Социальная роль это что такое Социальная роль: определение — Психология.НЭС
Социальная реабилитация при аддиктивном поведении Социальная самооценка

СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ

Найдено 12 определений термина СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ

совокупность норм, правил и форм поведения, характеризующих типичные действия человека, занимающего определенное положение в обществе.

Оцените определение:

Источник: Д.Н. Узнадзе. Основные понятия психологической теории деятельности. М.: Наука, 1966.22

СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ

См. роль.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии

СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ

quot;общественно необходимый вид социальной деятельности и способ поведения личности". (Буева, 1967, с. 46-55

Источник: Глоссарий психологических терминов. Под. ред. Н. Губина.

РОЛЬ СОЦИАЛЬНАЯ

комплекс обычаев и/или конвенциальных норм, предписывающих определенные формы, методы, стиль исполнения социальной функции, а также действующие в данной культуре бытовые (повседневные) представления о фактическом порядке ее исполнения. (Косолапов Н.А., с.106)

Источник: Глоссарий психологических терминов. Под. ред. Н. Губина.

РОЛЬ СОЦИАЛЬНАЯ

— социальная функция личности, ее соответствие определенным требованиям, социальным ожиданиям, модель поведения.

Источник: Психоаналитические термины и понятия Словарь. Под ред. Борнесса Э. Мура и Бернарда Д. Фаина. М.: Независимая фирма "Класс", 2000.296

РОЛЬ СОЦИАЛЬНАЯ

ее выполнение - это осуществление совокупности действий, ожидаемых окружением социальным.

Набор ролей социальных весьма широк и разнообразен. Каждый человек задействован сразу в нескольких ролях. Многие моменты процесса вхождения в роль, ее освоения и выполнения - "горячие точки" в жизни личности.

Человек нередко срастается с ролью, она становится частью его личности. Потеря привычной роли переживается как утрата части своей личности. Близки к этому ситуации временного "обезроливания" - например, при тяжелых болезнях, стихийных бедствиях. Подобные ситуации социального уравнивания, иногда даже - социальной инверсии, весьма интересны, ибо проявляют степень жесткости связи личности со своей ролью.

Если присмотреться ко всем фактам, составляющим "феноменологию ролей социальных", то можно заключить, что освоение ролей имеет самое непосредственное отношение к формированию и жизни личности.

Роль социальная во всей оформленности и определенности, с запрограммированной системой действий и отношений входит в личность и становится ее органической частью. Но в обычных случаях личность, так ассимилируя роль, сама этой ролью целиком не ассимилируется; полное совпадение структур роли и личности возможно лишь как эпизод в развитии личности. Выход личности за пределы роли, перерастание ею роли весьма напоминают аналогичную динамику при идентификации (-> механизм идентификации). И так происходит с большинством личностей, с большинством ролей.

Возможны и отклонения от этого правила, случающиеся, если личность достаточно слабая или роль достаточно сильная. В первом случае даже незначительная должность или положение может целиком наполнить жизнь человека, определить его чувства и отношения. Во втором случае роль оказывается трудно преодолимой из-за ее широты и жесткости.

Источник: Словарь психиатрических терминов (psychiatry.ru).

СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ

есть функция, нормативно одобренный образ поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данную позицию; роль должна пониматься в двух смыслах: как положение, занимаемое человеком в группе... и как конкретное воплощение этого положения... (Н.Д. Левитов).

Источник: С.Ю. Головин. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г.3000

Социальная роль

социально одобренные формы поведения, ожидаемые от индивида, занимающего определенную позицию в системе общественных и межличностных отношений.

Источник: Словарь по книге «Психология человека от рождения до смерти»

Роль социальная

понятие, включающее описание особенностей личности, психологии и поведения человека, занимающего определенное положение в обществе или в социальной группе, например роль учителя, руководителя, родителя, ученика и т.п.

Источник: Словарь по конфликтологии

Социальная роль

осуществление своих прав и выполнение своих обязанностей, которые человеку предписывает его социальный статус (отца, матери, учителя и т.д.). В психопатологии нередко встречается игнорирование своей социальной роли, как и отождествление ее с собственной личностью. Нередко и у здоровых индивидов возникают сложные психологические ситуации, когда индивид одновременно должен играть несколько противоречащих одна другой ролей. Этот ролевой конфликт может быть ситуацией, способной повлечь развитие невротических симптомов.

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

Социальная роль

Каждый человек, живущий в обществе, включен во множество различных социальных групп (семья, учебная группа, дружеская компания и т.д.). В каждой из этих групп он занимает определенное положение, обладает неким статусом, к нему предъявляются определенные требования. Таким образом, один и тот же человек должен вести себя в одной ситуации как отец, в другой – как друг, в третьей – как начальник, т.е. выступать в разных ролях. Социальная роль – соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений. Освоение социальных ролей – часть процесса социализации личности, непременное условие "врастания" человека в общество себе подобных. Социализацией называется процесс и результат усвоения и активного воспроизведения индивидом социального опыта, осуществляемые в общении и деятельности. Примерами социальных ролей являются также половые роли (мужское или женское поведение), профессиональные роли. Наблюдая социальные роли, человек усваивает социальные стандарты поведения, учится оценивать себя со стороны и осуществлять самоконтроль. Однако поскольку в реальной жизни человек включен во многие деятельности и отношения, вынужден исполнять разные роли, требования к которым могут быть противоречивыми, возникает необходимость в некотором механизме, который позволил бы человеку сохранить целостность своего "Я" в условиях множественных связей с миром (т.е. оставаться самим собой, исполняя различные роли). Личность (а точнее, сформированная подструктура направленности) как раз и является тем механизмом, функциональным органом, который позволяет интегрировать свое "Я" и собственную жизнедеятельность, осуществлять нравственную оценку своих поступков, находить свое место не только в отдельной социальной группе, но и в жизни в целом, вырабатывать смысл своего существования, отказываться от одного в пользу другого. Таким образом, развитая личность может использовать ролевое поведение как инструмент адаптации к определенным социальным ситуациям, в то же время не сливаясь, не идентифицируясь с ролью. Основные компоненты социальной роли составляют иерархическую систему, в которой можно выделить три уровня. Первый – это периферийные атрибуты, т.е. такие, наличие или отсутствие которых не влияет ни на восприятие роли окружением, ни на ее эффективность (например, гражданское состояние поэта или врача). Второй уровень предполагает такие атрибуты роли, которые влияют как на восприятие, так и на ее эффективность (например, длинные волосы у хиппи или слабое здоровье у спортсмена). На вершине трехуровневой градации – атрибуты роли, которые являются решающими для формирования идентичности личности. Ролевая концепция личности возникла в американской социальной психологии в 30-х годах XX в. (Ч. Кули, Дж. Мид) и получила распространение в различных социологических течениях, прежде всего в структурно-функциональном анализе. Т. Парсонс и его последователи рассматривают личность как функцию от того множества социальных ролей, которые присущи любому индивиду в том или ином обществе. Чарлз Кули считал, что личность формируется на основе множества взаимодействий людей с окружающим миром. В процессе этих интеракций люди создают свое "зеркальное Я", которое состоит из трех элементов: 1. того, как, по нашему мнению, нас воспринимают другие ("Я уверена, что люди обращают внимание на мою новую прическу"); 2. того, как, по нашему мнению, они реагируют на 3. то, что видят ("Я уверена, что им нравится моя новая прическа"); 4. того, как мы отвечаем на воспринятую нами реакцию других ("Видимо, я буду всегда так причесываться"). Эта теория придает важное значение нашей интерпретации мыслей и чувств других людей. Американский психолог Джордж Герберт Мид пошел дальше в своем анализе процесса развития нашего "Я". Как и Кули, он считал, что "Я" – продукт социальный, формирующийся на основе взаимоотношений с другими людьми. Вначале, будучи маленькими детьми, мы не способны объяснять себе мотивы поведения других. Научившись осмысливать свое поведение, дети делают тем самым первый шаг в жизнь. Научившись думать о себе, они могут думать и о других; ребенок начинает приобретать чувство своего "Я". По мнению Мида, процесс формирования личности включает три различные стадии. Первая – имитация. На этой стадии дети копируют поведение взрослых, не понимая его. Затем следует игровая стадия, когда дети понимают поведение как исполнение определенных ролей: врача, пожарного, автогонщика и т.д.; в процессе игры они воспроизводят эти роли.  

Источник: Сто экзаменационных ответов по психологии

роль социальная (социально-психическая)

(от франц. role) – совокупность норм поведения, а также само поведение личности, реализующее эти нормы в системе межличностных отношений; социальная функция личности.

Источник: Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы

Найдено рефератов по теме СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Роль гендерных характеристик личности в социальной адаптации спортсменов

Дамадаева Анжела Сергеевна
В статье представлены данные, показывающие, что гендерные характеристики личности, оказывающие существенное влияние на показатели социальной адаптации спортсменов мужского и женского пола, затрагивая преимущественно социальный аспект психологического благополучия. Маскулинность является фактором социальной адаптированности у мужчин и дезадаптированности у женщин. Гендерная идентичность и гендерная роль в их оптимальных значениях оказывают позитивное, а гендерная стереотипизированность мышления отрицательное влияние на социальную адаптацию спортсменов обоего пола. Специфика влияния гендерных характеристик на удовлетворенность различными аспектами жизни в некоторой степени опосредована полом спортсменов.
Скачать PDF

Социальные учреждения и их роль в предупреждении и преодолении девиантного поведения подростков (на

Маметьева Майя Валерьевна
В статье приведены основные направления работы социальных учреждений и их роль в профилактике и преодолении девиантного поведения подростков в США и России.The article is devoted to social institutions' work and their role in prevention and overcoming of teenagers' deviant behaviour in the USA and Russia. The article reveals the main social institutions' work directions and their role in prevention of teenagers' deviant behaviour.
Скачать PDF

Роль социального интеллекта в формировании нарушения поведения умственно отсталых подростков с девиа

Березина О.Н.
Статья посвящена апробации методики социального интеллекта Дж. Гилфорда в выявлении нарушения поведения у умственно отсталых подростков. Эксперимент показал, что несформированность социального интеллекта усложняет взаимоотношения, снижает возможности социальной адаптации п приводит к девиантному поведению.
Скачать PDF

Роль различных сторон интеллекта в социальной успешности личности

Картавенко М.В.
Скачать PDF

Социально-психологические особенности учебно-воспитательного процесса курсантов и роль физической ку

Левин Г.И., Караваев А.Ф.
Скачать PDF

Роль архетипов индивидуального и коллективного бессознательного в процессе социальной адаптации личн

Терещенко А.Г.
Скачать PDF

Факторы, влияющие на здоровье одаренных детей, и роль социальной среды

Шаяхметова Р. Р., Тухватуллин Р. М.
В статье кратко рассмотрены основные подходы, которые касаются роли среды и генотипа в развитии одаренности. Описываются основные механизмы социализации для решения двух групп проблем, влияющих на здоровье детей: социально-психологических и социальных. Выделяются факторы, оказывающие воздействие на здоровье одаренных детей. Также обозначены стратегии выстраивания отношений со средой для сохранения здоровья одаренных детей.
Скачать PDF

Адаптация к другой культуре как трудная жизненная ситуация и совладание с ней: роль социальных предс

Гущина Татьяна Владимировна
В статье представлены результаты исследования имеющихся у россиян социальных представлений, образов представителей своей и других культур, восприятия сходств и различий данных образов, оказывающих влияние на качество межкультурной коммуникации, существующих авто-и-гетеростереотипов, претерпевающих изменения в трудных жизненных ситуациях, например, в процессе адаптации к другой культуре.
Скачать PDF

Роль коррекционно-развивающих программ для социальной адаптации инвалидов

Яковлев Владимир Александрович, Ланд Юлия Борисовна
Анализируется значение коррекционно-развивающих программ для социальной адаптации инвалидов c умеренной степенью врожденного умственного недоразвития. На фоне разработанной программы показана положительная динамика в их адаптации. Это доказывается развитием у них любознательности, творческого интереса, положительных эмоций, социальной активности.
Скачать PDF

Роль деформации социального статуса учителя в динамике синдрома профессионального выгорания

Богданова Ольга Александровна
Статья посвящена рассмотрению возникновения и развития среди учителей синдрома профессионального выгорания в связи с деформацией социального статуса учительского труда и внутренних ценностей педагогической профессии. Деформация социального статуса характеризуется расхождением между высокой ценностью и престижностью учительского труда, и расхождением социальной ценности и психологической ценности учительского труда.
Скачать PDF

Роль ценностных ориентаций личности в формировании ее социально-психологического пространства

Журавлев Анатолий Лактионович, Соина Ирина Алексеевна
В работе представлены структура и особенности формирования социально-психологического пространства личности, показана роль ее ценностных ориентаций в построении такого пространства.
Скачать PDF

Роль социального педагога в работе с неблагополучной семьей

Аббасова Альфия Адхамовна
В современных условиях семья не всегда выходит из сложных жизненных ситуаций. Она нуждается в помощи со стороны. Такую помощь может оказать служба социальной помощи и социальный педагог. Множество людей, в основном с педагогическим образованием, стали овладевать профессией социального педагога, а в педагогические институты на специальность социальной педагогики поступают молодые люди, заинтересованные в том, чтобы помогать обществу решать проблемы важной её подструктуры семьи. Социальный педагог семье необходим, так как современная школа занимается только обучением, а 2/3 родителей испытывают трудности в воспитании ребенка.
Скачать PDF