СОЗНАТЕЛЬНОЕ это что такое СОЗНАТЕЛЬНОЕ: определение — Психология.НЭС
СОЗНАНИЯ, ЭЛЕМЕНТ Сознательность

СОЗНАТЕЛЬНОЕ

Найдено 3 определения термина СОЗНАТЕЛЬНОЕ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

СОЗНАТЕЛЬНЫЙ

1. В наиболее общем смысле термин используется для того, чтобы охарактеризовать психическое состояние индивида, который способен: (а) иметь ощущения и восприятия, (б) реагировать на стимулы, (в) испытывать чувства и эмоции, (г) иметь мысли, идеи, планы и образы и (д) осознавать свои ощущения. Обратите внимание, что, когда термин употребляется не в отношении человека, процессы (г) обычно не включаются, хотя (в) относятся ко всем, кроме простейших видов. Следует различать сознательное состояние с сознанием (особенно значения 2 и 3). 2. В психоаналитической теории – аспект психики, который включает все, что субъект осознает в данный момент. Это использование противопоставляется предсознательному и бессознательному.

Оцените определение:

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии

СОЗНАТЕЛЬНОЕ

CONSCIOUS)

Качество психической осведомленности о проявлениях внешнего мира и интрапсихических феноменов. Другие феномены, остающиеся незамеченными, могут оказывать свое динамическое влияние.

Применяя топографический подход к психическим явлениям, Фрейд (1915) выделил сознательное (Сз), предсознательное (Псз) и бессознательное (Бсз) и определил их как динамические системы с собственными функциями, процессами, энергией и идеационным содержанием. Сознательное рассматривалось им как периферическая часть, получающая информацию как от внешнего мира, так и от тела и психики. Его отграничение от предсознательного, однако, не отличается той степенью ясности и четкости, которая позволяла отделить сознательное от бессознательного. Иногда первые две структуры рассматривались Фрейдом как единая система сознательного и предсознательного (Сз-Псз), располагающая свободой и подвижной энергией (катектическое внимание), способная извлекать определенные виды психического содержания из предсознательного и переводить их в сознание. В отличие от первичных процессов, протекающих в бессознательном, система сознательного и предсознательного оперирует вторичным процессом, характеризующимся логическим мышлением и речью.

Сознание, представляющее собой более высокий уровень психической организации по сравнению с восприятием, включает осознание материала, получаемого при восприятии внутренних и внешних событий, интеграцию этого материала, а также готовность к ответу но влияния внешнего мира. Сознание отражает индивидуальный, субъективный опыт, оно непрерывно во времени (включая сон и состояния диссоциации), но изменчиво по содержанию. Оно является продуктом того, что в свое время обозначалось Фрейдом как система восприятия-сознания (В-Сз) и рассматривалось им в качестве ядра Я. Система В-Сз функционирует таким образом, что восприятие внешних стимулов органами чувств становится основой функции проверки реальности. Следовательно, она предназначено для оценки качеств (приятное/неприятное) внутренних ощущений, инстинктивных желаний, воспоминаний, фантазий и мыслительных процессов. Фрейд сравнивал эту систему с органом чувств для восприятия психических качеств. Она может включать также некоторые формы осознания места и времени -(прошлое, настоящее и будущее).

Все, что относится к сознанию, мимолетно. Оно, как считал Фрейд, изменяется в соответствии с направленностью внимания. То, что скрыто в донный момент, может легко снова стать сознательным. Сознание зависит как от качеств настоящей ситуации, ток и от прошлого опыта индивида, его мотиваций, аффектов, воспоминаний и знаний. Феномены сознания мгновенны и сугубо индивидуальны. Они могут включаться в конфликты и защиту. При этом, однако, само по себе сознание не указывает на существование конфликта, поскольку определенные аспекты Я и Сверх-Я могут быть бессознательными, о конфликтующие идеи и представления, отрицающие эти аспекты, осознаваться.

Измененные состояния сознания могут возникать под воздействием таких психологических и физиологических факторов, как сон, усталость, болезнь, гипноз и лекарственные средства. Обычно они проявляются в чрезмерной настороженности либо в снижении качество осознанности внешних стимулов, а также во временной приостановке функций Я (например, проверки реальности). Измененные состояния сознания включают в себя состояния сонливости, например во время уроков или монотонной езды, транс и близкие к нему состояния во время гипноза, анализа или отыгрывания, мистические переживания, о также состояния деперсонализации и дереолизации (обычно регрессивные и защитные по своей природе).

Источник: И.С. Кон. Краткий словарь сексопатологических терминов.241

Сознательный

1. наиболее общее значение – характеристика психического состояния индивида, в котором он способен: а) представлять себе собственные ощущения и восприятия; б) воспринимать свои мысли, чувства и побуждения; в) реагировать на стимулы не рефлекторным образом, а в соответствии со своими убеждениями, ценностями и интересами; 2. обдуманный, спланированный, целенаправленный; 3) в психоанализе – осознаваемый в данный момент, в противоположность тому, что скрыто в подсознании и в бессознательной сфере. По Фрейду, основная роль сознания – это «роль органа чувств для восприятия психических качеств», сознание «является лишь качеством, которое может присоединиться или не присоединиться к отдельному психическому акту и которое никогда ничего не изменяет в нем, если оно не наступает».

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

Найдено рефератов по теме СОЗНАТЕЛЬНОЕ — 0

Найдено научных статей по теме — 8

Конструирование личностью вариантов своего бытия: сознательное обращение к эталонам успешных людей

Маслова Екатерина Сергеевна
В статье показано, что жизнь может быть предметом конструирования, осуществляемого личностью или определенными социальными институтами. Называются причины, почему трудно самостоятельно изобрести эффективный вариант жизни. Аргументируется актуальность проблемы стилей жизни и раскрывается роль эталонов успешных людей в создании собственного варианта бытия. Рассматриваются психологические особенности процессов самореализации и самоутверждения личности. Проводится идея, что творцом собственного жизненного пути и стратегий жизни может быть лишь человек, обладающий определенными личностными качествами. Автор обращает внимание, что жизненный путь подлежит не только возрастной, но и личностной периодизации. Приводятся различные типологии жизненного пути личности. Даются объяснения, почему лучшим способом изучения жизненного пути личности является биографический метод.
Скачать PDF

Сознательные и бессознательные компоненты образа политической власти

Вершинина Наталья Сергеевна, Мирицкая Екатерина Александровна, Муравьева Ольга Ивановна
Представлены результаты эмпирического исследования, целью которого было выявление сознательных и бессознательных компонентов образа политической власти на основе таких параметров, как оценка, сила, содержание образа власти, дистантность, динамические характеристики. Полученные данные позволяют говорить о расщепленности, дисгармоничности, незрелости политического сознания, что выражается в противоречивости, размытости образа власти и несовпадении сознательного и бессознательного образа политической власти.
Скачать PDF

Проблемы профессиональной идентичности и маргинальности в ситуации сознательной смены профессии (на

Дементий Людмила Ивановна
Анализируется проблема формирования профессиональной идентичности в ситуации получения второго высшего образования. Показаны особенности мотивации студентов, получающих второе высшее психологическое образование, в контексте профессионального маргинализма. Выявлена структура профессиональной идентичности студентов, имеющих различный профессиональный опыт обучения.
Скачать PDF

Деятельность как сознательная форма поведения человека

Корниенко Александр Федорович
Статья посвящена рассмотрению понятия "деятельность" как специфической человеческой формы поведения, характеризующейся наличием мотива и цели. Рассматривается классификация форм побуждения, лежащих в основе поведения и деятельности человека. Предлагается общая схема внутренней психологической структуры и механизмов регуляции деятельности.
Скачать PDF

Сознательный контроль в мнемических задачах и задачах научения

Морошкина Н. В., Гершкович В. А.
В статье рассматриваются возможности сознательного контроля поведения при выполнении мнемических задач и задач научения. Дан обзор современных исследований имплицитного научения и запоминания. Подчеркивается, что приобретение и сохранение информации является автоматическим процессом, а процесс повторения при заучивании связан с механизмами сознательного контроля. Предполагается, что в ходе выполнения задачи сознание может спонтанно менять свой фокус, переключаясь с целей на средства ее выполнения и обратно.
Скачать PDF

Интеллект как индивидуальный сознательный опыт

Тимофеев О. Н.
Проведен анализ подходов к пониманию путей развития интеллекта. Показано, что современное понимание развития интеллекта это развитие индивидуального сознательного опыта. В результате проведенных исследований с использованием педагогической модели развития эмоциональной компетентности доказано, что это способность, которую можно развивать. Развитие индивидуального сознательного опыта необходимо рассматривать как развитие: самореализации, самообразования, смыслообразования, профессионально-важных качеств личности, т.е. компетенции которые необходимо совершенствовать для успешности, в том числе в инженерной деятельности. Приведены уровни развития индивидуального сознательного опыта.
Скачать PDF

Исследования физиологических механизмов сознательного вербально`смыслового управления психическими п

Чуприкова Наталья Ивановна
В свете современных представлений о психофизиологии сознания и о центральных управляющих процессах рассматриваются результаты исследований школы Е.И. Бойко, посвященных психофизиологическим механизмам вербально-смыслового управления психическими процессами у человека. Описан оригинальный психофизиологический метод тестирующего стимула, позволяющий операционализировать метафору И.П. Павлова о наличии в работающем мозге человека «светлых пятен сознания». Показано, что при осуществлении сознательной целенаправленной деятельности в коре мозга человека действительно возникают очаги избирательно локально повышенной возбудимости. Они создаются в результате синтеза и интеграции двух потоков возбуждений со стороны действующих раздражителей и со стороны управляющих воздействий второй сигнальной системы. Показано, что «светлым пятнам сознания» часто сопутствуют «темные пятна» в виде корковых очагов локально пониженной возбудимости. Такие очаги возникают в проекциях иррелевантных для целенаправленной деятельности раздражителей. Показано, что метод тестирующего стимула позволяет измерить интенсивность «светлых» и «темных пятен сознания», проследить их становление во времени.
Скачать PDF

Анализ проблемы сознательного и бессознательного в психологической науке

Абдурахимов К.А.
Проблема бессознательного имеет важное значение как в философской, так и научно-психологической мысли. Все чаще вопрос бессознательного становится предметом исследования современных исследователей. В сферу современных исследований бессознательного и его соотношения с сознанием вовлекаются междисциплинарные методологии, опирающиеся на данные и выводы нейрофизиологии, исследования искусственного интеллекта, лингвистики, антропологии и психологии. Всестороннее изучение проблематики бессознательного играет важную роль при описании сознания, креативности и мыслительных процессов. Взгляды относительно проблемы сознательного и бессознательного преимущественно принадлежат так называемым западным ученым. В рамках настоящего исследования, полагается целесообразным, также раскрыть взгляды и результаты различных исследований по данному вопросу ученых советского и постсоветского пространства.
Скачать PDF