Социореабилитация

Найдено 1 определение
Социореабилитация
лат. societas — общество + rehabilitatio — восстановление] — процесс восстановления либо формирования впервые социальной полноценности личности. Причины социальной неполноценности могут быть самыми разными — сенсорная, опорная либо другая инвалидность, речевые нарушения (напр., заикание), криминогенное поведение у «трудных» подростков и взрослых и т.п. Задача С. — восстановить (или установить, если речь идет о детях) нормальные отношения с окружающими людьми вопреки физическому или психическому дефекту, вызвавшему нарушение этих отношений. В конечном счете речь идет о восстановлении личностной полноценности, о формировании как можно более широкого духовного кругозора, обеспечивающего эту полноценность. В самом благоприятном случае этот процесс должен перейти в форму постоянной личностной самореабилитации — сознательного саморазвития, самосозидания, самотворчества в отношениях с окружающими людьми и самим собой. С одной стороны, здесь необходимо осознание личностью экстремальной ситуации, в которой она находится и, возможно, обречена находиться в течение всего жизненного цикла (при неизлечимой слепоте, глухоте, слепоглухоте, при тех или иных неустранимых увечьях, при неизлечимом параличе и других заболеваниях). Иначе С. не станет делом самой личности, останется проблемой других людей (родителей, педагогов, врачей). С другой стороны, необходима постоянная доброжелательная поддержка личности, дружеское отношение к ней. Иначе человек, осознав экстремальную ситуацию, в которой находится, может замкнуться в себе, озлобиться, может начать мстить обществу за дискриминацию, вплоть до разного рода преступлений либо даже суицида. При коррекционном подходе к социореабилитации детей и взрослых ставится задача скорректировать как дефект (например, слепоглухоту), в том числе с помощью разного рода технических средств и специальных алфавитов (рельефно-точечный и пальцевый алфавиты, жестовый язык, компьютер с дополнительным оборудованием и программным обеспечением, слуховые аппараты, инвалидные коляски и т.п.), так и поведение личности в отношении к окружающим, особенно «нормальным». Кроме того, определяется перечень доступных личности в данной экстремальной ситуации профессий, которые также корректируются применительно к экстремальным условиям. Сознательно самореабилитирующаяся личность может активно строить свои отношения с окружающими людьми, регулировать их. Высший уровень самореабилитации предполагает способность человека не только адекватно реагировать на наличие-отсутствие поддержки со стороны окружающих, но и сознательно, целенаправленно создавать необходимую поддержку, вызывая у окружающих интерес к себе и к своей деятельности. Но до такого уровня самореабилитации нужно еще дорасти через стихийную, а затем сознательную компенсацию ограничений возможностей, связанных с экстремальными условиями существования; через сознательное определение смысла своей жизни; через самомобилизацию (волю к жизни), невозможную без постоянной поддержки со стороны хотя бы некоторых из окружающих людей. На такую поддержку личность в конце концов, на высшем уровне самореабилитации, отвечает стремлением тоже стать опорой в жизни близких людей. В любом случае, на любом уровне или этапе С. без поддержки окружающих не обойтись. Сначала С. инициируется именно окружающими, затем личность начинает им в этом помогать своим доверием, своей адекватной реакцией на их усилия, собственными встречными усилиями, — и лишь на высшем уровне самореабилитации личность может перехватить инициативу, стать главным сознательным субъектом реабилитационного процесса. Цель коррекции дефекта или поведения — обеспечить возможности существования личности в обществе при данных экстремальных условиях. Виды С. различаются по направленности: элементарная бытовая реабилитация (овладение навыками самообслуживания в быту), пространственная реабилитация (самостоятельное передвижение в постепенно расширяющемся пространстве — от пространства квартиры до пространства населенного пункта, поля, леса...), трудовая реабилитация (трудоустройство с учетом неустранимого ограничения возможностей), социально-психологическая реабилитация (общение с людьми в различных условиях, налаживание отношений с постоянным окружением и случайными встречными, в том числе работниками различных учреждений — продавцами, почтальонами и т.п.). Коррекционный подход должен быть дополнен постоянным расширением общего духовного кругозора, ориентацией на взаимную человечность в отношениях между инвалидами и здоровыми людьми, на взаимопомощь (постоянная готовность не только обратиться за помощью, но и посильно помочь самому), на творчество. У детей такие задачи могут решаться методами совместной педагогики — психолого-педагогического процесса, в который одинаково вовлекаются как дети-инвалиды, так и здоровые дети. Цели совместной педагогики, во-первых, преодолеть изоляцию тех и других детей друг от друга; во-вторых, содействовать осознанию детьми-инвалидами экстремальности условий их существования, и через это осознание, а так же через дружественное отношение к детям-инвалидам со стороны окружающих, детей и взрослых, побуждать детей-инвалидов к личностной самореабилитации с как можно более раннего возраста, до как можно более высокого уровня; в-третьих, дать возможность здоровым детям учиться нравственности на практике, в попытках помочь детям-инвалидам и в принятии помощи от них. А.В.Суворов

Источник: Венгер А.Л. (ред.) Психология развития. 2005

Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF
144.74 кб

Особенности динамики личностных и речевых характеристик заикающихся в процессе социореабилитации (на

Яковистенко А. Д.
The purpose of this research is to find out the ratio of the speech and person characteristics, which are connected with communicative activity of the stammering people in the process of socio rehabilitation (on the example of the
Читать PDF
427.35 кб

Семейная групповая логопсихотерапия как модель системы социореабилитации

Карпова Наталия Львовна
Изложены данные теоретического анализа проблемы заикания(логоневроза) как одной из крайних форм нарушения речевогообщения, представлены характеристики заикающихся и их семей и особенностей терапии данного дефекта.
Читать PDF
356.36 кб

Современные подходы к организации социореабилитации лиц с психическими расстройствами

Руженская Е.В.
Цель обосновать современные подходы к формированию организационной модели социореабилитации на уровне региона с учетом опыта Ивановской области. Материал и методы.
Читать PDF
3.08 мб

Психологические проблемы смысла жизни и акме (возрастной, профессиональный и социореабилитационный а

Чудновский В.Э., Бодалев А.А., Вайзер Г.А., Вахромов Е.Е., Карпова Н.Л., Суворов А.В.
В статье представлены результаты теоретического анализа феномена «смысл жизни», а также возрастные, профессиональные и социореабилитационные аспекты проблемы смысла жизни и акме