СООТНОШЕНИЕ МЫШЛЕНИЯ И РЕЧИ

Найдено 1 определение
СООТНОШЕНИЕ МЫШЛЕНИЯ И РЕЧИ
на высших уровнях развития Р. и мышления, когда имеется в виду развитое словесно-логическое мышление человека, Р. и мышление самым тесным образом связаны друг с другом. Однако не все виды мышления человека осуществляются только на речевой основе. Имеются виды мышления, которые напрямую с Р. не связаны. Это наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Есть также разновидности Р., которые напрямую не связаны с мышлением. К ним относятся, например, виды Р., которые используются человеком исключительно в коммуникативной функции. Простейшим из них является тот, который называется языком телодвижений и к которому относятся жесты, мимика, пантомимика. Более сложный, также почти исключительно коммуникативный вид Р.-это тот, который осваивают дети в раннем возрасте, от 1 года до 3-х лет. Имеется в виду обычная, звуковая Р., активно используемая детьми в процессе общения с окружающими людьми. Дети раннего возраста, как правило, не употребляют ее для организации собственного наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. Следуя общей логике речевого развития, которая характерна как для филогенеза, так и для онтогенеза, дети поначалу осваивают Р. в ее коммуникативной функции, и только спустя несколько лет (обычно не ранее 3—4-летнего возраста) обращаются к использованию Р. в ее интеллектуальной функции. В отечественной психологии вопрос о соотношении мышления и Р. в филогенезе и в онтогенезе впервые поставил и детально изучил Л.С. Выготский. Мысль и слово в словесно-логическом мышлении, по Выготскому, настолько тесно связаны друг с другом, что развести их практически невозможно. Следуя сложившейся традиции разделять сложные явления не на элементы, а на единицы, Выготский выделил такую единицу, характеризующую словесно-логическое мышление, и обозначил ее как значение слова. Оно включает то общее содержание, которое в слово, как в понятие, вкладывается людьми, говорящими на том языке, к которому относится это слово. Значения слов обычно отражены в толковых словарях соответствующих языков. Когда люди общаются друг с другом на данном языке, то они обмениваются значениями слов и добиваются взаимопонимания именно потому, что одинаково понимают значения соответствующих слов. Однако значение слова-это понятие, а понятие относится к мышлению. Слово не сразу приобретает то значение, которое характеризует слова, используемые в Р. и мышлении взрослых людей. Этот процесс достаточно длительный, и он занимает в онтогенезе человека не менее десятка лет.
Соединение мышления и Р. начинается в детстве тогда, когда взрослые люди, общаясь с ребенком и совместно с ним участвуя в решении каких-либо задач, сами начинают использовать Р. как средство обмена с ребенком информацией, необходимой для решения этих задач. Ребенок, который к возрасту в 2—3 г. также владеет Р., начинает по образцу взрослых людей, подражая им, использовать собственную Р. для общения в процессе совместной деятельности с взрослыми людьми. Далее, наблюдая за тем, как взрослые люди решают свои собственные задачи, и, замечая при этом, что взрослые, размышляя, разговаривают сами с собой, ребенок, подражая им, начинает действовать таким же образом. У него в результате появляется так называемая эгоцентрическая речь. Следующий этап соединения мышления и Р. приходится на возраст, когда ребенок готовится уже к поступлению в школу и приступает к систематическому, целенаправленному учению. Наибольшая нагрузка в это время приходится на словесно-логическое мышление, и поэтому оно начинает развиваться быстрее, чем другие виды мышления. Та связь, которая ранее образовалась между мышлением и Р., теперь получает дальнейшее развитие и закрепляется.
В подростковом возрасте фактически завершается процесс развития житейских понятий, формируется внутренний план умственных действий, и это способствует окончательному закреплению связи между мышлением и речью, возникновению полноценного словесно-логического мышления. Соединение мышления и Р. и становление словесно-логического мышления не отменяет возможность дальнейшего, самостоятельного развития у человека тех видов мышления, которые не связаны с речью, и тех видов речи, которые существуют и функционируют независимо от мышления. Полного соединения речи и мышления в онтогенезе на самом деле не происходит, они продолжают частично сохранять свою независимость друг от друга и относительную самостоятельность развития. Взрослый человек может пользоваться Р. и как средством общения, и как средством мышления. Точно так же он может размышлять, не пользуясь Р. (например, тогда, когда задачи им решаются в наглядно-действенном плане или в плане наглядно-образного мышления), и общаться, не включая в этот процесс мышление (например, общаться на невербальном уровне). Благодаря соединению речи и мышления, в психологическом развитии человека происходят важные прогрессивные изменения. Они сводятся к следующему. Перестраиваются и приобретают произвольность все психические процессы. С помощью Р., контролируемой и произвольно регулируемой человеком, становится возможным управление восприятием, вниманием, памятью, воображением и мышлением. Человек приобретает способность в гораздо больших объемах и в течение гораздо более длительного времени, чем раньше, сохранять запоминаемую информацию. Это делается с помощью ее смыслового, речевого обобщения, т. е. с помощью кодирования и компактного сокращения этой информации, ее представления в виде понятий, а также при помощи записи идей, к которым впоследствии по соответствующим записям человек может при необходимости возвратиться в любой момент времени.
Соединение мышления и Р. позволяет людям обмениваться мыслями друг с другом. Любую идею, родившуюся в голове, человек с помощью слов может передать другим людям. От этого выигрывают все: и те, кто делится своими мыслями, и те, кто их получает. Первые, благодаря общению, имеют возможность проверять свои мысли, уточнять их, соотнося их с мыслями других людей. Вторые-получатели-обогащаются в информационном и интеллектуальном планах. Они получают возможность владеть той информацией, которой до этого обладали другие люди, и научиться мыслить так, как мыслили другие люди. Благодаря интеллектуализации Р. и соединению мышления с Р. происходит включение в мышление тех познавательных процессов, в которых активно используется Р. Так, восприятие превращается в интеллектуальный процесс решения перцептивных задач, связанных с построением образа. В результате этого образ начинает строиться быстрее и оказывается таким, который несет в себе более глубокую информацию об отображаемом в нем предмете, чем образ восприятия без мышления. Интеллектуализация мнемических процессов и их соединение с осмысленной Р. существенно улучшают память человека.
Вследствие этого память становится более быстрой, более емкой и более точной по содержанию хранящейся в ней информации. Соединение Р. и мышления ускоряет общее интеллектуальное и культурное развитие человека. Словесно-логическое, или речевое, мышление представляет собой его высшую форму, и по данному виду мышления оценивается уровень общего интеллектуального развития человека. Почти вся информация, составляющая культуру людей, представлена в интеллектуальной или речевой форме, и чем выше уровень развития у человека мышления и Р., тем выше уровень его общей культуры.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
130.87 кб

Типы соотношений в развитии мышления и речи лиц с нарушениями слуха

Богданова Тамара Геннадиевна
Статья посвящена исследованию интеллекта лиц с нарушениями слуха. В ней представлены разные подходы к исследованию проблемы соотношения мышления и речи, существующие в зарубежной и отечественной психологии.