СОЗРЕВАНИЕ
Созревание
(maturation) - естественные изменения испытуемого как функция от времени, в течение которого проводится исследование.
Источник: Миллер С. Психология развития, методы исследования. 2002
СОЗРЕВАНИЕ
maturation) - достижение полного развития. Данный термин применяется преимущественно для обозначения развития зрелых зародышевых клеток (яйцеклетки и сперматозоида).
Источник: Оксфордский большой толковый медицинский словарь. 2001
Созревание
(maturation) — последовательное формирование физических особенностей, которые заключены в генетическом коде и характерны для всех представителей данного биологического вида.
Источник: Развитие ребенка. Питер. 2004 г.
СОЗРЕВАНИЕ
MATURATION)
Генетически предопределенные изменения в развитии. Последовательность продвижения по этапам психосексуального развития или время появления определенных функций, таких, например, как переход от ползания к хождению и появление речи, определяется врожденными, биологически предопределенными факторами.
Генетически предопределенные изменения в развитии. Последовательность продвижения по этапам психосексуального развития или время появления определенных функций, таких, например, как переход от ползания к хождению и появление речи, определяется врожденными, биологически предопределенными факторами.
Источник: Тайсон Ф., Тайсон Р. Психоаналитические теории развития. 2006
СОЗРЕВАНИЕ
составляющая процесса онтогенетического роста и развития, детерминированная наследственной программой. В учениях Л.С. Выготского, созревание - линия натурального (органического) развития, противопоставляемая линии культурного (функционального, социального) развития. В то же время Л.С. Выготский утверждал, что обе линии изменений взаимообусловлены и взаимосвязаны, и реально образуют вектор социально-биологических процессов роста и развития.
СОЗРЕВАНИЕ
англ. maturation) - часть общего процесса онтогенетического роста и развития, которая детерминирована г. о. наследственной программой. В терминах Л. С. Выготского, С. - линия натурального (органического) развития, логически противопоставляемая линии культурного (функционального, социального) развития. В то же время Выготский понимал, что оба ряда изменений столь тесно взаимообусловлены и нерасторжимы, что реально образуют двуединый ряд, линию социально-биологических процессов роста и развития. См. Возрастная психофизиология. (Б. М.)
Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004
Созревание
Процесс жизненного развития организма, обеспечивающий переход к зрелости. В этом смысле термин используется большинством психологов, однако имеются более тонкие различия смысловых оттенков: Созревание можно рассматривать как чисто биологическое развитие врожденных тенденций, без содействия окружающей среды. В качестве примера можно привести обучение ходьбе. Окружающая среда играет роль «спускового крючка» для врожденных тенденций и также определяет направление развития. В качестве примера можно привести человеческую речь. Мы должны слышать речь, прежде чем научимся воспроизводить ее; речь, которую мы слышим, определяет язык, на котором мы говорим.
Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г
Созревание
1. в самом общем виде – процесс развития, ведущий к состоянию зрелости организма. Термин имеет разные коннотации, отражающие различия в существующих подходах к решению основной проблемы – соотношения вкладов наследственности и среды в процесс созревания: а) созревание как сугубо биологическое развитие, результаты которого заранее предопределены генетическими факторами и при определенных условиях неизбежны; б) созревание как процесс, происходящий в генетически заданных условиях; роль среды сводится в этом случае, во-первых, к инициации процесса развития, к функции триггера, и, во вторых, к влиянию на динамику биологических процессов созревания; в) созревание как процесс взаимодействия факторов среды обитания и наследственности. Во всех приведенных трактовках общим считается то, что имеется в виду определенный биологический вид живого существа (растение, насекомое, млекопитающее и др.). Синоним: Онтогенез. Антоним: Дизонтогенез.
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
СОЗРЕВАНИЕ
(maturation-англ.) процесс или результат достижения организмом, человеком или животным состояния зрелости, характерного для взрослого индивида или взрослой особи соответствующего рода. С.-это также универсальная последовательность изменений, происходящих в теле или в мозге человека, сопровождающаяся закономерно связанными с этими изменениями модификациями психики и поведения. С. в этом его понимании означает процесс развития организма, его психики и поведения по законам природы, прежде всего совершенствование работы органов тела под воздействием программы, изначально заложенной в генотипе. С так понимаемыми процессами С. связаны психологические явления, виды и формы поведения, обусловленные естественными законами биологического развития организма. Их иногда называют врожденными. В ряде частных случаев С. может означать: 1. Чисто биологический процесс постепенного развертывания и проявления того, что изначально заложено в генотипе организма. 2. Биологически заданный или протекающий в основном по биологическим законам процесс, который только частично (в некоторых особенностях своей динамики) зависит от окружающей среды, открывающей и предоставляющей более или менее благоприятные возможности для С. организма. 3. Процесс, детерминированный двояко: и генотипом, и средой одновременно. См. генотип, развитие.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
Созревание
генетически детерминированный процесс количественных и качественных изменений отдельных органов и систем организма прогрессивного характера. С. соотносится с развитием ребенка и его психики. В представлениях Ж. Пиаже развитие мышления следует за С. механизмов мышления (ассимиляции и аккомодации), определяя педагогический подход к обучению детей: учить ребенка следует тому, к чему он готов, что позволяет степень зрелости его механизмов.
Наиболее полно взаимоотношения процессов созревания и развития с направленным социальным воздействием в форме обучения рассмотрены Л. С. Выготским. В трудах по педагогической психологии часто приводится знаменитая триада Л. С. Выготского «созревание — развитие— обучение», предполагающая как хорошо известные прямые влияния созревания на развитие и развития на обучение, так и более гипотетические обратные влияния, например обучения на развитие. Практические результаты легли в основу широко известного в отечественных психологии и педагогике представления о зонах актуального и ближайшего развития (см. Зона актуального развития, Зона ближайшего развития). Адекватное в возрастном отношении обучение ускоряет процесс психического, а вслед за ним — и поведенческого развития ребенка.
Таким образом, С. механизмов мозга и организма в целом, происходящее под влиянием генетической программы, тем не менее находится под управляющим воздействием внешней среды (как адекватное обучение и тренировка важнейших функций организма). Известно, что обучение в качестве ген-средового взаимодействия способно привести к экспрессии (от лат. expressio — «выражение») генов и действительно ускорить созревание нервно-гуморальных процессов организма.
Наиболее полно взаимоотношения процессов созревания и развития с направленным социальным воздействием в форме обучения рассмотрены Л. С. Выготским. В трудах по педагогической психологии часто приводится знаменитая триада Л. С. Выготского «созревание — развитие— обучение», предполагающая как хорошо известные прямые влияния созревания на развитие и развития на обучение, так и более гипотетические обратные влияния, например обучения на развитие. Практические результаты легли в основу широко известного в отечественных психологии и педагогике представления о зонах актуального и ближайшего развития (см. Зона актуального развития, Зона ближайшего развития). Адекватное в возрастном отношении обучение ускоряет процесс психического, а вслед за ним — и поведенческого развития ребенка.
Таким образом, С. механизмов мозга и организма в целом, происходящее под влиянием генетической программы, тем не менее находится под управляющим воздействием внешней среды (как адекватное обучение и тренировка важнейших функций организма). Известно, что обучение в качестве ген-средового взаимодействия способно привести к экспрессии (от лат. expressio — «выражение») генов и действительно ускорить созревание нервно-гуморальных процессов организма.
СОЗРЕВАНИЕ
Процесс развития, ведущий к состоянию зрелости. Способ употребления этого термина различными авторами, однако, вводит тонкие коннотации, которые отражают теоретические сложности, заключающиеся в нем. Почти все варианты использования вращаются вокруг основной проблемы – соотношение вкладов наследственности и среды в процесс созревания. Рассмотрим три "определения", встречающихся в литературе. 1. Созревание как чисто биологическое развитие. Подразумевается, что процесс является биологически жестко предопределенным и что все поведенческие и морфологические изменения являются неизбежными. Фактически сейчас уже никто не придерживается этой позиции, так как даже наиболее примитивные из процессов созревания требуют какого-то участия среды для своего нормального протекания. 2. Созревание как процесс, происходящий в генетически заданных условиях. Предполагается, что влияние среды необходимо для нормальных изменений, сопровождающих процесс развития, но что его роль определяется биологическими ограничениями. Те, кто придерживаются этой позиции, предпочитают рассматривать среду, во-первых, как "триггер", который инициирует процесс (эта идея, конечно, содержится и в вышеупомянутом способе употребления), во-вторых, как фактор, определяющий способы проявления биологических процессов. 3. Созревание как та доля вариаций в изменениях, связанных с развитием, которая относится к наследственным факторам. Специальный термин, выражающий это значение – наследуемость, и эта позиция отражает общепринятую точку зрения, что наследственность и среда взаимодействуют друг с другом в контроле процессов развития/созревания. Различные тонкости в способах употребления здесь такие же, как и в употреблении более общего термина дискуссии о наследственности-среде. Обратите внимание также, что во всех этих способах использования неявно содержится понятие видовой специфики. Все изменения, связанные с созреванием, должны рассматриваться в рамках отдельных обсуждаемых биологических видов.