Социальный статус. Систематизация социальных ролей это что такое Социальный статус. Систематизация социальных ролей: определение — Психология.НЭС
СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС СОЦИАЛЬНЫЙ ФАКТОР

Социальный статус. Систематизация социальных ролей

Найдено 1 определение:

Социальный статус. Систематизация социальных ролей

Каждый человек в социальной системе занимает несколько позиций. Каждая из этих позиций, предполагающая определенные права и обязанности, называется статусом. Человек может иметь несколько статусов. Но чаще всего только один определяет его положение в обществе. Этот статус называется главным, или интегральным. Часто бывает так, что главный, или интегральный, статус обусловлен его должностью (например, директор, профессор). Социальный статус отражается как во внешнем поведении и облике (одежде, жаргоне и иных знаках социальной и профессиональной принадлежности), так и во внутренней позиции (в установках, ценностных ориентациях, мотивациях и т. д.). Социологи отличают предписанные и приобретенные статусы. Предписанный – это значит навязанный обществом вне зависимости от усилий и заслуг личности. Он обусловливается этническим происхождением, местом рождения, семьей и т.д. Приобретенный (достигнутый) статус определяется усилиями самого человека (например, писатель, ученый, директор и т.д.). Выделяются также естественный и профессионально-должностной статусы. Естественный статус личности предполагает существенные и относительно устойчивые характеристики человека (мужчины и женщины, детство, юность, зрелость, старость и т.д.). Профессионально-должностной – это базисный статус личности, чаще всего для взрослого человека, являющийся основой интегрального статуса. В нем фиксируется социальное, экономическое и производственно-техническое положение (банкир, инженер, адвокат и т.д.). Социальный статус обозначает конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной системе. Совокупность требований, предъявляемых индивиду обществам, образует содержание социальной роли. Социальная роль – это совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. Каждый статус обычно включает ряд ролей. Совокупность ролей, вытекающих из данного статуса, называется ролевым набором. Социальная роль распадается на ролевые ожидания – то, чего согласно "правилам игры" ждут от той или иной роли, и на ролевое поведение – то, что человек реально выполняет в рамках своей роли. Всякий раз, беря на себя ту или иную роль, человек более или менее четко представляет связанные с ней права и обязанности, приблизительно знает схему и последовательность действий и строит свое поведение в соответствии с ожиданиями окружающих. Общество при этом следит, чтобы все делалось "как надо". Для этого существует целая система социального контроля – от общественного мнения до правоохранительных органов и соответствующая ей система социальных санкций – от порицания, осуждения до насильственного пресечения. Социальные роли попытался систематизировать Толкотт Парсонс. Он считал, что любая роль может быть описана с помощью пяти основных характеристик: 1. Эмоциональность. Некоторые роли (например, медицинской сестры, врача или полицейского) требуют эмоциональной сдержанности в ситуациях, обычно сопровождающихся бурным проявлением чувств (речь идет о болезни, страдании, смерти). От членов семьи и друзей ожидается менее сдержанное выражение чувств. 2. Способ получения. Некоторые роли обусловлены предписанными статусами, например, ребенка, юноши или взрослого гражданина; они определяются возрастом человека, исполняющего роль. Другие роли завоевываются; когда мы говорим о профессоре, мы имеем в виду такую роль, которая достигается не автоматически, а в результате усилий личности. 3. Масштаб. Некоторые роли ограничены строго определенными аспектами взаимодействия людей. Например, роли врача и пациента ограничены вопросами, которые непосредственно относятся к здоровью пациента. Между маленьким ребенком и его матерью или отцом устанавливаются отношения более широкого плана; каждого из родителей волнуют многие стороны жизни малыша. 4. Формализация. Некоторые роли предусматривают взаимодействие с людьми в соответствии с установленными. правилами. Например, библиотекарь обязан выдать книги на определенный срок и потребовать штраф за каждый просроченный день с тех, кто задерживает книги. При исполнении других ролей допускается особое обращение с теми, с кем у вас сложились личные отношения. Например, мы не ожидаем, что брат или сестра заплатят нам за оказанную им услугу, хотя мы могли бы взять плату у незнакомого человека. 5. Мотивация, Разные роли обусловлены различными мотивами. Ожидается, скажем, что предприимчивый человек поглощен собственными интересами – его поступки определяются стремлением получить максимальную прибыль. Но предполагается, что священник трудится главным образом ради общественного блага, а не личной выгоды. Как считает Парсонс, любая роль включает некоторое сочетание этих характеристик.  
Оцените определение:

Источник: Сто экзаменационных ответов по психологии

Найдено рефератов по теме Социальный статус. Систематизация социальных ролей — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Ориентация на статус как результирующая социальной ситуации развития молодежи периода начала мировог

Быкова Наталья Львовна
In article are described complete and покомпонентные features of structure sense life orientations of youth in the beginning of a world economic crisis (April 2008-April 2010).
Скачать PDF

Особенности социального статуса детей-сирот в учебных группах

Малейко Галина Устиновна
В статье рассматриваются особенности межличностных отношений детей-сирот в их учебных группах, которые были изучены на базе ОАОУ НПО «Агролицей №25» г.Старая Русса. Основным методом исследования являлся анкетный опрос учащихся по методике «Социометрия». Результаты исследования показали, что дети-сироты в подавляющем большинстве во всех учебных группах имеют низкий социальный статус, который не связан с наполняемостью группы, профессиональной направленностью или временем обучения. Основной причиной низкого социального положения в детей-сирот в учебных группах являются их личностные качества, которые были сформированы в детские годы в условиях родительской депривации, что привело к развитию низкой самооценки и отсутствию навыков адекватного общения со сверстниками.
Скачать PDF

Онтологический и эпистемологический статус социальной психологии

Чернов Александр Юрьевич
Скачать PDF

Роль деформации социального статуса учителя в динамике синдрома профессионального выгорания

Богданова Ольга Александровна
Статья посвящена рассмотрению возникновения и развития среди учителей синдрома профессионального выгорания в связи с деформацией социального статуса учительского труда и внутренних ценностей педагогической профессии. Деформация социального статуса характеризуется расхождением между высокой ценностью и престижностью учительского труда, и расхождением социальной ценности и психологической ценности учительского труда.
Скачать PDF

Особенности изменения системы социальных ролей женщины во время беременности

Ившина Марина Евгеньевна
Представлены результаты исследования особенностей изменения системы социальных ролей беременных женщин в процессе принятия социальной роли матери на этапе беременности. На основании анализа результатов многолетних исследований выявлены типичные варианты распределения социальных ролей у женщин с различными типами переживания беременности.
Скачать PDF

Социально-демографический статус как фактор, влияющий на представления о красивой женщине

Погонцева Дарья Викторовна
В статье рассматривается влияние социально-демографического статуса субъектов оценки на представление о красивой женщине. Приводятся результаты эмпирического исследования. Делается вывод о том, что такие показатели как социальный и семейный статус, материальное положение и уровень образования могут влиять на представления о внешнем облике и социально-психологических характеристиках красивой женщины.
Скачать PDF

Психологические аспекты готовности родителей к изменению социального статуса ребенка

Егорова У.Г.
Раскрыто понятие «психологическая готовность родителей к изменению социального статуса ребенка», определена структура готовности, выявлены психолого-педагогические условия и разработана программа ее формирования.
Скачать PDF

Особенности психомоторного статуса лиц в группах с различным уровнем социальной адаптации

Клиценко Ольга Анатольевна, Самороднов О. В.
Обосновано применение метода психомоторной идентификации как наиболее чувствительного к малейшим динамическим изменениям психофункционального состояния человека и как самостоятельной таксономической единицы личности человека в её интегративном выражении. На сравнительном примере четырех групп испытуемых различной социально направленной значимости прослежена связь их психомоторного статуса с социальной адаптированностью в окружающей среде. Выявлено, что спортсмены-игровики имеют преимущество перед представителями других групп в аспекте социальной адаптации наличием коммуникативнорефлективного аспекта, влияющего на формирование таких механизмов, как «идентификация», «эмпатия», «антиципация», «взаимопомощь и взаимозаменяемость». А это ведёт к раннему воспитанию коллективной солидарности не только на игровом поле, но и в любой жизненной ситуации. Комплексный статистический анализ позволил выделить «пограничные зоны» социального оптимума, которые служат ориентиром для целенаправленной психокоррекционной работы в аспекте саморегуляции и самоконтроля индивида и личности.
Скачать PDF

Влияние пространственно-временных детерминант на социально-психологический статус нефтяников в запол

Симонова Н. Н.
Изучение пространственно-временных детерминант у нефтяников Заполярья в динамике экспедиционного метода труда подтверждает сочетанное влияние групповой изоляции и времени пребывания в суровых климатопроизводственных условиях на социально-психологический статус работников. В динамике вахты актуализируются потребности в безопасности и быть признанным на фоне снижения значимости социальных потребностей и потребности в самовыражении. Денежная доминанта в мотивации профессиональной деятельности существенно снижается к концу экспедиционного периода. Психологический микроклимат в изолированной группе зависит от количества людей.
Скачать PDF

Особенности жизненной стратегии личностей с различным социальным статусом в средней зрелости

Купченко В. Е., Плехова Н. И.
Проанализирована взаимосвязь жизненной стратегии личности с ее социальным статусом. Выделены три типа жизненной стратегии, изучена выраженность и специфика различных жизненных стратегий в различных социальных слоях современного российского общества
Скачать PDF

Вклад индивидных и социально-психологических свойств и качеств в социометрический статус юношей и де

Антонова Ирина Геннадьевна, Зверева Светлана Викторовна
В статье анализируется проблема изучения вклада индивидных и социально-психологических свойств и качеств в социометрический статус юношей и девушек 15-17 лет. Рассмотрена взаимосвязь социометрического статуса юношей и девушек в коллективе сверстников с индивидными и социальнопсихологическими характеристиками испытуемых. Представлен сравнительный анализ юношей и девушек с точки зрения вклада индивидных и социальнопсихологических свойств и качеств в социометрический статус.
Скачать PDF

Социально-психологические факторы статуса личности в студенческой группе

Дроздова И.И., Капитанова Е.В.
В статье рассматриваются социально-психологические факторы, влияющие на статус личности в студенческой группе. Приводятся данные эмпирического исследования установления взаимосвязей между уровнями различных видов социально-психологического статуса студентов в группе и преобладающими видами отношений обучающихся друг к другу.
Скачать PDF