СОЗНАТЕЛЬНОЕ

Предыдущий термин:
СОЗНАНИЯ, ЭЛЕМЕНТ

Следующий термин:
Сознательность

Содержание:

Найдено 3 определения термина СОЗНАТЕЛЬНОЕ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

СОЗНАТЕЛЬНЫЙ

1. В наиболее общем смысле термин используется для того, чтобы охарактеризовать психическое состояние индивида, который способен: (а) иметь ощущения и восприятия, (б) реагировать на стимулы, (в) испытывать чувства и эмоции, (г) иметь мысли, идеи, планы и образы и (д) осознавать свои ощущения. Обратите внимание, что, когда термин употребляется не в отношении человека, процессы (г) обычно не включаются, хотя (в) относятся ко всем, кроме простейших видов. Следует различать сознательное состояние с сознанием (особенно значения 2 и 3). 2. В психоаналитической теории – аспект психики, который включает все, что субъект осознает в данный момент. Это использование противопоставляется предсознательному и бессознательному.

Оцените определение:

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии/Под ред. А.Ребера,2002 г

СОЗНАТЕЛЬНОЕ

CONSCIOUS)

Качество психической осведомленности о проявлениях внешнего мира и интрапсихических феноменов. Другие феномены, остающиеся незамеченными, могут оказывать свое динамическое влияние.

Применяя топографический подход к психическим явлениям, Фрейд (1915) выделил сознательное (Сз), предсознательное (Псз) и бессознательное (Бсз) и определил их как динамические системы с собственными функциями, процессами, энергией и идеационным содержанием. Сознательное рассматривалось им как периферическая часть, получающая информацию как от внешнего мира, так и от тела и психики. Его отграничение от предсознательного, однако, не отличается той степенью ясности и четкости, которая позволяла отделить сознательное от бессознательного. Иногда первые две структуры рассматривались Фрейдом как единая система сознательного и предсознательного (Сз-Псз), располагающая свободой и подвижной энергией (катектическое внимание), способная извлекать определенные виды психического содержания из предсознательного и переводить их в сознание. В отличие от первичных процессов, протекающих в бессознательном, система сознательного и предсознательного оперирует вторичным процессом, характеризующимся логическим мышлением и речью.

Сознание, представляющее собой более высокий уровень психической организации по сравнению с восприятием, включает осознание материала, получаемого при восприятии внутренних и внешних событий, интеграцию этого материала, а также готовность к ответу но влияния внешнего мира. Сознание отражает индивидуальный, субъективный опыт, оно непрерывно во времени (включая сон и состояния диссоциации), но изменчиво по содержанию. Оно является продуктом того, что в свое время обозначалось Фрейдом как система восприятия-сознания (В-Сз) и рассматривалось им в качестве ядра Я. Система В-Сз функционирует таким образом, что восприятие внешних стимулов органами чувств становится основой функции проверки реальности. Следовательно, она предназначено для оценки качеств (приятное/неприятное) внутренних ощущений, инстинктивных желаний, воспоминаний, фантазий и мыслительных процессов. Фрейд сравнивал эту систему с органом чувств для восприятия психических качеств. Она может включать также некоторые формы осознания места и времени -(прошлое, настоящее и будущее).

Все, что относится к сознанию, мимолетно. Оно, как считал Фрейд, изменяется в соответствии с направленностью внимания. То, что скрыто в донный момент, может легко снова стать сознательным. Сознание зависит как от качеств настоящей ситуации, ток и от прошлого опыта индивида, его мотиваций, аффектов, воспоминаний и знаний. Феномены сознания мгновенны и сугубо индивидуальны. Они могут включаться в конфликты и защиту. При этом, однако, само по себе сознание не указывает на существование конфликта, поскольку определенные аспекты Я и Сверх-Я могут быть бессознательными, о конфликтующие идеи и представления, отрицающие эти аспекты, осознаваться.

Измененные состояния сознания могут возникать под воздействием таких психологических и физиологических факторов, как сон, усталость, болезнь, гипноз и лекарственные средства. Обычно они проявляются в чрезмерной настороженности либо в снижении качество осознанности внешних стимулов, а также во временной приостановке функций Я (например, проверки реальности). Измененные состояния сознания включают в себя состояния сонливости, например во время уроков или монотонной езды, транс и близкие к нему состояния во время гипноза, анализа или отыгрывания, мистические переживания, о также состояния деперсонализации и дереолизации (обычно регрессивные и защитные по своей природе).

Источник: Психоаналитические термины и понятия Словарь. Под ред. Борнесса Э. Мура и Бернарда Д. Фаина. М.: Независимая фирма "Класс", 2000

Сознательный

1. наиболее общее значение – характеристика психического состояния индивида, в котором он способен: а) представлять себе собственные ощущения и восприятия; б) воспринимать свои мысли, чувства и побуждения; в) реагировать на стимулы не рефлекторным образом, а в соответствии со своими убеждениями, ценностями и интересами; 2. обдуманный, спланированный, целенаправленный; 3) в психоанализе – осознаваемый в данный момент, в противоположность тому, что скрыто в подсознании и в бессознательной сфере. По Фрейду, основная роль сознания – это «роль органа чувств для восприятия психических качеств», сознание «является лишь качеством, которое может присоединиться или не присоединиться к отдельному психическому акту и которое никогда ничего не изменяет в нем, если оно не наступает».

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Конструирование личностью вариантов своего бытия: сознательное обращение к эталонам успешных людей

Маслова Екатерина Сергеевна
В статье показано, что жизнь может быть предметом конструирования, осуществляемого личностью или определенными социальными институтами.
Читать PDF

Сознательные и бессознательные компоненты образа политической власти

Вершинина Наталья Сергеевна, Мирицкая Екатерина Александровна, Муравьева Ольга Ивановна
Представлены результаты эмпирического исследования, целью которого было выявление сознательных и бессознательных компонентов образа политической власти на основе таких параметров, как оценка, сила, со
Читать PDF

Проблемы профессиональной идентичности и маргинальности в ситуации сознательной смены профессии (на

Дементий Людмила Ивановна
Анализируется проблема формирования профессиональной идентичности в ситуации получения второго высшего образования.
Читать PDF

Деятельность как сознательная форма поведения человека

Корниенко Александр Федорович
Статья посвящена рассмотрению понятия "деятельность" как специфической человеческой формы поведения, характеризующейся наличием мотива и цели.
Читать PDF

Сознательный контроль в мнемических задачах и задачах научения

Морошкина Н. В., Гершкович В. А.
В статье рассматриваются возможности сознательного контроля поведения при выполнении мнемических задач и задач научения. Дан обзор современных исследований имплицитного научения и запоминания.
Читать PDF

Интеллект как индивидуальный сознательный опыт

Тимофеев О. Н.
Проведен анализ подходов к пониманию путей развития интеллекта. Показано, что современное понимание развития интеллекта это развитие индивидуального сознательного опыта.
Читать PDF

Исследования физиологических механизмов сознательного вербально`смыслового управления психическими п

Чуприкова Наталья Ивановна
В свете современных представлений о психофизиологии сознания и о центральных управляющих процессах рассматриваются результаты исследований школы Е.И.
Читать PDF

Анализ проблемы сознательного и бессознательного в психологической науке

Абдурахимов К.А.
Проблема бессознательного имеет важное значение как в философской, так и научно-психологической мысли. Все чаще вопрос бессознательного становится предметом исследования современных исследователей.
Читать PDF

ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ СОЗНАТЕЛЬНОГО И БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО В НАУЧНОЙ ФИЛОСОФИИ

Костарева Анастасия Александровна
Анализируется соотношение сознательного и бессознательного через определение их диалектического единства.
Читать PDF

Концептуализация принципа сознательности в процессе оптимизации качества знаний по иностранному язык

Комарицкая Г.В.
В статье речь идёт о необходимости сознательного усвоения языковых знаний и применения их на практике, то есть в речевой деятельности.
Читать PDF

Формирование структуры принципа активности и сознательности в истории отечественной педагогики

Гайфутдинов Азат Минабутдинович
Показана актуальность изучения структуры принципов обучения. Представлен анализ требований, отражённых в педагогической литературе как дидактические принципы.
Читать PDF

Формирование структуры принципа активности и сознательности в истории отечественной педагогики

Гайфутдинов Азат Минабутдинович
Показана актуальность изучения структуры принципов обучения. Представлен анализ требований, отражённых в педагогической литературе как дидактические принципы.

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!