Специфическое расстройство чтения

Найдено 3 определения термина Специфическое расстройство чтения

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

F81.0 Специфическое расстройство чтения.

А. Наличие любого из признаков:

1) Показатель правильности чтения и (или) понимания прочитанного, который на две стандартные ошибки ниже уровня, ожидаемого для возраста и общего интеллектуального развития ребенка (при этом навыки чтения и коэффициент умственного развития определяются по индивидуально назначаемому тесту, стандартизованно учитывающему культуральные условия и систему образования;

2) анамнестические указания на серьезные затруднения в чтении или тестовых показателей, отвечающих критерию А (1), в более раннем возрасте, плюс показателя спеллингового теста, который по меньшей мере на 2 стандартные ошибки ниже уровня, ожидаемого для хронологического возраста ребенка и соответствующего его КИ.

Б. Нарушения, описанные в критерии А, существенным образом препятствуют обучению или деятельности в повседневной жизни, где требуются навыки чтения.

В. Это расстройство не является прямым следствием дефекта зрения или слуха или неврологического расстройства.

Г. Школьный опыт соответствует среднему ожидаемому уровню (т. е не было явной неадекватности в усвоении материала).

Д. Наиболее часто используемый критерий исключения. КИ по данным индивидуально назначаемого стандартизированного теста ниже 70.

Возможные дополнительные критерии включения

Для некоторых исследовательских целей исследователи могут пожелать уточнить наличие в анамнезе некоторого нарушения речи, звуковой категоризации, моторной координации, обработки зрительной информации, внимания или контролируемой модуляции активности в дошкольном возрасте.

Примечание

Вышеперечисленные критерии не должны включать общую задержку чтения, исследовательские диагностические критерии которой были бы теми же, что и специфического расстройства чтения, за исключением критерия А1, который предусматривал бы навыки чтения ниже на 2 стандартные ошибки ниже уровня, ожидаемого для хронологического возраста (т. е. без учета уровня интеллектуальности) и критерия А2, где то же самое относилось бы к спеллингованию. Валидность дифференциации между этими двумя типами расстройства чтения не является неоспоримой, но предполагается, что специфическое расстройство чтения имеет более специфическую связь с задержкой речи и чаще возникает у мальчиков (тогда как общая задержка чтения связана с более широким кругом нарушения развития).

Имеются и другие подходы к дифференциации в исследовательских целях, которые основаны на анализе типов ошибок спеллингования.

Оцените определение:

Источник: Классификация психических расстройств МКБ-10.Исследовательские диагностические критерии

F81.0 Специфическое расстройство чтения

Основной признак — специфическое и значительное нарушение в развитии навыков чтения, которое нельзя объяснить исключительно умственным возрастом, проблемами остроты зрения или неадекватного обучения в школе. Могут быть нарушены навыки понимания чтения и совершенствования на заданиях, требующих чтения. Трудности спеллингования часто сочетаются со специфическим расстройством чтения и часто остаются в подростковом возрасте, даже после некоторого прогресса в чтении. У детей со специфическим расстройством чтения в анамнезе часты специфические расстройства развития речи, и всестороннее исследование функционирования речи на данный момент часто обнаруживает сохраняющиеся легкие нарушения, помимо отсутствия успехов в теоретических предметах. В дополнение к академическим неудачам, довольно частыми осложнениями являются плохая посещаемость школы и проблемы в социальном приспособлении, особенно в начальной или средней школе. Данное состояние обнаруживается во всех известных языковых культурах, но неясно, как часто это нарушение бывает обусловленным речью или шрифтом.

Диагностические указания:

Продуктивность чтения ребенка должна быть значительно ниже уровня, ожидаемого в соответствии с возрастом ребенка, его общей интеллектуальностью и школьной успеваемостью. Продуктивность лучше оценивать на основе индивидуально назначаемых стандартизированных тестов на точность и понимание прочитанного. Конкретная природа проблемы чтения зависит от ожидаемого уровня чтения и от языка и шрифта. Однако, на ранних стадиях обучения алфавитному шрифту могут быть трудности в пересказывании алфавита или распределении по категориям звуков (вопреки нормальной остроте слуха). Позднее могут быть ошибки в навыках устного чтения, такие как:

а) пропуски, замены, искажения или дополнения слов или частей слов;

б) медленный темп чтения;

в) попытки начать чтение заново, длительные запинки или "потеря места" в тексте и неточности в выражениях;

г) перестановка слов в предложении или букв в словах.

Также может быть недостаточность в понимании читаемого, например:

д) неспособность вспомнить факты из прочитанного;

е) неспособность сделать заключение или выводы из сущности прочитанного;

ж) для ответов на вопросы о прочитанной истории используются скорее общие знания, чем информация из конкретного рассказа.

Характерно, что в более позднем детстве и во взрослой жизни трудности спеллингования становятся более глубокими, чем недостаточность чтения. Нарушения спеллингования часто включают в себя фонетические ошибки и, по-видимому, проблемы чтения и спеллингования могут частично происходить вследствие нарушения фонологического анализа. Мало известно о природе и частоте орфографических ошибок спеллингования у детей, которые должны читать нефонетические языки, и мало известно о типах ошибок в неалфавитном тексте.

Специфическим нарушениям навыков чтения обычно предшествуют расстройства развития речи. В других случаях у ребенка могут отмечаться нормальные этапы развития речи в соответствии с возрастом, но все же могут быть трудности в обработке слуховой информации, что проявляется проблемами в категоризации звуков, в рифмовании и, возможно, дефектами в различении звуков речи, слуховой последовательной памяти и слуховой ассоциации. В некоторых случаях также могут отмечаться проблемы в обработке зрительной информации (такие как различение букв); однако, они являются общими среди детей, которые только начинают обучаться чтению, и, следовательно, не являются причинно связанными с плохим чтением. Также обычными являются нарушения внимания, сочетающиеся с повышенной активностью и импульсивностью. Конкретный тип нарушения развития в дошкольном периоде значительно варьирует от ребенка к ребенку, также как и его тяжесть, тем не менее такие нарушения являются обычными (но не обязательными).

Также типичными в школьном возрасте являются сопутствующие эмоциональные и/или поведенческие расстройства. Эмоциональные расстройства более типичны в ранние школьные годы, но нарушения поведения и синдромы гиперактивности более вероятны в позднем детстве и в подростковом возрасте. Также часто отмечаются низкая самооценка и проблемы школьной адаптации и взаимоотношений со сверстниками.

Включаются:

— специфическая задержка в чтении;

— оптическая дислексия;

— оптическая агнозия;

— "отсталое чтение";

— специфическое отставание в чтении;

— чтение в обратном порядке;

— "зеркальное чтение";

— дислексия развития;

— дислексия вследствие нарушения фонематического и грамматического анализа;

— нарушения спеллингования в сочетании с расстройством чтения.

Исключаются:

— алексия БДУ (R48.0);

— дислексия БДУ (R48.0);

— трудности чтения вторичного характера у лиц с эмоциональными расстройствами (F93.х);

— нарушения спеллингования, не сочетающиеся с трудностями чтения (F81.1).

Источник: Классификация психических расстройств МКБ-10.Клинические описания и диагностические указания

Специфическое расстройство чтения

клинически значимое нарушение развития навыка чтения, связанное с трудностями различения букв печатного и рукописного текстов, а также перекодирования письменного текста в устный. Расстройство не связано в своем развитии с социально-педагогической запущенностью, умственной отсталостью, другими определенными психическими и неврологическими нарушениями. Синонимы: Дислексия, связанная с развитием; Специфическая задержка в чтении, Чтение в обратном порядке, Нарушение спеллингования в сочетании с расстройством чтения.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Разработка и валидизация методики диагностики специфических личностных расстройств у молодежи

Костенко А. Л., Шамсутдинова Д. Ф., Линевич В. Л.
В статье представлен опыт разработки и валидизации методики диагностики специфических личностных расстройств у молодежи.
Читать PDF

Влияние чтения иноязычных художественных текстов на формирование мотивации студентов

Канищева Т.В.
Читать PDF

Новые подходы фармакотерапии когнитивных расстройств при дисбалансе эстрогенов

Федотова Ю.О.
В настоящее время известно, что для коррекции обмена веществ, при возникающих гормональных сдвигах в гипофизарно-овариальной системе у женщин, как правило, назначают стандартную заместительную гормоно
Читать PDF

Коррекция постабстинентных расстройств у больных алкоголизмом с помощью препаратов метаболического т

Востриков В.В., Бушкова Н.В., Кузенбаева Л.Б., Павленко В.П., Шабанов П.Д.
The efficacy of cortexin (10 mg intramuscularly), pyramil (combination of bemithyl 125 mg and pyrazidol 25 mg) and tramelan (500 mg) as antiasthenic drugs in treatment of postabstinent syndrome was st
Читать PDF

Некоторые аспекты восприятия иностранных текстов в психологии чтения

Полякова С. В.
В статье дается анализ современных работ по предложенной теме с целью конкретизации проблемы восприятия иностранного текста в контексте читательской парадигмы.
Читать PDF

Стрессорные расстройства вегетативной регуляции кровообращения у хирургических больных в предопераци

Шанин В.Ю., Майстренко Н.А., Маркин С.М., Святов Д.И.
Любая операция несет потенциальную угрозу для жизни пациента и является интенсивной стрессорной нагрузкой.
Читать PDF

Психические изменения при эпилепсии и эпилептоформных расстройствах

Волов Всеволод Вячеславович
В работе анализируется спектр психических изменений при эпилепсии и пароксизмальных расстройствах.
Читать PDF

Нейроэндокринные аспекты тревожно-депрессивных расстройств: исследования в моделях на животных

Миронова В.И., Рыбникова Е.А.
В последнее время в клинической практике уделяется пристальное внимание проблеме коморбидности депрессии и тревожных расстройств.
Читать PDF

Психодиагностика эмоционально-аффективных расстройств у женщин с онкологической патологией

Кузнецова А. А.
В статье представлены результаты исследования выраженности и структуры тревожности, уровня депрессивности и алекситимии у женщин, больных раком молочной железы.
Читать PDF

Личностные диспозиции при психосоматическом расстройстве

Языков К. Г., Немеров Е. В., Данилец А. В.
В статье анализируется проблема психологического обоснования психогенно-индуцированной бронхиальной астмы.
Читать PDF

Перспективность применения серотонинотропных веществ для терапии поведенческих расстройств при дефиц

Федотова Ю.О.
В статье обсуждается вопрос о разработке нового подхода к фармакотерапии поведенческих расстройств при дефиците эстрогенов в эксперименте.
Читать PDF

Современный подход к проблеме изучения аутистических расстройств

Кренева Е.С.
В статье представлен обзор теорий, объясняющих природу и механизмы возникновения раннего детского аутизма.

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Похожие термины: