Специфическое расстройство арифметических навыков
расстройство арифметических навыков специфическое
(F81.2) [arithmetical skills disorder, specific] Нарушение владения основными счетными навыками-в большей степени сложением, умножением и делением, чем более абстрактными навыками, использующимися в алгебре, тригонометрии, геометрии, сложных вычислениях. Синонимы: акалькулия, связанная с развитием; дискалькулия.
Источник: Лексикон психиатрических терминов и относящихся к психическому здоровью терминов. 2 изд.
F81.2 Специфическое расстройство арифметических навыков.
А. Показатель по стандартизированному арифметическому тесту как минимум на 2 стандартные ошибки ниже уровня, ожидаемого для хронологического возраста и интеллектуальности ребенка.
Б. Показатели правильности чтения и понимания прочитанного, а также спеллингования находятся в пределах нормы (+2 стандартных отклонения от среднего).
В. Отсутствуют анамнестические указания на существенные затруднения в чтении или спеллинговании.
Г. Усвоение школьного материала в пределах ожидаемого среднего диапазона (т. е. обучение проходило относительно адекватно),
Д. Затруднения в арифметике отмечаются с ранних стадий обучения ей.
Е. Описанное в критерии А нарушение существенно препятствует обучению или деятельности в повседневной жизни, когда требуются арифметические навыки.
Ж. Наиболее часто используемый критерий исключения. КИ по стандартизированному индивидуально проводимому тесту ниже 70
F81.2 Специфическое расстройство арифметических навыков
Это расстройство включает специфическое нарушение навыков счета, которое нельзя объяснить исключительно общим психическим недоразвитием или грубо неадекватным обучением. Дефект касается основных вычислительных навыков сложения, вычитания, умножения и деления (предпочтительнее, чем более абстрактных математических навыков, включаемых в алгебру, тригонометрию, геометрию или математические исчисления).
Диагностические указания:
Продуктивность в арифметике у ребенка должна быть значительно ниже уровня, ожидаемого в соответствии с его возрастом, общей интеллектуальностью и успеваемостью. Это лучше расценивать на основе индивидуально назначаемых стандартизированных тестов на счет. Навыки чтения и спеллингования должны быть в пределах нормы, соответствующей его умственному возрасту, оцениваемому по индивидуально подобранным адекватным стандартизированным тестам. Трудности в арифметике не должны быть обусловлены главным образом грубо неадекватным обучением, дефектами зрения, слуха или неврологических функций и не должны быть приобретены вследствие какого-либо неврологического, психического или другого расстройства.
Расстройства навыков счета менее изучены, чем расстройства чтения, и знания о предшествующих расстройствах, динамике, коррелятах и исходе совершенно ограничены. Однако предполагают, что в отличие от многих детей с расстройствами чтения, здесь есть тенденция к сохранению в пределах нормы слухо-воспринимающих и вербальных навыков, тогда как зрительно-пространственные и зрительно-воспринимающие навыки имеют тенденцию быть нарушенными. У некоторых детей отмечаются сопутствующие социо-эмоционально-поведенческие проблемы, но мало известно об их особенностях или частоте. Предполагают, что трудности в социальном взаимодействии могут быть особенно частыми.
Арифметические трудности, которые отмечаются, обычно различны, но могут включать: недостаточность в понимании понятий, лежащих в основе арифметических операций; отсутствие понимания математических терминов или знаков; нераспознавание числовых знаков; трудность проведения стандартных арифметических действий; трудность в понимании, какие числа, относящиеся к данному арифметическому действию, необходимо использовать; трудность в усвоении порядкового выстраивания чисел или в усвоении десятичных дробей или знаков во время вычислений; плохая пространственная организация арифметических вычислений; неспособность удовлетворительно выучить таблицу умножения.
Включаются:
— связанное с развитием нарушение счета;
— дискалькулия, обусловленная нарушением высших психических функций;
— специфическое расстройство счета, связанное с развитием;
— синдром развития Герстмана;
— акалькулия развития.
Исключаются:
— арифметические трудности, сочетающиеся с нарушениями чтения или спеллингования (F81.3);
— арифметические трудности, обусловленные неадекватным обучением (Z55.8);
— акалькулия БДУ (R48.8);
— приобретенное расстройство счета (акалькулия) (R48.8).