СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИЯ СОЗРЕВАНИЕ ПОЛОВОЕ

СОЗРЕВАНИЕ

Найдено 7 определений термина СОЗРЕВАНИЕ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

СОЗРЕВАНИЕ

англ. maturation) - часть общего процесса онтогенетического роста и развития, которая детерминирована г. о. наследственной программой. В терминах Л. С. Выготского, С. - линия натурального (органического) развития, логически противопоставляемая линии культурного (функционального, социального) развития. В то же время Выготский понимал, что оба ряда изменений столь тесно взаимообусловлены и нерасторжимы, что реально образуют двуединый ряд, линию социально-биологических процессов роста и развития. См. Возрастная психофизиология. (Б. М.)

Оцените определение:

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

СОЗРЕВАНИЕ

maturation) - достижение полного развития. Данный термин применяется преимущественно для обозначения развития зрелых зародышевых клеток (яйцеклетки и сперматозоида).

Источник: Оксфордский толковый словарь общей медицины, 2002 г

СОЗРЕВАНИЕ

Процесс развития, ведущий к состоянию зрелости. Способ употребления этого термина различными авторами, однако, вводит тонкие коннотации, которые отражают теоретические сложности, заключающиеся в нем. Почти все варианты использования вращаются вокруг основной проблемы – соотношение вкладов наследственности и среды в процесс созревания. Рассмотрим три "определения", встречающихся в литературе. 1. Созревание как чисто биологическое развитие. Подразумевается, что процесс является биологически жестко предопределенным и что все поведенческие и морфологические изменения являются неизбежными. Фактически сейчас уже никто не придерживается этой позиции, так как даже наиболее примитивные из процессов созревания требуют какого-то участия среды для своего нормального протекания. 2. Созревание как процесс, происходящий в генетически заданных условиях. Предполагается, что влияние среды необходимо для нормальных изменений, сопровождающих процесс развития, но что его роль определяется биологическими ограничениями. Те, кто придерживаются этой позиции, предпочитают рассматривать среду, во-первых, как "триггер", который инициирует процесс (эта идея, конечно, содержится и в вышеупомянутом способе употребления), во-вторых, как фактор, определяющий способы проявления биологических процессов. 3. Созревание как та доля вариаций в изменениях, связанных с развитием, которая относится к наследственным факторам. Специальный термин, выражающий это значение – наследуемость, и эта позиция отражает общепринятую точку зрения, что наследственность и среда взаимодействуют друг с другом в контроле процессов развития/созревания. Различные тонкости в способах употребления здесь такие же, как и в употреблении более общего термина дискуссии о наследственности-среде. Обратите внимание также, что во всех этих способах использования неявно содержится понятие видовой специфики. Все изменения, связанные с созреванием, должны рассматриваться в рамках отдельных обсуждаемых биологических видов.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии/Под ред. А.Ребера,2002 г

СОЗРЕВАНИЕ

MATURATION)

Генетически предопределенные изменения в развитии. Последовательность продвижения по этапам психосексуального развития или время появления определенных функций, таких, например, как переход от ползания к хождению и появление речи, определяется врожденными, биологически предопределенными факторами.

Источник: Ф. Тайсон, Р. Тайсон. Психоаналитические теории развития. Глоссарий

Созревание

1. в самом общем виде – процесс развития, ведущий к состоянию зрелости организма. Термин имеет разные коннотации, отражающие различия в существующих подходах к решению основной проблемы – соотношения вкладов наследственности и среды в процесс созревания: а) созревание как сугубо биологическое развитие, результаты которого заранее предопределены генетическими факторами и при определенных условиях неизбежны; б) созревание как процесс, происходящий в генетически заданных условиях; роль среды сводится в этом случае, во-первых, к инициации процесса развития, к функции триггера, и, во вторых, к влиянию на динамику биологических процессов созревания; в) созревание как процесс взаимодействия факторов среды обитания и наследственности. Во всех приведенных трактовках общим считается то, что имеется в виду определенный биологический вид живого существа (растение, насекомое, млекопитающее и др.). Синоним: Онтогенез. Антоним: Дизонтогенез.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г

Созревание

(maturation) - естественные изменения испытуемого как функция от времени, в течение которого проводится исследование.

Источник: Скот Миллер. Психология развития, методы исследования, 2013 г

Созревание

Процесс жизненного развития организма, обеспечивающий переход к зрелости. В этом смысле термин используется большинством психологов, однако имеются более тонкие различия смысловых оттенков: Созревание можно рассматривать как чисто биологическое развитие врожденных тенденций, без содействия окружающей среды. В качестве примера можно привести обучение ходьбе. Окружающая среда играет роль «спускового крючка» для врожденных тенденций и также определяет направление развития. В качестве примера можно привести человеческую речь. Мы должны слышать речь, прежде чем научимся воспроизводить ее; речь, которую мы слышим, определяет язык, на котором мы говорим.

Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г

Показать все [+4] ↓

Найдено научных статей по теме — 2

Особенности сенсомоторной интеграции девушек 14-17 лет с разным темпом полового созревания

Руссак Юлия Александровна
В статье показана специфика сенсомоторной интеграции у девушек 14-17 лет с разным темпом полового созревания.
Скачать PDF

Трансформация отношений с родителями как ядро процесса психологического созревания в подростковом во

Михеева Н.Д., Мизинова А.В.
Авторы описывают психоаналитическую точку зрения на задачи подросткового периода, выделяя в качестве центрального пункта этого периода изменение отношений подростка с родителями. Проведя эмпирическое исследование, авторы подтверждают выдвинутую гипотезу о связи процессов деидеализации родителей с психологическим созреванием подростков. The article is devoted to the theoretical and empirical analysis of the adolescent psychological development processes. The authors describe psychoanalytical point of view for the adolescent psychological developmental tasks, the central part of which assigns to child-parents separation. The authors conduct successful empirical verification of their hypothesis about the connection of parent deidealization and psychological maturation of the adolescents.
Скачать PDF