Специфическое расстройство спеллингования

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Специфическое расстройство спеллингования
клинически значимое нарушение развитие понимания прочитанного, не связанное с умственной отсталостью и другим определенным психическим и неврологическим расстройством. В разной степени нарушается и способность обратного перевода устной речи в письменную. Расстройство не связано в своем развитии с социально-педегогической запущенностью, умственной отсталостью, другими определенными психическими и неврологическими расстройствами. Синоним: Дислексия. Приблизительный синоним: Нарушение фонологического сознания.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

F81.1 Специфическое расстройство спеллингования.

А. Показатель по стандартизированному тесту спеллингования как минимум на 2 стандартные ошибки ниже уровня, предполагаемого для хронологического возраста и общей интеллектуальности.
Б. Показатели правильности чтения и понимания прочитанного, а также показатели арифметических навыков находятся в пределах нормы (±2 стандартных отклонения от среднего).
В. Отсутствуют анамнестические указания на существенные затруднения чтения.
Г. Усвоение школьного материала в пределах ожидаемого среднего диапазона (т. е. обучение проходит относительно адекватно).
Д. Затруднения в спеллинговании отмечаются с ранних стадий обучения ему.
Е. Нарушение, описанное в критерии А существенно препятствует обучению или деятельности в повседневной жизни, когда требуются навыки спеллингования.
Ж. Наиболее часто используемый критерий исключения. Коэффициент умственного развития по стандартизированному индивидуально проводимому тесту ниже 70.

Источник: ВОЗ. Классификация психических расстройств МКБ-10

F81.1 Специфическое расстройство спеллингования

Это расстройство, при котором главная черта — специфическое и значительное нарушение в развитии навыков спеллингования при отсутствии предшествующего специфического расстройства навыков чтения и которое не объясняется исключительно низким умственным возрастом, проблемами остроты зрения и неадекватного обучения в школе. Нарушается как способность устно произносить слова по буквам, так и писать слова правильно. Дети, проблемы которых заключаются исключительно в плохом почерке, не должны сюда включаться; но в некоторых случаях трудности спеллингования могут быть связаны с проблемами письма. В отличие от характеристик, обычно выявляемых при специфическом расстройстве чтения, ошибки при письме имеют тенденцию быть в основном фонетически правильными.
Следует отметить:
В эту подрубрику включаются нарушения письма, связанные с нарушением высших психических функций.
Диагностические указания:
Спеллингование ребенка должно быть значительно ниже уровня, ожидаемого на основе его возраста, общей интеллектуальности и успеваемости. Это лучше расценивать с помощью индивидуально назначаемых стандартизированных тестов на спеллингование. Навыки чтения ребенка (как правильность, так и понимание) должны быть в пределах нормы и не должна отмечаться предыстория значительных трудностей чтения. Трудности в спеллинговании не должны быть обусловлены главным образом грубо неадекватным обучением или дефектами зрительных, слуховых или неврологических функций. Также они не могут быть приобретены вследствие какого-либо неврологического психического или другого расстройства.
Хотя известно, что "чистое" расстройство спеллингования дифференцируется от нарушений чтения, сочетающихся с трудностями спеллингования, мало известно в отношении предшествующих нарушений, динамики, коррелятов и исхода специфических расстройств спеллингования.
Включается:
— специфическая задержка овладения навыком спеллингования (без расстройства чтения);
— оптическая дисграфия;
— орфографическая дисграфия;
— фонологическая дисграфия;
— специфическая задержка спеллингования.
Исключаются:
— трудности спеллингования, сочетающиеся с расстройством чтения (F81.0);
— диспраксическая дисграфия (F82);
— трудности спеллингования, определяемые в основном неадекватным обучением (Z55.8);
— аграфия БДУ (R48.8);
— приобретенное расстройство спеллингования (R48.8).

Источник: Международная классификация болезней (10-й пересмотр). Клинические описания и указания по диагностике