Сотрудничество | соперничество это что такое Сотрудничество | соперничество: определение — Психология.НЭС
СОТРУДНИЧЕСТВО Сотрудничество при психотерапии

Сотрудничество | соперничество

Найдено 1 определение:

Сотрудничество | соперничество

cooperation / competition) Несмотря на то что философы и теологи давно интересовались факторами, к-рые питают сотрудничество или соперничество, рассматривая первое как соц. добродетель, а последнее как эгоистическое и антисоциальное поведение, представители соц. наук начали обнаруживать серьезный интерес к эмпирическому изучению этих понятий лишь в конце 1940-х - начале 1950-х гг. Он возник, когда исследователи конфликта стали рассматривать в качестве основного источника более серьезных форм конфликта различие интересов, а не гнев или предубеждение. Сходная перемена во взглядах произошла и у исследователей соц. интеракции, обратившихся от представлений, акцентировавших центральную роль аттитюдов и убеждений людей, вовлеченных в процесс взаимодействия, к теориям, опирающимся на значение тех вознаграждений и наказаний, к-рые может применять к другим каждый из участников взаимодействия. Термины "сотрудничество" и "соперничество" относятся по существу к совместным усилиям и конкуренции, возникающим либо в отношении обоюдно желаемых целей, либо в отношении средств достижения индивидуальных или общих целей. В случае чистого сотрудничества, в его специальном значении, описанном Мортоном Дойчем, цель одного чел. может быть достигнута только при условии достижения своих целей др. участниками. В случае же чистого соперничества, индивидуальные цели могут быть достигнуты лишь при условии недостижения своих целей другими, как напр. при игре в покер. Однако эти крайние случаи чистого сотрудничества и чистого соперничества встречаются редко; большинство жизненных ситуаций представляют собой смесь того и другого. Толчком к значительному количеству эмпирических психол. исслед. факторов, питающих сотрудничество или соперничество, послужили теорет. разработки в математике и экономике, начало к-рым положила работа Джона фон Неймана и Оскара Моргенштерна "Теория игр и экономическое поведение" (Theory of games and economic behavior). В рамках этого мат. подхода, основанного на теории игр, были предложены модели, описывавшие поведение "рациональных" индивидов в определенных ограниченных ситуациях взаимозависимости. "Рациональный" индивид рассматривался как обладающий полным набором информ. в отношении этой взаимозависимости, мотивированный собственным интересом и стремящийся к максимизации своего выигрыша и минимизации своих потерь безотносительно к выигрышам и потерям других сторон. Психологи разработали лабораторные аналоги этих игровых ситуаций для того, чтобы проверить степень соответствия "реального" поведения "рациональному" поведению и исследовать влияние различных ситуационных (характер взаимозависимости, наличие или отсутствие коммуникации и т. п.) и диспозиционных (возраст, пол, культурная принадлежность и мотивационные тенденции участники) переменных в процессе игрового взаимодействия. Наряду с этим также были разработаны другие подходы к изучению сотрудничества и соперничества, такие как а) лабораторные взаимодействия, моделировавшие реальные ситуации переговоров, в основу к-рых легла оригинальная работа экономистов Сигела и Л. Форейкера, и б) "игры на передвижение" (locomotion games). Психологи, интересовавшиеся проблемами соц. взаимодействия и эффектами участия группы, также проводили эмпирические исслед. сотрудничества и соперничества, но, как правило, избегая при этом рамок лабораторного игрового подхода. Классическим исслед. в этой области явился полевой эксперимент "Разбойничья пещера", проведенный Музафером Шерифом и его сотрудниками. В ходе этого эксперимента мальчиков в летнем лагере разбивали на две группы, к-рые затем проживали изолированно друг от друга. В ходе первой фазы исслед. каждая из групп периодически оказывалась в ситуациях, способствовавших выработке групповой солидарности и групповой идентичности. В ходе второй фазы обе группы принимали участие в серии соревнований и конкурсов, имевших целью выработку соперничества и укрепление внутригрупповой солидарности. Это привело к возникновению выраженной конкуренции и даже вражды между группами. Последняя фаза исслед. адресовалась к вопросу о том, каким образом можно примирить эти две враждебно настроенные друг к другу группы. Простое объединение обеих групп в рамках каких-либо общественных мероприятий лишь усиливало враждебность. Однако, когда экспериментаторы разработали серию "насущных" проблем, требовавших для своего решения совместных усилий обеих групп - напр., нарушение обеспечения лагеря водой, - вражда между группами постепенно уменьшилась, возникли новые дружеские связи между членами различных групп, что в конечном счете способствовало возникновению духа сотрудничества. В целом психол. исслед. показали, что сотрудничество чаще всего возникает в условиях, когда участники взаимодействия имеют общую цель и общие средства достижения этой цели, в то время как соперничество чаще имеет место в тех случаях, когда участвующие стороны либо преследуют индивидуальные цели, либо расходятся в средствах их достижения. См. также Потребность в аффилиации, Альтруизм, Вмешательство случайных свидетелей, Развитие социального поведения людей, Полезависимость, Групповое решение проблем, Соперничество, Исследование социального климата Дж. Элкок
Оцените определение:

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с.1788

Найдено рефератов по теме Сотрудничество | соперничество — 0

Найдено книг по теме — 12

Найдено научных статей по теме — 12

Сотрудничество и соперничество во взаимоотношениях студентов (на модели дилеммы заключенного)

Березина Т.Н.
В статье описаны результаты эксперимента по исследованию преобладания альтруистической или эгоистической стратегии взаимоотношений среди студентов (на модели разрешения дилеммы заключенного). Эмпирически показано, какой стиль взаимоотношений преобладает у современных студентов гуманитарных специальностей, выявлены гендерные различия в стратегиях взаимоотношений, а также проведено сравнение результатов данного исследования с исследованиями десятилетней давности. The article presents results of the research on the prevalence of altruistic or egoistic strategies in student interrelations (on the basis of the model of a prisoner"s dilemma). It is empirically shown what style of interrelations prevails among modern students majoring in the Humanities, as well as gender differences in the strategies of interrelations. Besides there has also been done a comparative study against 10 year-old data.
Скачать PDF

Собственность как первопричина соперничества российских элит по завоеванию политической власти

Жуков К.С.
Рассмотрены проблемы взаимосвязи политики и экономики, которые конкретизируются прежде всего через рассмотрение путей приобретения собственности в России в период трансформации её политической системы, а также вопросы, связанные с отношением к частной собственности.
Скачать PDF

Психолого-педагогическая характеристика учебного сотрудничества в рамках гуманизации образования

Дзгоева Нателла Михайловна
В статье упоминаются общие особенности гуманистических подходов к образованию. Поднимается проблема обучения на основе сотрудничества как одного из гуманистических подходов к образованию. Анализируется термин «сотрудничество» в рамках гуманизации образовательного процесса, разводятся понятия «педагогика сотрудничества» и «учебное сотрудничество», подчеркивается значимость применения учебного сотрудничества для интеллектуального и личностного развития учащихся.General peculiarities of humanitarian treatment of education are mentioned in the article. Such problem as teaching on the basis of cooperation being one of the humanitarian educational approaches is touched upon. The term cooperation is analyzed within the frameworks of humanizing the educational process, such terms as cooperation pedagogy and cooperative learning are differentiated, the importance of using the cooperative learning for intellectual and personal developing of pupils is accentuated
Скачать PDF

Проблема сотрудничества как межсубъектного взаимодействия в психолого-педагогических исследованиях

Карпушкина Л. В.
В статье определяется взаимосвязь понятий взаимодействия, общения, отношения. Выделяются основные характеристики взаимодействия: активность, системность. Обосновывается необходимость формирования у дошкольников готовности к сотрудничеству в образовательном пространстве
Скачать PDF

Диалектика взаимодействия: сотрудничество и конфликт

Миронов Евгений Анатольевич
В статье описывается модель сотрудничества Ромб Сотрудничества, основанная на четырех основных процессах: целеполагании, достижении цели, коммуникации как информационного обмена и формировании отношений между участниками. Для каждого из процессов предлагается адекватный критерий его эффективности, что позволяет оценивать и регулировать эффективность сотрудничества в целом. Конфликты рассматриваются как составная и необходимая часть процесса сотрудничества, являющиеся индикаторами его «здоровья» и механизмами его улучшения. Дается классификация конфликтов, основанная на модели Ромб Сотрудничества.
Скачать PDF

Принцип сотрудничества как основа эффективного функционирования организации

Митькина О.В.
Рассматриваются особенности функционирования и развития организации, основанной на принципах сотрудничества.
Скачать PDF

Политико-психологические аспекты международного сотрудничества в условиях глобальных перемен

Адамян Олег Хачатурович
В условиях глобализации актуализируется значение изучения политического поведения человека, касающегося проблем как внутренней, так и внешней политики, для выработки стратегий антикризисного управления. Положение человека в треугольнике отношений «человек политика власть» начинает приобретать глобальное измерение. Психолого-политическая стабильность международного сообщества в начале XXI в. формируется из множества векторов политического безразличия или инициативы людей разных стран, их консерватизма или радикализма, соперничества или адаптивности, в том числе к инновационным изменениям, носящим глобальный характер.
Скачать PDF

Позитивное родительство - путь к сотрудничеству и развитию

Карабанова Ольга Александровна
Статье рассмотрены цели и основные характеристики позитивного родительста. Родительство рассматривается как процесс содействия прогрессивному развитию ребенка и достижению им автономии в доброжелательной, безопасной и психологически комфортной среде, создаваемой поведением родителя. Обсуждаются такие условия и факторы, определяющие эффективность родителя и качество родительства, как личностные особенности самого родителя, личностные и индивидуальные особенности ребенка, особенности детско-родительского взаимодействия и супружеских отношений, уровень психологического благополучия самих родителей. Все перечисленные факторы действуют не изолированно, а взаимодействуют, усиливая, нивелируя, компенсируя друг друга и определяя в конечном итоге уровень родительской компетентности. Выделены такие причины девиантного родительства, как нарушения мотивационной сферы, семейный анамнез, неготовность к включению в реализацию родительской функции, личностная незрелость родителя, такие его личностные качества, как низкий уровень ответственности, эгоизм, трудный темперамент ребенка, дефект, ограничивающий его возможности, низкий неудовлетворительный уровень психолого-педагогической компетентности родителя. Сформулированы положения, опровергающие стереотипы представлений о факторах риска реализации родительства. Показано, что фактором риска для развития и психологического благополучия ребенка является не столько сам факт проживания в неполной семье, сколько продолжающийся родительский конфликт. Обращается внимание на то, что отцы столь же способны к эффективному и сенситивному родительству, как и матери. Позиция автора относительно того, что психическое развитие ребенка определяется социальными отношениями, но не генетической связью, позволяет говорить об исследовании родительства как чрезвычайно актуальном направлении современной психологии.
Скачать PDF

Психология практическая и академическая: перспективы дальнейшего сотрудничества

Мазилов Владимир Александрович
Статья посвящена обсуждению вопроса о соотношении психологии академической и психологии практической. Утверждается, что рассогласования между ними нормальны и естественны: это два разных вида деятельности, у них различные цели и задачи, «миссии», различная методология. Парадигмального противостояния между академической и практической психологией нет: это замаскированное «классическое» соперничество между естественнонаучной и герменевтической парадигмами. Утверждается, что эффективное разрешение противостояния между парадигмами возможно при пересмотре предмета психологии. Предлагается трактовка предмета психологии как внутреннего мира человека.
Скачать PDF

Психологический компонент технологии обучения в малых группах сотрудничества

Котова Елена Геннадьевна
Статья посвящена рассмотрению вопроса о влиянии обучения в малых группах сотрудничества на психическое здоровье учащихся младшего школьного возраста. Принципиальное отличие обучения в сотрудничестве оценивается по трем основным критериям: психическое здоровье, позитивное взаимодействие и результативность. Психологическая составляющая данной педагогической технологии способствует обретению ребёнком положительного эмоционального опыта и становлению его как личности. Учащиеся приобретают не только навыки работы в коллективе, но и чувство собственного достоинства. Обучающиеся в сотрудничестве дети гораздо лучше адаптированы к жизни в современном обществе. Большое влияние, которое оказывает обучение в малых группах сотрудничества на подрастающее поколение, делает методику его преподавания важнейшим инструментом педагогики.
Скачать PDF

Перспективы психологии: сотрудничество практической и академической психологий

Мазилов Владимир Александрович
Обсуждается вопрос о соотношении психологии академической и психологии практической. Утверждается, что рассогласование между ними нормальны и естественны: нет ничего экстраординарного в том, что между психологией академической (теоретико-экспериментальной, исследовательской), с одной стороны, и психологией практической, с другой, существует разрыв (расхождение, схизис, диссоциация). На наш взгляд, это естественно, так как это два разных вида деятельности, у них различные цели и задачи, «миссии», различная методология. В научной психологии происходит соперничество между естественнонаучной и герменевтической парадигмами. Психологическая практика как любая практика имеет свою теорию, и если в качестве таковой выступают не концепции академической науки, то этому должны быть причины. Стало быть в каких-то отношениях академическое знание не удовлетворяет конкретным требованиям к основе практики. Как было в свое время показано, для практик в качестве таковой основы могут выступать разнообразные мифологии. Опять же, ничего страшного не происходит, стоит попытаться понять, почему так происходит и почему академическое знание не удовлетворяет «практическим» запросам. Парадигмального противостояния между академической и практической психологией нет: это замаскированное «классическое» соперничество между естественнонаучной и герменевтической парадигмами. Утверждается, что эффективное разрешение противостояния между парадигмами возможно при пересмотре предмета психологии. Предлагается трактовка предмета психологии как внутреннего мира человека.
Скачать PDF

Психологическая готовность личности к сотрудничеству в конфликтной ситуации

Давыдова Лариса Васильевна, Сафонова Марина Вадимовна
В статье рассмотрена проблема психологической готовности личности к сотрудничеству в конфликтной ситуации как смысловой диспозиции. Представлены результаты эмпирического исследования сформированности психологической готовности к сотрудничеству в конфликтной ситуации. Раскрыто содержание значимых отношений и фиксированных установок, соответствующих трем типам личности с высоким, средним и низким уровнем сформированности психологической готовности к сотрудничеству в конфликтной ситуации.
Скачать PDF