Социальных представлений концепция

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

концепция социальных представлений

совокупность теоретических взглядов на личность, а также научно-психологических фактов во французской социальной психологии (Ж. Абрики, Ж. Кодола, С. Московиси и др.) о формировании и функционировании социальных представлений (см. социологическую теорию Э. Дюркгейма), трактующихся в к.с.п. как особая форма коллективного знания, стереотипов обыденного сознания в современном обществе, усваеваемая отдельными индитвидами.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ КОНЦЕПЦИЯ
система социально-психологических взглядов, содержащая теоретические положения и эмпирические разработки относительно закономерностей функционирования структур обыденного сознания в современном обществе. Разработана во Франции С. Московичи при участии Ж. Абрика, В. Дуаза, Д. Жоделе, Ж. Кодола, Р. Фарра, К. Фламана и др. С. п. к. относится к числу наиболее влиятельных концепций, возникших в европейской социальной психологии в 60-70-е гг. ХХ в. как реакция на преобладание в западноевропейской науке американских образцов социально-психологического знания сциентистского толка. Предметом социально-психологического изучения в С. п. к. считается социальная реальность, понимаемая как совокупность социальных представлений, посредством которых общественные явления оказываются репрезентированными в индивидуальном сознании субъекта. Ключевым понятием является социальное представление, родственное понятию коллективного представления, предложенному Э. Дюркгеймом. Оно трактуется в С. п. к. как особая форма коллективного знания, имеющего консенсусные особенности, социально сконструированного, разделяемого индивидами, входящими в сообщество, и служащего для повседневного практического применения. Структура социального представления содержит три измерения: информацию – сумму знаний о представляемом объекте; поле представления, характеризующее организацию его содержания с качественной стороны; установку по отношению к объекту представления. С. п. к. является одной из теоретических предпосылок, на основе которой психологи объясняют причины и механизмы возникновения и развития социальных конфликтов. Именно социальные представления индивидов и групп, а не реальные объективные характеристики социальных объектов, лежат в основе тех или иных вариантов индивидуального (группового) конфликтного поведения.

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009

Социальных представлений концепция
одна из теорий "среднего ранга", нацеленная на выявление тенденций функционирования структур обыденного сознания в современном обществе. Разработана С. Московичи при участии Ж. Абрика, Ж. Кодола, В. Дуаза, К. Херзлиш, Д. Жоделе, М. Плона и др. С. п. к. относится к числу концепций, возникших во французской социальной психологии в 60— 70-е гг. XX в. как реакция на засилье в европейской науке американских образцов социально-психологического знания сциентистского толка. Основная идея С. п. к. заключена в следующем утверждении: ментальные (духовные) структуры общества призваны упрочивать психологическую стабильность социального субъекта (группы или индивида) и ориентировать его поведение в меняющихся ситуациях. Предметом социально-психологического изучения считается социальная реальность, понимаемая как совокупность социальных представлений, посредством которых общественные отношения представлены в индивидуальном сознании субъекта. Ключевым понятием является социальное представление, заимствованное из социологической доктрины Э. Дюркгейма. Оно трактуется в С. п. к. как особая форма коллективного знания, усваиваемая отдельными индивидами. Структура социального представления содержит три измерения: информацию — сумму знаний о представляемом объекте; поле представления, характеризующее организацию его содержания с качественной стороны; установку по отношению к объекту представления. Динамика социальных представлений обыденного сознания получает в С. п. к. наименование "объективации" и включает ряд фаз: "персонификацию" (ассоциирование объекта представления с конкретными личностями), образование "фигуративной схемы" представления (визуально-репрезентируемой ментальной конструкции) и "натурализацию" (оперирование в обыденном сознании элементами "фигуративной схемы" как автономными объективными сущностями). В рамках С. п. к. сложились следующие направления анализа социальных представлений. 1) На уровне индивидуальной картины мира социальное представление рассматривается как феномен, разрешающий напряженность между привычным и новым содержанием, адаптирующий последнее к уже имеющимся системам представлений с помощью так называемых "моделей закрепления" и превращающий необычное в банальность. 2) На уровне малой группы социальное представление выступает в С. п. к. как феномен рефлексивной активности во внутригрупповом взаимодействии. Показано существование иерархической системы представлений об элементах ситуации взаимодействия, а также эффекта "сверхсоответствия Я", выражающегося в конструировании субъектом представления о себе как о человеке более соответствующем требованиям ситуации, чем другие люди (Ж. Кодол). 3) В плане межгрупповых отношений, исходя из посылок, близких положениям теории социальной категоризации Г. Тешфела, социальное представление понимается как элемент рефлексивных отношений между группами, детерминированный, с одной стороны, общесоциальными факторами, с другой — частноситуативными особенностями взаимодействия. Важным теоретическим итогом явился вывод о неабсолютном характере феномена межгрупповой дискриминации и о его зависимости от социальных факторов (В. Дуаз). 4) На уровне больших социальных групп создан подход к изучению элементов обыденного сознания. В С. п. к. изучены системы представлений о психоанализе (С. Московичи), о городе (Ст. Милгрем), о женщине и детстве (М.-Ж. Шомбар де Лов), о человеческом теле (Д. Жоделе), о здоровье и болезни (К. Херзлиш) и др. Выводы С. п. к. об особенностях современного массового сознания (например, о растущей индивидуализации личности, униформизации и стандартизации жизни, отсутствии истинного равноправия полов, фетишизации престижности) имеют как социально-психологическое, так и мировоззренческое значение. Имеющиеся в С. п. к. методологические противоречия связаны с двойной ориентацией этой теории — на французскую социологическую традицию и на когнитивистскую доктрину социальной психологии. В целом С. п. к. явилась одним из немногих в мировой науке прецедентов обращения к феноменологии обыденного сознания. В.А. Петровский

Источник: Общая психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского. 2005

СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ КОНЦЕПЦИЯ
это концепция среднего ранга, кот. сынтенционирована на фиксацию-дефиницию тенденций-ориентиров, функционирование моделей бытийственно-онтологическо-социального сознания в совр. социуме; базально-концептуальная идея С.п.к. состоит в следующем: интеллигибельно-интеллектуально-духовные модели-субмодели обществ-социумов должны осуществлять психостабильность-психорациональность состояний социоиндивидов или же дифференциальных групп-альянсов-организаций и т.о., рационально-социально-приемлемо проецировать их поведенческие паттерны-мультиакты в дифференциально-социально-онтологических ситуациях-эпизодах-условиях, а объектам психологическо-социального исследования-интерпретации, по мнению стор. этой теории, должна быть социоонтологическая достоверность-реальность, как аддитивность социопредставлений-социоиндексов-социоуказателей, посредством кот. социоонтологическо-коммуникативные отношения-связи-корреляции уже должны быть рационально-дискурсосмысленно репрезентатированы-представлены в актах сознания индивида; согласно идеям Э.Дюркгейма и др. иссл. С.п.-к. — это специфическая матрица коллективного знания, кот. должна усваиваться-гностицироваться другими субъектами, а модель социопредставлений-социоориентиров-социоиндексов должна, по своей структуре-элементности содержать: информмодели, как суммационные субмодели знаний, о представляемых объектах-предметах и их свойствах-предикатах; поле-локус представления, кот. модальнозируется конститутивами своего собственного содержания с интенсивно-качественных кондиций-матриц, а также установку-ориентацию-интенцию относительно самих объектов-предметов представления и, т.о., эволюционная экспресс-динамика социопредставлений, онтологическо-социального сознания, — так считали стор. этого направления, — получила в их трактовках-экспликациях термин-понятие «объективации», кот. включает в свою модель-структуру такие стадии-периоды — персонификация, как феномены ассоциирования объекта представления с конкретными субъектами, конституирование фигуративной модели-схемы представления — оптико-репрезентатируемой, репродуцируемой интеллигибельно-рефлексивными конститутивами-интенциями; натурализацию, т.е. кардинально-специфическое оперирование в онтологическо-социальном сознании субъекта ингредиентами фигуративных моделей, фигуративных индексов, фигуративных мультисхем, как генерально-автономными, объективно-квинтэссенциональными ориентирными сущностями-векторами-интенциями; анализ же моделей С.л.-к., было предложено некот. учеными-социологами изучать-исследовать-модифицировать: а) на уровнях минигрупп, минисоюзов, когда факторы С.п,к. выступают, как кондиции-матрицы ментально-рефлексивной активации субъектов в корреляции их альянсо-групповой динамичности-активности, с учетом чувственно-эмотивных и ментально-интеллигибельных предикатов-свойств-элементов-процессов-функций; б) на уровнях индивидуально-репрезентативной панорамы-парадигмы мира-бытия-соцнума, когда социопредставления-социоориентации эксплицируются-трактуются, как факторы, позволяющие деструктировать дифференциальные напряженности-обструкции между адаптивно-привычным и новационно-эволюционным содержанием, когда новые матрицы-формы, новое содержание должны быть аккомодированы к уже готовым онтологическо-социальным моделям мультипредставлений в когеренции с моделями-системами закрепления информации, информматериала, а такой подход продуцировал-генерировал сам по себе в необычных социальных феноменах, социальных коррелятах-ассоциативах, усматривать-дефиницировать лишь тривиальности-трюизмы; в) сукцессивно-модельная система представлений о компонентах, касающихся коммуникативных факторов, а также мультифеномены суперконгруэнтности Эго, кот. транслируют-мониторизируют-дефиницируют конституирование субъектом эго-представлений о себе, как о индивиде, кот. постоянно изоморфичен-гармоничен-конгруэнтен любым обстоятельствам, в отличие от других людей, можно рассматривать, как считали некот. иссл., либо в системе социально-онтологических коллизий, либо в абрисах альянсо-межгрупповых коммуникаций-связей-отношений-воздействий-взаимодействий; г) такой подход-модусинтерпретация-модальность позволял модели мультисоциопредставлений рассматривать-герменевтизировать, как компоненты ментально-рефлексивно-духовных корреляций между группами – альянсами – субъектами - организациями, кот. каузальноизируется и субстанционально-онтологическо-социальными кондициями-матрицами-факторами, и частно-обстоятельственными феноменами взаимодействия-корреляции субъектов, а также теми кондициями-факторами-условиям, кот. связаны с их собственными ориентациями-установками-интенциями, индивидуальными матрицами-стилистикой поведения субъектов, чего, кстати, не усмотрели, Дюркгейм, Кодол, Тешфел, Жоделе и др. ученые-социологи; д) на дифференциальных уровнях социально-онтологических альянсов-организаций необходимо создавать подход к исследованию-трактовке феноменов социально-онтологического сознания субъектов и изучать в совр. эпоху модели мультипредставлений психотерапевтической ориентации, психоаналитической индексации, исследовать-изучать факторы соматическо-телесных заболеваний и психоаномалий-психоаберраций, с ориентацией на новейшие методики-разработки в области психологии, психофизиологии, нейрофизиологии, биологии, психотерапии, клинической медицины и др. наук.

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
159.58 кб

Междисциплинарный подход в развитии девиантологических теорий: концепция социальных представлений в

Голоснов Олег Анатольевич
Девиантное поведение выступает особой тематикой в дискурсе современных социально-гуманитарных дисциплин, поскольку девиации являются оборотной стороной решения ключевого вопроса об архитектонике социального порядка.