характеризует личность человека в его социальных связях. С. з. связывается с осознанием своего социального места, статуса и принятием социальных обязанностей. Она может рассматриваться как определенное проявление психологической зрелости. Формируется в процессе социализации, начало которого — социально-психологические отношения в семье, где закладываются основы личности ребенка и ее особенности, первые социальные отношения.
Особую роль в формировании различной степени С. з. играет стиль родительско-детских отношений (см. Стиль привязанности ребенка к матери, Стиль родительского воспитания). Единственный, который приводит к нормальному развитию личности ребенка и подростка и их С. з., строится на приятии ребенка взрослыми и любви. Воспитание в семье создает фундамент социальной зрелости (или незрелости), а школьная жизнь продолжает укреплять структуры личности, ответственные за разную степень С. з.
Проверкой меры С. з. служат социальные проблемы подросткового кризиса (см. Кризис возрастной), а также способы решения социальных конфликтов. Из известных стилей поведения в конфликте для зрелой личности типично сотрудничество. Напротив, социально незрелой этот стиль несвойствен, так как она выбирает социально пассивные способы поведения в конфликте: либо избегание, либо приспособление.
С. з. — величина не неизменная, ее динамика следует за возрастным накоплением жизненного опыта и в целом определяется широтой социальных связей.