СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Найдено 9 определений термина СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

ПСИХОЛОГИЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ

отрасль психологии, изучающая людей, для коих характерно отклонение от нормального психического развития, связанное с врожденными или приобретенными дефектами формирования и функционирования системы нервной. Изучает различные варианты патологии психического развития, проблемы аномального развития психики. Отдельное внимание уделяет изучению особенностей умственно отсталых детей, имеющих поражения коры мозга головного, и детей с нарушением деятельности анализаторов, недоразвитием речи при сохранном слухе.

В ней выделяются:

1) тифлопсихология - психология слепых;

2) сурдопсихология - психология глухих;

3) олигофренопсихология - психология умственно отсталых: детей с временными задержками психического развития, с нарушениями речи;

4) патопсихология - психология распада деятельности психической и болезненных свойств личности, и пр.

Психология специальная, как и педагогия специальная (тифлопедагогия, сурдопедагогия, олигофренопедагогия и пр.), входит в состав дефектологии - комплексной научной дисциплины, изучающей особенности развития детей с физическими и психическими недостатками и закономерности их воспитания и обучения.

Выявлено, что первичный дефект (например глухота) вызывает многочисленные вторичные изменения психического развития, перестройку жизненной позиции, системы взаимоотношений с окружающими, мышления, восприятия и пр. На базе данных психологии специальной строится система обучения и воспитания людей с аномалиями психического развития, консультация профессиональная и отбор профессиональный.

Основной задачей психологии специальной является формирование адекватной личности в условиях применения специальных методов и приемов воспитания и обучения, за счет коих происходит замещение и перестройка нарушенных функций.

Оцените определение:

Источник: С.Ю. Головин. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

— отрасль психологии, изучающая людей с психическими отклонениями: психологию слепых, глухих, умственно отсталых.

Источник: Юридическая психология словарь терминов

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

отрасль психологии, изучающая людей, для которых характерно отклонение от нормального психического развития, связанное с врожденными или приобретенными дефектами формирования и функционирования нервной системы, а именно психологию слепых (тифлопсихология), глухих (сурдопсихология), умственно отсталых (олигофренопсихология), детей с временными задержками психического развития, с нарушениями речи и т.п.

Источник: Словарь по профориентации и психологической поддержке

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

см. Психология специальная.

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

ПСИХОЛОГИЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ

отрасль психологии, занимающаяся изучением особенностей психического развития людей с различными аномалиями (с нарушением слуха, зрения, речи, интеллекта и др.). П. с. включает в себя логопсихологию, олигофренопсихологию, сурдопсихологию, тифлопсихологию и другие разделы

Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник, 2008 г

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

отрасль психологии, входящая также в состав комплексной научной дисциплины дефектологии, изучающая особенности психического развития людей с врожденными или приобретенными дефектами: с нарушением слуха, зрения, речи и т.д. (см. Дефектология, Специальная педагогика)

Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник, 2008 г

Специальная психология

изучение особенностей психической деятельности, связанных с различными нарушениями психическогого созревания, вызванными: а) лрганическими повреждениями головного мозга; б) умственной отсталостью; в) врожденными либо рано возникающими дефектами зрения; г) врожденными или рано возникающими дефектами зрения. Кроме того, это использование данного знания в пракьтическом плане.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г

ПСИХОЛОГИЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ

– отрасль психологии, изучающая особенности психики людей, для которых характерно отклонение от нормального развития, вызванное врожденными или приобретенными дефектами. В зависимости от специфики дефекта выделяют психологию слепых (тифлопсихология), глухих (сурдопсихология), умственно отсталых (олигофренопсихология), а также детей с нарушениями опорнодвигательного аппарата, речи и др. П. с. является составной частью дефектологии. Научные основы отечественной П. с. заложены в 20х гг. XX в, Л.С. Выготским, показавшим, что первичный дефект (например, нарушение функционирования анализатора) приводит к вторичным изменениям психического развития, перестройке взаимоотношений с окружающими, а также обусловливает своеобразное развитие и формирование высших психич. функций. В Москве в 1930 г. в Экспериментальнодефектологическом институте (ныне Институт коррекционной педагогики РАО) впервые в мире была создана лаборатория П. с. (под руководством Л. В. Занкова). На основе исследований по П. с. разрабатываются психологопедагогические рекомендации, способствующие совершенствованию содержания и методов учебновоспитательной работы в специальных школах и дошкольных учреждениях для аномальных детей.

Источник: Степанов С.С. Дефектология. Словарь справочник, Сфера. Москва. 2004 г

Специальная психология

область психологии развития, которая изучает проблемы развития людей с физическими и психическими недостатками, определяющими их потребность в особых условиях обучения и воспитания. Становление С. п. происходило в рамках дефектологии — интегративной области научного знания, органично соединившей клинико-физиологическое и психолого-педагогическое направления исследований процессов развития и обучения детей. Исторически первыми возникли такие направления С. п. как психология слепых (тифлопсихология), глухих (сурдопсихология), психология умственно отсталых (олигофренопсихология). За свою почти столетнюю историю С. п. значительно расширила область своего применения. Теперь она обращена и к детям с задержкой психического развития, нарушениями речи, ранним детским аутизмом, к детям с двигательными нарушениями и др. Кроме того, помогая преодолевать тяжелые проблемы обучения и воспитания детей с грубыми аномалиями развития, С. п. накопила средства разрешения трудностей обучения детей, не имеющих столь выраженных нарушений. До середины XlX века исследования в области психологии детей и взрослых с аномалиями развития носили эпизодический характер, сообщения об их результатах изредка появлялись в медицинских, философских и психологических сочинениях главным образом в связи с первыми успешными попытками воспитания и обучения слепых, глухих, слепо-глухих. Начало систематических исследований в области С. п. в России, как и в странах Западной Европы и в Америке, было связано с принятием законов о всеобщем образовании и началом строительства государственных систем специального образования, ядро которого составили школы для слепых, глухих и умственно отсталых детей. Возникшие в связи с этим потребности в научном обосновании необходимости и возможности массового обучения аномальных детей стимулировали (к) разработку психологического инструментария для дифференциации нормального и аномального развития, (б) изучение различных проявлений и психологической природы детской дефективности, (в) обсуждение проблем коррекции и компенсации нарушений в развитии, (г) поиск психологических условий оптимизации обучения детей в специальных школах разных типов. Первая в России лаборатории психологии аномального детства была открыта в 1926 г. Л. С. Выготским при руководимой в то время В. П. Кащенко Медико-педагогической Станции Наркомпроса. Исследования в области психологии аномального детства затем продолжены в созданном на ее базе в 1929 г. Экспериментальном дефектологическом институте Наркомпроса (ныне Институт коррекционной педагогики РАО). История развития теоретических основ С. п. и методологии экспериментальных исследований в этой области тесно связана с именем выдающегося отечественного психолога Л. С. Выготского, который в 20-е годы прошедшего столетия на основе создаваемой им в этот период культурно-исторической теории развития высших психических функций сформулировал и обосновал современные представления о природе и сущности аномального развития. Утверждая, что нормальный и аномальный ребенок развиваются по одним и тем же законам, обусловленным культурно-историческим происхождением высших психических функций и специфически человеческих способностей, Л. С. Выготский главную причину детской дефективности видел в "социальных вывихах", т. е. в выпадении аномального ребенка из исторически сложившейся, социальной по своей природе системы трансляции общественно-исторического опыта, "настроенной" на нормальный тип развития. Отмечая существенное расхождение между траекториями биологического и культурного развития аномального ребенка, вызванного такими "социальными вывихами", Л. С. Выготский обосновал необходимость и раскрыл широкие возможности социальной компенсации дефекта за счет построения "обходных путей" решения тех задач культурного развития, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами. Идеи Л. С. Выготского, развитые и подтвержденные его учениками и последователями Л. В. Занковым, Р. Е. Левиной, И. М. Соловьевым, Н. Г. Морозовой, Ж. И. Шиф и др., послужили научной основой кардинального изменения сложившихся в России в дореволюционный период подходов к обучению, воспитанию и социальной адаптации аномальных детей, обеспечили научную основу, создаваемой в стране системы специального образования. Развитие С. п. внесло значительный вклад и в создание общих теоретических основ отечественной психологии. Известно, что многие важные положения культурно-исторической психологии были первоначально сформулированы в работах, посвященных проблемам аномального развития. Представляется, что именно психологическая составляющая дефектологии, в период ее становления, в наибольшей степени отражает самобытность отечественной психологии. Она проявляется, прежде всего, в постулате единства законов психического развития человека, реализуемого в самых разных условиях. Восприятие психики как живой развивающейся системы отражено в стремлении к выявлению целостной, иерархически организованной картины аномалии развития, где биологическое неблагополучие лишь создает первичные предпосылки отклонения развития, которое проявляется во вторичных и третичных событиях, происходящих в психологической и социо-культурной реальности. Развитие С. п. в послевоенный период было обусловлено необходимостью восстановления, развития и дифференциации системы специального образования. Поскольку именно дифференциация системы специального образования вплоть до 90-х годов рассматривалась как магистральный путь совершенствования психолого-педагогической помощи разным категориям детей с нарушениями развития, усилия психологов в этот период были направлены, прежде всего, на изучение особенностей обучения и развития детей (главным образом когнитивной сферы) внутри ранее выделенных типов аномального развития. Такой подход, способствуя дифференциации обучения слепых и слабовидящих, глухих и слабослыщащих, умственно отсталых и детей с задержкой психического развития, привел к накоплению знания во всех областях ПС, обеспечил развитие теоретических основ и методов дифференциальной диагностики, но, в то же время, обусловил относительную изолированность и, по преимуществу, прикладной характер разных направлений С. п. Переосмысление в 90-е годы государством и обществом ценностей специального образования, в соответствии с ценностями открытого общества, ориентированного на интеграцию людей с различными проблемами в единое сообщество при достижении каждым человеком максимально высокого уровня качества жизни, потребовало изменения приоритетов и в развитии С. п. В связи с этим актуальными становятся разработка и реализация методов специальной психологической поддержки ребенка, подростка, взрослого человека на всех этапах его взросления. Одной из важнейших задач становится гармонизация отношений между обучением и развитием, встает вопрос об обеспечении специальным образованием социально-эмоционального развития ребенка, поддержки его семьи и ближайшего социального окружения. Вслед за Л. С. Выготским рассматривая образование как специфически человеческий способ передачи индивиду опыта рода как универсальный механизм трансляции общественного опыта, как всеобщую культурно-историческую форму становления и развития сущностных сил человека, современная С. п. видит свои главные задачи: — в выявлении особых образовательных потребностей людей, по тем или иным причинам выпадающих из системы образовательных воздействий, ориентированных на нормальный тип развития; — в определении психологических условий реализации этих образовательных потребностей в различных формах обучения и воспитания, включающих и специальную индивидуальную помощь, и поддержку при интеграции в социум. В центре внимания специалистов находится теперь уже не особенности развития детей с теми или иными аномалиями, а образовательные потребности конкретного ребенка с особенностями в развитии, создание оптимального индивидуального образовательного маршрута, позволяющего сохранить ребенка в семье и максимально интегрировать в сообщество обычных сверстников. С. п., таким образом, становится не только теоретической или прикладной, но и практической дисциплиной, и задачи развития специальной психологической практики начинают требовать массовой подготовки кадров не только для исследовательской, диагностической, но и для психологической коррекционной работы.

Источник: Клиническая психология. Словарь под ред. Н.Д. Твороговой. Психологический лексикон

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Психологическое сопровождение несовершеннолетних правонарушителей на базе специального предприятия «

Парфенов Юрий Александрович
Рассматриваются основные направления работы по психологическому сопровождению несовершеннолетних правонарушителей в процессе их учебно-трудовой деятельности.
Читать PDF

Проблема внутренней картины дефекта в специальной психологии

Гайдукевич Екатерина Анатольевна
Представлен теоретический анализ психологических исследований по проблеме личностной реакции на дефект учащихся с нарушениями психофизического развития.
Читать PDF

Изучение эмоциональной устойчивости у студентов педагогических и психологических специальностей

Алексеева Елена Евгеньевна
Статья содержит анализ результатов изучения проявлений эмоциональной устойчивости/неустойчивости у студентов психологических и педагогических специальностей.
Читать PDF

Использование специального оборудования при психологическом обеспечении контртеррористической операц

Грачев Сергей Геннадьевич
Данная статья посвящена особенностям использования психокоррекционного оборудования в условиях проведения контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона.
Читать PDF

Психологические особенности студентов, обучающихся по педагогическим специальностям, с доминирование

Тищенко Юлия Владимировна
Выявлены взаимосвязи различных психологических характеристик личности с особенностями эмоциональной сферы, проявляющейся в ситуации экзамена.
Читать PDF

Концепция профессиональной подготовки бакалавра специального образования, профиль -«Психологическое

Зволейко Елена Владимировна
Актуальные проблемы, выявленные нами в ходе практической подготовки бакалавров, позволили определить направления совершенствования образовательного процесса, выстроить свою педагогическую систему, апр
Читать PDF

Психологическая структура осознанной саморегуляции студентов разных типов специальностей

Неверов Виктор Николаевич
В статье представлен анализ влияния профессиональной принадлежности на особенности строения саморегуляции учебной деятельности студентов.
Читать PDF

Специфика мотивации родителей, обращающихся за специальной образовательной помощью в психологический

Нагаева Яна Александровна
Изучение мотивации обращения за психологической и другой помощью на сегодняшний день является достаточно актуальным и может помочь не только объяснить закономерности формирования мотивации обращения з
Читать PDF

О подготовке по специальности «Клиническая психология» в вузах Уральского региона

Батурин Николай Алексеевич, Беребин Михаил Алексеевич
Читать PDF

Военная психология как область специального научного знания и практики

Караяни А.Г., Волобуева Ю.М.
В статье анализируется история становления военно-психологическогознания в России. Раскрыты основные этапы развития военно-психологической теории и практики.
Читать PDF

Обучение творческим специальностям и проблемы личности (на материале психологического консультирован

Костюченкова Ольга Юрьевна.
Представлены результаты сравнительного анализа исследования психологических проблем студентов, обучающихся на творческих и нетворческих специальностях высшего профессионального образования в области к
Читать PDF

Показатели психологической адаптации студентов творческих специальностей на завершающем этапе обучен

Кирсанов В.М.
Представлен анализ психологических особенностей студентов, обучающихся на факультете декоративно-прикладного творчества, включающий оценку личностных характеристик (активность, направленность, мотивац

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Похожие термины: