Социальная психофизиология

Найдено 1 определение
Социальная психофизиология
social psychophysiology) С. п. характеризуется использованием неинвазивных (неразрушающих) методов для изучения связей между реальными или воспринимаемыми физиолог. явлениями и вербальными или поведенческими эффектами совместной деятельности и общения людей. Эта область исслед. находится на пересечении соц. психологии и психофизиологии. Соц. психология, старшая из двух дисциплин, нацелена на понимание сообщаемых и поведенческих эффектов объединения людей, тогда как психофизиология использует неинвазивные методы для изучения взаимосвязей между физиолог. явлениями и сообщаемым или реальным поведением конкретного чел. С. п. возникла на основе этих разнонаправленных дисциплин в целях понимания психол. значения физиолог. явлений и объяснения сложного поведения с т. зр. биологии. Взгляд на челов. поведение, выражаемый С. п., нельзя назвать новым: первые упоминанания о нем датируются, по меньшей мере, III в. до н. э. Статьи, несущие на себе печать социопсихофизиологического подхода, начали появляться в психол. литературе в 1920-х гг.; они содержали сообщения об изменении дыхания блефующих игроков в покер и о кожно-гальванических реакциях студентов, обнаруживающих сходство своих аттитюдов с аттитюдами некоторых сверстников. Первая сводка эмпирических исслед. в С. п. была опубликована Капланом и Блумом в 1960 г. Этот обзор был посвящен физиолог. конкомитантам соц. статуса, соц. санкции, описания текущего положения (delineation of the situation) и эмпатии. Выражался оптимизм по поводу того, что область С. п. уже достигла совершеннолетия. В то же самое время Джон Лейси опубликовал критическую и, надо сказать, весьма убедительную статью, в к-рой указывал на низкую согласованность сообщаемых в литературе результатов, явно не достаточную для того, чтобы использовать их для наведения мостов между психофизиологическими данными и психол. конструктами. Тем не менее исслед. взаимодействия соц. и физиолог. систем становились все шире по своей тематике, и число их продолжало неуклонно расти. В 1962 г. Шехтер и Сингер опубликовали статью, посвященную их влиятельной двухфакторной теории эмоций, в к-рой они утверждали, что ощущения, вызываемые значительным и неожиданным усилением физиолог. возбуждения (arousal), могут переживаться как очень разные эмоции, в зависимости от обстоятельств, изменяющихся совместно с этими ощущениями. Лейдерман и Шапиро представляли иное направление исслед., в рамках к-рого были получены данные о поразительном воздействии соц. факторов, напр. группового давления, на физиолог. реагирование. Однако притягательность психофизиологических методов умерялась тремя труднопреодолимыми барьерами: а) малочисленностью концептуальных связей между психофизиологическими данными и социально-психологическими конструктами; б) технически сложной и дорогостоящей аппаратурой, необходимой для сбора, анализа и интерпретации психофизиологических данных в социально-психологических парадигмах; в) неизбежным противопоставлением социально-психологических и психофизиологических методик в работах по валидизации конструктов. Для преодоления этих барьеров были разработаны три разные стратегии. Одна заключалась просто в отклонении физиолог. факторов как релевантных при изучении соц. познания и поведения, по крайней мере в настоящее время, и в отклонении соц. факторов как слишком молярных (too molar), чтобы содействовать пониманию психофизиологических отношений. Вторая стратегия состояла в том, чтобы при изучении соц. процессов считать важным только тот физиолог. фактор, к-рый связан с рассеянными и различимыми изменениями физиолог. возбуждения. Эта позиция оправдывала проведение исслед. с минимумом или вообще без психофизиологического регистрирующего оборудования и соответствующих знаний, поскольку из нее следует, что любая физиолог. реакция, или даже чувствительные меры интероцептивных ощущений, отражают физиолог. возбуждение индивидуума в каждый данный момент. Третий подход чаще предполагал совместные усилия психофизиологов и соц. психологов. Вытекающая из него стратегия состояла в сужении широты изучаемого соц. вопроса при одновременном увеличении глубины (уровня) анализа. Специфические паттерны физиолог. реакций считались отражающими и/или влияющими на специфические соц. процессы. Иллюстрирующие этот подход эксперименты характеризуются параллельным измерением многих физиолог., вербальных и/или поведенческих реакций во время одного сеанса, а также интерпретациями, учитывающими высоко специфичные, реципрокные и (по крайней мере на начальном этапе) биологически адаптивные влияния между соц. и физиолог. системами. Возрастающая для исследователей полезность знаний о различных уровнях поведения, от физиолог. до социокультурного, привела в 1980-х гг. к сближению между этими тремя стратегиями, происходившему по мере преодоления указанных выше барьеров на пути исследований в С. п. Неэлектрофизиологические методы, разработанные на более ранних этапах развития С. п. для изучения влияний "возбуждения" на соц. процессы, напр., поставили интересные вопросы касательно реального физиолог. базиса полученных данных. Это, в свою очередь, привело к исслед. симптомов и ощущений людей, связанных с разнообразными паттернами соматических и автономных (вегетативных) реакций. См. также Физиологическая психология (нередукционистский подход), Социальная психология Дж. Т. Касиоппо

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
456.78 кб

Социальные факторы психофизиологической дезадаптации младшего школьника

Тарасова Софья Юрьевна
На сегодняшний день многие авторы отмечают рост у младших школьников социально обусловленных нарушений нервно-психического здоровья. При этом повышается «физиологическая стоимость» учебной деятельности.
Читать PDF
2.79 мб

Показатели психофизиологической адаптации студентов разных социальных групп

Нотова С.В., Алиджанова Инара Эксендеровна, Кияева Е.В., Акимов С.С.
Представлены результаты исследования некоторых психологических и психофизиологических показателей студентов разных социальных групп (студенты-сироты и студенты из обычных семей) в процессе адаптации к обучению в вузе.
Читать PDF
409.71 кб

Социально-психологические и психофизиологические аспекты аддиктивного поведения

Кулешова Юлия Викторовна
Статья посвящена актуальным проблемам здоровьесбережения и возникновения различных форм зависимого поведения. Представлена обоснованная значимость профилактической образовательной деятельности и ее мультидисциплинарности.
Читать PDF
151.46 кб

Психофизиологическое исследование когнитивного компонента социальной креативности

Саакян Оксана Сааковна
В данной статье поднимается проблема социальной креативности в контексте успешности обучения в вузе и становления будущего специалиста. Опираясь на структурную модель социальной креативности А.Е.
Читать PDF
515.08 кб

СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЫ С ПОЗИЦИИ КВАНТОВОГО ПОДХОДА

Хапчаев Исмаил Абуевич
Статья посвящена анализу психофизиологической проблемы с позиции квантового подхода, рассматривается дискуссия, возникшая по вопросу взаимосвязи идеального с физиологическими процессами мозга.
Читать PDF
734.58 кб

Эпилепсия у детей и медико-социальные аспекты нарушений психофизиологических функций при этой группе

Балканская С. В.
Читать PDF
209.40 кб

Психофизиологические особености клинически здоровых врачей медико-социальной экспертизы с отягощенны

Кровякова Е. А., Киричук В. Ф., Кодочигова А. И., Михеева Л. А., Оленко Е. С.
Приведен анализ психофизиологических особенностей клинически здоровых врачей, занятых в службе медикосоциальной экспертизы, имеющих отягощенный семейный анамнез ишемической болезни сердца, и больных с данной патологией.
Читать PDF
797.10 кб

Оценка психофизиологического состояния и характеристика качества жизни специалистов по социальной ра

Антипова Евгения Игоревна, Шибкова Дарья Захаровна
Цель: оценка функционального состояния центральной нервной системы, уровня работоспособности и качества жизни специалистов по социальной работе в условиях их профессиональной деятельности. Организация и методы исследования.
Читать PDF
778.15 кб

Социально-бытовые условия и ближайшее окружение, влияющие на формирование психофизиологического поте

Аминов А. С.
Выявлены причины социального сиротства, ключевыми из которых являются педагогическая несостоятельность и социальная незрелость.
Читать PDF
1.85 мб

Психофизиологический анализ структуры интеллекта студентов социальных и педагогическихспециальностей

Цихончик Надежда Васильевна, Данилова Раиса Игнатьевна
С помощью теста TSI Р.Амтхауэра исследованы особенности структуры интеллекта студентов как представителей социальных и педагогических направлений профессиональной подготовки.
Читать PDF
577.25 кб

Психофизиологические особенности социального статуса первоклассников с нарушенной и нормальной слухо

Белова Ольга Анатольевна, Плотникова Надежда Алексеевна, Агарвал Раджеш Кумар
В статье приводятся результаты многолетних исследований развития учащихся младшего школьного возраста, обучающихся в специальной школе-интернате для детей, депривированных по слуху и в общеобразовательных школах, школе-гимназии.
Читать PDF
125.38 кб

Особенности психофизиологических функций будущих программистов, относящихся к группе социального рис

Буров Александр Эдуардович
Коррекция различных форм дезадаптации студентов в период их профессионального обучения является важной проблемой современной высшей школы.
Читать PDF
241.29 кб

Социально-психофизиологическая адаптация индивидов с разным латеральным профилем и их склонность к л

Антропова Людмила Кондратьевна, Куликов Вячеслав Юрьевич, Андронникова Ольга Олеговна
Представлены результаты исследования психологического базового параметра «лживость» у лиц с разным типом межполушарной специализации мозга с высокой и низкой степенью социально-психофизиологической адаптации.
Читать PDF
409.96 кб

Психофизиологические и социально-психологические особенности студентов педагогических и психологичес

Алексеева Е. Е.
Статья содержит анализ результатов изучения психофизиологических и социально-психологических особенностей студентов психологических и педагогических специальностей.
Читать PDF
250.84 кб

Психофизиологический анализ индивидов с различными стратегиями неосознаваемого восприятия социальных

Павлов Сергей Валентинович, Мирошникова Полина Викторовна, Рева Наталия Владимировна, Коренек Владимир Викторович, Брак Иван Викторович, Латышева Татьяна Вячеславовна, Тумялис Алексей Вячеславович, Локтев Константин Валерьевич, Гилинская Ольга Михайловна, Афтанас Любомир Иванович