СОКОЛЯНСКИЙ Иван Афанасьевич

Предыдущий термин:
СОКОЛЬСКОГО – БУЙО СИНДРОМ

Следующий термин:
СОКРАТ

Содержание:

Найдено 2 определения термина СОКОЛЯНСКИЙ Иван Афанасьевич

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [современное]

СОКОЛЯНСКИЙ Иван Афанасьевич

(1889—1960) — российский дефектолог, сурдопедагог, основоположник отечественной педагогики слепоглухонемых. Профессор. Окончил педагогическое отделение естественно-исторического факта Петербургского психоневрологического ин-та (1913). Специальное образование получил на Мариинских педагогических курсах. Профессиональную педагогическую деятельность начал в 1910 г., работая педагогом в Мариинском училище для глухонемых (Александровск, близ Днепропетровска). Был организатором специального образования для аномальных детей на Украине в 1920-е гг. По его инициативе были созданы врачебно-педагогические кабинеты, в которых специалисты занимались вопросами практической дефектологии. Был создателем и руководителем школы-клиники для слепоглухонемых детей в Харькове (1925—1938). Преподавал в ведущих педагогических вузах Харькова. Как ученый формировался под сильным влиянием рефлексологии В.М. Бехтерева, в дальнейшем стал последователем учения И.П. Павлова. В 1926 г. был одним из организаторов и первым директором НИИ педагогики УССР. На протяжении своей жизни неоднократно подвергался репрессиям: в 1905 г. — за революционную деятельность, в 1933 г. — по обвинению в национализме, в 1937 г. после ареста полтора года содержался под стражей. С 1939 г. и до конца своих дней работал в Научно-практическом ин-те специальных школ (с 1943 г. — Институт дефектологии ) в Москве. Там он продолжил начатую еще в Харькове работу со слепоглухой О.И. Скороходовой. Разработал оригинальную систему воспитания и обучения слепоглухонемых детей, изобрел ряд специальных технических устройств, позволяющих слепым и слепоглухим читать обычные книги (читающая машина, телетактор). В 1955 г. ему удалось организовать систематическое обучение двух слепоглухонемых детей при ин-те, подготовить несколько специалистов для работы с ними. Чтобы помочь этим детям освоиться с предметной деятельностью и сформировать на ее основе высшие психические функции, С. совместное А. И. Мещеряковым разработал методику совместно-распределенной дозированной деятельности. Воспитатель берет руки слепоглухонемого ребенка и помогает ему осуществлять самые простые действия (начиная с приема пищи), постепенно (дозированно) развивает его активность, усложняя осваиваемые действия. Постепенно он учится самообслуживанию, умению устанавливать социальные связи. С. видел сущность первоначального обучения слепоглухонемых детей не в овладении словесной речью, а в обучений их ориентировке в пространстве и времени, в овладении окружающим предметным миром через самообслуживание и бытовой труд. В формировании простых умений, благодаря которым складывается осмысленное представление об окружающей человека действительности, он видел самую важную задачу педагога на первом дограмотном периоде обучения слепоглухонемого ребенка. Огромное значение С. придавал формированию жестового общения слепоглухонемого в конце этого периода, утверждая, что только осмысленная практически жизнь слепоглухонемого и основанная на ней система жестового общения может подготовить необходимую почву для развития у ребенка словесной речи, письма, чтения и т.д. На этой базе в дальнейшем происходит овладение грамотной письменной речью по системе Брайля (для слепых). Обучение словесной речи у слепоглухонемых С. начинал не с заучивания отдельных слов и словосочетаний, а с составления простого текста и системы текстов. В освоении словесного языка он предложил оригинальный метод — систему параллельных текстов, согласно которому обучение строилось на взаимовлиянии структуры и содержания двух текстов: образца, данного учителем и спонтанного текста ребенка, отражающего его личный опыт. Работа С. в области обучения слепоглухонемых получила официальное признание через 20 лет после его смерти: в 1980 г. ему (совместно с А.И. Мещеряковым ) была присуждена Государственная премия СССР. Основные труды С: О новом способе чтения слепыми// Учебно-воспитательная работа в специальных школах (для глухонемых и умственно отсталых детей), 1946, вып. 1; Усвоение слепоглухонемым ребенком грамматического строя словесной речи//Докл. АПН РСФСР, 1959, № 1; Обучение слепоглухонемых детей/Обучение и воспитание слепоглухонемых, М., 1962; Подготовка слепоглухонемого подростка к производительному труду в условиях домашнего воспитания/ Обучение и воспитание слепоглухонемых, М., 1962. ТА. Басилова

Оцените определение:

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах/ Под. ред. Л.А. Карпенко

СОКОЛЯНСКИЙ Иван Афанасьевич

(1889–1960) – дефектолог. Окончил Петербургский психоневрологический институт (1913), специальное образование получил на Мариинских педагогических курсах. Педагогическую деятельность начал в 1910 г. – преподавал в Мариинском училище для глухонемых (Александровск, близ Днепропетровска). Принял активное участие в создании системы образования для аномальных детей на Украине. Один из организаторов и первый директор НИИ педагогики УССР (1926). С 1943 г. работал в Москве, в НИИ дефектологии. Создатель оригинальной системы воспитания и обучения слепоглухонемых детей. Для успешного привлечения слепоглухонемых детей к предметной деятельности и формирования на ее основе человеческой психики им совместно с А.И.Мещеряковым разработана оригинальная методика совместной разделенной дозированной деятельности. Положительные примеры использования этой методики продемонстрировали принципиальную возможность компенсации такого сложного дефекта, как слепоглухонемота. За достижения в обучении слепоглухонемых Соколянскому в 1980 г. присуждена Государственная премия СССР (совместно с Мещеряковым).

Соч.: Обучение и воспитание слепоглухонемых. – М., 1962.

Источник: Степанов С.С. Дефектология. Словарь справочник, Сфера. Москва. 2004 г

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

НАУЧНО-ЦЕННОСТНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ И. Н. АФАНАСЬЕВА О ВЛИЯНИИ ДЕТЕРМИНИРУЮ

Иванов Дмитрий Ермолаевич, Петрова Татьяна Николаевна
В статье рассматривается научно-ценностный потенциал этнопсихологического исследования И. Н.
Читать PDF

Проблема двуязычия в педагогическом наследии П. О. Афанасьева

Тарасова Марина Николаевна
Проблема двуязычия в историческом плане получила развитие в деятельности известно чувашского методиста П.О.
Читать PDF

Иван Иванович жегалкин - блестящий педагог и передовой учёный, уроженец Орловщины (к 65-летию со дня

Колягин Ю.М., Саввина О.А., Тарасова О.В.
В статье анализируется методико-математическое наследие выдающегося русского и советского учёного, заслуженного деятеля науки РСФСР, профессора, доктора физико-математических наук Ивана Ивановича Жега
Читать PDF

Иван Иванович жегалкин - блестящий педагог и передовой учёный, уроженец Орловщины (к 65-летию со дня

Колягин Ю.М., Саввина О.А., Тарасова О.В.
В статье анализируется методико-математическое наследие выдающегося русского и советского учёного, заслуженного деятеля науки РСФСР, профессора, доктора физико-математических наук Ивана Ивановича Жега
Читать PDF

Иван Алексеевич Казаринов (к шестидесятилетию со дня рождения)

Читать PDF

Иван Алексеевич Казаринов (к шестидесятилетию со дня рождения)

Читать PDF

Иван Николаевич ковернинский

Читать PDF

Иван Николаевич ковернинский

Читать PDF

Проблема двуязычия в педагогическом наследии П. О. Афанасьева

Тарасова Марина Николаевна
Читать PDF

Проблема двуязычия в педагогическом наследии П. О. Афанасьева

Тарасова Марина Николаевна
Читать PDF

Наш учитель Иван Иванович Зарубин: Иван Иванович Зарубин в моей судьбе

Богорад Юлия Ильинична
Читать PDF

Наш учитель Иван Иванович Зарубин: Иван Иванович Зарубин в моей судьбе

Богорад Юлия Ильинична

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!