Социальный интеллект

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ИНТЕЛЛЕКТ СОЦИАЛЬНЫЙ
1. Умственная способность, позволяющая человеку правильно воспринимать и оценивать людей, социальные события и прогнозировать ход этих событий, а также поступки людей. Термин И.с. в этом его определении предложен Дж. Гилфордом. 2. Результат развития общего интеллекта человека под влиянием социальных факторов. В этом его значении термин И.с. был определен Г. Айзенком.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Социальный интеллект
одна из разновидностей интеллекта, способность человека понимать и предсказывать эмоции, чувства, намерения и поведение других людей в различных жизненных ситуациях. Понятие введено в 1920 г. Э. Торндайком. Понимание С.и. связано со способностью к «сканированию» сущности человека, давать быстрые, почти автоматические суждения о людях, предсказывать их поведенческие реакции в определенных ситуациях. С.и. обеспечивает нормализованные отношения с людьми, результатом которых является социальная адаптация в обществе.

Источник: Творчество (теория диагностика технологии). Словарь справочник. 2014

Социальный интеллект
способность понимать др. людей и действовать, или поступать мудро в отношении других. Термин был введен в начале XX в. Э. Торндайком. Можно выделить след. линии изучения С. и. Первая анализирует С. и. во взаимосвязи с вербальными способностями, академическим интеллектом. Другая связана с пониманием С. и. в контексте множественного интеллекта, как одного из видов среди многообразия других. Третья посвящена изучению взаимоотношений С. и., социальной компетентности и социальный знаний, в контексте к-рой С. и. рассматривается как средство познания социальной действительности, а социальная компетентность - как продукт такого познания. В отеч. психологии концепции С. и. подчеркивают когнитивный характер этого явления, выделяя в нем процессы восприятия, понимания, мышления в их направленности на социальную сферу, О., взаимодействие людей. В отеч. психологии определение С. и. одним из первых было предложено Ю. Н. Емельяновым. По его мнению, сферу возможностей субъект-субъектного познания индивида можно назвать его С. и., понимая под этим устойчивую, основанную на специфике мыслительных процессов, аффективного реагирования и социального опыта способность понимать самого себя, а также др. людей, их взаимоотношения и прогнозировать межличностные события. В. Н. Куницына считает, что С. и. - это глобальная способность, возникающая на базе комплекса интеллектуальных, личностных, коммуникативных и поведенческих черт, включая уровень энергетической обеспеченности процессов саморегуляции; эти черты обуславливают прогнозирование развития межличностных ситуаций, интерпретацию информации и поведения, готовность к социальному взаимодействию и принятию решений. В отеч. и зарубеж. психологии существует неск. разл. взглядов на проблему структуры С. и. Дж. Гилфорд рассматривал С. и. как систему интеллектуальных способностей, независимых от фактора общего интеллекта и связанных с познанием поведенческой информации, к-рую можно оценивать по 3 измерениям: содержанию, операциям, результатам. В. Н. Куницына предлагает след. структуру С. и.: коммуникативно-личностный потенциал, характеристики самосознания, социальную перцепцию, социальное мышление, социальное воображение, социальное представление, энергетические характеристики. А. П. Савенков выделяет в структуре С. и. 3 группы компонентов: (а) когнитивные: социальные знания, социальная память, социальная интуиция, социальное прогнозирование; (б) эмоциональные: эмоциональная выразительность, эмоциональная чувствительность, эмоциональный контроль, сопереживание, степень склонности к психич. заражению и собственные суггестивные возможности, эмпатия, способность вчувствования в событие, объект искусства, природу, установление эмоциональных связей с другими, разделение состояния другого или группы; (в) поведенческие: социальное восприятие, социальное взаимодействие, социальная адаптация, способность к саморегуляции, способность эффективно работать в условиях стресса. Д. В. Ушаков отмечает, что характерными структурными особенностями С. и. являются: континуальный характер, использование невербальной репрезентации, потеря точного социального оценивания при вербализации, формирование в процессе социального научения, использование «внутр. опыта». Относительно функций С. и. среди отеч. и зарубеж. авторов нет единого взгляда. Так, М. В. Оданович выделяет познавательно-оценочную, коммуникативно-ценностную, рефлексивно-коррекционную. Осн. функциями С. и., по мнению В. Н. Куницыной, являются: обеспечение адекватности, адаптивности в меняющихся условиях; формирование программы и планов успешного взаимодействия в тактическом и стратегическом направлениях, решение текущих задач; планирование межличностных событий и прогнозирование их развития; мотивационная функция; расширение социальной компетентности; саморазвитие, самопознание, самообучение. Одной из главных интегральных функций С. и. является формирование долгосрочных, длительных взаимоотношений с перспективой развития. Д. А. Ростовых среди функций С. и. выделяет: гносеологическую (познавательную), аккумулятивную, коммуникативную, управленческую, регулятивно-координирующую, нормативно-ценностную, прогностическую, эвристическую, проблемно-конструктивную, социальнорефлексивную (идентификационную), функции рационализации и социального наследования. С. и. имеет сложную структуру, в к-рой выделяются когнитивные, аффективные и поведенческие составляющие. В кач. одного из ведущих процессов в структуре когнитивной составляющей выделяют мыслительные процессы, направленные на др. людей, на себя и на процессы межличностного взаимодействия. Лит.: Куницына В. Н. Социальная компетентность и социальный интеллект: структура, функции, взаимоотношения // Теоретические и прикладные аспекты психологии. СПб., 1995; Растянников А. В., Степанов С. Ю., Ушаков Д. В. Рефлексивное развитие компетентности в совместном творчестве. М., 2002; Савенков А. И. Эмоциональный и социальный интеллект как предикторы жизненного успеха // Вестник практической психологии образования, № 1 (6), 2006; Ушаков Д. В. Интеллект: структурно-динамическая теория. М., 2003. Guilford J. P. The nature of human intelligence. N. Y., 1967. А. К. Белоусова, М. А. Вышквыркина

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева. 2011

СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ
САЦЫЯЛЬНЫ ІНТЭЛЕКТ / SOCIAL IN TEL LIGENCE– интегральная интеллектуальная способность, определяющая успешность общения и социальной адаптации, которая объединяет и регулирует познавательные процессы, связанные с отражением социальных объектов (человека как партнера по общению или группы людей). К процессам, его образующим, относятся социальная чувствительность, социальная перцепция, социальная память и социальное мышление. С. и. включает в себя способность понимать поведение другого человека, свое собственное поведение, а также способность действовать сообразно ситуации. Впервые термин был употреблен Э. Торндайком и далее развивался в трудах Г. Ю. Айзенка, Дж. Гилфорда и др. Понятие С. и. близко с понятиями эмоционального интеллекта (см. Эмоциональный интеллект) и коммуникабельности (см. Коммуникабельность), а также с понятием социальной одаренности (одаренность в сфере лидерства и социальных взаимодействий). С. и. является существенным свойством для данных понятий, но не исчерпывает их и не может быть отождествлен с ними. Д. В. Ушаков систематизирует подходы к пониманию С. и.1. Социальный интеллект представляет собой особую способность, отличную от таких известных видов интеллекта, как вербальный, пространственный, математический и т. д., однако имеет с ними корреляционную связь. Данный подход разделял, например, Э. Торндайк, который ввел термин С. и. 2. С. и. представляет собой не столько способность, сколько знания, умения или навыки, приобретенные в течение жизни. 3. С. и.– личностная черта, определяющая успешность социального взаимодействия. Однако, в отличие от личностных и темпераментальных черт в собственном смысле, интеллект характеризует когнитивные особенности человека, его способность к познанию, созданию более или менее адекватного представления об окружающем мире. Наиболее известными и популярными моделями С. и., отражающими его структуру, являются следующие. Кубическая модель структуры интеллекта Дж. Гилфорда, где интеллект описан в пространстве трех переменных: содержание предъявляемой информации (четыре вида), операции по обработке информации (пять операций), результаты обработки информации (шесть видов). В итоге модель Гилфорда дает 120 интеллектуальных способностей, ряд из которых представляют С. и. Психолог понимал С. и. как систему интеллектуальных способностей, независимых от фактора общего интеллекта и связанных, прежде всего, с познанием поведенческой информации, и сосредоточил свои исследования на познании поведения. Эта способность включает шесть факторов: 1) познание элементов поведения– способность выделять из контекста вербальную и невербальную экспрессию поведения; 2) познание классов поведения– способность распознавать общие свойства в некотором потоке экспрессивной или ситуативной информации о поведении; 3) познание отношений поведения– способность понимать отношения, существующие между единицами информации о поведении; 4) познание систем поведения– способность понимать логику развития целостных ситуаций взаимодействия людей, смысл их поведения в этих ситуациях; 5) познание преобразований поведения– способность понимать изменение значения сходного поведения (вербального или невербального) в разных ситуационных контекстах; 6) познание результатов поведения– способность предвидеть последствия поведения, исходя из имеющейся информации. На основании модели Дж. Гилфорда были созданы англоязычная и франкоязычная тестовые батареи для диагностики интеллекта. Согласно Г. Ю. Айзенку, С. и. является одним из трех типов интеллекта в единой системе, где также присутствуют биологический интеллект (связан со структурами и функциями коры головного мозга), психометрический интеллект (изучается посредством тестов и может быть выражен одним значением коэффициента– IQ). С. и. описывается как проявление социально-полезной адаптации, включающей в себя такие способности, как рассуждение, решение задач, память, обучаемость, выработка стратегий, приспособление к окружающей среде, и является самым широким, включающим в себя более узкие понятия биологического и психометрического интеллектов. В России изучением С. и. занимались М. И. Бобнева, Ю. Н. Емельянов , А. Л. Южа ни нова, В. Н. Куницына и др. Д. В. Ушаков за основу для исследования С. и. взял структурно-динамическую теорию интеллекта. Основная идея структурно-динамической теории заключается в том, что структура интеллекта человека не представляет собой инварианта, а является результатом сил, действующих на формирование интеллекта на протяжении всего жизненного пути человека; основными факторами явяются: пересечение когнитивных функций как фактор структуры интеллекта, фактор потенциала формирования и средовой фактор, что объясняет, например, связь С. и. с личностными характеристиками, а также его временную изменчивость. С. и. обладает рядом характерных структурных особенностей: континуальным характером; использованием невербальной репрезентации; потерей точности социального оценивания при вербализации; формированием в процессе имплицитного научения; использованием «внутреннего» опыта. Лишь последнее полностью отличает С. и. от всех других видов интеллекта. Для диагностики С. и. Е. С. Михайлова осуществила адаптацию тестовой батареи Дж. Гилфорда и М. О. Салливана, которая сегодня публикуется и широко используется. Т. В. Разина

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
439.09 кб

Анализ понятия «Социальный интеллект»

Матвеева Лариса Геннадьевна
В статье рассмотрены некоторые предпосылки выделения понятия «социальный интеллект», приведены ключевые точки зрения на его понимание, обозначены подходы к его диагностике и сферы его возможного применения в практической психологи
Читать PDF
221.15 кб

Связь социального и общего интеллектов

Саутина Е. С.
Читать PDF
389.80 кб

Основные модели социального интеллекта

Лунёва Ольга Викторовна
Представлены основные модели социального интеллекта, разработанные разными исследователями. Показаны общие и отличительные черты моделей. Составлен частотный рейтинг понятий, используемых при описании социального интеллекта.
Читать PDF
270.37 кб

Социальный интеллект молодых спортсменов

Грецов Андрей Геннадьевич, Зайко Дмитрий Сергеевич, Дмитриев Игорь Викторович, Чежина Яна Владимировна
Исследуются показатели социального интеллекта молодых спортсменов-футболистов, обучающихся в специализированной спортивной школе (7-10 классы). Используется методика Гилфорда-Салливана.
Читать PDF
100.48 кб

Концепция социального интеллекта личности

Лунева Ольга Викторовна
В статье представлено содержание авторской концепции социального интеллекта личности; раскрываются детерминанты социального поведения личности в коммуникативном пространстве.
Читать PDF
288.18 кб

Возрастные аспекты социального интеллекта

Иванов А. А.
С возрастом социальный интеллект не претерпевает значительных изменений в отличие от общего интеллекта.
Читать PDF
172.99 кб

Социальные функции интеллектуальной элиты

Орлов Михаил Игоревич
Интеллектуальные элиты являются важным элементом общественной жизни, выполняющим целый ряд социальных функций: систематического внедрения инноваций, критики и селекции культурных достижений, сохранения традиции.
Читать PDF
126.30 кб

Совместимы ли социальный интеллект и мораль?

Субботский Евгений Васильевич, Чеснокова Ольга Борисовна
Рассмотрены проблемы применения социального интеллекта в форме обмана и манипуляции у взрослых и у детей. Отмечено, когда обман не противоречит морали.
Читать PDF
289.29 кб

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЫ, СОЦИАЛЬНЫЕ КЛАССЫ И РЕВОЛЮЦИИ

Уолцер Майкл
Автор размышляет о значении интеллектуалов для формирования революционной ситуации.
Читать PDF
3.43 мб

Социальный интеллект как предмет исследования

Кудинова Ирина Борисовна, Вотчин Илья Степанович
Читать PDF
160.92 кб

Социальный интеллект условие успешной карьеры

Лунева Ольга Викторовна
Читать PDF
1.96 мб

Становление социального интеллекта в онтогенезе

Манина Ксения Евгеньевна
В статье обосновывается актуальность изучения феномена социального интеллекта в контексте изменяющихся условий современного мира.
Читать PDF
470.12 кб

Социальный интеллект и моральное развитие ребенка

Субботский Евгений Васильевич, Чеснокова Ольга Борисовна
Одной из ключевых составляющих социального интеллекта является способность индивида понимать интересы и намерения партнера по общению и использовать это понимание в целях ненасильственного преодоления сопротивления последнего в те
Читать PDF
229.20 кб

Научное становление понятия «социальный интеллект»

Саутина Е. С.
Читать PDF
565.35 кб

Социальный интеллект будущих клинических психологов

Малинина Елизавета Алексеевна

Похожие термины:

  • Тест Социальный интеллект

    СИГ - аббревиатура В. Н. Куницыной). Дж. Гилфорд, М. Саливен. Адаптация Е. С. Алешиной-Михайловой. Предназначен для выявления социального интеллекта к-рый рассматривается как система интеллектуальны
  • Практически-социальный интеллект

    специфический симптомо-комплекс интеллектуальных качеств, наиболее соответствующих требованиям управленческой деятельности. Характеризуется доминированием свойств практического мышления, ег