Социогенез это что такое Социогенез: определение — Психология.НЭС
СОЦИОБИХЕВИОРИЗМ СОЦИОГЕНЕТИКА

СОЦИОГЕНЕЗ

Найдено 5 определений термина СОЦИОГЕНЕЗ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Социогенез

в отличие от биогенеза история происхождения и развития психологических функций, формирующихся в процессе общественной жизни человека. В филогенетическом плане социогенез охватывает весь процесс исторического развития поведения человека, в онтогенетическом – процесс социального формирования ребенка. (12.1, 163) См. Развитие
Оцените определение:

Источник: Словарь Льва Семеновича Выготского

Социогенез

процесс развития человеческого общества.

Источник: К.Юнг. Словарь терминов.

СОЦИОГЕНЕЗ

в психологии - происхождение, развитие высших функций психических, личности, отношений межличностных, обусловленные особенностями социализации в разных культурах и общественно-экономических формациях. Закономерности социогенеза - предмет психологии исторической, изучающей психологические особенности становления познания, мировосприятия, строя личности, усвоения обычаев и ритуалов в разные эпохи, и прочее, а также предмет этнопсихологии.

Изучение социогенеза в русле психоанализа и во французской социологической школе не позволило вскрыть его реальные механизмы, ибо они описывались по типу механизмов развития психики отдельного индивида либо сводились к духовному общению между людьми.

С иных методологических позиций проводилось изучение социогенеза в отечественной психологии, где социогенез трактуется как процесс, обусловленный деятельностью трудовой в рамках конкретной общественно-экономической формации. Это позволило выявить изменения психики при переходе от антропогенеза к социогенезу (палеопсихология Б. Ф. Поршнева), закономерности социогенеза высших функций психических в их общем историческом развитии, специфику строения сознания в разных общественно-экономических формациях.

Источник: Словарь психиатрических терминов (psychiatry.ru).

СОЦИОГЕНЕЗ

от лат. societas – общество и греч. genos – происхождение) – происхождение и развитие сознания, личности, межличностных отношений, обусловленные особенностями социализации в разных культурах и общественно-экономических формациях. Основная идея С. заключается в том, что психолог имеет дело не с абстрактным человеком, а с человеком определенной страны и эпохи, взаимодействующим в социокультурном контексте с людьми. С. в широком смысле понимается как развитие форм социального взаимодействия у животных, а затем и у человека в процессе эволюции жизни на Земле. Доказана гипотеза об отсутствии прогрессивной эволюции социальной жизни от первых животных до человека. Базисные типы внутривидовых отношений у животных качественно не изменяются последние 500 млн лет. См. Социобиология

Источник: Словарь конфликтолога

Социогенез

лат. societas — общество + греч. genesis— происхождение] — происхождение и развитие сознания, личности, межличностных отношений, обусловленные особенностями социализации в разных культурах и общественно-экономических формациях. Основная идея С. была сформулирована В. Вундтом и заключалась в том, что психолог имеет дело не с абстрактным человеком, а с человеком определенной страны и эпохи, взаимодействующим в социокультурном контексте с людьми. Закономерности С. являются предметом исторической психологии, изучающей психологические особенности становления познания, мировосприятия, строя личности, усвоения обычаев и ритуалов в разные эпохи, а также предметом этнопсихологии. Феноменология С. предельно обширна: от описания того или иного способа мышления, памяти как «исторических стилей», к воссозданию психологического портрета индивида или социальной группы до анализа ментальности целого народа в определенную эпоху. Основной метод в исследовании С. — психологическая реконструкция — восстановление исторических типов поведения или высших психических функций (памяти, мышления и пр.), основанное на интерпретации памятников духовной и материальной культуры. В С. история личности представляется процессом взаимодействия инвариантных (по отношению к определенным временным промежуткам) и исторически изменчивых элементов. Изучение С. в русле психоанализа (3. Фрейд, К.-Г. Юнг) было продолжено в американской психоистории, возродившей биографический метод анализа личности и социальной группы (семьи). На необходимость анализа человека в диахронической вертикали исторического развития и синхронической горизонтали различных культур указывали представители французской социологической школы (Э. Дюркгейм, И. Мейерсон), однако это не позволило вскрыть реальные механизмы С, поскольку они либо описывались по типу механизмов развития психики отдельного индивида, либо сводились к духовному общению между людьми. В отечественной психологии изучение С. позволило выявить изменения психики при переходе от антропогенеза к С. («палеопсихология» Б.Ф. Поршнева), от персоногенеза человека средневековья (А.Я. Гуревич), к этногенезу биосферы (Л.Н. Гумилев), а также определить закономерности С. высших психических функций в их общем историческом развитии, специфику строения сознания в разных общественно-экономических формациях. Особое значение С. приобретает в изучении онтогенеза, при этом первый, по убеждению М. Мид, является ключом к изучению второго. У Л.С. Выготского С. детства в контексте культурно-исторической психологии раскрывается посредством понятия социальной ситуации развития ребенка как особого сочетания внутренних процессов развития и внешних условий, типичных для каждого возрастного этапа. Анализ С. детства, уходящего своими корнями в глубокую древность, позволяет обнаружить социогенетические инварианты — относительно неизменные на протяжении длительного периода исторического времени специфические тексты, формы деятельности и пр., порой утраченные в культуре взрослых и сохранившихеся в детской субкультуре. Разработка проблем С. представляет собой непосредственное воплощение принципа историзма в современной психологии. А.Г.Асмолов

Источник: Психология развития. Словарь. Психологический лексикон в 6 т.

Найдено рефератов по теме СОЦИОГЕНЕЗ — 0

Найдено научных статей по теме — 4

Динамика профессиональной мотивации личности как предиктор социогенной суицидальности

Петрова Е. А., Линевич В. Л.
статья посвящена анализу стратегий профилактики самоубийств и исследованию динамики профессиональной мотивации, системы ценностных ориентаций и социально-психологичесой типологии личности как социально-психологических маркеров суицидального риска и аутодеструктивных форм поведения.
Скачать PDF

Психологические особенности действия социогенных помеховлияний в спорте

Ткачева Мария Сергеевна
Изложены данные теоретико-эмпирического исследования проблемы устойчивости спортсмена к помеховлияниям, обусловленным воздействием на него того социума, с которым он непосредственно взаимодействует в своей деятельности. Традиционно в число членов этого социума включают тренеров, товарищей по команде, спортивных соперников и известных в этой области специалистов: все эти лица являются носителями общественного мнения об уровне готовности спортсмена и его соревновательных возможностях. Мы выделили следующие источники помеховлияний, которые можно отнести к окружающему спортсмена социуму: соперники, спортсмены своей команды, поведение тренера, присутствие и поведение зрителей на соревнованиях. По результатам обследования выборки спортсменов (N = 85) различных специализаций и разного уровня достижений были установлены достоверные связи между подверженностью спортсмена негативному воздействию окружающего социума и личностными особенностями.
Скачать PDF

Социогенные потребности как основа развития социально-психологической компетентности подростков с от

Королёва Юлия Александровна
Предметом исследования в данной работе являются социогенные потребности подростка и их взаимосвязь с социально-психологической компетентностью. Рассматривается специфичность сферы потребностей подростков с отклонениями в развитии, обусловленная как искаженностью и более поздним формированием самих потребностей, так и их недостаточностью на более ранних этапах развития. Подчеркивается, что отклонения в развитии меняют условия существования человека, провоцируют дисгармонию социальных отношений, ослабляют психологические ресурсы самой личности, что не позволяет ей своевременно и полноценно проявлять активность, осваивать социальные роли, овладевать социально-психологической компетентностью.
Скачать PDF

Генезис социально-психологической компетентности личности: социогенетический подход

Королева Юлия Александровна
В статье приводятся результаты теоретического исследования, реализующего задачу выявления генезиса социально-психологической компетентности личности. Автором представлены компоненты развивающейся личности, обеспечивающие успешность ее взаимодействия с окружающими людьми.
Скачать PDF