СОВЕСТЬ

Найдено 18 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

СОВЕСТЬ

— способность индивида к нравственному самоконтролю, самооценке своих поступков, проявление социальной сущности человека.

Источник: Юридическая психология. Словарь терминов

СОВЕСТЬ
способность личности осуществлять нравственный самоконтроль; характеризует личность, достигшую высокого уровня психологического развития.

Источник: Морозов А.В. Деловая психология. 2000

СОВЕСТЬ
понятие морального сознания, убежденность в том, что есть добро и зло, сознание и чувство ответственности человека за свое поведение. Основана на нравственном самосознании, самооценке, самоконтроле личности. Различают спокойную С., угрызения С.

Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984

Совесть
Ряд моральных принципов, которыми мы руководствуемся, когда принимаем решения о правильном и неправильном. Согласно теории Фрейда, совесть — это та часть Супер-Эго, которая является интернализированной абстракцией родительского контроля, наказывающей ошибочное поведение чувством вины или стыда.

Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г

Совесть
способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить оценку совершаемых поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности. С. проявляется как в форме рационального осознания нравственного значения совершаемых действий, так и в форме эмоциональных переживаний (например, "угрызений С."). Л.А. Карпенко

Источник: Общая психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского. 2005

СОВЕСТЬ
высшее нравственное чувство человека, основанное на индивидуально принятой системе норм морали, нарушение которых этим человеком или другими людьми вызывает у него специфические переживания, называемые угрызениями совести. Такие переживания включают в себя чувство стыда, грусть о содеянном, желание изменить, исправить случившееся. С. - один из признаков высокого уровня личностного развития человека (см. Личность). Утрата С. ведет к психологической деградации человека.

Источник: Словарь терминов и понятий по курсу Психология и педагогика. 2014 г.

СОВЕСТЬ
Обоснованный набор интериоризованных моральных принципов который позволяет оценивать правильность и неправильность совершаемых или наблюдаемых действий. Исторически, теистическая точка зрения приравнивала совесть к голосу Бога, и, следовательно, считали ее врожденной. Согласно современной точке зрения, запреты и обязательства, определяемые совестью, являются приобретенными; фактически Фрейдовские характеристики суперэго были попыткой объяснить происхождение, развитие и способ функционирования совести. См. моральное развитие.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

СОВЕСТЬ
а) способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и самооценки совершенных поступков; б) внутренний критерий нравственного поведения. Обостренное чувство, вызывающее в человеке, в зависимости от характера его поступка, либо состояние нравственного удовлетворения, либо раскаяния и беспокойства, угрызения совести; в) в психоанализе – это функция Суперэго, регулирующая стремления Эго и импульса бессознательного, к–рые должны соответствовать нормам и ценностям общества.

Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002

Совесть
способность человека критически оценивать свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать несоответствие должному как собственное совершенство. Является нравственным регулятивом.
Выражение «спокойная совесть» или «чистая совесть» обозначает осознание человеком исполненности своих обязательств или реализации всех своих возможностей в данной конкретной ситуации.
Выражение «свобода совести» обозначает право человека на независимость внутренней духовной жизни и возможность самому определять свои убеждения (в более узком смысле означает свободу вероисповедания и организованного отправления культа).

Источник: Арсанусова Л.Ю. Словарь по биомедицинской этике. 2011

Совесть
соотносится с ведать «знать», весть, буквально «сознание», «совместное знание») – нравственное сознание, нравственное чутье, внутреннее сознание добра и зла, чувство, побуждающее к истине и добру и отвращающее от лжи и зла.
Да, жалок тот, в ком совесть не чиста (А. Пушкин, Борис Годунов).
Совесть изображали как строгую женщину, внимательно глядящую на сердце, которое помещено под ее рукой (ср. выражение положа руку на сердце), ее белое одеяние стянуто золотым поясом, на котором написано «Крик совести»; путь, который она держит, усеян терниями и устлан цветами (Ф. Ноэль, Мифологический словарь).

Источник: Филиппов А.В., Романова Н.Н., Летягова Т.В. Тысяча состояний души. Краткий психолого-филологический словарь. 2011

СОВЕСТЬ
это способность субъекта инкарнировать-проявлять индивидуально-этический самоконтроль-саморегуляцию, а также автономно-независимо конституировать-морфологизировать для себя, своего Эго, онтологическо-этические обязанности, требовать от самого себя их референции-исполнения, устанавливать-фиксировать-дефиницировать самомерилоизацию-самокритериальность, касающиеся собственных поведенческих актов, деяний, поступков, акций; истинно респектабельная, истинно рациональная, истинно альтруистическая, истинно мудрая личность способна, на наш взгляд, испытывать индивидуально-эмоционально-ментальные, пользуясь народным выражением, «угрызения совести» и под воздействием самооценок, феноменов самосознания, рационально-приемлемо корректировать-регулировать-корригировать свое поведение, поступки, действия не в ущерб другим субъектам.

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.

СОВЕСТЬ
способность личности самостоятельно формулировать собственные нравственные обязанности и реализовать нравственный самоконтроль, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности.
Проявляется и в форме рационального осознания нравственного значения совершаемых действий, и в форме эмоциональных переживаний - например, угрызений совести.
Согласно З. Фрейду, совесть - внутреннее восприятие недопустимости определенных желаний, с акцентированием того, что эта недопустимость несомненна и не нуждается в доказательствах. Может быть понята как особая психическая инстанция, имеющая назначением обеспечить нарциссическое удовлетворение, исходящее от Сверх-Я, и с целью этого беспрерывно наблюдающая за действительным Я и сравнивающая его с идеалом.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

СОВЕСТЬ
черта духовного облика личности, выражающая ее способность к внутренней оценке с позиций добра и зла своего поведения, своих чувств, а также действий, мнений других людей. Слабое развитие С. у того человека, который, отдавая себе отчет в том, что причинил кому-то материальный или моральный ущерб, не порицает себя за это, не испытывает стыда (см. Стыд), недовольства собой и стремления поправить дело. С. предполагает осознание личностью своего долга и ответственности перед собой и другими людьми. В сложной обстановке С. заставляет человека вести себя так, чтобы не заслужить упрека со стороны близких людей, боевых товарищей, всего народа. Когда говорят о свободе С., имеют в виду право человека исповедовать любую религию или не исповедовать никакой.
В понятии С. отражается тесная связь этики и психологии (см. Этика и психология).

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

СОВЕСТЬ
1. Сложное эмоциональное переживание человека, включающее чувство вины и сожаление о том, что или сам этот человек, или кто-либо другой нарушили нравственные нормы (нормы человеческой морали). С.-одно из высших нравственных чувств человека. Человек, обладающий совестью, находится как личность на высоком уровне развития. Совестливый человек-это открытый, искренний, честный и порядочный человек. Он думает не только о себе, но и о других людях, заботится о том, чтобы своими действиями не навредить людям, а если это случайно происходит, то он тяжело переживает по этому поводу, испытывает чувство вины и старается исправить положение. Лишенный совести (бессовестный человек), не думает о том, какой вред его поступки могут принести другим людям, не сожалеет, не переживает по этому поводу и почти никогда не берет на себя вину за то, что из-за него страдают другие люди. 2. Разумно обоснованная система моральных принципов, усвоенных человеком и обеспечивающих морально оправданные оценки поступков людей, реально ими совершенных или намечаемых. Исторически, в теологических учениях, С. рассматривалась как голос Бога в сознании человека и, соответственно, считалась его врожденным чувством. Современные ученые полагают, что С.-это нравственное чувство, приобретенное человеком в результате воспитания. См. развитие моральное, теология.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Совесть
способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные правила, следовать им и оценивать соответствие своих поступков этим правилам. С. — обобщающее проявление нравственного самосознания личности (см. Нравственность, Нравственное самоопределение). Благодаря ей человек осознает возможность и необходимость стремиться к идеалам добра, осуществлять добрые дела. С. более развита у социально зрелой личности, на ее формирование решающее влияние оказывают нравственное воспитание, вера в Бога.
Она выступает также рациональным основанием поступков и эмоциональным переживанием — удовлетворение от действий «по совести», радость от исполнения нравственных законов или неудовлетворение от своих действий, «угрызения совести» при нарушении нравственных законов. Такие переживания сначала связаны с конкретными ситуациями проступков, с представлениями о грядущем наказании, проявляются как страх, стыд перед близкими людьми. Если человек отклоняется от принятых принципов поведения, но обладает более зрелыми переживаниями С., связанными не только с чувством вины перед другими, но и стыдом перед самим собой, появляются самоосуждение, желание изменить себя и ситуацию, исправить ошибку. На высшем уровне развития С. позволяет предупредить отклонение от нравственных норм в будущем.
Литература
Веселова Е. К. Психологическая деонтология: мировоззрение и нравственность личности. СПб., 2002.
Ковалев А. Г. Психология личности. М., 1970.
Фромм Э. Психоанализ и этика. М., 1993.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

Совесть
калька с греч. symboulion) - 1. в религиозном контексте – нравственное ядро личности человека, данное ему от природы, свыше, абсолютный нравственный императив, некий внутренний голос или голос Бога в человеческой душе; 2. в психоанализе – система моральных ценностей человека или та часть личности человека, которую он ощущает как голос моральных ценностей. Термин, строго говоря, относится только к сознательным ценностям и к сознательным «тихим голосам», и его не рекомендуют смешивать с супер-Эго, отличающимся от совести тем, что оно частично бессознательное и содержит повеления, под которыми индивид сознательно едва ли «подпишется». В любом случае эти два понятия относятся к различным системам отношений; 3. система усвоенных индивидом нравственных запретов и побуждений, то есть внешних ограничений и стимулов, которые присваиваются личностью обычно в детско-подростковом возрасте и тем самым становятся ее внутренним достоянием, обычно весьма устойчивым к более поздним искушениям или непоколебимым даже в экстремальных ситуациях. Нравственный дефицит (то, что ранее считалось главным признаком психопатии) является, предположительно, результатом как нарушения психического развития (неспособностью усваивать, персонализировать нормативные ограничения), так и уродующего влияния бездушной социальной среды или сочетания обоих упомянутых факторов развития личности. Повидимому, психическое расстройство, если оно приводит к размыванию консолидидованного нравственного ядра личности, должно быть достаточно серьезным, а при органической патологии мозга диффузным, весьма тяжелым или повреждающим высшие психофизиологические структуры головного мозга; 4. чувство моральной ответственности за свое поведение; нравственные принципы, взгляды, убеждения. См. Моральное развитие.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

СОВЕСТЬ
высшая форма способности личности к моральному самоконтролю, сторона ее самосознания. В отличие от мотива (чувства долга), С. включает и самооценку уже совершенных действий на основе понимания человеком своей ответственности перед обществом. С. обязует человека своими действиями не просто заслужить уважение к себе (не унижать себя), но и отдавать себя служению определенным ценностям, др. людям, обществу, человечеству. С., кроме того, предполагает способность индивида критически относиться равно к своим и чужим мнениям в соответствии с объективными потребностями общества, а также ответственность человека не только за собственные действия, но и за все то, что происходит вокруг него. С. – общественно воспитуемая способность человека. Она определяется мерой его исторического развития, а также его социальной позицией в тех объективных условиях, в которые он поставлен. С. может проявляться как в рациональной форме осознания нравственного значения своих действий, так и в комплексе эмоциональных переживаний («угрызения С.»). Воспитание в каждом человеке С. – одна из наиболее важных сторон формирования личности. С. – один из основных, хотя и скрытых факторов, влияющих на возникновение и протекание большинства конфликтов. Особую роль С. играет в содержании и динамике внутриличностных конфликтов. С. выступает ядром нравственности. Поведение совестливого человека в конфликтах, как правило, конструктивно, бессовестного – деструктивно. «Без С. в человеке нет ничего, что возвышало бы его над животным, кроме печального преимущества блуждать без какого-нибудь руководства от заблуждения к заблуждению» (Ж. Ж. Руссо). Напр., проблемы с С. у многих отечественных лидеров выступают первоисточником целого ряда социальных конфликтов. «С. царствует, но не управляет» – считалось в прошлом веке. В XXI в. С., судя по всему, уже и не царствует. Воспитание С. в каждом человеке – важнейшее условие профилактики и конструктивного завершения большинства конфликтов.

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009

СОВЕСТЬ
способность человека к осуществлению морального контроля и нравственной самооценки, внутренний голос, предписывающий ему нормы долженствования и запреты. С точки зрения З. Фрейда, совесть – это внутреннее восприятие недопустимости проявления имеющихся у человека желаний.
   Представления З. Фрейда о совести содержались в таких его работах, как «Я и Оно» (1923), «Недовольство культурой» (1930). Он не считал совесть чем-то изначальным в человеке. Ее возникновение он связывал с психосексуальным развитием ребенка. Маленький ребенок аморален. В нем нет внутренних тормозов против стремления к удовлетворению желаний. Роль моральной цензуры выполняют родители, поощряющие или наказывающие ребенка. Впоследствии внешнее сдерживание со стороны родителей, воспитателей и авторитетов перемещается внутрь человека. Их место занимает особая инстанция, которую З. Фрейд назвал «Сверх-Я». Это Сверх-Я как раз и является совестью человека, олицетворяющей собой внутренние запреты и нормы долженствования.
   Будучи олицетворением совести, Сверх-Я сосредоточивает в себе все моральные ограничения в человеке. В понимании З. Фрейда Сверх-Я, совесть не только вбирает в себя авторитет родителей, но и становится носителем традиций, всех сохранившихся в культуре ценностей (в этом смысле З. Фрейд признавал ту часть психологической истины, которая содержалась в утверждении, что совесть божественного происхождения правда, при этом он отмечал, что в отношении совести Бог поработал недостаточно, поскольку большинство людей получили ее в довольно скромных размерах).
   Согласно З. Фрейду, совесть осуществляет надзор и суд над действиями и помыслами человека. Она выступает в качестве цензора, предъявляя к человеческому Я жесткие требования. На первой ступени развития совесть была первопричиной отказа от влечений. Затем на второй ступени развития каждый отказ от влечения становился источником совести. При этом происходило усиление строгости и нетерпимости совести. В результате соответствующего развития совесть приобрела такую карающую функцию и стала столь агрессивной, что постоянно довлеет над человеком, вызывая у него страх (страх перед собственной совестью).
   По словам З. Фрейда, на второй ступени развития у совести обнаруживается своеобразная черта, которая была ей чужда на первой ступени развития, а именно «чем добродетельнее человек, тем суровее и подозрительнее делается совесть». Пока дела идут у него хорошо, совесть человека не особенно притязательна. Но стоит случиться несчастью, совесть со всей силой обрушивается на человека. Несчастья как бы укрепляют власть совести над человеком, который уходит в себя, превозносит притязания своей совести, признает свою греховность.
   Укоры совести порождают чувство вины. Постепенно сознание виновности становится уделом человека. Страх перед собственной совестью обостряет чувство вины, которое возникает даже несмотря на отказ человека от удовлетворения своих влечений. Так, по мнению З. Фрейда, угроза внешнего несчастья, связанная с утратой любви и наказанием со стороны внешнего авторитета, превращается во внутреннее несчастье, обусловленное напряженным сознанием виновности.
   Все это означает, что понимание совести в психоанализе исходит из признания ее двойственности. С одной стороны, совесть выступает в качестве добродетельного начала в человеке, способствующего его моральному самоконтролю и нравственной самооценке, а с другой стороны, ее суровость и агрессивность порождают в человеке страх и обостряют у него чувство вины, что может привести к психическому расстройству.
   Внутренний конфликт между стремлением к удовлетворению влечений человека и сдерживающими их предписаниями совести является той питательной почвой, на которой произрастают неврозы. Отсюда особое внимание психоаналитиков к осмыслению истоков формирования и природы совести с целью лучшего понимания причин возникновения невротических заболеваний и их успешного лечения.
   Проблема совести рассматривалась в работах Э. Фромма (1900–1980). В книге «Человек для себя» (1947) он провел различие между авторитарной совестью и гуманистической совестью. Авторитарная совесть – это голос интериоризованного внешнего авторитета (родители, церковь, государство, общественное мнение), которому человек стремится угодить и чьего неудовольствия он страшится. Предписания этой совести определяются не ценностными суждениями самого человека, а повелениями и запретами, которые заданы авторитетами. Заданные извне нормы становятся нормами совести не потому, что они хороши, а потому, что они даны авторитетом. По сути дела, авторитарная совесть – это то, что было описано З. Фрейдом в качестве Сверх-Я.
   Рассматривая природу авторитарной совести, Э. Фромм выделил чистую совесть и виноватую совесть. «Чистая совесть – это сознание, что авторитет (внешний и интеризованный) доволен тобой; виноватая совесть – это сознание, что он тобой недоволен». Чистая совесть порождает чувство благополучности и безопасности, виноватая совесть – страх и ненадежность. Парадокс, по мнению Э. Фромма, состоит в том, что чистая совесть – это порождение чувства покорности, зависимости, бессилия, греховности, а виноватая совесть – результат чувства силы, независимости, плодотворности, гордости. Парадокс и в том, что виноватая совесть оказывается основой для чистой совести, в то время как последняя должна порождать чувство вины.
   В отличие от авторитарной совести гуманистическая совесть – это собственный, независимый от внешних санкций и поощрений голос человека. Данная совесть является реакцией всей личности на ее правильное функционирование или на нарушение такового. По словам Э. Фромма, гуманистическая совесть – это «наша реакция на самих себя», «голос нашего подлинного Я, требующего от нас жить плодотворно, развиваться полно и гармонически – то есть стать тем, чем мы потенциально являемся». Поступки, мысли и чувства, способствующие раскрытию личности, рождают чувство подлинности, свойственное гуманистической чистой совести, а поступки, мысли и чувства, губительные для личности, рождают чувства беспокойства и дискомфорта, свойственные виноватой совести.
   Э. Фромм считал, что в реальной жизни каждый человек обладает двумя видами совести – авторитарной и гуманистической. При психоаналитической терапии важно распознать силу каждой из них и их взаимоотношение в пациенте. Так, часто бывает, что чувство вины воспринимается сознанием как проявление авторитарной совести, в то время как в динамике его возникновение связано с гуманистической совестью, а авторитарная совесть является рационализацией гуманистической совести. «На уровне сознания человек может считать себя виновным за то, что авторитеты недовольны им, в то время как бессознательно он чувствует себя виновным за то, что живет, не оправдывая собственных надежд». Одна из задач психоаналитической терапии как раз и состоит в том, чтобы дать возможность пациенту различить в себе действенность обоих типов совести, понять, что безнравственное поведение может восприниматься, с авторитарной точки зрения, как «долг», прислушаться к голосу гуманистической совести, составляющей суть морального опыта жизни.    

Источник: Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу. 2001

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
136.29 кб

О соотнесении понятий «Совесть» и «Самоосуществление»

Барсукова Светлана Александровна
Идея осуществления человеком своей сущности рассматривается в контексте проблемы совести.
Читать PDF
242.87 кб

К проблеме психологического содержания понятий “совесть” и “совестливость”

Александрова Галина Готфридовна
В статье предложено теоретическое обоснование необходимости разведения понятий “совесть” и “совестливость”.
Читать PDF
409.31 кб

Совесть как смыслообразующий фактор человеческого существования

Кирилина Т. Ю.
Читать PDF
1.03 мб

Совесть как показатель духовно-нравственных проблем информационного общества

Манёров Валерий Хайдарович
Рассматривается одна из ведущих проблем в рамках широкой проблематики, обусловленной нарастающим влиянием техногенных факторов на социально-культурные устои жизнедеятельности и саму природу человека, что отмечается в развитых стра
Читать PDF
229.39 кб

Гений места, совесть места, проклятые места

Левинтов Александр Евгеньевич
Читать PDF
227.59 кб

Николай Иванович Пирогов — русский врач, совесть нации

Сергеева Татьяна Борисовна
Читать PDF
274.10 кб

Факультет бухгалтерского учета: полвека под девизом «Наука, совесть, независимость»

Н. В. Великоборец, С. С. Скоромная
Читать PDF
371.88 кб

Совесть в понимании представителей массовой интеллигенции

Барсукова Светлана Александровна, Редя Галина Павловна
Актуальность и цели. Актуальность проблемы исследования обусловлена той ролью, которое нравственное развитие личности играет на современном этапе трансформации современного российского общества.
Читать PDF
138.76 кб

Категория «Совесть» в православно-ориентированной психологии

Миронова Марина Николаевна
В сциентистской психологии, которая является мощной конституирующей силой современного общества, вообще нет такой категории, как «совесть».
Читать PDF
394.11 кб

Совесть в представлениях студенческой молодежи

Бочарова Елена Евгеньевна
Представлены данные эмпирического исследования представлений о совести, выполненного на выборке студентов, обучающихся в Саратовском государственном университете.
Читать PDF
548.08 кб

Совесть и моральные эмоции: адаптация взрослой, подростковой и детской версий Tosca на этапе качеств

Бреслав Гершон
Для широкой публики психология чаще всего становится интересной в силу появления разнообразных нарушений в поведении. При этом людей интересуют не столько причины этих нарушений, сколько пути преодоления отклонений.
Читать PDF
184.36 кб

Концепт «Совесть» в эстетико-философской системе Вяч. Иванова (к проблеме рецепции философии нравств

Дзуцева Н. В.
Читать PDF
145.56 кб

Понятие «Совесть» в религиозной (христианской) литературе в контексте духовно-нравственного воспитан

Сундуй Галина Донгаковна
В статье рассматривается христианское понимание совести, выделяются основные функции и аспекты ее хранения. Подчеркивается роль совести в духовно-нравственном воспитании личности.
Читать PDF
578.85 кб

Совесть как духовно-нравственная основа личности в традиционных представлениях евразийских народов

Панькин Аркадий Борисович, Сундуй Галина Донгаковна
В статье рассматривается формирование сферы совести в традиционных представлениях евразийских народов, перешедших со временем в их коллективное сознание.
Читать PDF
323.00 кб

«Совесть» Аркадия Гайдара: изучение с младшими школьниками

Орлова Г.А., Орлова Е.О.
Рассматривается вариант анализа рассказа А.П.Гайдара «Совесть» в контексте формирования базовых духовно-нравственных ценностей.

Похожие термины:

  • ВТОРАЯ СОВЕСТЬ

    это оценка мыслей и действий человека другой личностью, являющейся для него непререкаемым моральным авторитетом в выборе моральных ценностей и идеалов. Понятие и термин, впервые примененные дека
  • ИНТУИЦИЯ СОВЕСТИ

    англ. intuition of conscience) - понятие, введенное А. А. Ухтомским. Он считал интуицию дологическим аппаратом, в который включал наблюдательность, чуткость, проницательность, в т. ч. и совесть. Вместе с тем посл
  • Паранойя совести

    систематизированный бред собственной виновности или самообвинения.
  • Свобода совести

    1. право граждан беспрепятственно высказывать собственные взгляды и убеждения. Обычно существуют некоторые культурально обусловленные ограничения такого права, которые некоторые свободолюбивы
  • Угрызения совести

    чувство моральной ответственности человека перед обществом за свои поступки, переживаемое как нарушение долга при сравнении этих поступков с нормами нравственными или правовыми.
  • СОВЕСТИ УГРЫЗЕНИЕ

    психологическое состояние человека, связанное с эмоциональными переживаниями типа совести, стыда, глубокими сожалениями о том, что произошло, было сделано самим человеком или другими людьми, а та
  • Совестить

    взывать к совести кого-либо до совершения им предполагаемого неблаговидного поступка или после его совершения. Сомнительное речевое поведение в отношении многих людей, от которого лучше воздерж
  • Совестливость

    черта личности, нравственное чувство, к-рое удерживает человека от неблаговидных поступков. В процессе межличностного О. С. как развитое нравственное чутье человека подсказывает оценку не стольк