СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Найдено 12 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

— отрасль психологии, изучающая людей с психическими отклонениями: психологию слепых, глухих, умственно отсталых.

Источник: Юридическая психология. Словарь терминов

ПСИХОЛОГИЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ
область психологии, включающая знания о тех или иных отклонениях в психологическом развитии человека, особенно в детском возрасте (старое название - дефектология).

Источник: Словарь терминов и понятий по курсу Психология и педагогика. 2014 г.

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
отрасль психологии, входящая также в состав комплексной научной дисциплины дефектологии, изучающая особенности психического развития людей с врожденными или приобретенными дефектами: с нарушением слуха, зрения, речи и т.д. (см. Дефектология, Специальная педагогика)

Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник. 2008

ПСИХОЛОГИЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ
отрасль психологии, занимающаяся изучением особенностей психического развития людей с различными аномалиями (с нарушением слуха, зрения, речи, интеллекта и др.). П. с. включает в себя логопсихологию, олигофренопсихологию, сурдопсихологию, тифлопсихологию и другие разделы

Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник. 2008

Специальная психология
изучение особенностей психической деятельности, связанных с различными нарушениями психическогого созревания, вызванными: а) лрганическими повреждениями головного мозга; б) умственной отсталостью; в) врожденными либо рано возникающими дефектами зрения; г) врожденными или рано возникающими дефектами зрения. Кроме того, это использование данного знания в пракьтическом плане.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
отрасль психологии, изучающая людей, для которых характерно отклонение от нормального психического развития, связанное с врожденными или приобретенными дефектами формирования и функционирования нервной системы, а именно психологию слепых (тифлопсихология), глухих (сурдопсихология), умственно отсталых (олигофренопсихология), детей с временными задержками психического развития, с нарушениями речи и т.п.

Источник: Словарь по профориентации и психологической поддержке

ПСИХОЛОГИЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ
область знаний и научных исследований, касающихся психологических особенностей детей и взрослых людей, имеющих те или иные врожденные или приобретенные отклонения в своем психологическом развитии. Особое внимание в П.с. уделяется отклонениям в психике и поведении, возникающим в результате врожденных дефектов в работе организма, в частности нарушений в работе мозга. Объектом изучения в П.с. являются, например, умственно отсталые дети, а также дети, у которых имеются дефекты в работе органов зрения, слуха, движения и т. п. Старое название этой отрасли знаний и исследований-дефектология. См. дефектология, психология слепых (тифлопсихология), сурдопсихология.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

ПСИХОЛОГИЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ
– отрасль психологии, изучающая особенности психики людей, для которых характерно отклонение от нормального развития, вызванное врожденными или приобретенными дефектами. В зависимости от специфики дефекта выделяют психологию слепых (тифлопсихология), глухих (сурдопсихология), умственно отсталых (олигофренопсихология), а также детей с нарушениями опорнодвигательного аппарата, речи и др. П. с. является составной частью дефектологии. Научные основы отечественной П. с. заложены в 20х гг. XX в, Л.С. Выготским, показавшим, что первичный дефект (например, нарушение функционирования анализатора) приводит к вторичным изменениям психического развития, перестройке взаимоотношений с окружающими, а также обусловливает своеобразное развитие и формирование высших психич. функций. В Москве в 1930 г. в Экспериментальнодефектологическом институте (ныне Институт коррекционной педагогики РАО) впервые в мире была создана лаборатория П. с. (под руководством Л. В. Занкова). На основе исследований по П. с. разрабатываются психологопедагогические рекомендации, способствующие совершенствованию содержания и методов учебновоспитательной работы в специальных школах и дошкольных учреждениях для аномальных детей.

Источник: Степанов С.С. Дефектология. Словарь справочник, Сфера. Москва. 2005

ПСИХОЛОГИЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ
отрасль психологии, изучающая людей, для коих характерно отклонение от нормального психического развития, связанное с врожденными или приобретенными дефектами формирования и функционирования системы нервной. Изучает различные варианты патологии психического развития, проблемы аномального развития психики. Отдельное внимание уделяет изучению особенностей умственно отсталых детей, имеющих поражения коры мозга головного, и детей с нарушением деятельности анализаторов, недоразвитием речи при сохранном слухе.
В ней выделяются:
1) тифлопсихология - психология слепых;
2) сурдопсихология - психология глухих;
3) олигофренопсихология - психология умственно отсталых: детей с временными задержками психического развития, с нарушениями речи;
4) патопсихология - психология распада деятельности психической и болезненных свойств личности, и пр.
Психология специальная, как и педагогия специальная (тифлопедагогия, сурдопедагогия, олигофренопедагогия и пр.), входит в состав дефектологии - комплексной научной дисциплины, изучающей особенности развития детей с физическими и психическими недостатками и закономерности их воспитания и обучения.
Выявлено, что первичный дефект (например глухота) вызывает многочисленные вторичные изменения психического развития, перестройку жизненной позиции, системы взаимоотношений с окружающими, мышления, восприятия и пр. На базе данных психологии специальной строится система обучения и воспитания людей с аномалиями психического развития, консультация профессиональная и отбор профессиональный.
Основной задачей психологии специальной является формирование адекватной личности в условиях применения специальных методов и приемов воспитания и обучения, за счет коих происходит замещение и перестройка нарушенных функций.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

Специальная психология
раздел психологии, посвященный изучению психологических особенностей людей с различными аномалиями. В С. п. входят олигофренопсихология, сурдопсихология, тифлопсихология.
Специальные человеческие типы высшей нервной деятельности И. П. Павлов, наряду с «общими» типами (темпераментом), присущими и человеку и животным, постулировал и «специальные», которые свойственны только людям, ибо они отражают соотношения между первой (образной) и второй (речемыслительной) сигнальными системами. Он выделил три таких типа:
художественный (у него особенно ярко выражена деятельность первой сигнальной системы);
мыслительный (у него заметно преобладает деятельность второй сигнальной системы);
смешанный (у него деятельность обеих систем выражена одинаково). Художественный тип отличается выраженной наклонностью к образно-эмоциональному мышлению. Это не значит, что у него вторая сигнальная система не развита (т. е. не получило развития словесно-логическое мышление — см. Мышление словесно-логическое). Это означает лишь то, что люди данного типа необычайно остро, ярко, полно, непосредственно воспринимают действительность, а следовательно — у них хорошо выражена способность воспроизводить ее в художественных образах (что отличает многих артистов, художников, музыкантов).
Мыслительный тип характеризуется повышенной способностью и наклонностью к словесно-логическому (абстрактному) мышлению. Но при этом вовсе не обязательно, что у него слабо развита первая сигнальная система. Просто абстрактное мышление преобладает над образным. Поэтому можно сказать, что это стиль не только восприятия действительности, но и стиль мышления: художественный тип предпочитает переводить воспринимаемое в образы реальной действительности, а мыслительный тип — в отвлеченные, абстрактные символы.
Такая характеристика «специальных» (частных) типов высшей нервной деятельности сложилась у И. П. Павлова на основе клинических наблюдений. Строгого обоснования и дальнейшего развития в его исследованиях она не получила. До настоящего времени остаются плохо изученными те основные свойства сигнальных систем, которые лежат в основе предложенной ученым классификации. Поэтому имеются расхождения во мнениях относительно природы и содержания второй сигнальной системы, а сами такие рассуждения имеют гипотетичный характер.
Одни исследователи ограничивают ее только речью в ее слышимом и видимом выражении, другие включают в функции второй сигнальной системы и мышление, а также восприятие и переработку других, неречевых, видов знаков (музыкальных звуков, рисунков, выразительных движений) на том основании, что способность к символизации носит всеобщий характер и не связана со спецификой используемых средств.
Однако И. П. Павлов высказывался в том духе, что художественный тип не уступает мыслительному в развитии речевых и логических возможностей. Главное, что отличает «художников», — это синтетическая стратегия приема и обработки информации, благодаря чему они схватывают действительность целиком, не расчленяя ее на части. «Мыслителей» же отделяет преимущественно аналитическая стратегия восприятия и освоения действительности, что может быть связано с функциональной асимметрией мозга, так как синтетическая стратегия присуща правому полушарию, а аналитическая — левому. Доминирование правого может приводить к появлению «художников» (преобладание первой сигнальной системы), а доминирование левого — «мыслителей» (преобладание второй сигнальной системы).
Установлено, что яркое эмоциональнообразное восприятие и лучшее понимание художественных произведений характерно для людей художественного типа.
Литература
Голубева Э. А. Способности и индивидуальность. М., 1993.
Орбели Л. А. Вторая сигнальная система // Невропатология и психиатрия. 1949. № 5. С. 8-19.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
СПЕЦЫЯЛЬНАЯ ПСІХАЛОГІЯ / SPECIAL PSYCHOLOGY– отрасль психологической науки, которая занимается изучением динамики, закономерностей и механизмов аномального психического развития, а также разработкой психологического обоснования и методов его коррекции и образования лиц с отклонениями в психическом и психофизическом развитии. В соответствии с таким пониманием С. п. можно выделить следующие задачи, на решение которых она направлена: изучение закономерностей и механизмов различных вариантов отклоняющегося психического (психофизического) развития; разработка методов и средств психологической диагностики отклонений в развитии; разработка стратегии, тактики и методического обеспечения психологической коррекции отклонений в развитии; психологическое обоснование содержания и методов коррекционно-развивающего обучения и воспитания лиц с отклонениями в психическом развитии в различных педагогических условиях; изучение закономерностей и условий социализации лиц с отклонениями в психическом развитии. Помещение в центр внимания С. п. аномального развития, во-первых, ставит в качестве одной из центральных ее проблем проблему определения критериев нормального и отклоняющегося развития. Ведь в зависимости от этого будет определяться контингент лиц, которых изучает данная отрасль, а также направления психологической помощи (как движение в сторону нормы). Во-вторых, при таком понимании возникает необходимость выявления общих для разных типов отклоняющегося развития и специфических для каждого из них закономерностей психического развития в противовес обособленному их изучению. В-третьих, акцент на проблеме психического развития побуждает рассматривать психологическую помощь лицам с отклонениями в психическом и психофизическом развитии как нацеленную на исправление самого его хода, а не просто устранение последствий или адаптацию (приспособление) к окружающим условиям. Психологическая помощь в С. п. раскрывается с помощью таких понятий, как «коррекция», «компенсация» и «реабилитация». Под коррекцией понимается исправление или ослабление отклонений психического и физического развития посредством различных психолого-педагогических воздействий. Компенсация (от лат. com pen sa tio– возмещение)– это исправление дефектов работы той или иной функции за счет деятельности сохранных функций. Компенсация может происходить на разных уровнях– биологическом и психологическом. В С. п. выделяют следующие разделы: тифлопсихология (изучает психическое развитие лиц с нарушениями зрения); сурдопсихология (изучает психическое развитие лиц с нарушениями слуха); логопсихология (изучает психическое развитие лиц с нарушениями речи); психология лиц с отклонениями в интеллектуальном развитии, в которой выделяются подразделы: психология лиц/детей с умственной отсталостью или интеллектуальными нарушениями; психология лиц/детей с задержкой в психическом развитии (ЗПР). Иногда вместо ЗПР синонимично употребляют выражение «с трудностями в обучении». В литературе встречается также вышедшее из широкого употребления название раздела «олигофренопсихология». Трансформация терминологии происходит в связи с процессами гуманизации в обществе в отношении людей с ментальными нарушениями и правом на уважительное отношение. К данному разделу большинство отечественных и зарубежных исследователей относят психологию одаренных детей (в связи с необходимостью их сопровождения и довольно часто неравномерностью интеллектуального развития). В последние годы выделяются в самостоятельные разделы С. п. в соответствии с нозологическими признаками психология лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата, психология лиц с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии, психология лиц с расстройствами аутистического спектра (РАС) и тифлосурдопсихология. Эти разделы также часто указываются в научной и учебной литературе под общим названием «психология лиц с комплексными нарушениями в развитии». Терминологическое разнообразие показывает динамическое развитие С. п. как научно-практической дисциплины в связи с активными инклюзивными процессами в обществе, возросшей актуальностью и количеством прикладных исследований в образовании, совершенствованием психодиагностического инструментария для лиц с особенностями в развитии. С. п. как самостоятельная отрасль сформировалась в русле культурно-исторической психологии. А. М. Поляков, Э. В. Самарина, Е. С. Слепович

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

Специальная психология
область психологии развития, которая изучает проблемы развития людей с физическими и психическими недостатками, определяющими их потребность в особых условиях обучения и воспитания. Становление С. п. происходило в рамках дефектологии — интегративной области научного знания, органично соединившей клинико-физиологическое и психолого-педагогическое направления исследований процессов развития и обучения детей. Исторически первыми возникли такие направления С. п. как психология слепых (тифлопсихология), глухих (сурдопсихология), психология умственно отсталых (олигофренопсихология). За свою почти столетнюю историю С. п. значительно расширила область своего применения. Теперь она обращена и к детям с задержкой психического развития, нарушениями речи, ранним детским аутизмом, к детям с двигательными нарушениями и др. Кроме того, помогая преодолевать тяжелые проблемы обучения и воспитания детей с грубыми аномалиями развития, С. п. накопила средства разрешения трудностей обучения детей, не имеющих столь выраженных нарушений. До середины XlX века исследования в области психологии детей и взрослых с аномалиями развития носили эпизодический характер, сообщения об их результатах изредка появлялись в медицинских, философских и психологических сочинениях главным образом в связи с первыми успешными попытками воспитания и обучения слепых, глухих, слепо-глухих. Начало систематических исследований в области С. п. в России, как и в странах Западной Европы и в Америке, было связано с принятием законов о всеобщем образовании и началом строительства государственных систем специального образования, ядро которого составили школы для слепых, глухих и умственно отсталых детей. Возникшие в связи с этим потребности в научном обосновании необходимости и возможности массового обучения аномальных детей стимулировали (к) разработку психологического инструментария для дифференциации нормального и аномального развития, (б) изучение различных проявлений и психологической природы детской дефективности, (в) обсуждение проблем коррекции и компенсации нарушений в развитии, (г) поиск психологических условий оптимизации обучения детей в специальных школах разных типов. Первая в России лаборатории психологии аномального детства была открыта в 1926 г. Л. С. Выготским при руководимой в то время В. П. Кащенко Медико-педагогической Станции Наркомпроса. Исследования в области психологии аномального детства затем продолжены в созданном на ее базе в 1929 г. Экспериментальном дефектологическом институте Наркомпроса (ныне Институт коррекционной педагогики РАО). История развития теоретических основ С. п. и методологии экспериментальных исследований в этой области тесно связана с именем выдающегося отечественного психолога Л. С. Выготского, который в 20-е годы прошедшего столетия на основе создаваемой им в этот период культурно-исторической теории развития высших психических функций сформулировал и обосновал современные представления о природе и сущности аномального развития. Утверждая, что нормальный и аномальный ребенок развиваются по одним и тем же законам, обусловленным культурно-историческим происхождением высших психических функций и специфически человеческих способностей, Л. С. Выготский главную причину детской дефективности видел в "социальных вывихах", т. е. в выпадении аномального ребенка из исторически сложившейся, социальной по своей природе системы трансляции общественно-исторического опыта, "настроенной" на нормальный тип развития. Отмечая существенное расхождение между траекториями биологического и культурного развития аномального ребенка, вызванного такими "социальными вывихами", Л. С. Выготский обосновал необходимость и раскрыл широкие возможности социальной компенсации дефекта за счет построения "обходных путей" решения тех задач культурного развития, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами. Идеи Л. С. Выготского, развитые и подтвержденные его учениками и последователями Л. В. Занковым, Р. Е. Левиной, И. М. Соловьевым, Н. Г. Морозовой, Ж. И. Шиф и др., послужили научной основой кардинального изменения сложившихся в России в дореволюционный период подходов к обучению, воспитанию и социальной адаптации аномальных детей, обеспечили научную основу, создаваемой в стране системы специального образования. Развитие С. п. внесло значительный вклад и в создание общих теоретических основ отечественной психологии. Известно, что многие важные положения культурно-исторической психологии были первоначально сформулированы в работах, посвященных проблемам аномального развития. Представляется, что именно психологическая составляющая дефектологии, в период ее становления, в наибольшей степени отражает самобытность отечественной психологии. Она проявляется, прежде всего, в постулате единства законов психического развития человека, реализуемого в самых разных условиях. Восприятие психики как живой развивающейся системы отражено в стремлении к выявлению целостной, иерархически организованной картины аномалии развития, где биологическое неблагополучие лишь создает первичные предпосылки отклонения развития, которое проявляется во вторичных и третичных событиях, происходящих в психологической и социо-культурной реальности. Развитие С. п. в послевоенный период было обусловлено необходимостью восстановления, развития и дифференциации системы специального образования. Поскольку именно дифференциация системы специального образования вплоть до 90-х годов рассматривалась как магистральный путь совершенствования психолого-педагогической помощи разным категориям детей с нарушениями развития, усилия психологов в этот период были направлены, прежде всего, на изучение особенностей обучения и развития детей (главным образом когнитивной сферы) внутри ранее выделенных типов аномального развития. Такой подход, способствуя дифференциации обучения слепых и слабовидящих, глухих и слабослыщащих, умственно отсталых и детей с задержкой психического развития, привел к накоплению знания во всех областях ПС, обеспечил развитие теоретических основ и методов дифференциальной диагностики, но, в то же время, обусловил относительную изолированность и, по преимуществу, прикладной характер разных направлений С. п. Переосмысление в 90-е годы государством и обществом ценностей специального образования, в соответствии с ценностями открытого общества, ориентированного на интеграцию людей с различными проблемами в единое сообщество при достижении каждым человеком максимально высокого уровня качества жизни, потребовало изменения приоритетов и в развитии С. п. В связи с этим актуальными становятся разработка и реализация методов специальной психологической поддержки ребенка, подростка, взрослого человека на всех этапах его взросления. Одной из важнейших задач становится гармонизация отношений между обучением и развитием, встает вопрос об обеспечении специальным образованием социально-эмоционального развития ребенка, поддержки его семьи и ближайшего социального окружения. Вслед за Л. С. Выготским рассматривая образование как специфически человеческий способ передачи индивиду опыта рода как универсальный механизм трансляции общественного опыта, как всеобщую культурно-историческую форму становления и развития сущностных сил человека, современная С. п. видит свои главные задачи: — в выявлении особых образовательных потребностей людей, по тем или иным причинам выпадающих из системы образовательных воздействий, ориентированных на нормальный тип развития; — в определении психологических условий реализации этих образовательных потребностей в различных формах обучения и воспитания, включающих и специальную индивидуальную помощь, и поддержку при интеграции в социум. В центре внимания специалистов находится теперь уже не особенности развития детей с теми или иными аномалиями, а образовательные потребности конкретного ребенка с особенностями в развитии, создание оптимального индивидуального образовательного маршрута, позволяющего сохранить ребенка в семье и максимально интегрировать в сообщество обычных сверстников. С. п., таким образом, становится не только теоретической или прикладной, но и практической дисциплиной, и задачи развития специальной психологической практики начинают требовать массовой подготовки кадров не только для исследовательской, диагностической, но и для психологической коррекционной работы.

Источник: Клиническая психология. Словарь

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
90.26 кб

Кафедра специальной психологии

Читать PDF
281.79 кб

Проблемы супервизии в работе специального психолога

Ялпаева Н. В.
В статье автор рассматривает особенности организации супервизии со специалистами, в частности, со специальными психологами, работающими с клиентами по организации коррекционной и консультативной психологической помощи.
Читать PDF
512.71 кб

Психологическое здоровье курсантов морских специальностей

Мельникова Ирина Петровна, Мельникова Марина Александровна
Работа на морском транспорте связана с высоким уровнем не только физического, но и психического напряжения, а потому вопросы сохранения и укрепления психического здоровья моряков, являются одной из основных задач и психологов, и п
Читать PDF
109.17 кб

Понимание как проблема в современной специальной психологии

Логинова Людмила Ивановна
В статье затронута малоизученная, но значимая проблема понимания дидактического материала учащимися с нормальным и задержанным психическим развитием.
Читать PDF
247.77 кб

Проблема внутренней картины дефекта в специальной психологии

Гайдукевич Екатерина Анатольевна
Представлен теоретический анализ психологических исследований по проблеме личностной реакции на дефект учащихся с нарушениями психофизического развития.
Читать PDF
430.73 кб

Американская военная психология как область специальной практики

Караяни Александр Григорьевич, Караяни Юлия Михайловна, Зинченко Юрий Петрович
В статье анализируются состояние и основные направления деятельности военных психологов американских вооруженных сил.
Читать PDF
565.44 кб

Изучение самосознания в контексте специальной психологии личности

Кузьмина Татьяна Ивановна
Представлен обобщенный теоретико-практический подход, демонстрирующий необходимость исследования самосознания лиц с интеллектуальными нарушениями в рамках специальной психологии личности в контексте изучения регулятивно-поведенчес
Читать PDF
332.99 кб

Вопросы психологии состояний в специальной педагогике и психологии

Агавелян Рубен Оганесович, Агавелян Оганес Карапетович
В статье приводятся основные положения технологии воздействия на детей с ОВЗ в свете психологии состояний.
Читать PDF
632.38 кб

Личностный профиль студентов специальности «Клиническая психология»

Лузянина Елена Сергеевна, Санникова Юлия Павловна
Читать PDF
109.02 кб

Где и как готовят специальных психологов: опыт негосударственного вуза

Л. М. Шипицына
Читать PDF
598.42 кб

Военная психология как область специального научного знания и практики

Караяни А. Г., Волобуева Ю. М.
В статье анализируется история становления военно-психологическогознания в России. Раскрыты основные этапы развития военно-психологической теории и практики. Дается характеристика объекта и предмета военной психологии.
Читать PDF
304.38 кб

Аттестация научных кадров по педагогическим и психологическим специальностям

Фельдштейн Давид Иосифович
Публикация посвящена проблемам качества диссертационных исследований претендентов на обладание ученой степенью кандидата и доктора педагогических или психологических наук.
Читать PDF
21.78 мб

Экстремально-психологическая подготовка сотрудников специальных подразделений

В.Н. Смирнов
Читать PDF
1.42 мб

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ИНИЦИАТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Лесин Александр Михайлович
В данной статье представлены результаты исследования инициативности студентов гуманитарной направленности.
Читать PDF
239.25 кб

Технология организации самостоятельной работы бакалавра - специального психолога

Зволейко Елена Владимировна
Согласно ФГОС ВПО, в учебном процессе должны активно использоваться различные формы самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы.

Похожие термины:

  • ПСИХОЛОГИЯ: ОТРАСЛЬ СПЕЦИАЛЬНАЯ

    сюда относятся, например, психология возрастная, психология педагогическая, патопсихология, нейропсихология, психология труда, психология инженерная, психология социальная, зоопсихология и пр. О
  • ОБРАЗОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ

    часть психологии образования, которая имеет дело с обучением и воспитанием детей, отклоняющихся от нормы в своем физическом или психологическом развитии. См. дефектология, психология специальная