Социобиология (sociobiology)
сравнительное изучение социальной организации животных (включая людей), уделяющее особое внимание генетическим основам и эволюционной истории.
Источник: Палмер Д., Палмер Л. Эволюционная психология: секреты поведения Homo sapiens
СОЦИОБИОЛОГИЯ
Наука, занимающаяся изучением биологических основ социального поведения. Доминирующей парадигмой в этой области является применение принципов и теоретических основ эволюционной биологии для объяснения структурных и поведенческих аспектов организмов в их отношении к социальному поведению. См. эволюционная биология.
Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002
СОЦИОБИОЛОГИЯ
одно из альтернативных названий психогенетики. С.-наука, которая занимается исследованием биологических основ социального поведения. Доминирующая парадигма в этой области знаний представляет собой приложение принципов и теорий эволюционной биологии к объяснению отношений и поведения людей в обществе. См. парадигма научная, психогенетика.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
Социобиология
Словообразование. Происходит от лат. socialis - общественный + греч. bois - жизнь + logos - учение.
Категория. Научная дисциплина, интегрирующая данные биологии, психологии и других гуманитарных дисциплин.
Специфика. Посвящена изучению эволюционно-генетических основ социального поведения животных и человека. В рамках этой научной дисциплины социальность рассматривается как результат эволюционно-генетического процесса.
Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000
Социобиология
междисциплинарная отрасль науки, изучающая влияние биологических факторов на поведение человека в социальной среде. Психопатология, несомненно, может внести определенный вклад в понимаемую указанным образом социобиологию, если, во-первых, принять, что биологические факторы осуществляют свою деятельность опосредованно (то есть через конституцию человека, его личность, психику, сознание) и, во вторых, не оставлять без внимания тот очевидный факт, что психическое или личностное расстройство в свою очередь само способно оказать значительное влияние на социальное поведение индивида и окружающих. См. Социальный дарвинизм.
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
Социобиология
лат. socialis — общественный + греч. bios— жизнь + logos — наука, учение) — научное направление, изучающее биологические основы социального поведения и социальной организации у животных и человека на базе теоретических представлений и методов популяционной биологии (экологии и генетики популяций) и синтетической теории эволюции (современного дарвинизма). Основатель С. — американский биолог Э. Уилсон. С. изучает биологические функции поведения и социальной организации с точки зрения генетической приспособленности. В синтетической теории эволюции под приспособленностью понимается способность особи производить потомство и тем самым передавать ему свои гены. Е. А. Гороховская
Источник: Венгер А.Л. (ред.) Психология развития. 2005
Социобиология
Область на стыке современной биологии, психологии и социо-гуманитарного знания, изучающая эволюционно-генетические основы социального поведения животных и человека. Главные понятия социобиологии: 1. Стратегия. Стратегия представляет собой один из нескольких возможных способов действий, которые могут быть предприняты животным. Такие стратегии, как родительская опека или альтруистическое поведение, находятся под генетическим контролем и подчиняются законам естественного отбора. Любая стратегия, увеличивающая общую годность животного, с большей вероятностью занимает свое место в «репертуаре поведения» того или иного вида. 2. Стратегия эволюционной стабильности — виды поведения, которые становятся широко распространенными в популяции и противостоят любым альтернативным стратегиям. Это оптимальные стратегии в зависимости от обстоятельств, при которых они используются. К примеру, использование демонстрации умиротворения может получить широкое распространение, если она дает преимущества обеим сторонам конфликта. Доминирующее животное, которое не реагирует на демонстрацию умиротворения и вступает в схватку, рискует получить ненужные травмы, что может уменьшить его репродуктивные возможности. Основной проблемой социобиологии являются поиски убедительного объяснения биологического альтруизма.
Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г
СОЦИОБИОЛОГИЯ
стала популярной в США после публикации в 1975 г. книги Уилсона. Определяется как наука о биологических основах всех форм социального поведения. В представлениях о природе человека идет гораздо дальше этологии и доходит до утверждения, что в основе всех форм поведения социального лежат врожденные структуры, присущие человеку так же, как и всем другим животным. Пытается синтезировать данные, собранные этологией и теорией эволюционной, обогащенной достижениями генетики.
Социобиология утверждает, что живые существа постоянно конкурируют между собой, стремясь обеспечить наилучшие шансы на успешную передачу потомству своих генов. Иначе, все формы поведения социального, свойственные различным видам и в особенности человеку, существуют, лишь поскольку обеспечивают передачу потомству возможно большего числа генов, исходя из чисто "эгоистических" принципов. Выходит, что все многообразные аспекты человеческой деятельности проявляются лишь для того, чтобы позволить индивиду передать дальше свой генетический материал; всякий организм - всего лишь машина, обеспечивающая сохранение генов, а различные формы его поведения - всего лишь стратегии для наилучшего распространения этих генов.
Социобиология появилась во время кризиса, начавшегося в конце 70-х гг., и содержала все необходимое, чтобы увлечь моралистов, заботящихся об общественном порядке и готовых принять мысль, что такой порядок уже предусмотрен в естественном ходе вещей.
Социобиология имеет немало сторонников, но встречает и серьезные возражения. Ряд аспектов этой теории выглядит упрощенческими и даже абсурдными. Самые сильные нападки вызывает оправдание социальной несправедливости, коя вписывается этой теорией в естественный порядок вещей.
Среди заслуг социобиологии можно назвать то, что она вызвала полемику о биологических основах социальной природы человека.
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998
СОЦИОБИОЛОГИЯ
междисциплинарное научное направление, изучающее биологические основы социального поведения и социальной организации у животных и человека на базе теоретических представлений и методов популяционной биологии (экологии и генетики популяций) и синтетической теории эволюции (современного дарвинизма). Основатель С. – американский биолог Э. Уилсон. С. изучает биологические функции поведения и социальной организации с т. зр. генетической приспособленности. Эволюция жизни на Земле носит биосоциальный характер. Существует гипотеза о прогрессивном развитии форм социального взаимодействия в едином ряду от «амебы до человека». Выдвинута и альтернативная гипотеза об отсутствии прогресса в социальном взаимодействии, о наличии четырех базисных типов внутривидовых взаимоотношений, которые не изменяются по сути в процессе всей эволюции животных. Предложены четыре инвариантных типа отношений, в которые вступают любые организмы, находящиеся в сообществе: по поводу жизненных ресурсов – территорий, пищи и т. п.; по поводу воспроизводства потомства; направленные на поддержание порядка в сообществе как выражение потребности сохранения статуса каждого индивида; «дружеские», направленные на сохранение социального единства сообщества животных (Ю. М. Плюснин, 1993). Ряд социобиологических идей и теорий м. б. полезными для конфликтологии. К ним относятся следующие. 1. Доказано, что не один, а несколько раз в процессе эволюции животные, ведущие одиночный образ жизни, переходили к совместной форме существования. Она имеет ряд преимуществ перед одиночным образом жизни: возможностью обмена жизненным опытом и актуальной информацией, специализацией и разделением функций между членами социума, эффективностью взаимной защиты (Д. Кэмпбелл). 2. Сформулировано положение о социогенезе, т. е. развитии форм социального взаимодействия животных по мере развития жизни на Земле. Социогенез и филогенез (процесс возникновения и развития какого-л. вида организмов или их группы) – две ветви эволюции, оказывающие взаимное влияние. 3. Выдвинута смелая гипотеза об отсутствии прогрессивной эволюции социальной жизни от простых организмов до человека. Экспериментально доказано, что эволюционные процессы в органическом мире на молекулярном, генном, хромосомном и анатомическом уровнях имеют разную скорость. Поэтому, возможно, вообще нельзя говорить ни о какой социальной эволюции, можно говорить лишь о социальной истории. Др. словами, филогенез слабо связан с социогенезом. Высказано аргументированное предположение, что базисные типы внутривидовых взаимоотношений у животных не могут эволюционировать – усложняться или упрощаться. Они таковы, каковы по своей природе. Эволюционным изменениям могут подвергаться те конкретные формы, в которых реально воплощены инвариантные типы отношений.
Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009
СОЦИОБИОЛОГИЯ
область-сфера на стыке-корреляции совр. биологии, психологии и дифференциально-социогуманитарных знаний, концепций, кот. изучает генезисно-эволюционно-базисные основы социального поведения животных и человека; в базально-кардинально-научно-исследовательскую модель С. входят такие понятия: а) адаптивность субъекта к совр. условиям эволюции коррелируется с успешно-рациональными феноменами репродукции-воспроизводства генов; б) амплуа-роль генотипа конгруэнтно-эволюции субъекта, продуцируется-инкарнируется и как феномен программы на базисе кот. при взаимодействии с экстеросредой-социумом складывается-интегрируется фенотип — непосредственная детерминация, и как конечно-итоговая цель фенотипической экзистенции — субстанциональная детерминация-обусловленность; в) принцип, так называемого, репродуктивно-воссоздающего канонического императива, как специфического регулятора биологического статуса и мотивационно-потребностной сферы субъекта, эксплицирует-интерпретирует, что интенция генных конститутивов-образований к самовоспроизведению явл. каузальностью взаимоотношений-корреляций между субъектами, деятельность-коммуникация-контакт между кот. должны, в базально-социальном порядке, обеспечить самим генам определенную безопасность; г) сами субъекты должны действовать-поступать так, чтобы константно-обеспечивать свою генетическую аккомодацию к социуму, среде; д) согласно некот. постулатам, культура конституируется-формируется за счет биологических феноменов, а сами биологические свойства-предикаты-феномены, явл. некими эстампами-голограммами генезиса-истории самой культуры, последняя же, также обеспечивает биологическо-социальную аккомодацию субъекта к различным эволюционно-генетическо-историческим процессам; сами гены, генные ансамбли, генные корреляции предполагают модели-структуры в психике субъекта, генетическая метаболизация коих дефиницирует, как считают некот. ученые, имманентнопопуляционно-имманентноассимиляционную трансформацию психических особенностей-предикатов-свойств генотипа; бытует мнение, что субъекты, чьи потенции-кондиции-психика лучше адаптированы к экстеросреде и выживанию, передают т.о., больше улучшенных генов, генных конститутивов-образований потомству, что дифференциально сказывается на моделе-структуре эпигенетических аксиом-максим-тезисов-постулатов; е) любое поколение людей явл. потомками праиндивидов, кот. эксплицируют-герменевтизируют-интерпретируют воспроизводство генов, как положительную ценность, что обеспечивает оптимально лучшие потенции для уже последующей репродукции-воспроизводства потомства и т.д.; дискурсрезюмируем, что на разных генезисно-эволюционных этапах филогенеза, человеческий организм представляет собой мультиструктуру-мультиконсолидацию генов, генных микромоделей-микроструктур, кот. сынтегрированы-синкретизированы-ассимилированы для условий-кондиций оптимально-успешного выживания с генами организмов — генезисно-эволюционно-биологических родственников, т.к. часть генов родственников явл., как установлено учеными, базально-общей; проблемы социальности, связанные с С. Эксплицируются-интерпретируются, как продукты генезисно-эволюционно-генетических трансформаций-процессов-метаболизаций, в корреляции родитель — младенец, кот. можно рассматривать, как генетическо-биологическо-социальную макро-модель, генезисо-эволюционно-увековечивающую гены, генные конститутивы-образования, а само воспитание детей должно носить генетическо-эволюционно-аккомодационную модальность, поскольку этот феномен конгруэнтен-изоморфен, как считают, в основном, зарубежн. иссл., генетико-эволюционным интересам родителей самого ребенка.
Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.
Социобиология
sociobiology) С. исследует взаимосвязи между биолог. средами и соц. поведением животных и чел. Ее развитие шло параллельно с др. естественными и общественными науками. С ее зарождением или развитием в качестве специальной области знаний невозможно связать единственное событие, дату или имя. Эдвард Уилсон помог сформулировать некоторые осн. социобиологические принципы. Его книги не только создали концептуальные основы для этой области знания, но и послужили источником бурных, продолжающихся до сих пор дискуссий. Некоторые специалисты в области общественных наук заняли позицию, согласно к-рой поведение чел. (и, в меньшей степени, животных) бесконечно податливо и зависит от изменений окружающей среды. Некоторые биологи придерживаются столь же крайней т. зр., что окружающая среда оказывает лишь незначительное воздействие на поведение, к-рое яв-ся, гл. обр., продуктом наследственности. С. утверждает, что появление массива новых данных позволяет утверждать, что оба этих фактора всегда тесно взаимодействуют. С. не только пытается предсказывать и объяснять поведение индивидов, она также ищет пути объяснения и предсказания эволюционных изменений общественного и культурного поведения групп. С. в значительной степени опирается на расширенную дарвинистскую генетику. Общие базовые принципы С. включают в себя признание естественного порядка развития соц. поведения, многоуровневого объяснения поведения, целесообразности поведения (к-рое направлено на достижение адаптации и, следовательно, продолжение генофонда) и биолог. основы поведения, следующего предсказуемым паттернам. За пределами этих осн. принципов социобиологические теории сильно различаются между собой в отношении механизмов действия и относительной роли окружающей среды. Альтруистическое поведение людей было особенно трудной проблемой для дарвинистской генетики. С т. зр. генетики, оно не имеет смысла для индивида, поскольку может привести к его смерти и, соответственно, к гибели генетического материала, который он несет в себе. Тем не менее подобное альтруистическое поведение часто наблюдали у общественных насекомых, напр. рабочих пчел, трудящихся на благо всего роя, хотя сами они и стерильны. Ключ к пониманию этой загадки альтруизма дала нам работа У. Гамильтона, содержащая концепцию совокупной приспособленности, расценивающую альтруистическое поведение общественных насекомых как акт, который, хотя и подвергает риску генетический материал индивида, повышает вероятность выживания генетически родственных соц. партнеров. Это же можно отнести и к реципрокному альтруизму - оказанию помощи другим в надежде получить ответную помощь. В адрес социобиологических теорий высказывали много критики, и иногда эти голоса звучали достаточно громко. Сильнее всего эти теории критиковали за социально-экономические и политические последствия, невозможность проверить их, биологический редукционизм и детерминизм, отрицающий роль окружающей среды. Мн. авторы утверждали, что человеческое поведение настолько сложно, что любая попытка редукционизма обречена на провал. Тем не менее именно сложность любой конкретной теории в С. определяет, яв-ся ли она редукционистской. Некоторые теории делают более сильный упор на влияние среды, тогда как др., более сложные и интегрированные, принимают во внимание известные нам сведения о биологии и окружающей среде и взаимно объединяют их. Такие теории ни в коей мере нельзя считать редукционистскими. Ни с этической, ни с методологической т. зр. кажется невозможным проверять эти теории каким-то иным способом, кроме как путем проведения многочисленных косвенных исслед., дающих противоречивые и запутанные результаты. Очень жаль, что мало внимания уделяется энвайронментальным теориям (environmental theories), к-рые поддаются валидизации в большей степени. Этот сдвиг в акценте может невольно привести к созданию системы, оправдывающей расовые и половые предрассудки. См. также Альтруизм, Сравнительная психология, Эволюция, Полемика о роли природы и воспитания в развитии, Физиологическая психология, Просоциальное поведение С. Д. Шерритс
Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006
СОЦИОБИОЛОГИЯ
англ. sociobiology) -область на стыке современной биологии, психологии и социогуманитарного знания, изучающая эволюционно-генетические основы социального поведения животных и человека. Определяя понятие "адаптивность", современная эволюционная биология в самом общем виде формулирует его как успех в воспроизводстве генов, т. е. в способности оставлять сильных в репродуктивном отношении потомков. Поэтому, полагают социобиологи, любое живое существо, в т. ч. и человек, не может оказаться вне действия "репродуктивного императива" как своеобразного регулятора (в случае человека - морального), свойственного его биологическому статусу и иерархизирующего мотивационно-потребностную (в случае человека - еще и ценностную) сферу.
Согласно социобиологам (Э. Уилсон, Р. До-кинс, Р. Триверс и др.), роль генотипа по отношению к развитию индивида выступает в 2 взаимосвязанных планах: 1) как программа, на основе которой и при взаимодействии со средой складывается фенотип; 2) как конечная цель фенотипического существования. Принцип "репродуктивного императива" утверждает, что "стремление" генов к самовоспроизведению является детерминантой взаимоотношений между индивидами, деятельность которых должна обеспечить генам безопасность. При этом термины, представленные в кавычках, не относясь непосредственно к внутренней мотивации живого существа, используются в социобиологии для того, чтобы избежать громоздких выражений типа: индивиды ведут себя так, как будто хотят максимизировать свою генетическую приспособленность.
Согласно введенным Э. Уилсоном и Ч. Ламсденом представлениям о гено-культурной коэволюции, культура формируется биологическими императивами, а биологические свойства несут отпечаток истории культуры: маловероятны как чисто генетическая, так и чисто средовая модели передачи культуры, наиболее вероятна модель генокультурной коэволюции: культура обеспечивает биологическую адаптацию человека и не является антагонистом эволюционно-генетического процесса. Гены предопределяют некие структуры в психике человека (эпигенетические правила), генетическая изменчивость которых определяет, по крайней мере, часть внутрипопуляционной изменчивости психических особенностей. Индивиды, чьи выборы благоприятны для выживания и воспроизводства их генетического материала внутри современной им культуры, передают больше генов будущим поколениям, что, в свою очередь, отражается на структуре эпигенетических правил.
Социальность рассматривается в С. как продукт эволюционно-генетического процесса. При этом "первичным социумом", имеющим биологическую природу, объявляется связь "родитель-ребенок", выступающая "как устройство, увековечивающее гены". Воспитание детей носит генетически-адаптивный характер, служит собственному "генетическому интересу" родителей. Репродуктивный императив настойчиво требует: воспроизводи свои гены каким угодно способом - то ли оставляя много потомков, то ли обеспечивая лучшие возможности для последующего воспроизводства небольшому количеству потомков. Родительская привязанность обратно пропорциональна уровню рождаемости. Каждое поколение людей является потомками индивидов, рассматривающих воспроизводство генов как положительную ценность. Отсюда выводится устойчивость в нормах родительского поведения, направленного в конечном счете на воспитание адекватной репродуктивной установки у детей. На всех уровнях филогенеза отдельный организм представляет собой колонию генов, объединившихся и кооперирующихся для более успешного выживания с генами организмов - биологических родственников (часть генов родственников является общей). С этим связывается происхождение альтруистического поведения (см. Альтруизм) по отношению к биологическим родственникам, а также к собратьям по виду.
К С. проявили интерес представители различных отраслей психологии: когнитивной психологии, зоопсихологии, психогенетики, психологии личности, психологии семьи, семейной терапии, этнопсихологии, психологии религии. Вместе с тем, по мнению многих зарубежных и отечественных теоретиков психологии, ряд положений социобиологов требуют критической оценки как недоучитывающих качественную специфику человека, а также поверхностно интерпретирующих включенность человека в эволюционно-генетические и культурно-исторические системы взаимодействия. (А. 3. Шапиро.)
Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004