СОЦИАЛЬНЫЕ НАСЕКОМЫЕ Социальные опорные сигналы

СОЦИАЛЬНЫЕ ОЖИДАНИЯ

Найдено 4 определения термина СОЦИАЛЬНЫЕ ОЖИДАНИЯ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

ожидания социальные

(экспектации, от англ. expectation – ожидание) – система требований, ожиданий социальной группы относительно норм исполнения индивидом социальных ролей, выражающихся в характере его действий, поведения, мыслей, чувств. О.с. выступают как неформальные нормы, упорядочивающие действия людей по неписанным правилам, согласно традициям и т.д.

Оцените определение:

Источник: Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы

СОЦИАЛЬНЫЕ ОЖИДАНИЯ

ожидаемые от человека, занимающего в обществе определенное положение, суждения, действия и поступки, соответствующие его социальной роли.

Источник: Д.Н. Узнадзе. Основные понятия психологической теории деятельности. М.: Наука, 1966.22

ОЖИДАНИЯ СОЦИАЛЬНЫЕ

экспектации) - подразумеваемые требования, предъявляемые окружающими индивиду по отношению к его действиям, мыслям и чувствам, необходимым или уместным в той или иной ситуации; социальные ожидания выступают как неформальные санкции, упорядочивающие взаимодействия людей относительно неписаных правил, межличностных ролей и принятых норм и способов общения.

Источник: С.Ю. Головин. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г.3000

ОЖИДАНИЯ СОЦИАЛЬНЫЕ

См. Экспектации

Источник: Словарь конфликтолога

Показать все [+1] ↓

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Социальные ожидания и свойства личности у современной молодежи, завершающей обучение в вузе

Уразаев Александр Михайлович, Берестнева Ольга Григорьевна, Шелехов Игорь Львович
Целью настоящей работы являлось изучение психологических закономерностей формирования социальных ожиданий, личностных особенностей у современных выпускников высшей школы и их гендерных различий. В обследовании принимали участие 100 юношей и 100 девушек, обучавшихся на старших курсах Томского государственного педагогического университета, Сибирского государственного медицинского университета и Томского политехнического университета. Проведенное исследование показало, что в социальных ожиданиях, связанных с последующей профессиональной самореализацией у студентов и студенток выпускных курсов не было выявлено существенных различий. Как девушки, так и юноши значимость своей профессии для последующего материально благополучия оценивали не высоко и больше связывали получение высшего профессионального образования с приобретением определенного социального статуса.
Скачать PDF

Психологический портрет и социальные ожидания высокопродуктивного преподавателя вуза

Кутейников Алексей Николаевич
Статья содержит описание обобщенного портрета высокопродуктивного преподавателя вуза. Приводится описание социальных ожиданий педагогов высшей школы. Обсуждаются проблемы, существующие в системе высшего образования
Скачать PDF

Социальные ожидания в теориях мотивации личности

Попович Игорь Степанович
Представлен ретроспективный анализ исследования социальных ожиданий в теориях мотивации личности. Подчеркнуто, что процессуальные теории мотивации, в отличие от содержательных, более современные, базируются на поведении человека, учитывают его восприятие и приобретённый опыт, а также более динамичны, обладают высоким уровнем практичности и удобны в применении. Сделан вывод, что главная идея процессуальных теорий мотивации проста: чем больше ценность определённого исхода и чем выше вероятность вознаграждения, тем больше трудовых усилий приложит человек, чтобы достичь результата. Подчёркнуто, что надежды, страхи, опасения человека в значительной мере пересекаются с социальными ожиданиями и являются своеобразным «строительным материалом» перспективных линий развития, будущего личности.
Скачать PDF

Социальные ожидания постсоветских руководителей в условиях возрождения Института предпринимательства

Позняков Владимир Петрович, Китова Джульетта Альбертовна
В статье анализируются психологические трудности возрождения и развития российского предпринимательства в условиях переходного периода развития общества. Приводятся результаты серии исследований психологических проблем изменения форм собственности и становления нового российского предпринимательства. Рассматриваются и анализируются социальные ожидания советских руководителей в условиях возрождения института предпринимательства в России. Переход к рыночной экономике в начале 1990-х годов привел к развитию новых форм собственности и отношений, к которым основная масса россиян оказалась не готовой. Особенно остро проявилась проблема психологической неготовности постсоветских руководителей, социальный опыт хозяйственной деятельности которых сложился в годы советской власти и стал непригодным для выживания в условиях рыночных отношений. Возрождение института предпринимательства вызвало психологическую растерянность у значительной части руководителей того периода. Такая растерянность была обусловлена неопределенностью векторов социально-экономического развития, что вызывало рассогласованность социальных ожиданий и формировало противоречивые психологические отношения. Отношения постсоветских руководителей к своей предстоящей хозяйственной деятельности рассматриваются в контексте теории психологических отношений В.П. Познякова как психологические отношения личности. Психологические отношения в заданном русле представляют собой отношения постсоветских руководителей к различным условиям и сторонам социально-экономических преобразований, к самим себе как ее субъектам и к представителям других социальных групп, с которыми они связаны хозяйственными и иными формами взаимодействия. В таком ключе психологические отношения субъектов экономической деятельности, с одной стороны, отражая объективные экономические условия, выступают результатом изменения этих условий. С другой стороны, выполняя функцию регуляции экономического поведения, и прежде всего деловой активности субъекта, они сами являются факторами изменения этих условий, что переводит проблему в поле предикторов реальных экономических отношений, в источник общественного развития. Выполненный историко-психологический анализ возрождения нового российского предпринимательства позволяет констатировать, что становление нового российского предпринимательства сопровождалось целым рядом серьезных, эмоционально окрашенных, психологических трудностей, появление которых фактически ознаменовало появление новой социальной группы современного российского общества, носителей новых жизненных ценностей, которые продолжают сохраняться и транслироваться в настоящее время.
Скачать PDF

Социальные ожидания будущих педагогов-психологов: две точки зрения

Сулима Кристина Игоревна, Филиппова Виктория Юрьевна
В статье рассматриваются социальные ожидания будущих педагогов-психологов в двух ракурсах. В первом ракурсе авторы статьи приводят данные экспериментального исследования социальных ожиданий будущих педагогов-психологов от образования и трудоустройства. Второй ракурс исследования связан с ожиданиям субъектов образования от педагогов-психологов. В статье содержатся рекомендации для абитуриентов и будущих педагогов-психологов.
Скачать PDF

Социальные ожидания как фактор возникновения психической напряженности одаренных школьников

Павлова Елена Александровна
Статья содержит описание пилотажного исследования влияния социальных ожиданий на возникновение психической напряженности у одаренных школьников с высоким уровнем развития специальных способностей. Исследование предполагает существование у близких значимых взрослых (учителей, родителей) ожиданий к ребенку, которые могут стать фактором возникновения у него психической напряженности. В результате проведенного исследования были получены данные о ходе онтогенеза ребенка, родительском отношении и ожиданиях.
Скачать PDF

Лишенные определенности социальные ожидания как почва для злоупотреблений в межличностном общении

Львов Дмитрий Михайлович
В статье рассматриваются лишенные определенности социальные ожидания, которые определяются как почва для злоупотреблений в межличностном общении. Анализируются особенности социальных ожиданий и двойственных отношений, подчеркивается наличие у них схожих признаков. Приводится классификация двойственных отношений. Предлагается способ профилактики двойственных отношений, основанный на методе противостояния воздействию лишенных определенности социальных ожиданий.
Скачать PDF

Социальные ожидания в отношении одаренных детей с позиций когнитивной психологии

Шалаева Наталья Юрьевна
Описывается один из подходов к решению проблемы развития детской одаренности в условиях образовательного учреждения. В экспериментальных исследованиях показано, что социальные ожидания в отношении детской одаренности часто играют роль самосбывающихся пророчеств. На основе идей Дж. Брунера рассматриваются условия формирования перцептивной готовности педагогов к восприятию явных или потенциальных способностей каждого ребенка через формирование категории восприятия «одаренность». Среди таких условий формирование установки педагогов на оценку нетипичного детского поведения преимущественно как на проявление его уникальности. Обосновывается необходимость специальной подготовки педагогов по целенаправленному развитию детской одаренности.
Скачать PDF

МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «СОЦИАЛЬНЫЕ ОЖИДАНИЯ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ

Нечаев Алексей Владимирович, Нечаев Алексей Владимирович
Скачать PDF

Социальные ожидания и готовность педагогов к работе с одаренными детьми

Соловова Надежда Алексеевна, Павлова Елена Александровна
Ставится проблема готовности педагогов к работе с одаренными детьми. Профессиональная и эмоциональная готовность педагога складывается из базового и специфического компонентов. Принцип отраженной субъектности позволяет утверждать, что особенности личности педагога «впитываются» учащимися вместе с образовательным содержанием. Эмпирическое исследование самооценки, творческой креативности, эмоционального выгорания и удовлетворенности избранной профессией педагогов позволило составить обобщенный портрет педагогов школ. К распространенным проблемам готовности педагога к работе с одаренными детьми относится заметно выраженный уровень редукции личных достижений и личностной отстраненности, средняя невербальная креативность педагогов. Ставится задача по организации серьезной работы по повышению профессиональной компетентности педагогов для работы с одаренными детьми, психологического сопровождения профессионального развития учителей.
Скачать PDF

Роль социальных ожиданий в становлении и развитии личности

Попович Игорь Степанович
Представлены результаты исследования социальных ожиданий личности. Подчеркнуто значение и показана роль социальных ожиданий как одного из важнейших и малоизученных психологических феноменов, влияние которого отражается на всех этапах становления и развития личности в онтогенетическом и профессиональном аспектах. Раскрыта особенность детских ожиданий и ожиданий взрослого человека. Сделано предположение, что именно младший школьный возраст является сензитивным, т. е. наиболее благоприятным для формирования и становления социальных ожиданий личности. Автор приходит к выводу, что социальные ожидания способны выступать базовым компонентом системы регуляции поведения личности, который содействует ее становлению и развитию как субъекта самоактивности.
Скачать PDF

Желания и ожидания: социально-философский взгляд

Нечаев Алексей Владимирович
В статье предлагается понимание желания и ожидания как социальных явлений. Подчеркиваются основные признаки социальной деятельности как принципиально отличной от биологических и психических процессов, свойственных человеку. Желания и ожидания понимаются как особые виды социальной деятельности. Поясняется высокая практическая важность и важность различения рассматриваемых понятий.
Скачать PDF