Специфическое расстройство речевой артикуляции
F80.0 Специфическое расстройство речевой артикуляции.
Примечание. Это расстройство называется также специфическим фонологическим расстройством речи.
А. Артикуляционные (фонологические) навыки, определяемые по стандартизированным тестам, ниже 2 стандартных отклонений для возраста ребенка.
Б. Артикуляционные (фонологические) навыки по меньшей мере на 1 стандартное отклонение ниже невербального коэффициента интеллектуальности (КИ) при определении по стандартизированным тестам.
В. Экспрессивная речь и понимание, определяемые по стандартизированному тесту, находятся в пределах 2 стандартных отклонений для возраста ребенка.
Г. Отсутствие неврологических, сенсорных или физических нарушений, которые прямо влияют на звуковую продукцию речи, нет и общего расстройства развития (F84- ).
Д. Наиболее часто используемый критерий исключения. Невербальный коэффициент умственного развития по стандартизированному тесту ниже 70.
F80.0 Специфическое расстройство речевой артикуляции
Специфическое расстройство развития, при котором использование ребенком звуков речи ниже уровня, соответствующего его умственному возрасту, но при котором имеется нормальный уровень речевых навыков.
Диагностические указания:
Возраст приобретения ребенком речевых звуков и порядок, в котором они развиваются, подвержены значительным индивидуальным колебаниям.
Нормальное развитие. В возрасте 4-х лет ошибки в произнесении звуков речи являются общими, но ребенок легко может быть понят незнакомыми людьми. Большинство речевых звуков приобретается к возрасту 6-7 лет. Хотя могут оставаться трудности в определенных звуковых комбинациях, они не ведут к проблемам общения. К возрасту 11-12 лет почти все речевые звуки должны быть приобретены.
Патологическое развитие. Имеет место, когда приобретение ребенком звуков речи эадержано и/или отклоняется, приводя к: дизартикуляции с соответствующими трудностями для других в понимании его речи; пропускам, искажениям или заменам речевых звуков; изменению в произношении звуков в зависимости от их сочетания, (то есть в некоторых словах ребенок может произносить фонемы правильно, а в других — нет).
Диагноз может быть поставлен только тогда, когда тяжесть нарушения артикуляции находится за пределами границ нормальных вариаций, соответствующих умственному возрасту ребенка; невербальный интеллектуальный уровень в пределах нормы; навыки экспрессивной и рецептивной речи в пределах нормы; патология артикуляции не может быть объяснена сенсорной, анатомической или невротической аномалией; неправильное произношение является несомненно аномальным, исходя из особенностей употребления речи в субкультуральных условиях, в которых находится ребенок.
Включаются:
— связанное с развитием физиологическое расстройство;
— расстройство развития артикуляции;
— функциональное расстройство артикуляции;
— лепет (детская форма речи);
— дислалия (косноязычие);
— расстройство фонологического развития.
Исключаются:
— афазия БДУ (R47.0);
— дизартрия (R47.1);
— апраксия (R48.2);
— нарушения артикуляции, сочетающегося с расстройством развития экспрессивной речи (F80.1);
— нарушения артикуляции, сочетающегося с расстройством развития рецептивной речи (F80.2);
— расщепления неба и других анатомических аномалий ротовых структур, участвующих в речевом функционировании (Q35 — Q38);
— расстройство артикуляции вследствие потери слуха (H90 — H91);
— расстройство артикуляции вследствие умственной отсталости (F70 — F79).