СОВЕСТЬ это что такое СОВЕСТЬ: определение — Психология.НЭС
Совестливость Советы, советоваться

СОВЕСТЬ

Найдено 13 определений термина СОВЕСТЬ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

СОВЕСТЬ

— способность индивида к нравственному самоконтролю, самооценке своих поступков, проявление социальной сущности человека.

Оцените определение:

Источник: Психоаналитические термины и понятия Словарь. Под ред. Борнесса Э. Мура и Бернарда Д. Фаина. М.: Независимая фирма "Класс", 2000.296

СОВЕСТЬ

способность человека к осуществлению морального контроля и нравственной самооценки, внутренний голос, предписывающий ему нормы долженствования и запреты. С точки зрения З. Фрейда, совесть – это внутреннее восприятие недопустимости проявления имеющихся у человека желаний.

   Представления З. Фрейда о совести содержались в таких его работах, как «Я и Оно» (1923), «Недовольство культурой» (1930). Он не считал совесть чем-то изначальным в человеке. Ее возникновение он связывал с психосексуальным развитием ребенка. Маленький ребенок аморален. В нем нет внутренних тормозов против стремления к удовлетворению желаний. Роль моральной цензуры выполняют родители, поощряющие или наказывающие ребенка. Впоследствии внешнее сдерживание со стороны родителей, воспитателей и авторитетов перемещается внутрь человека. Их место занимает особая инстанция, которую З. Фрейд назвал «Сверх-Я». Это Сверх-Я как раз и является совестью человека, олицетворяющей собой внутренние запреты и нормы долженствования.

   Будучи олицетворением совести, Сверх-Я сосредоточивает в себе все моральные ограничения в человеке. В понимании З. Фрейда Сверх-Я, совесть не только вбирает в себя авторитет родителей, но и становится носителем традиций, всех сохранившихся в культуре ценностей (в этом смысле З. Фрейд признавал ту часть психологической истины, которая содержалась в утверждении, что совесть божественного происхождения правда, при этом он отмечал, что в отношении совести Бог поработал недостаточно, поскольку большинство людей получили ее в довольно скромных размерах).

   Согласно З. Фрейду, совесть осуществляет надзор и суд над действиями и помыслами человека. Она выступает в качестве цензора, предъявляя к человеческому Я жесткие требования. На первой ступени развития совесть была первопричиной отказа от влечений. Затем на второй ступени развития каждый отказ от влечения становился источником совести. При этом происходило усиление строгости и нетерпимости совести. В результате соответствующего развития совесть приобрела такую карающую функцию и стала столь агрессивной, что постоянно довлеет над человеком, вызывая у него страх (страх перед собственной совестью).

   По словам З. Фрейда, на второй ступени развития у совести обнаруживается своеобразная черта, которая была ей чужда на первой ступени развития, а именно «чем добродетельнее человек, тем суровее и подозрительнее делается совесть». Пока дела идут у него хорошо, совесть человека не особенно притязательна. Но стоит случиться несчастью, совесть со всей силой обрушивается на человека. Несчастья как бы укрепляют власть совести над человеком, который уходит в себя, превозносит притязания своей совести, признает свою греховность.

   Укоры совести порождают чувство вины. Постепенно сознание виновности становится уделом человека. Страх перед собственной совестью обостряет чувство вины, которое возникает даже несмотря на отказ человека от удовлетворения своих влечений. Так, по мнению З. Фрейда, угроза внешнего несчастья, связанная с утратой любви и наказанием со стороны внешнего авторитета, превращается во внутреннее несчастье, обусловленное напряженным сознанием виновности.

   Все это означает, что понимание совести в психоанализе исходит из признания ее двойственности. С одной стороны, совесть выступает в качестве добродетельного начала в человеке, способствующего его моральному самоконтролю и нравственной самооценке, а с другой стороны, ее суровость и агрессивность порождают в человеке страх и обостряют у него чувство вины, что может привести к психическому расстройству.

   Внутренний конфликт между стремлением к удовлетворению влечений человека и сдерживающими их предписаниями совести является той питательной почвой, на которой произрастают неврозы. Отсюда особое внимание психоаналитиков к осмыслению истоков формирования и природы совести с целью лучшего понимания причин возникновения невротических заболеваний и их успешного лечения.

   Проблема совести рассматривалась в работах Э. Фромма (1900–1980). В книге «Человек для себя» (1947) он провел различие между авторитарной совестью и гуманистической совестью. Авторитарная совесть – это голос интериоризованного внешнего авторитета (родители, церковь, государство, общественное мнение), которому человек стремится угодить и чьего неудовольствия он страшится. Предписания этой совести определяются не ценностными суждениями самого человека, а повелениями и запретами, которые заданы авторитетами. Заданные извне нормы становятся нормами совести не потому, что они хороши, а потому, что они даны авторитетом. По сути дела, авторитарная совесть – это то, что было описано З. Фрейдом в качестве Сверх-Я.

   Рассматривая природу авторитарной совести, Э. Фромм выделил чистую совесть и виноватую совесть. «Чистая совесть – это сознание, что авторитет (внешний и интеризованный) доволен тобой; виноватая совесть – это сознание, что он тобой недоволен». Чистая совесть порождает чувство благополучности и безопасности, виноватая совесть – страх и ненадежность. Парадокс, по мнению Э. Фромма, состоит в том, что чистая совесть – это порождение чувства покорности, зависимости, бессилия, греховности, а виноватая совесть – результат чувства силы, независимости, плодотворности, гордости. Парадокс и в том, что виноватая совесть оказывается основой для чистой совести, в то время как последняя должна порождать чувство вины.

   В отличие от авторитарной совести гуманистическая совесть – это собственный, независимый от внешних санкций и поощрений голос человека. Данная совесть является реакцией всей личности на ее правильное функционирование или на нарушение такового. По словам Э. Фромма, гуманистическая совесть – это «наша реакция на самих себя», «голос нашего подлинного Я, требующего от нас жить плодотворно, развиваться полно и гармонически – то есть стать тем, чем мы потенциально являемся». Поступки, мысли и чувства, способствующие раскрытию личности, рождают чувство подлинности, свойственное гуманистической чистой совести, а поступки, мысли и чувства, губительные для личности, рождают чувства беспокойства и дискомфорта, свойственные виноватой совести.

   Э. Фромм считал, что в реальной жизни каждый человек обладает двумя видами совести – авторитарной и гуманистической. При психоаналитической терапии важно распознать силу каждой из них и их взаимоотношение в пациенте. Так, часто бывает, что чувство вины воспринимается сознанием как проявление авторитарной совести, в то время как в динамике его возникновение связано с гуманистической совестью, а авторитарная совесть является рационализацией гуманистической совести. «На уровне сознания человек может считать себя виновным за то, что авторитеты недовольны им, в то время как бессознательно он чувствует себя виновным за то, что живет, не оправдывая собственных надежд». Одна из задач психоаналитической терапии как раз и состоит в том, чтобы дать возможность пациенту различить в себе действенность обоих типов совести, понять, что безнравственное поведение может восприниматься, с авторитарной точки зрения, как «долг», прислушаться к голосу гуманистической совести, составляющей суть морального опыта жизни.    

Источник: Словарь-справочник по психоанализу

СОВЕСТЬ

способность личности осуществлять нравственный самоконтроль; характеризует личность, достигшую высокого уровня психологического развития.

Источник: Д.Н. Узнадзе. Основные понятия психологической теории деятельности. М.: Наука, 1966.22

Совесть

Ряд моральных принципов, которыми мы руководствуемся, когда принимаем решения о правильном и неправильном. Согласно теории Фрейда, совесть — это та часть Супер-Эго, которая является интернализированной абстракцией родительского контроля, наказывающей ошибочное поведение чувством вины или стыда.

Источник: Психология от А до Я: Словарь-справочник

Совесть

высшее нравственное чувство человека, основанное на индивидуально принятой системе норм морали, нарушение которых эти человеком или другими людьми вызывает у него специфические переживания, называемые угрызениями совести. Такие переживания Включают в себя чувство стыда, грусть о содеянном, Желание изменить, исправить случившееся. Совесть - один из признаков высокого уровня личностного развития человека. Утрата совести ведет к психологической деградации человека.

Источник: Словарь по конфликтологии

СОВЕСТЬ

способность личности самостоятельно формулировать собственные нравственные обязанности и реализовать нравственный самоконтроль, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности.

Проявляется и в форме рационального осознания нравственного значения совершаемых действий, и в форме эмоциональных переживаний - например, угрызений совести.

Согласно З. Фрейду, совесть - внутреннее восприятие недопустимости определенных желаний, с акцентированием того, что эта недопустимость несомненна и не нуждается в доказательствах. Может быть понята как особая психическая инстанция, имеющая назначением обеспечить нарциссическое удовлетворение, исходящее от Сверх-Я, и с целью этого беспрерывно наблюдающая за действительным Я и сравнивающая его с идеалом.

Источник: Словарь психиатрических терминов (psychiatry.ru).

СОВЕСТЬ

Обоснованный набор интериоризованных моральных принципов который позволяет оценивать правильность и неправильность совершаемых или наблюдаемых действий. Исторически, теистическая точка зрения приравнивала совесть к голосу Бога, и, следовательно, считали ее врожденной. Согласно современной точке зрения, запреты и обязательства, определяемые совестью, являются приобретенными; фактически Фрейдовские характеристики суперэго были попыткой объяснить происхождение, развитие и способ функционирования совести. См. моральное развитие.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии

Совесть

способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить оценку совершаемых поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности. С. проявляется как в форме рационального осознания нравственного значения совершаемых действий, так и в форме эмоциональных переживаний (например, "угрызений С."). Л.А. Карпенко

Источник: Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах

СОВЕСТЬ

высшая форма способности личности к моральному самоконтролю, сторона ее самосознания. В отличие от мотива (чувства долга), С. включает и самооценку уже совершенных действий на основе понимания человеком своей ответственности перед обществом. С. обязует человека своими действиями не просто заслужить уважение к себе (не унижать себя), но и отдавать себя служению определенным ценностям, др. людям, обществу, человечеству. С., кроме того, предполагает способность индивида критически относиться равно к своим и чужим мнениям в соответствии с объективными потребностями общества, а также ответственность человека не только за собственные действия, но и за все то, что происходит вокруг него. С. – общественно воспитуемая способность человека. Она определяется мерой его исторического развития, а также его социальной позицией в тех объективных условиях, в которые он поставлен. С. может проявляться как в рациональной форме осознания нравственного значения своих действий, так и в комплексе эмоциональных переживаний («угрызения С.»). Воспитание в каждом человеке С. – одна из наиболее важных сторон формирования личности. С. – один из основных, хотя и скрытых факторов, влияющих на возникновение и протекание большинства конфликтов. Особую роль С. играет в содержании и динамике внутриличностных конфликтов. С. выступает ядром нравственности. Поведение совестливого человека в конфликтах, как правило, конструктивно, бессовестного – деструктивно. «Без С. в человеке нет ничего, что возвышало бы его над животным, кроме печального преимущества блуждать без какого-нибудь руководства от заблуждения к заблуждению» (Ж. Ж. Руссо). Напр., проблемы с С. у многих отечественных лидеров выступают первоисточником целого ряда социальных конфликтов. «С. царствует, но не управляет» – считалось в прошлом веке. В XXI в. С., судя по всему, уже и не царствует. Воспитание С. в каждом человеке – важнейшее условие профилактики и конструктивного завершения большинства конфликтов.

Источник: Словарь конфликтолога

Совесть

соотносится с ведать «знать», весть, буквально «сознание», «совместное знание») – нравственное сознание, нравственное чутье, внутреннее сознание добра и зла, чувство, побуждающее к истине и добру и отвращающее от лжи и зла.

Да, жалок тот, в ком совесть не чиста (А. Пушкин, Борис Годунов).

Совесть изображали как строгую женщину, внимательно глядящую на сердце, которое помещено под ее рукой (ср. выражение положа руку на сердце), ее белое одеяние стянуто золотым поясом, на котором написано «Крик совести»; путь, который она держит, усеян терниями и устлан цветами (Ф. Ноэль, Мифологический словарь).

Источник: Тысяча состояний души. Краткий психолого-филологический словарь

Совесть

калька с греч. symboulion) - 1. в религиозном контексте – нравственное ядро личности человека, данное ему от природы, свыше, абсолютный нравственный императив, некий внутренний голос или голос Бога в человеческой душе; 2. в психоанализе – система моральных ценностей человека или та часть личности человека, которую он ощущает как голос моральных ценностей. Термин, строго говоря, относится только к сознательным ценностям и к сознательным «тихим голосам», и его не рекомендуют смешивать с супер-Эго, отличающимся от совести тем, что оно частично бессознательное и содержит повеления, под которыми индивид сознательно едва ли «подпишется». В любом случае эти два понятия относятся к различным системам отношений; 3. система усвоенных индивидом нравственных запретов и побуждений, то есть внешних ограничений и стимулов, которые присваиваются личностью обычно в детско-подростковом возрасте и тем самым становятся ее внутренним достоянием, обычно весьма устойчивым к более поздним искушениям или непоколебимым даже в экстремальных ситуациях. Нравственный дефицит (то, что ранее считалось главным признаком психопатии) является, предположительно, результатом как нарушения психического развития (неспособностью усваивать, персонализировать нормативные ограничения), так и уродующего влияния бездушной социальной среды или сочетания обоих упомянутых факторов развития личности. Повидимому, психическое расстройство, если оно приводит к размыванию консолидидованного нравственного ядра личности, должно быть достаточно серьезным, а при органической патологии мозга диффузным, весьма тяжелым или повреждающим высшие психофизиологические структуры головного мозга; 4. чувство моральной ответственности за свое поведение; нравственные принципы, взгляды, убеждения. См. Моральное развитие.

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

Совесть

способность человека критически оценивать свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать несоответствие должному как собственное совершенство. Является нравственным регулятивом.

Выражение «спокойная совесть» или «чистая совесть» обозначает осознание человеком исполненности своих обязательств или реализации всех своих возможностей в данной конкретной ситуации.

Выражение «свобода совести» обозначает право человека на независимость внутренней духовной жизни и возможность самому определять свои убеждения (в более узком смысле означает свободу вероисповедания и организованного отправления культа).

Источник: Словарь по биомедицинской этике для студентов всех факультетов высших медицинских учебных заведений

Найдено рефератов по теме СОВЕСТЬ — 0

Найдено научных статей по теме — 12

О соотнесении понятий «Совесть» и «Самоосуществление»

Барсукова Светлана Александровна
Идея осуществления человеком своей сущности рассматривается в контексте проблемы совести. Трактовка совести с точки зрения процесса самоосуществления выводит на проблему объективации внутренней сущности личности в соотнесении с такими явлениями, как «свобода» и «ответственность». В результативном аспекте совесть как самоосуществление это исполнен-ность, реализованность человека в контексте бытия, в его движении к «добру».
Скачать PDF

К проблеме психологического содержания понятий “совесть” и “совестливость”

Александрова Галина Готфридовна
В статье предложено теоретическое обоснование необходимости разведения понятий “совесть” и “совестливость”. Предпринята попытка уточнить психологическое содержание этих понятий: совести как сложного психологического образования, предполагающего комплекс психологических механизмов, условием конструктивной реализации которых выступает необходимый и достаточный уровень развития совестливости как интегрального психологического качества личности. Представлены результаты пилотажного эмпирического исследования, посвящённого интеграции предполагаемых психологических компонентов совестливости, а также попутно выявленное в ходе него содержание нравственных ориентиров у представителей современной российской молодёжи.
Скачать PDF

Совесть как смыслообразующий фактор человеческого существования

Кирилина Т.Ю.
Скачать PDF

Совесть как показатель духовно-нравственных проблем информационного общества

Манёров Валерий Хайдарович
Рассматривается одна из ведущих проблем в рамках широкой проблематики, обусловленной нарастающим влиянием техногенных факторов на социально-культурные устои жизнедеятельности и саму природу человека, что отмечается в развитых странах, в частности, в России. Анализируя основополагающие публикации, автор фокусирует внимание на негативном влиянии современных информационно-коммуникативных средств на духовно-нравственную сферу личности. Однако отмечается, что бытующая в литературе оценка состояния современной российской молодежи как «моральный коллапс» недостаточно верифицирована эмпирически. В частности, она вступает в противоречие с данными мониторингового психологического исследования свойств и состояний совести студентов, получаемыми автором в последнее десятилетие. В них неоднократно подтверждается феномен устойчивости транскультурного инварианта совести, конституируемый как комплекс позитивных представлений о ее свойствах и состояниях, противоречащий огульным негативным оценкам. В то же время выдвигается и находит подтверждение гипотеза о наличии позитивной корреляционной связи между выраженностью у студентов интернет-зависимости и отдельными признаками обесценивания нравственных ценностей и совести.
Скачать PDF

Совесть в понимании представителей массовой интеллигенции

Барсукова Светлана Александровна, Редя Галина Павловна
Актуальность и цели. Актуальность проблемы исследования обусловлена той ролью, которое нравственное развитие личности играет на современном этапе трансформации современного российского общества. Идет период становления новых нравственных ценностей, которые пока еще полностью не утвердились в общественном сознании и поведении людей. В связи с этим в данной ситуации именно совесть выступает основным регулятором поведения человека, оказывая влияние на систему ценностей, моральный выбор, проявляясь в конкретных поступках. Совестью нации в исторические переломные моменты стремилась быть российская интеллигенция. Цель работы выявление особенностей в представлениях о совести у врачей и педагогов. Материалы и методы. Реализация исследовательских задач была достигнута на основе количественного и качественного анализа опросов представителей массовой интеллигенции педагогов и врачей методом незаконченного предложения и проверкой на достоверность различий методом математической статистики Фишера. Результаты. Исследованы особенности представлений о совести у представителей массовой интеллигенции педагогов и врачей, проанализированы содержание ядра и периферии социальных представлений о совести. Выводы. Выявлено, что врачи в большей степени склонны относить совесть к проявлению внутреннего переживания по поводу соответствия своих поступков и взглядов своему идеальному «Я», а педагогические работники в понимании совести чаще ориентируются на нормы и правила общества. Такие идеалы гражданского общества, как свобода, ответственность, нравственная зрелость, способны поддержать около 20 % врачей и 15 % педагогов.
Скачать PDF

Категория «Совесть» в православно-ориентированной психологии

Миронова Марина Николаевна
В сциентистской психологии, которая является мощной конституирующей силой современного общества, вообще нет такой категории, как «совесть». Но многие авторы ставят вопрос о возможности и необходимости возвращения в нее этой базовой нравственной категории. Для перевода в психологию тех знаний о совести, которые содержатся в христианской антропологии, мы предлагаем воспользоваться выводами, сделанными в результате анализа христианских источников, и моделью, выстроенной автором на страницах книги «К сближению психологии и христианской антропологии: трактат об умной силе души и доминанте».
Скачать PDF

Совесть в представлениях студенческой молодежи

Бочарова Елена Евгеньевна
Представлены данные эмпирического исследования представлений о совести, выполненного на выборке студентов, обучающихся в Саратовском государственном университете. (N = 60; 21-22 лет; женского пола 52% и мужского 48%) с применением метода свободных ассоциаций с последующим ранжированием семантических компонентов представлений о совести по частоте их актуализации, с применением прототипического анализа данных по П. Вержесу и метода контент-анализа. Показано, что в выборке студентов ядро представлений представлено такими семантическими категориями, как "человечность", "справедливость", "доброта", "открытость", "преданность". Результаты исследования могут быть использованы при разработке образовательных программ, направленных на нравственное воспитание современной молодежи.
Скачать PDF

Проблема становления совести в контексте зарубежных психологических теорий

Барсукова Светлана Александровна
В статье представлены различные точки зрения на проблему нравственного и морального развития ребенка. Прослеживается феномен развития совести человека через систему Суперэго, описанной в психоаналитической концепции, и проявлении морального поведения и сознания, представленных в когнитивноповеденческих концепциях. Высказывается авторская позиция в понимании совести, основанная на антропоцентрических концепциях.
Скачать PDF

Влияние социокультурного контекста на формирование представлений о совести

Чигарькова Л. А.
Совесть можно рассматривать как внутренний регулятор поведения, который через чувство вины или невиновности дает индивиду знать, насколько он может принадлежать к той или иной группе, т. е. переживать свою идентичность, имеющую основанием социальные ценности, вписывая свой личностный смысл в более общий, доступный ему контекст. Имплицитные теории совести старшеклассников имеют сложную конструкцию, состоящую из общекультурного, конкретно-культурного компонента и субъективно-личностного компонента, обусловленного индивидуальными особенностями и субъективным опытом. Для старшеклассников из уфимской группы важным оказывается следование нормам и правилам общества, в котором они живут, а их московские сверстники более склонны к рефлексии, т.е. к тому, чтобы рассматривать, понимать, осознавать себя собственные действия, мысли и чувства в соотношении с нормами и правилами.
Скачать PDF

Философско-психологические аспекты совести как механизма нравственного саморазвития

Комаров В.В.
The article looks at the etymology of the concept conscience and its philosophical and psychological aspects.
Скачать PDF

К пониманию феномена совести в психологии

Барсукова С.А.
Обсуждаются представления о совести в зарубежной и отечественной психологии. Разводятся подходы к пониманию совести с точки зрения социоцентрической и антропоцентрической позиции. Совесть рассматривается с онтологической точки зрения, как осуществление человеком своей индивидуальности и сущности.
Скачать PDF

Теоретико-методологические подходы к пониманию совести в отечественной психологии

Барсукова Светлана Александровна
В статье рассматривается различие двух методологических подходов к пониманию совести в отечественной психологии. Социоцентрический подход описывает совесть как проявление сферы морали, где данное явление трактуется как результат интериоризации общественных установок и переживание чувства долга перед кем-либо. Автор подчеркивает, что совесть является духовно-нравственным феноменом, поэтому именно антропоцентрическая парадигма должна стать той концептуальной основой, в рамках которой возможно научное осмысление этого сложного явления. В работе представлен анализ становления понятия «совесть» в отечественной психологии. Выделены подходы рассмотрения совести как феномена сознания и чувства. Анализ психологических работ по данной проблематике современных отечественных исследователей позволил автору определить совесть как целостное интегрированное состояние сопричастности «бытию-в-мире», отражающее меру совпадения существования и сущности человека и переживающееся как акт самоосуществления в ситуациях нравственного выбора.
Скачать PDF