СОЗНАТЕЛЬНОЕ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

СОЗНАТЕЛЬНЫЙ
1. В наиболее общем смысле термин используется для того, чтобы охарактеризовать психическое состояние индивида, который способен: (а) иметь ощущения и восприятия, (б) реагировать на стимулы, (в) испытывать чувства и эмоции, (г) иметь мысли, идеи, планы и образы и (д) осознавать свои ощущения. Обратите внимание, что, когда термин употребляется не в отношении человека, процессы (г) обычно не включаются, хотя (в) относятся ко всем, кроме простейших видов. Следует различать сознательное состояние с сознанием (особенно значения 2 и 3). 2. В психоаналитической теории – аспект психики, который включает все, что субъект осознает в данный момент. Это использование противопоставляется предсознательному и бессознательному.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

Сознательный
1. наиболее общее значение – характеристика психического состояния индивида, в котором он способен: а) представлять себе собственные ощущения и восприятия; б) воспринимать свои мысли, чувства и побуждения; в) реагировать на стимулы не рефлекторным образом, а в соответствии со своими убеждениями, ценностями и интересами; 2. обдуманный, спланированный, целенаправленный; 3) в психоанализе – осознаваемый в данный момент, в противоположность тому, что скрыто в подсознании и в бессознательной сфере. По Фрейду, основная роль сознания – это «роль органа чувств для восприятия психических качеств», сознание «является лишь качеством, которое может присоединиться или не присоединиться к отдельному психическому акту и которое никогда ничего не изменяет в нем, если оно не наступает».

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

СОЗНАТЕЛЬНОЕ
CONSCIOUS)
Качество психической осведомленности о проявлениях внешнего мира и интрапсихических феноменов. Другие феномены, остающиеся незамеченными, могут оказывать свое динамическое влияние.
Применяя топографический подход к психическим явлениям, Фрейд (1915) выделил сознательное (Сз), предсознательное (Псз) и бессознательное (Бсз) и определил их как динамические системы с собственными функциями, процессами, энергией и идеационным содержанием. Сознательное рассматривалось им как периферическая часть, получающая информацию как от внешнего мира, так и от тела и психики. Его отграничение от предсознательного, однако, не отличается той степенью ясности и четкости, которая позволяла отделить сознательное от бессознательного. Иногда первые две структуры рассматривались Фрейдом как единая система сознательного и предсознательного (Сз-Псз), располагающая свободой и подвижной энергией (катектическое внимание), способная извлекать определенные виды психического содержания из предсознательного и переводить их в сознание. В отличие от первичных процессов, протекающих в бессознательном, система сознательного и предсознательного оперирует вторичным процессом, характеризующимся логическим мышлением и речью.
Сознание, представляющее собой более высокий уровень психической организации по сравнению с восприятием, включает осознание материала, получаемого при восприятии внутренних и внешних событий, интеграцию этого материала, а также готовность к ответу но влияния внешнего мира. Сознание отражает индивидуальный, субъективный опыт, оно непрерывно во времени (включая сон и состояния диссоциации), но изменчиво по содержанию. Оно является продуктом того, что в свое время обозначалось Фрейдом как система восприятия-сознания (В-Сз) и рассматривалось им в качестве ядра Я. Система В-Сз функционирует таким образом, что восприятие внешних стимулов органами чувств становится основой функции проверки реальности. Следовательно, она предназначено для оценки качеств (приятное/неприятное) внутренних ощущений, инстинктивных желаний, воспоминаний, фантазий и мыслительных процессов. Фрейд сравнивал эту систему с органом чувств для восприятия психических качеств. Она может включать также некоторые формы осознания места и времени -(прошлое, настоящее и будущее).
Все, что относится к сознанию, мимолетно. Оно, как считал Фрейд, изменяется в соответствии с направленностью внимания. То, что скрыто в донный момент, может легко снова стать сознательным. Сознание зависит как от качеств настоящей ситуации, ток и от прошлого опыта индивида, его мотиваций, аффектов, воспоминаний и знаний. Феномены сознания мгновенны и сугубо индивидуальны. Они могут включаться в конфликты и защиту. При этом, однако, само по себе сознание не указывает на существование конфликта, поскольку определенные аспекты Я и Сверх-Я могут быть бессознательными, о конфликтующие идеи и представления, отрицающие эти аспекты, осознаваться.
Измененные состояния сознания могут возникать под воздействием таких психологических и физиологических факторов, как сон, усталость, болезнь, гипноз и лекарственные средства. Обычно они проявляются в чрезмерной настороженности либо в снижении качество осознанности внешних стимулов, а также во временной приостановке функций Я (например, проверки реальности). Измененные состояния сознания включают в себя состояния сонливости, например во время уроков или монотонной езды, транс и близкие к нему состояния во время гипноза, анализа или отыгрывания, мистические переживания, о также состояния деперсонализации и дереолизации (обычно регрессивные и защитные по своей природе).

Источник: Психоаналитические термины и понятия. Словарь. Под ред. Борнесса Э. Мура и Б.Д. Файна. 2000

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
6.78 мб

Конструирование личностью вариантов своего бытия: сознательное обращение к эталонам успешных людей

Маслова Екатерина Сергеевна
В статье показано, что жизнь может быть предметом конструирования, осуществляемого личностью или определенными социальными институтами. Называются причины, почему трудно самостоятельно изобрести эффективный вариант жизни.
Читать PDF
211.75 кб

Сознательное и бессознательное: к историографии вопроса

Магаррамов Магаррам Джабраилович
Текст доклада автора на Всероссийской научной конференции «Культура между Логосом и Мифом: к проблеме бессознательного (к 80-летию А. Э.
Читать PDF
105.93 кб

Бессознательное и сознательное в художественной культуре

Воскобойников Анатолий Эммануилович
В статье утверждается, что глубокий эстетический образ или талантливое произведение искусства всегда сопряжены со смысловой многозначностью, а их создание — с художественной интуицией, вдохновением, воображением.
Читать PDF
451.69 кб

Сознательное и бессознательное в организации движений

Филатова О.Е., Зинченко Ю.П., Еськов В.В., Стрельцова Т.В.
Проблема роли сознания в участии любого движения (в частности, тремора) обсуждается около 150 лет. Нами сейчас обсуждается роль сознания в организации различных видов движения.
Читать PDF
1.49 мб

Феномен «Сознательное родительство»: взгляды детей и родителей

Асриева Снежана Вячеславовна
Статья посвящена изучению проблем становления сознательного родительства в молодежной среде. Молодые люди, необдуманно вступая в брак и потом разрывая его, обрекают своих детей жить в «неполных» семьях.
Читать PDF
229.63 кб

Сознательное и бессознательное в политике (Платон и «Пещерные люди»)

Буренко Владимир Иванович
В статье на материалах «символа пещеры» Платона представлена трактовка сознательного и бессознательного в политике.
Читать PDF
106.80 кб

Бессознательное и сознательное в уединении и на миру

Воскобойников Анатолий Эммануилович
В основе психической жизни человека лежит филогенетически врожденное бессознательное. С ним связано онтогенетически сформировавшееся бессознательное — подсознание.
Читать PDF
324.51 кб

Сознательное и бессознательное в контексте решения основной антропологической проблемы

Куевда Инна Александровна
Основная антропологическая проблема была сформулирована в европейской традиции еще в античности. Дуализм духовного и телесного связан с определенными парадигмальными особенностями европейской философии.
Читать PDF
249.62 кб

Деятельность как сознательная форма поведения человека

Корниенко Александр Федорович
Статья посвящена рассмотрению понятия "деятельность" как специфической человеческой формы поведения, характеризующейся наличием мотива и цели.
Читать PDF
1.07 мб

Развитие сознательно-практического метода и становление факультета РГФ

Ведель Григорий Евгеньевич
Читать PDF
360.56 кб

Категории сознательного и бессознательного в музыкальном творчестве

Бочарова Е. В.
Читать PDF
392.92 кб

Информированность населения по вопросам охраны здоровья и проблемы сознательного гигинического повед

Винтухова Л.В., Фролова А.И.
Читать PDF
12.85 мб

«Давайте меняться сознательно!»: формирование ценностей здорового образа жизни в медиапространстве с

Ежова Елена Николаевна, Буров Александр Архипович
Исследование посвящено анализу медийных ресурсов пропаганды здорового образа жизни в России, выявлению механизмов регулирования информационной сферы в этой области.
Читать PDF
319.31 кб

Сознательно-позитивное отношение обучающихся к интеграции физического воспитания и безопасности жизн

Соломенников Дмитрий Викторович
В статье представлены результаты исследования по выявлению отношения обучающихся школьного возраста к интегрированным занятиям физического воспитания и безопасности жизнедеятельности во время пребывания в летнем оздоровительном ла
Читать PDF
5.90 мб

Проблема сознательного выбора профессии педагога

Татьяна Николаевна Преснякова, Светлана Антоновна Анкудинова, Ирина Анатольевна Непочатых

Похожие термины:

  • СОПРОТИВЛЕНИЕ, СОЗНАТЕЛЬНОЕ

    в психоанализе - преднамеренный, сознательный отказ клиента предоставлять информацию в терапевтической ситуации.
  • СОЗНАТЕЛЬНОЕ ОВЛАДЕНИЕ НЕСОВМЕСТИМЫМ ЖЕЛАНИЕМ

    одно из ведущих понятий психоанализа, обозначающее состояние, когда человек испытывает инстинктивные чувства и желания, для избавления от которых он прибегает к их сознательному осуждению с помо
  • МЕТОДИКА СОЗНАТЕЛЬНАЯ

    методики, обращенные к сознанию испытуемого {например опросники). Их достоинство состоит в том, что они позволяют судить о психологии испытуемого непосредственно - на базе того, что он сам или знак
  • ОПЕРАЦИЯ СОЗНАТЕЛЬНАЯ

    является следствием автоматизации действий. В ходе неоднократных повторений какого-то действия (например, при обучении вождению автомобиля или письму) содержание его цели, вначале осознаваемое,
  • депотенциализация сознательного

    En.: Depotentialising the conscious set Французский перевод английского неологизма, использовавшегося Эриксоном для выделения важного момента любого гипнотического транса (см. структура транса), который следует
  • ВНУШЕНИЕ, ПЕРЕХОДЯЩЕЕ ГРАНИЦЫ СОЗНАТЕЛЬНОГО

    En.: Suggestion getting past conscious boundaries Согласно нашему определению, «за границы сознательного» выходит любое внушение. Тем не менее особого внимания заслуживает следующее. Эффект внушения под гипнозом (см.
  • Сознательность

    1) то же, что сознательный; 2) умение, способность правильно разбираться в окружающей действительности, определять свое поведение (Ожегов, Шведова, 1999).
  • СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИЯ

    Категория. Характеристика процесса обучения. Специфика. Понимание учащимся важности образования для его дальнейшей судьбы.
  • ДВИЖЕНИЯ СОЗНАТЕЛЬНЫЕ

    Целесообразные Д., контролируемые сознанием. Син.: Д. произвольные.
  • ОТНОШЕНИЯ СОЗНАТЕЛЬНЫЕ

    вид психических отношений, присущих только человеку или группе и являющихся одним из атрибутов сознания в единстве с переучиванием и знанием; это знание человеком или группой своего отношения. «Т
  • Сознательный трезвенник

    трезвенник, хорошо знающий алкогольную проблему и на основе этого осмысленно избравший безалкогольную жизнь. (Г.А. Шичко) С.т. – человек, знакомый с приемами и методами программирования на отравле