Социальных представлений концепция

Предыдущий термин:
СОЦИАЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК

Следующий термин:
СОЦИО

Содержание:

Найдено 3 определения термина Социальных представлений концепция

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

Социальных представлений концепция

одна из теорий "среднего ранга", нацеленная на выявление тенденций функционирования структур обыденного сознания в современном обществе. Разработана С. Московичи при участии Ж. Абрика, Ж. Кодола, В. Дуаза, К. Херзлиш, Д. Жоделе, М. Плона и др. С. п. к. относится к числу концепций, возникших во французской социальной психологии в 60— 70-е гг. XX в. как реакция на засилье в европейской науке американских образцов социально-психологического знания сциентистского толка. Основная идея С. п. к. заключена в следующем утверждении: ментальные (духовные) структуры общества призваны упрочивать психологическую стабильность социального субъекта (группы или индивида) и ориентировать его поведение в меняющихся ситуациях. Предметом социально-психологического изучения считается социальная реальность, понимаемая как совокупность социальных представлений, посредством которых общественные отношения представлены в индивидуальном сознании субъекта. Ключевым понятием является социальное представление, заимствованное из социологической доктрины Э. Дюркгейма. Оно трактуется в С. п. к. как особая форма коллективного знания, усваиваемая отдельными индивидами. Структура социального представления содержит три измерения: информацию — сумму знаний о представляемом объекте; поле представления, характеризующее организацию его содержания с качественной стороны; установку по отношению к объекту представления. Динамика социальных представлений обыденного сознания получает в С. п. к. наименование "объективации" и включает ряд фаз: "персонификацию" (ассоциирование объекта представления с конкретными личностями), образование "фигуративной схемы" представления (визуально-репрезентируемой ментальной конструкции) и "натурализацию" (оперирование в обыденном сознании элементами "фигуративной схемы" как автономными объективными сущностями). В рамках С. п. к. сложились следующие направления анализа социальных представлений. 1) На уровне индивидуальной картины мира социальное представление рассматривается как феномен, разрешающий напряженность между привычным и новым содержанием, адаптирующий последнее к уже имеющимся системам представлений с помощью так называемых "моделей закрепления" и превращающий необычное в банальность. 2) На уровне малой группы социальное представление выступает в С. п. к. как феномен рефлексивной активности во внутригрупповом взаимодействии. Показано существование иерархической системы представлений об элементах ситуации взаимодействия, а также эффекта "сверхсоответствия Я", выражающегося в конструировании субъектом представления о себе как о человеке более соответствующем требованиям ситуации, чем другие люди (Ж. Кодол). 3) В плане межгрупповых отношений, исходя из посылок, близких положениям теории социальной категоризации Г. Тешфела, социальное представление понимается как элемент рефлексивных отношений между группами, детерминированный, с одной стороны, общесоциальными факторами, с другой — частноситуативными особенностями взаимодействия. Важным теоретическим итогом явился вывод о неабсолютном характере феномена межгрупповой дискриминации и о его зависимости от социальных факторов (В. Дуаз). 4) На уровне больших социальных групп создан подход к изучению элементов обыденного сознания. В С. п. к. изучены системы представлений о психоанализе (С. Московичи), о городе (Ст. Милгрем), о женщине и детстве (М.-Ж. Шомбар де Лов), о человеческом теле (Д. Жоделе), о здоровье и болезни (К. Херзлиш) и др. Выводы С. п. к. об особенностях современного массового сознания (например, о растущей индивидуализации личности, униформизации и стандартизации жизни, отсутствии истинного равноправия полов, фетишизации престижности) имеют как социально-психологическое, так и мировоззренческое значение. Имеющиеся в С. п. к. методологические противоречия связаны с двойной ориентацией этой теории — на французскую социологическую традицию и на когнитивистскую доктрину социальной психологии. В целом С. п. к. явилась одним из немногих в мировой науке прецедентов обращения к феноменологии обыденного сознания. В.А. Петровский
Оцените определение:

Источник: Cловарь / Под. ред. М.Ю. Кондратьева // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2006. — 176 с

СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ КОНЦЕПЦИЯ

система социально-психологических взглядов, содержащая теоретические положения и эмпирические разработки относительно закономерностей функционирования структур обыденного сознания в современном обществе. Разработана во Франции С. Московичи при участии Ж. Абрика, В. Дуаза, Д. Жоделе, Ж. Кодола, Р. Фарра, К. Фламана и др. С. п. к. относится к числу наиболее влиятельных концепций, возникших в европейской социальной психологии в 60-70-е гг. ХХ в. как реакция на преобладание в западноевропейской науке американских образцов социально-психологического знания сциентистского толка. Предметом социально-психологического изучения в С. п. к. считается социальная реальность, понимаемая как совокупность социальных представлений, посредством которых общественные явления оказываются репрезентированными в индивидуальном сознании субъекта. Ключевым понятием является социальное представление, родственное понятию коллективного представления, предложенному Э. Дюркгеймом. Оно трактуется в С. п. к. как особая форма коллективного знания, имеющего консенсусные особенности, социально сконструированного, разделяемого индивидами, входящими в сообщество, и служащего для повседневного практического применения. Структура социального представления содержит три измерения: информацию – сумму знаний о представляемом объекте; поле представления, характеризующее организацию его содержания с качественной стороны; установку по отношению к объекту представления. С. п. к. является одной из теоретических предпосылок, на основе которой психологи объясняют причины и механизмы возникновения и развития социальных конфликтов. Именно социальные представления индивидов и групп, а не реальные объективные характеристики социальных объектов, лежат в основе тех или иных вариантов индивидуального (группового) конфликтного поведения.

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога, 2009 г

концепция социальных представлений

совокупность теоретических взглядов на личность, а также научно-психологических фактов во французской социальной психологии (Ж. Абрики, Ж. Кодола, С. Московиси и др.) о формировании и функционировании социальных представлений (см. социологическую теорию Э. Дюркгейма), трактующихся в к.с.п. как особая форма коллективного знания, стереотипов обыденного сознания в современном обществе, усваеваемая отдельными индитвидами.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины,законы,концепции,методы, 1992 г

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Психокоррекция Я-концепции инвалидов боевых действий методом социально-психологического тренинга

Волобуева Ю.М.
Скачать PDF

О регулирующей роли Я-концепции в социальном поведении

Касьянова А.Н.
Скачать PDF

Применение концепции социально-психологической комфортности личности обучаемого в образовательной ср

Авдиенко Геннадий Юрьевич
В статье приводится обоснование существования психологического феномена «социально-психологическая комфортность образовательной среды». Показана эффективность использования концепции социально-психологической комфортности образовательной среды в практике организации учебного и воспитательного процесса факультета. Приводится логическое обоснование возможности использования социально-психологической комфортности образовательной среды вуза в качестве одного из критериев оценки качества образования.
Скачать PDF

Теоретические основания концепции социального интеллекта

Лунева Ольга Викторовна
Представлены основные подходы к пониманию социального интеллекта, позитивные и дискуссионные аспекты результатов его исследования, возможные направления дальнейших исследований, место социального интеллекта в детерминации поведения личности, авторская концепция социального интеллекта.
Скачать PDF

Социально-профессиональная востребованность личности: к обоснованию психологической концепции

Харитонова Евгения Владимировна
В статье представлено теоретическое обоснование концепции социально-профессиональной востребованности личности, определены основные подходы к ее изучению, а также показаны основные результаты, полученные при ее апробации.
Скачать PDF

Стратометрическая концепция акмеологизации личности и социальная стратификация общества

Молодиченко Тамара Алексеевна
В статье рассматривается содержание авторской стратометрической концепции акмеологизации личности в аспекте социального развития общества, в частности, его стратификации. Рассматривается многоуровневая социальная активность личностей акме-типа в достижении вершин развития в процессе самообразования на уровнях гомеостаза, адаптации, социализации, самоактуализации. Основой развития акмеологизирующихся личностей является нравственно-смысловая парадигма.
Скачать PDF

Концепция социального интеллекта личности

Лунева Ольга Викторовна
В статье представлено содержание авторской концепции социального интеллекта личности; раскрываются детерминанты социального поведения личности в коммуникативном пространстве. Показаны теоретические основания концепции; роль структурно-функционального подхода; выделены три подструктуры социального интеллекта и его функции.
Скачать PDF

Вариативность персонального имиджа в контексте концепций множественного «я» (социально-психологическ

Чернова Ксения Николаевна
Рассматриваются различные подходы к интерпретации персонального имиджа. Ставится вопрос о возможности понимания сложного феномена персонального имиджа через понимание теоретических оснований его рассмотрения в контексте представлений о множественном «Я». Приводятся результаты анализа современных отечественных и зарубежных концепций множественного «Я». Обоснована возможность рассмотрения в рамках социально-психологического подхода вариативности персонального имиджа в соответствии с концепциями множественного «Я».
Скачать PDF

Анализ концепции социально-психологической комфортности личности обучаемого в образовательной среде

Авдиенко Геннадий Юрьевич
В статье приводится обоснование существования психологического феномена социально-психологической комфортности образовательной среды. Показана эффективность использования концепции социально-психологической комфортности в практике организации учебного и воспитательного процесса. Приводится логическое обоснование возможности использования социальнопсихологической комфортности образовательной среды вуза в качестве одного из критериев оценки качества образования.
Скачать PDF

Социально значимые компоненты семантической структуры профессиональной Я-концепции рекламиста

Кыштымова Ирина Михайловна, Саламатов Михаил Александрович, Синчурина Марина Георгиевна
Авторами излагаются результаты исследования семантической структуры профессиональной Я-концепции специалиста в области рекламы. Показано, что профессиональная подготовка рекламиста должна учитывать необходимость развития социально значимых качеств.
Скачать PDF

Социально-психологическая концепция гендерных отношений и ее развитие в теоретических и эмпирических

Клецина Ирина Сергеевна
В статье раскрывается содержание социально-психологической концепции гендерных отношений с подробным описанием ее центральной и периферической областей. Описание центральной области концепции включает характеристику следующих компонентов: общий образ психологической реальности, центральная категория концепции, соответствующий феномен, набор основных понятий, система отношений между понятиями, базовые утверждения. При описании периферической области концепции основное внимание уделяется содержанию вспомогательных утверждений концепции и результатам эмпирических исследований, подкрепляющих теоретические положения концепции.
Скачать PDF

О формировании экономической «Я-концепции» в контексте современных социальных преобразований

Пачиков Виталий Иванович
Статья актуализирована современным состоянием проблемы формирования человека как субъекта экономических отношений. В ней рассматривается структура и содержание понятия «экономическая Я-концепция» как составляющая Я-концепции во взаимосвязи с категориями «воспитание» и «социализация. Статья акцентирует внимание на экономическое воспитание как одно из средств формирования Я-конценции в современных социально-экономических условиях.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Похожие термины: