процесс развития человеческого общества.
СОЦИОГЕНЕЗ
Социогенез
Социогенез
в отличие от биогенеза история происхождения и развития психологических функций, формирующихся в процессе общественной жизни человека. В филогенетическом плане социогенез охватывает весь процесс исторического развития поведения человека, в онтогенетическом – процесс социального формирования ребенка. (12.1, 163) См. Развитие
Источник: Словарь Л.С. Выготского. 2004
СОЦИОГЕНЕЗ
(в психологии) (от лат. soci (eats) – общество и греч. genos – происхождение) – происхождение, развитие высших функций личности, межличностных отношений, обусловленных особенностями социализации в разных культурах и общественно-экономических формах. Закономерности С. являются предметом исторической психологии, изучающей психологические особенности становления познания, мировосприятия, строя личности, усвоения обычаев и ритуалов в разные эпохи и др., а также предметом этнопсихологии.
Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002
Социогенез
Развитие личности с точки зрения ее общественной обусловленности. Под этой формулировкой подразумевается целостный индивидуальный процесс учебы. Личность развивается в результате противоречия между общественно опосредствованными требованиями и ее поведенческим потенциалом. При развитии психических расстройств в раннем возрасте наблюдаются различные отклонения в правильном социогенезе. При развитии этих расстройств в более позднем возрасте наблюдаются смущения в правильном функционировании личности.
Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003
СОЦИОГЕНЕЗ
от лат. societas – общество и греч. genos – происхождение) – происхождение и развитие сознания, личности, межличностных отношений, обусловленные особенностями социализации в разных культурах и общественно-экономических формациях. Основная идея С. заключается в том, что психолог имеет дело не с абстрактным человеком, а с человеком определенной страны и эпохи, взаимодействующим в социокультурном контексте с людьми. С. в широком смысле понимается как развитие форм социального взаимодействия у животных, а затем и у человека в процессе эволюции жизни на Земле. Доказана гипотеза об отсутствии прогрессивной эволюции социальной жизни от первых животных до человека. Базисные типы внутривидовых отношений у животных качественно не изменяются последние 500 млн лет. См. Социобиология
Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009
СОЦИОГЕНЕЗ
в психологии - происхождение, развитие высших функций психических, личности, отношений межличностных, обусловленные особенностями социализации в разных культурах и общественно-экономических формациях. Закономерности социогенеза - предмет психологии исторической, изучающей психологические особенности становления познания, мировосприятия, строя личности, усвоения обычаев и ритуалов в разные эпохи, и прочее, а также предмет этнопсихологии.
Изучение социогенеза в русле психоанализа и во французской социологической школе не позволило вскрыть его реальные механизмы, ибо они описывались по типу механизмов развития психики отдельного индивида либо сводились к духовному общению между людьми.
С иных методологических позиций проводилось изучение социогенеза в отечественной психологии, где социогенез трактуется как процесс, обусловленный деятельностью трудовой в рамках конкретной общественно-экономической формации. Это позволило выявить изменения психики при переходе от антропогенеза к социогенезу (палеопсихология Б. Ф. Поршнева), закономерности социогенеза высших функций психических в их общем историческом развитии, специфику строения сознания в разных общественно-экономических формациях.
Изучение социогенеза в русле психоанализа и во французской социологической школе не позволило вскрыть его реальные механизмы, ибо они описывались по типу механизмов развития психики отдельного индивида либо сводились к духовному общению между людьми.
С иных методологических позиций проводилось изучение социогенеза в отечественной психологии, где социогенез трактуется как процесс, обусловленный деятельностью трудовой в рамках конкретной общественно-экономической формации. Это позволило выявить изменения психики при переходе от антропогенеза к социогенезу (палеопсихология Б. Ф. Поршнева), закономерности социогенеза высших функций психических в их общем историческом развитии, специфику строения сознания в разных общественно-экономических формациях.
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998
Социогенез
лат. societas — общество + греч. genesis— происхождение] — происхождение и развитие сознания, личности, межличностных отношений, обусловленные особенностями социализации в разных культурах и общественно-экономических формациях. Основная идея С. была сформулирована В. Вундтом и заключалась в том, что психолог имеет дело не с абстрактным человеком, а с человеком определенной страны и эпохи, взаимодействующим в социокультурном контексте с людьми. Закономерности С. являются предметом исторической психологии, изучающей психологические особенности становления познания, мировосприятия, строя личности, усвоения обычаев и ритуалов в разные эпохи, а также предметом этнопсихологии. Феноменология С. предельно обширна: от описания того или иного способа мышления, памяти как «исторических стилей», к воссозданию психологического портрета индивида или социальной группы до анализа ментальности целого народа в определенную эпоху. Основной метод в исследовании С. — психологическая реконструкция — восстановление исторических типов поведения или высших психических функций (памяти, мышления и пр.), основанное на интерпретации памятников духовной и материальной культуры. В С. история личности представляется процессом взаимодействия инвариантных (по отношению к определенным временным промежуткам) и исторически изменчивых элементов. Изучение С. в русле психоанализа (3. Фрейд, К.-Г. Юнг) было продолжено в американской психоистории, возродившей биографический метод анализа личности и социальной группы (семьи). На необходимость анализа человека в диахронической вертикали исторического развития и синхронической горизонтали различных культур указывали представители французской социологической школы (Э. Дюркгейм, И. Мейерсон), однако это не позволило вскрыть реальные механизмы С, поскольку они либо описывались по типу механизмов развития психики отдельного индивида, либо сводились к духовному общению между людьми. В отечественной психологии изучение С. позволило выявить изменения психики при переходе от антропогенеза к С. («палеопсихология» Б.Ф. Поршнева), от персоногенеза человека средневековья (А.Я. Гуревич), к этногенезу биосферы (Л.Н. Гумилев), а также определить закономерности С. высших психических функций в их общем историческом развитии, специфику строения сознания в разных общественно-экономических формациях. Особое значение С. приобретает в изучении онтогенеза, при этом первый, по убеждению М. Мид, является ключом к изучению второго. У Л.С. Выготского С. детства в контексте культурно-исторической психологии раскрывается посредством понятия социальной ситуации развития ребенка как особого сочетания внутренних процессов развития и внешних условий, типичных для каждого возрастного этапа. Анализ С. детства, уходящего своими корнями в глубокую древность, позволяет обнаружить социогенетические инварианты — относительно неизменные на протяжении длительного периода исторического времени специфические тексты, формы деятельности и пр., порой утраченные в культуре взрослых и сохранившихеся в детской субкультуре. Разработка проблем С. представляет собой непосредственное воплощение принципа историзма в современной психологии. А.Г.Асмолов