СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА

Социальная психофизиология

Найдено 1 определение:

Социальная психофизиология

social psychophysiology) С. п. характеризуется использованием неинвазивных (неразрушающих) методов для изучения связей между реальными или воспринимаемыми физиолог. явлениями и вербальными или поведенческими эффектами совместной деятельности и общения людей. Эта область исслед. находится на пересечении соц. психологии и психофизиологии. Соц. психология, старшая из двух дисциплин, нацелена на понимание сообщаемых и поведенческих эффектов объединения людей, тогда как психофизиология использует неинвазивные методы для изучения взаимосвязей между физиолог. явлениями и сообщаемым или реальным поведением конкретного чел. С. п. возникла на основе этих разнонаправленных дисциплин в целях понимания психол. значения физиолог. явлений и объяснения сложного поведения с т. зр. биологии. Взгляд на челов. поведение, выражаемый С. п., нельзя назвать новым: первые упоминанания о нем датируются, по меньшей мере, III в. до н. э. Статьи, несущие на себе печать социопсихофизиологического подхода, начали появляться в психол. литературе в 1920-х гг.; они содержали сообщения об изменении дыхания блефующих игроков в покер и о кожно-гальванических реакциях студентов, обнаруживающих сходство своих аттитюдов с аттитюдами некоторых сверстников. Первая сводка эмпирических исслед. в С. п. была опубликована Капланом и Блумом в 1960 г. Этот обзор был посвящен физиолог. конкомитантам соц. статуса, соц. санкции, описания текущего положения (delineation of the situation) и эмпатии. Выражался оптимизм по поводу того, что область С. п. уже достигла совершеннолетия. В то же самое время Джон Лейси опубликовал критическую и, надо сказать, весьма убедительную статью, в к-рой указывал на низкую согласованность сообщаемых в литературе результатов, явно не достаточную для того, чтобы использовать их для наведения мостов между психофизиологическими данными и психол. конструктами. Тем не менее исслед. взаимодействия соц. и физиолог. систем становились все шире по своей тематике, и число их продолжало неуклонно расти. В 1962 г. Шехтер и Сингер опубликовали статью, посвященную их влиятельной двухфакторной теории эмоций, в к-рой они утверждали, что ощущения, вызываемые значительным и неожиданным усилением физиолог. возбуждения (arousal), могут переживаться как очень разные эмоции, в зависимости от обстоятельств, изменяющихся совместно с этими ощущениями. Лейдерман и Шапиро представляли иное направление исслед., в рамках к-рого были получены данные о поразительном воздействии соц. факторов, напр. группового давления, на физиолог. реагирование. Однако притягательность психофизиологических методов умерялась тремя труднопреодолимыми барьерами: а) малочисленностью концептуальных связей между психофизиологическими данными и социально-психологическими конструктами; б) технически сложной и дорогостоящей аппаратурой, необходимой для сбора, анализа и интерпретации психофизиологических данных в социально-психологических парадигмах; в) неизбежным противопоставлением социально-психологических и психофизиологических методик в работах по валидизации конструктов. Для преодоления этих барьеров были разработаны три разные стратегии. Одна заключалась просто в отклонении физиолог. факторов как релевантных при изучении соц. познания и поведения, по крайней мере в настоящее время, и в отклонении соц. факторов как слишком молярных (too molar), чтобы содействовать пониманию психофизиологических отношений. Вторая стратегия состояла в том, чтобы при изучении соц. процессов считать важным только тот физиолог. фактор, к-рый связан с рассеянными и различимыми изменениями физиолог. возбуждения. Эта позиция оправдывала проведение исслед. с минимумом или вообще без психофизиологического регистрирующего оборудования и соответствующих знаний, поскольку из нее следует, что любая физиолог. реакция, или даже чувствительные меры интероцептивных ощущений, отражают физиолог. возбуждение индивидуума в каждый данный момент. Третий подход чаще предполагал совместные усилия психофизиологов и соц. психологов. Вытекающая из него стратегия состояла в сужении широты изучаемого соц. вопроса при одновременном увеличении глубины (уровня) анализа. Специфические паттерны физиолог. реакций считались отражающими и/или влияющими на специфические соц. процессы. Иллюстрирующие этот подход эксперименты характеризуются параллельным измерением многих физиолог., вербальных и/или поведенческих реакций во время одного сеанса, а также интерпретациями, учитывающими высоко специфичные, реципрокные и (по крайней мере на начальном этапе) биологически адаптивные влияния между соц. и физиолог. системами. Возрастающая для исследователей полезность знаний о различных уровнях поведения, от физиолог. до социокультурного, привела в 1980-х гг. к сближению между этими тремя стратегиями, происходившему по мере преодоления указанных выше барьеров на пути исследований в С. п. Неэлектрофизиологические методы, разработанные на более ранних этапах развития С. п. для изучения влияний "возбуждения" на соц. процессы, напр., поставили интересные вопросы касательно реального физиолог. базиса полученных данных. Это, в свою очередь, привело к исслед. симптомов и ощущений людей, связанных с разнообразными паттернами соматических и автономных (вегетативных) реакций. См. также Физиологическая психология (нередукционистский подход), Социальная психология Дж. Т. Касиоппо
Оцените определение:

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с.1788

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Особенности психофизиологических функций будущих программистов, относящихся к группе социального рис

Буров Александр Эдуардович
Коррекция различных форм дезадаптации студентов в период их профессионального обучения является важной проблемой современной высшей школы. В работе на студентах I курса, обучающихся на специальностях, связанных с информационными технологиями, апробирована методика выявления групп риска. Определены особенности функционирования психофизиологических реакций, являющихся основой формирования профессиональных компетенций в профессиях данного направления. Исследованы показатели силы нервной системы, подвижности нервных процессов, функций памяти, внимания и мышления будущих программистов, относящихся к группе риска.
Скачать PDF

Социально-психофизиологическая адаптация индивидов с разным латеральным профилем и их склонность к л

Антропова Людмила Кондратьевна, Куликов Вячеслав Юрьевич, Андронникова Ольга Олеговна
Представлены результаты исследования психологического базового параметра «лживость» у лиц с разным типом межполушарной специализации мозга с высокой и низкой степенью социально-психофизиологической адаптации. При переходе состояния адаптации в дезадаптацию наиболее стабильными в плане лживости оказались лица с левополушарным вариантом функциональной межполушарной асимметрии. Амбидекстры и индивиды с правополушарной асимметрией склонны к изменению психологических состояний, таких как лживость, на противоположные.
Скачать PDF

Психофизиологическое исследование когнитивного компонента социальной креативности

Саакян Оксана Сааковна
В данной статье поднимается проблема социальной креативности в контексте успешности обучения в вузе и становления будущего специалиста. Опираясь на структурную модель социальной креативности А.Е. Ильиных, исследуются психофизиологические особенности когнитивного компонента социальной креативности при решении задач разного типа. Были выявлены существенные различия в мощностных показателях ЭЭГ у юношей и девушек с разным профилем латеральной организации (ПЛО), креативности и уровнем успеваемости при решении экспериментальных задач. Было показано, что мозговая организация когнитивного компонента социальной креативности у юношей и девушек с разным уровнем креативности, успеваемости и ПЛО обусловливаются определенной частотнопространственной организацией ЭЭГ.
Скачать PDF

Психофизиологические и социально-психологические особенности студентов педагогических и психологичес

Алексеева Е.Е.
Статья содержит анализ результатов изучения психофизиологических и социально-психологических особенностей студентов психологических и педагогических специальностей. Особое внимание уделяется исследованию проявлений свойств нервной системы у студентов с учётом их полоспецифических особенностей. В исследовании предложена модификация компьютерного инструментального метода, использованы психофизиологические и социально-психологические методы.The paper presents an analysis of the study of psycho-physiological and socio-psychological features of students of psychological and pedagogical professions. A special attention is given to the study of manifestations of the properties of the nervous system of students according to their specific gender features. The study proposes a modification of the computer tool method. Physiological and socio-psychological methods are also used.
Скачать PDF

Психофизиологический анализ индивидов с различными стратегиями неосознаваемого восприятия социальных

Павлов Сергей Валентинович, Мирошникова Полина Викторовна, Рева Наталия Владимировна, Коренек Владимир Викторович, Брак Иван Викторович, Латышева Татьяна Вячеславовна, Тумялис Алексей Вячеславович, Локтев Константин Валерьевич, Гилинская Ольга Михайловна, Афтанас Любомир Иванович
Цель работы заключалась в изучении базовых индивидуально‑типологических и нейрогуморальных характеристик, а также активности сердечно‑сосудистой системы в состоянии покоя и в процессе развернутой эмоциональной реакции у индивидов с различными стратегиями неосознаваемого восприятия угрожающих эмоциональных лиц. Стратегии неосознаваемого восприятия оценивались с помощью метода эмоционального маскированного теста Струпа. У всех испытуемых с помощью опросников оценивались уровни личностной тревожности, агрессивности, депрессивности, активность систем торможения и активации поведения, а также базовые концентрации кортизола в крови, тромбоцитарного и плазменного серотонина (5HT). Активность показателей сердечно‑сосудистой системы регистрировалась в покое и в процессе воспроизведения из памяти эмоционально значимых событий, связанных с межличностной конфронтацией и переживанием эмоции гнева. Результаты проведенного исследования убедительно продемонстрировали, что индивидуальные различия в стратегиях неосознаваемого восприятия социальных сигналов угрозы имеют свои проявления на различных уровнях эмоциональной регуляции. Установлено, что ускорение времени реакции при восприятии замаскированного сигнала угрозы, отражающее неосознаваемый когнитивный перекос в сторону его захвата и более быстрой обработки, ассоциируется с такими проявлениями малоадаптивного профиля эмоциональной регуляции, как высокая личностная тревожность, повышенная реактивность сердечно‑сосудистой системы при конфронтации с осознаваемой угрозой и сниженная концентрация серотонина тромбоцитов
Скачать PDF

Социальные факторы психофизиологической дезадаптации младшего школьника

Тарасова Софья Юрьевна
На сегодняшний день многие авторы отмечают рост у младших школьников социально обусловленных нарушений нервно-психического здоровья. При этом повышается «физиологическая стоимость» учебной деятельности. Цель исследования выявление закономерностей взаимосвязи между социальнопсихологическими и физиологическими показателями адаптации детей к условиям обучения в начальных классах. Определены наиболее информативные для оценки школьной дезадаптации у учащихся младших классов факторы опросника школьной тревожности Филлипса. Установлено, что риск формирования школьной тревожности и дезадаптации связан со статусным положением в ученическом коллективе, хорошей успеваемостью по основным предметам и прилежным поведением ребенка. Физиологическим маркером функционального состояния нервно-психического напряжения у этих детей является содержание кортизола в пробах слюны. Индекс симпато-адреналового тонуса чувствителен в отношении нервнопсихического перенапряжения у изолированных в ученическом коллективе детей с выраженными проявлениями поведенческого компонента школьных трудностей. Поэтому представляется целесообразным использование в условиях общеобразовательной школы психофизиологической батареи методик для выявления групп риска тревожности и дезадаптации.
Скачать PDF

Показатели психофизиологической адаптации студентов разных социальных групп

Нотова С.В., Алиджанова Инара Эксендеровна, Кияева Е.В., Акимов С.С.
Представлены результаты исследования некоторых психологических и психофизиологических показателей студентов разных социальных групп (студенты-сироты и студенты из обычных семей) в процессе адаптации к обучению в вузе. Оценка психофизиологических параметров проводилась с применением стандартизированных, апробированных подходов (методика А. Басса и А. Дарки в адаптации А. К. Осницкого: оценка внимания, тест на помехоустойчивость). Проведенное исследование выявило статистически значимые различия психофизиологических характеристик студентов разных социальных групп. У студенток-сирот показатели «вербальная агрессия», «чувство вины» и «индекс агрессивности» были статистически значимо (на 10,0; 25,0 и 4,5 % соответственно) ниже, чем у девушек из обычных семей. Психофизиологические методики «Оценка внимания» и «Помехоустойчивость» показали низкую степень помехоустойчивости обследуемых девушек обеих групп. Среди юношей выявлены статистически значимо более высокие показатели «физической» и «косвенной агрессии» у студентов-сирот. Методика «Помехоустойчивость» выявила статистически значимые более низкие (на 7 %) показатели времени реакции у студентов-сирот и более низкий (на 8 %) функциональный уровень системы. Корреляционный анализ позволил выявить характер взаимосвязи помехоустойчивости с индивидуально-психологическими особенностями студентов. Полученные результаты демонстрируют необходимость мониторинга адаптационных процессов у студентов для своевременного проведения медико-профилактических мероприятий.
Скачать PDF

Социально-психологические и психофизиологические аспекты аддиктивного поведения

Кулешова Юлия Викторовна
Статья посвящена актуальным проблемам здоровьесбережения и возникновения различных форм зависимого поведения. Представлена обоснованная значимость профилактической образовательной деятельности и ее мультидисциплинарности. Автором исследованы особенности адаптации обучающихся не только под влиянием внешних воздействий, но и с учетом индивидуальных функциональных резервов, текущего функционального состояния, особенностей возрастного развития, наследственных факторов. В статье приводятся основные педагогические подходы и методический инструментарий в преподавании курса «Профилактика зависимого поведения» в Красноярском государственном аграрном университете. Цель. Основной целью статьи является теоретический анализ основных аспектов аддиктивного поведения, интерпретация полученных экспериментальных данных психофизиологического обследования обучающихся начальных курсов высшей школы как возможных предикторов возникновения аддикций. Методы или методология проведения работы. Работа выполнена с применением теоретического анализа литературных данных. Экспериментальные лабораторные исследования проводились с использованием устройства психофизиологического тестирования (УПФТ) «Психофизиолог», который предназначен для автономного проведения индивидуального тестирования с обработкой данных в самом устройстве. Вербальная интерпретация осуществлялась на основе автоматизированных заключений психофизиологического устройства. В сценарий УПФТ «Психофизиолог» были включены психофизиологические и психологические методики исследования адаптивных возможностей организма, уровня ситуативной и личностной тревожности по Спилбергеру-Ханину, самооценки собственного состояния «Самочувствие-Активность-Настроение», разработанный научным производственно-конструкторским объединением «Медиком МТД» [17]. Проведенные исследования подкреплены оценкой функционального состояния по ритму сердца на основе вариационной кардиоинтервалометрии и характеристикой функционального состояния центральной нервной системы по параметрам простой зрительно-моторной реакции [18]. Результаты. Результаты проведенных исследований подтверждают важность изучения состояния здоровья обучающихся на начальном этапе, своевременное выявление неблагоприятных сдвигов на психоэмоциональном и психофизиологическом уровне, проведение необходимых защитных мероприятий, включая оздоровление и профилактику. Обобщенный результат профилактического образовательного процесса высшей школы в целом это успешное становление и развитие гармоничной, компетентной личности будущего специалиста. Область применения результатов. Научно-педагогическая и социальная деятельность.
Скачать PDF

Толерантность и социальный контроль девиантности: современные тенденции

Шипунова Татьяна Владимировна
В статье уточняется понятие.толерантность. с учетом существования в обществах девиантных явлений. Автор рассматривает также границы терпимого отношения к инаковости, условия его распространения и поддержания в конкретном социуме. Особый акцент делается на анализ современных тенденций изменения толерантности по двум направлениям: проблемам определения.нормального. (нормативного) и.ненормального. (ненормативного) поведения и социального контроля девиантности.
Скачать PDF

Психосоциальная и социально-психологическая составляющие в профессиональной подготовке специалистов

Захарченко Н.А.
Скачать PDF

Гэмблинг как девиантное поведение: психологические и социальные корни

Осипов Егор Михайлович
В статье исследуется относительно новое явление в жизни российского общества гэмблинг или привязанность к азартным играм и развлечениям. Показывается влияние проблемного гэмблинга на отношения между индивидуумом и социумом, предложены социальные решения проблемы.
Скачать PDF

Социальная значимость компьютерных игр в образе жизни студентов-геймеров

Гайнуллина Э. Н.
В статье рассмотрены особенности проявления в студенческой среде такой формы деструктивного поведения, как игровая компьютерная аддикция. Одна из важных проблем современного студенчества, порожденная возрастающей технологизацией жизни, раскрыта с точки зрения ее влияния на социальную жизнь, активность личности и ее негативного влияния на здоровье.
Скачать PDF