клинически значимое нарушение развитие понимания прочитанного, не связанное с умственной отсталостью и другим определенным психическим и неврологическим расстройством. В разной степени нарушается и способность обратного перевода устной речи в письменную. Расстройство не связано в своем развитии с социально-педегогической запущенностью, умственной отсталостью, другими определенными психическими и неврологическими расстройствами. Синоним: Дислексия. Приблизительный синоним: Нарушение фонологического сознания.
Специфическое расстройство спеллингования
Специфическое расстройство спеллингования
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
F81.1 Специфическое расстройство спеллингования.
А. Показатель по стандартизированному тесту спеллингования как минимум на 2 стандартные ошибки ниже уровня, предполагаемого для хронологического возраста и общей интеллектуальности.
Б. Показатели правильности чтения и понимания прочитанного, а также показатели арифметических навыков находятся в пределах нормы (±2 стандартных отклонения от среднего).
В. Отсутствуют анамнестические указания на существенные затруднения чтения.
Г. Усвоение школьного материала в пределах ожидаемого среднего диапазона (т. е. обучение проходит относительно адекватно).
Д. Затруднения в спеллинговании отмечаются с ранних стадий обучения ему.
Е. Нарушение, описанное в критерии А существенно препятствует обучению или деятельности в повседневной жизни, когда требуются навыки спеллингования.
Ж. Наиболее часто используемый критерий исключения. Коэффициент умственного развития по стандартизированному индивидуально проводимому тесту ниже 70.
F81.1 Специфическое расстройство спеллингования
Это расстройство, при котором главная черта — специфическое и значительное нарушение в развитии навыков спеллингования при отсутствии предшествующего специфического расстройства навыков чтения и которое не объясняется исключительно низким умственным возрастом, проблемами остроты зрения и неадекватного обучения в школе. Нарушается как способность устно произносить слова по буквам, так и писать слова правильно. Дети, проблемы которых заключаются исключительно в плохом почерке, не должны сюда включаться; но в некоторых случаях трудности спеллингования могут быть связаны с проблемами письма. В отличие от характеристик, обычно выявляемых при специфическом расстройстве чтения, ошибки при письме имеют тенденцию быть в основном фонетически правильными.
Следует отметить:
В эту подрубрику включаются нарушения письма, связанные с нарушением высших психических функций.
Диагностические указания:
Спеллингование ребенка должно быть значительно ниже уровня, ожидаемого на основе его возраста, общей интеллектуальности и успеваемости. Это лучше расценивать с помощью индивидуально назначаемых стандартизированных тестов на спеллингование. Навыки чтения ребенка (как правильность, так и понимание) должны быть в пределах нормы и не должна отмечаться предыстория значительных трудностей чтения. Трудности в спеллинговании не должны быть обусловлены главным образом грубо неадекватным обучением или дефектами зрительных, слуховых или неврологических функций. Также они не могут быть приобретены вследствие какого-либо неврологического психического или другого расстройства.
Хотя известно, что "чистое" расстройство спеллингования дифференцируется от нарушений чтения, сочетающихся с трудностями спеллингования, мало известно в отношении предшествующих нарушений, динамики, коррелятов и исхода специфических расстройств спеллингования.
Включается:
— специфическая задержка овладения навыком спеллингования (без расстройства чтения);
— оптическая дисграфия;
— орфографическая дисграфия;
— фонологическая дисграфия;
— специфическая задержка спеллингования.
Исключаются:
— трудности спеллингования, сочетающиеся с расстройством чтения (F81.0);
— диспраксическая дисграфия (F82);
— трудности спеллингования, определяемые в основном неадекватным обучением (Z55.8);
— аграфия БДУ (R48.8);
— приобретенное расстройство спеллингования (R48.8).