Социальный интеллект
ИНТЕЛЛЕКТ СОЦИАЛЬНЫЙ
1. Умственная способность, позволяющая человеку правильно воспринимать и оценивать людей, социальные события и прогнозировать ход этих событий, а также поступки людей. Термин И.с. в этом его определении предложен Дж. Гилфордом. 2. Результат развития общего интеллекта человека под влиянием социальных факторов. В этом его значении термин И.с. был определен Г. Айзенком.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
Социальный интеллект
одна из разновидностей интеллекта, способность человека понимать и предсказывать эмоции, чувства, намерения и поведение других людей в различных жизненных ситуациях. Понятие введено в 1920 г. Э. Торндайком. Понимание С.и. связано со способностью к «сканированию» сущности человека, давать быстрые, почти автоматические суждения о людях, предсказывать их поведенческие реакции в определенных ситуациях. С.и. обеспечивает нормализованные отношения с людьми, результатом которых является социальная адаптация в обществе.
Источник: Творчество (теория диагностика технологии). Словарь справочник. 2014
Социальный интеллект
способность понимать др. людей и действовать, или поступать мудро в отношении других. Термин был введен в начале XX в. Э. Торндайком. Можно выделить след. линии изучения С. и. Первая анализирует С. и. во взаимосвязи с вербальными способностями, академическим интеллектом. Другая связана с пониманием С. и. в контексте множественного интеллекта, как одного из видов среди многообразия других. Третья посвящена изучению взаимоотношений С. и., социальной компетентности и социальный знаний, в контексте к-рой С. и. рассматривается как средство познания социальной действительности, а социальная компетентность - как продукт такого познания. В отеч. психологии концепции С. и. подчеркивают когнитивный характер этого явления, выделяя в нем процессы восприятия, понимания, мышления в их направленности на социальную сферу, О., взаимодействие людей. В отеч. психологии определение С. и. одним из первых было предложено Ю. Н. Емельяновым. По его мнению, сферу возможностей субъект-субъектного познания индивида можно назвать его С. и., понимая под этим устойчивую, основанную на специфике мыслительных процессов, аффективного реагирования и социального опыта способность понимать самого себя, а также др. людей, их взаимоотношения и прогнозировать межличностные события. В. Н. Куницына считает, что С. и. - это глобальная способность, возникающая на базе комплекса интеллектуальных, личностных, коммуникативных и поведенческих черт, включая уровень энергетической обеспеченности процессов саморегуляции; эти черты обуславливают прогнозирование развития межличностных ситуаций, интерпретацию информации и поведения, готовность к социальному взаимодействию и принятию решений. В отеч. и зарубеж. психологии существует неск. разл. взглядов на проблему структуры С. и. Дж. Гилфорд рассматривал С. и. как систему интеллектуальных способностей, независимых от фактора общего интеллекта и связанных с познанием поведенческой информации, к-рую можно оценивать по 3 измерениям: содержанию, операциям, результатам. В. Н. Куницына предлагает след. структуру С. и.: коммуникативно-личностный потенциал, характеристики самосознания, социальную перцепцию, социальное мышление, социальное воображение, социальное представление, энергетические характеристики. А. П. Савенков выделяет в структуре С. и. 3 группы компонентов: (а) когнитивные: социальные знания, социальная память, социальная интуиция, социальное прогнозирование; (б) эмоциональные: эмоциональная выразительность, эмоциональная чувствительность, эмоциональный контроль, сопереживание, степень склонности к психич. заражению и собственные суггестивные возможности, эмпатия, способность вчувствования в событие, объект искусства, природу, установление эмоциональных связей с другими, разделение состояния другого или группы; (в) поведенческие: социальное восприятие, социальное взаимодействие, социальная адаптация, способность к саморегуляции, способность эффективно работать в условиях стресса. Д. В. Ушаков отмечает, что характерными структурными особенностями С. и. являются: континуальный характер, использование невербальной репрезентации, потеря точного социального оценивания при вербализации, формирование в процессе социального научения, использование «внутр. опыта». Относительно функций С. и. среди отеч. и зарубеж. авторов нет единого взгляда. Так, М. В. Оданович выделяет познавательно-оценочную, коммуникативно-ценностную, рефлексивно-коррекционную. Осн. функциями С. и., по мнению В. Н. Куницыной, являются: обеспечение адекватности, адаптивности в меняющихся условиях; формирование программы и планов успешного взаимодействия в тактическом и стратегическом направлениях, решение текущих задач; планирование межличностных событий и прогнозирование их развития; мотивационная функция; расширение социальной компетентности; саморазвитие, самопознание, самообучение. Одной из главных интегральных функций С. и. является формирование долгосрочных, длительных взаимоотношений с перспективой развития. Д. А. Ростовых среди функций С. и. выделяет: гносеологическую (познавательную), аккумулятивную, коммуникативную, управленческую, регулятивно-координирующую, нормативно-ценностную, прогностическую, эвристическую, проблемно-конструктивную, социальнорефлексивную (идентификационную), функции рационализации и социального наследования. С. и. имеет сложную структуру, в к-рой выделяются когнитивные, аффективные и поведенческие составляющие. В кач. одного из ведущих процессов в структуре когнитивной составляющей выделяют мыслительные процессы, направленные на др. людей, на себя и на процессы межличностного взаимодействия. Лит.: Куницына В. Н. Социальная компетентность и социальный интеллект: структура, функции, взаимоотношения // Теоретические и прикладные аспекты психологии. СПб., 1995; Растянников А. В., Степанов С. Ю., Ушаков Д. В. Рефлексивное развитие компетентности в совместном творчестве. М., 2002; Савенков А. И. Эмоциональный и социальный интеллект как предикторы жизненного успеха // Вестник практической психологии образования, № 1 (6), 2006; Ушаков Д. В. Интеллект: структурно-динамическая теория. М., 2003. Guilford J. P. The nature of human intelligence. N. Y., 1967. А. К. Белоусова, М. А. Вышквыркина
Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева. 2011
СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ
САЦЫЯЛЬНЫ ІНТЭЛЕКТ / SOCIAL IN TEL LIGENCE– интегральная интеллектуальная способность, определяющая успешность общения и социальной адаптации, которая объединяет и регулирует познавательные процессы, связанные с отражением социальных объектов (человека как партнера по общению или группы людей). К процессам, его образующим, относятся социальная чувствительность, социальная перцепция, социальная память и социальное мышление. С. и. включает в себя способность понимать поведение другого человека, свое собственное поведение, а также способность действовать сообразно ситуации. Впервые термин был употреблен Э. Торндайком и далее развивался в трудах Г. Ю. Айзенка, Дж. Гилфорда и др. Понятие С. и. близко с понятиями эмоционального интеллекта (см. Эмоциональный интеллект) и коммуникабельности (см. Коммуникабельность), а также с понятием социальной одаренности (одаренность в сфере лидерства и социальных взаимодействий). С. и. является существенным свойством для данных понятий, но не исчерпывает их и не может быть отождествлен с ними. Д. В. Ушаков систематизирует подходы к пониманию С. и.1. Социальный интеллект представляет собой особую способность, отличную от таких известных видов интеллекта, как вербальный, пространственный, математический и т. д., однако имеет с ними корреляционную связь. Данный подход разделял, например, Э. Торндайк, который ввел термин С. и. 2. С. и. представляет собой не столько способность, сколько знания, умения или навыки, приобретенные в течение жизни. 3. С. и.– личностная черта, определяющая успешность социального взаимодействия. Однако, в отличие от личностных и темпераментальных черт в собственном смысле, интеллект характеризует когнитивные особенности человека, его способность к познанию, созданию более или менее адекватного представления об окружающем мире. Наиболее известными и популярными моделями С. и., отражающими его структуру, являются следующие. Кубическая модель структуры интеллекта Дж. Гилфорда, где интеллект описан в пространстве трех переменных: содержание предъявляемой информации (четыре вида), операции по обработке информации (пять операций), результаты обработки информации (шесть видов). В итоге модель Гилфорда дает 120 интеллектуальных способностей, ряд из которых представляют С. и. Психолог понимал С. и. как систему интеллектуальных способностей, независимых от фактора общего интеллекта и связанных, прежде всего, с познанием поведенческой информации, и сосредоточил свои исследования на познании поведения. Эта способность включает шесть факторов: 1) познание элементов поведения– способность выделять из контекста вербальную и невербальную экспрессию поведения; 2) познание классов поведения– способность распознавать общие свойства в некотором потоке экспрессивной или ситуативной информации о поведении; 3) познание отношений поведения– способность понимать отношения, существующие между единицами информации о поведении; 4) познание систем поведения– способность понимать логику развития целостных ситуаций взаимодействия людей, смысл их поведения в этих ситуациях; 5) познание преобразований поведения– способность понимать изменение значения сходного поведения (вербального или невербального) в разных ситуационных контекстах; 6) познание результатов поведения– способность предвидеть последствия поведения, исходя из имеющейся информации. На основании модели Дж. Гилфорда были созданы англоязычная и франкоязычная тестовые батареи для диагностики интеллекта. Согласно Г. Ю. Айзенку, С. и. является одним из трех типов интеллекта в единой системе, где также присутствуют биологический интеллект (связан со структурами и функциями коры головного мозга), психометрический интеллект (изучается посредством тестов и может быть выражен одним значением коэффициента– IQ). С. и. описывается как проявление социально-полезной адаптации, включающей в себя такие способности, как рассуждение, решение задач, память, обучаемость, выработка стратегий, приспособление к окружающей среде, и является самым широким, включающим в себя более узкие понятия биологического и психометрического интеллектов. В России изучением С. и. занимались М. И. Бобнева, Ю. Н. Емельянов , А. Л. Южа ни нова, В. Н. Куницына и др. Д. В. Ушаков за основу для исследования С. и. взял структурно-динамическую теорию интеллекта. Основная идея структурно-динамической теории заключается в том, что структура интеллекта человека не представляет собой инварианта, а является результатом сил, действующих на формирование интеллекта на протяжении всего жизненного пути человека; основными факторами явяются: пересечение когнитивных функций как фактор структуры интеллекта, фактор потенциала формирования и средовой фактор, что объясняет, например, связь С. и. с личностными характеристиками, а также его временную изменчивость. С. и. обладает рядом характерных структурных особенностей: континуальным характером; использованием невербальной репрезентации; потерей точности социального оценивания при вербализации; формированием в процессе имплицитного научения; использованием «внутреннего» опыта. Лишь последнее полностью отличает С. и. от всех других видов интеллекта. Для диагностики С. и. Е. С. Михайлова осуществила адаптацию тестовой батареи Дж. Гилфорда и М. О. Салливана, которая сегодня публикуется и широко используется. Т. В. Разина