дарья Ивановна, Никитин Николай Иванович, Кутонова Татьяна Олеговна, Мухамедрахимов Рифкат Жаудатович
В статье представлены результаты изучения ориентировочной реакции на звук в группе здоровых детей (10 мальчиков, 10 девочек) в возрасте от 9 до 18 месяцев. Звуковыми сигналами служили серии коротких щелчков длительностью 1 с, которые предъявлялись в горизонтальной плоскости от 5 динамиков, расположенных под углами 0° (прямо против ребенка), 30° и 60° справа и слева от ребенка. Ориентировочная реакция оценивалась по характеристикам траектории движения головы в направлении источника звука.Исследование показало, что длительность латентного периода ориентировочной реакции на звук практически не зависит от углового положения источника звука и возраста детей. В то же время величина локализационной ошибки в угловом повороте головы изменяется с возрастом детей. Обсуждаются возможные факторы, влияющие на возрастные изменения величины этой ошибки. Результаты проведенного исследования позволяют расширить научные знания о формировании пространственного слуха в онтогенезе и особенностях когнитивного развития детей в младенческом и раннем возрасте. Библиогр. 23 назв. Ил. 5.
Скачать PDF

РОЛЬ ЭКОЛОГИИ ЗВУКА В МУЗЫКАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ

Трубина Зоя Игоревна
В статье сделана попытка выявить связь между психо-эмоциональным состоянием людей и окружающей средой, поскольку состояние внутреннего мира человека это одна из причин экологических изменений среды. Экология это не только сохранение природы. Для жизни человека не менее важна среда, созданная культурой его предков и им самим. Под воздействием звуков человек может воспитать себя и настроить на такую волну, что он захочет вести себя экологично. О музыкальной культуре как экологической системе и о связи человека как субъекта природы с ней писали американский ученый Джефф Тодд Титон и российский исследователь Евгений Назайкинский. Во многих российских городах существует не мало способов приобщиться к музыкальной культуре, участвовать в решении общих проблем методами музыкальной экологии это и детские музыкальные школы, колледжи искусств, ансамбли при филармонии, дворцах, которые способствуют воспитанию экологического сознания жителей города и улучшают их психо-эмоциональное и физическое здоровье благодаря классической музыке.
Скачать PDF

Оценка распространенности психологических нарушений депрессивного спектра в санаторно-курортной сети

Корнетов А. Н., Караваева Е. В., Корнетов Н. А.
В статье анализируется распространенность психологических симптомов депрессивного спектра в санаторно-курортном учреждении. Среди отдыхающих санатория, обратившихся за консультацией в психологическую службу санатория, распространенность расстройств депрессивного спектра составила 18,7% случаев, а количество лиц, имеющих состояние дистресса, в котором достаточно выражены депрессивные симптомы 64,7%. Практически все отдыхающие с депрессивными расстройствами или симптомами имели соматическое заболевание в сочетании с неблагоприятными жизненными обстоятельствами. У большинства клиентов санатория депрессивные расстройства начинались без острых внешних причин, но качество хронических неблагоприятных жизненных событий определяли содержание депрессивных переживаний
Скачать PDF

Особенности биоэлектрической активности мозга у детей с расстройствами аутистического спектра

Лущекина Е.А., Подрезная Е.Д., Стрелец В.Б.
В работе представлен сравнительный анализ спектральной мощности альфа-, бетаи гамма ритмов у детей 5-7 лет в норме и при раннем детском аутизме в состоянии покоя и при когнитивной нагрузке (счет). Показано, что, когнитивная нагрузка наиболее существенно увеличивает спектральную мощность альфа3 диапазона. У здоровых детей при когнитивной нагрузке по сравнению с фоном спектральная мощность быстрых ритмов существенно увеличивается в левом полушарии. У больных ранним детским аутизмом обнаружено преимущественно правостороннее преобладание спектральной мощности альфа диапазона как в фоне, так и при когнитивной нагрузке. При раннем детском аутизме спектральная мощность гамма ритма в фоне имеет более высокие значения, чем в норме, и не изменяется при когнитивной нагрузке.
Скачать PDF

Развитие эмоционально-аффективной сферы ребенка с расстройствами аутистического спектра специальными

Соломко Алла Дмитриевна
Вводится понятие «специальные средства физического воспитания» как система средств и методов развивающего психолого-педагогического воздействия на ребенка с растройствами аутистического спектра, направленная на формирование совокупности психических новообразований, приближенных к возрастным психологическим нормам. Приводятся основные компоненты программы физического воспитания в коррекционно-развивающей работе с аутичными детьми 3-7 лет; дается анализ результатов формирующего эксперимента, подтверждающие ее научно-методическую обоснованность и практическую значимость.
Скачать PDF

Нарушения эмоционального интеллекта при расстройствах аффективного спектра и шизофрении

Плужников Илья Валерьевич
Показано, что при различных пограничных психических расстройствах (депрессиях, патологически выраженной тревоге, соматоформных дисфункциях) такие функции эмоционального интеллекта, как восприятие эмоций, их понимание и регуляция нарушаются неравномерно, что позволяет выделить специфические для указанных форм психических расстройств патопсихологические синдромы нарушений эмоционального интеллекта.
Скачать PDF

О некоторых психофизиологических гендерных особенностях, выявляемых спектральным анализом электроэнц

Ендолов В.В., Сычёв В.Н., Сычёв В.В.
Скачать PDF

Вариабельность сердечного ритма как периферический показатель сдвигов мотивационного спектра активно

Ревина Н.Е.
On grounds of suggested original method of self-identification of motivation spectrum of activity in person at conflict situation the analysis of mechanisms of regulation of variability of heart rhythm (VHR) was made for the first time. For the first time it has been revealed that various motivationally determined strategies of behavior (voluntarily constructive and emotionally reactive) of person combine directly during conflict disturbance of the functions with the involvement of various central peripheric links of regulation of VHR. Characteristic changes of indices of cardiointervalometry at the dominance of non-specific components «volition» and «anxiety» in motivation spectrum of activity in person at experience or under psycho-emotional load are described. На основе предложенного оригинального метода самоидентификации мотивационного спектра активности в конфликтной ситуации у человека впервые проведен анализ механизмов регуляции вариабельности ритма сердца (ВСР). Впервые обнаружено, что различные мотивационно-обусловленные стратегии поведения (произвольно-конструктивные и эмоционально-реактивные) человека непосредственно во время конфликтного нарушения функций сочетаются с вовлечением различных центрально-периферических звеньев регуляции ВСР. Описаны характерные изменения показателей кардиоинтервалометрии при доминировании неспецифических компонентов «воля» и «тревожность» в мотивационном спектре активности людей при переживании или психоэмоциональной нагрузке.
Скачать PDF

Фликкер-шумовая спектроскопия флуктуаций проводимости плёнок платины и пермаллоя

Шульгинов Александр Анатольевич
Исследованы параметры фликкер-шума флуктуаций проводимости металлических плёнок платины и пермаллоя. Выявлены особенности флуктуаций проводимости этих плёнок. Анализ разностных моментов флуктуаций оказался информативным для параметризации шумов и выявления их особенностей у различных образцов.
Скачать PDF

Развитие регуляции эмоций у детей 6-10 лет с расстройствами аутистического спектра

Климась Д.Г., Бардышевская М.К.
Статья посвящена вопросам динамики эмоционального развития детей с аутизмом. Нарушения регуляции эмоций занимают центральное место в клинической картине данного типа расстройств. В младшем школьном возрасте они становятся основным препятствием в социализации этих детей. В настоящей работе описаны варианты развития эмоциональной регуляции при аутистических расстройствах различной степени тяжести в период начала школьного обучения. Основной акцент сделан на сравнении с возрастной нормой. Выделены факторы, влияющие на прогноз социальной адаптации.
Скачать PDF

Представляющие системы и проблема спектрального синтеза в некоторых классах функций

Золожук П.А.
Скачать PDF