Социальная поддержка это что такое Социальная поддержка: определение — Психология.НЭС
СОЦИАЛЬНАЯ ПОДВИЖНОСТЬ Социальная поддержка, воспринимаемая

Социальная поддержка

Найдено 4 определения термина Социальная поддержка

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [зарубежный] Время: [современное]

Социальная поддержка

social support) С. п. имеет отношение к совокупному выигрышу в благополучии, к-рый люди получают от своих взаимоотношений с другими. Эмпирическое изучение С. п. началось сравнительно недавно, возникнув в рамках соц. эпидемиологии и общинной психологии (community psychology). С конца 1970-х гг. было опубликовано огромное количество эмпирической литературы, однако большая часть работы в этой области проводилась без надлежащего предварительного концептуального анализа. Концептуальные проблемы и проблемы измерения С.п. относится к разряду сильных, но весьма расплывчатых идей. Первоначально, исследовательский прогресс серьезно сдерживался отсутствием четко определенных релевантных конструктов. Интерпретации С. п. чрезвычайно различались в отношении диапазона соц. отношений, форм помощи, и актуальных или воспринимаемых аспектов поддержки, считавшихся релевантными этому понятию. Концептуальная неразбериха привела к нарастанию числа некачественных измерений, расплывчатой теории и неточно конструируемым и проверяемым гипотезам. Поддержка как транзактный процесс. К середине 1980-х появились несколько важных концептуальных разграничений. Во предложил рассматривать социальную поддержку как метаконструкт, включающий три компонента: сетевые ресурсы поддержки (support network resources), поддерживающее поведение (supportive behavior) и оценки поддержки (support appraisals). Эти конструкты относятся соответственно к сети людей, предоставляющих помощь, конкретным актам помощи, и оценкам таких ресурсов и помощи со стороны находящего в центре чел. (the focal person"s evaluative appraisals of such resources and assistance). Такая позиция открыто признает концептуальную легитимность нескольких "подходов" к С. п.: их следует рассматривать не как взаимоисключающие альтернативы, а как компоненты в сложном процессе транзакций между чел. и соц. окружением. То есть, люди активно формируют и поддерживают сетевые ресурсы, мобилизуют их при необходимости получения помощи и оценивают последствия. Кроме того, этот процесс осуществляется в экологическом контексте, который накладывает ограничения на то, как будут формироваться и использоваться ресурсы поддержки. В этой появившейся концептуализации, "социальная поддержка" и ее влияние на благополучие оказываются гораздо более сложными, чем это представлялось ранее. Формы поддержки. Различия между формами поддержки проводились и ранее, однако при этом часто происходило смешение ее разновидностей и отсутствовала единая терминология. Обзоры существующих типологий форм поддержки позволяют говорить о наметившемся консенсусе в отношении шести форм поддержки: эмоциональной, руководящей, основанной на обратной связи, социализирующей, практической и материальной. Измерение. Уже упомянутая первоначальная концептуальная путаница наносила серьезный ущерб измерению С. п. В ранних исслед. использовались практически невоспроизводимые другими меры, о надежности и валидности к-рых не было никаких данных. Концептуальное урегулирование привело к значительному улучшению качества измерений. Стали публиковаться исслед., в к-рых использовались меры с установленной надежностью и валидностью, позволяющие измерять сетевые ресурсы поддержки, поддерживающее поведение и оценку поддержки. К числу сохраняющихся недостатков относится дефицит мер поддерживающего поведения, акцент на глобальной удовлетворенности в мерах оценки поддержки, и самое главное - несостоятельность большинства мер в том, что касается дифференциации различных форм поддержки. Социальная поддержка и благополучие Основным источником интереса к С. п. являлась ее перспективность в роли потенциально важного фактора психол. и физ. благополучия (well-being). Буферная и прямая модели. В соответствии с буферной моделью (buffer model), поддержка смягчает (или "амортизирует") воздействие стрессоров на благополучие. Эта модель была призвана помочь в объяснении сравнительно слабых взаимосвязей между жизненным стрессом и заболеванием. Прямая модель (direct model) просто констатирует, что поддержка оказывает благотворное влияние на благополучие независимо от стрессоров. Эмпирическая поддержка этих моделей дала смешанные и неубедительные результаты. Некоторые критики обнаружили свидетельства в пользу буферной модели, другие их не обнаружили, а третьи пришли к выводу, что буферные или прямые эффекты проявляются лишь при определенных условиях. Кесслер и Мак-Леод классифицировали исслед. по типу используемых авторами мер поддержки. Они пришли к заключению, что свидетельства в пользу буферной или прямой модели появлялись в зависимости от того, отражали ли эти меры оценки поддержки или сетевые ресурсы соответственно. Объяснения требует не только наличие этой особенности, но также ее отсутствие в позднее опубликованных исслед., где эффекты иногда проявлялись только в отношении определенных выборок или мер дистресса. Некоторые меры поддержки обнаруживают даже ее положительную связь с заболеванием (см. статью Schwartzer & Leppin, 1991, посвященную метаанализу). Наконец, мобилизация поддержки может приводить к полезным или пагубным последствиям для благополучия, в зависимости от др. ресурсов. Такие сложности привели многих исследователей к убеждению, что слишком простые буферная и прямая модели не могут дать удовлетворительного согласования ни с эмпирическими данными, ни с зарождающимся транзактными моделями С. п.; очевидно, они изжили свою полезность. Альтернативные модели. Ряд авторов рассмотрели несколько альтернативных моделей, к-рые не предполагают независимости между стрессорами и поддержкой (это же имплицитно подразумевали и предыдущие модели). Такие модели допускают, что стрессоры могут мобилизовать поддержку, к-рая в свою очередь снижает дистресс; что поддерживающие сети могут порождать стрессоры наряду с предоставлением благотворного ресурса; что поддержка, вероятно, гл. обр. предохраняет от стрессоров; и что эти эффекты могут зависеть от экологического баланса между способностью сети оказать поддержку и запрашиваемой поддержкой. Такие модели позволяют учесть ряд различий в конкретных результатах исслед. Модели специфичности. Коэн и Мак-Кей предложили свой вариант буферной модели: поддержка будет смягчать действие стрессоров лишь тогда, когда она точно соответствует требованиям к совладанию (coping demands) с этими стрессорами. В своем обзоре Коэн и Уиллс применили эту модель для объяснения расхождений в результатах исслед. буферных эффектов. Несмотря на спорность использованной ими классиф. мер, большинство буферных эффектов, наблюдаемых для "функциональных" мер (в особенности глобально функциональных в сравнении с оценочными мерами), оказались согласующимися с предсказаниями. Катрона разработал более детальную модель оптимального соответствия (optimal matching), к-рая опирается на типологии видов поддержки и стресса. Результаты обзора обеспечивают поддержку этой модели. Хотя и не без проблем, оптимальное соответствие вероятно окажется ведущей темой большинства будущих исслед. Механизмы влияния поддержки. Модели специфичности выводят на передний план потребность в формулировке того, каким образом поддержка может смягчать эффекты стресса. Было предложено несколько механизмов: поддержка может предотвращать появление стрессора, облегчать точную оценку, способствовать адекватной переоценке, осуществляться непосредственно в соответствии с запросом, предлагать варианты совладания, придавать силы, и содействовать восстановлению эмоционального равновесия. До сих нор эти механизмы редко становились предметом эмпирическим исслед. или проверялись, вероятно подразумевая прямые эффекты поддержки. Перспективы дальнейших исследований В центре внимания будущих исслед. по С. п., вероятно, окажется ряд проблем. Во-первых, транзактная модель поднимает множество вопросов в отношении развития и использования ресурсов поддержки и того, каким образом такие процессы формируются личностными и экологическими факторами. Во-вторых, в будущих исслед. предстоит интегрировать понятия С. п. в более традиционные области психологии, связанные с личностью, развитием и личными отношениями. В-третьих, в модели поддержки будут лучше интегрированы негативные аспекты соц. связей. Наконец, будут внедряться и оцениваться иные (чем повсеместно распространенные группы поддержки) вмешательства, связанные с соц. поддержкой. Люди улучшают свои эмоциональные, информ., физ. и материальные ресурсы при помощи семьи и друзей. Исследователи только приступили к распутыванию этих сложных процессов С.и. См. также Зависимость, Зависимая личность, Социальная желательность, Социальная изоляция А. Во
Оцените определение:

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с.1788

Социальная поддержка

Social support) — эмоциональная, материальная или информационная помощь, предоставляемая другими людьми.

Источник: «Термины по вопросам, связанным с зависимостью от алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ» (проект psyland.msk.ru)347

СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА

Общее и свободное значение – все формы поддержки, обеспечиваемой другими людьми и группами, которые помогают индивиду преодолеть трудности в жизни.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии

Социальная поддержка

Social support) — Совокупность различных видов деятельности и взаимоотношений, удовлетворяющая потребности работника в поддержке, уважении и положительной оценке результатов труда.

Источник: Организационное поведение. Глоссарий по книге

Найдено рефератов по теме Социальная поддержка — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Семейно ориентированная социальная поддержка:институционализация инновационных практик в российской

Костенко Максим Александрович
Статья посвящена исследованию проблем институционализации инновационных практик помощи семьям и детям в трудной жизненной ситуации. Представлен результат анализа данных социологического исследования, включающего экспертный опрос специалистов и руководителей системы социального обслуживания населения, анализ официальных отчётных документов органов исполнительной власти субъектов РФ (56 регионов), федеральных и региональных нормативных правовых актов в сфере защиты детей, проведённого в 2013 году. Исследование было посвящено выявлению наиболее эффективных инновационных региональных и муниципальных практик и отдельных инициатив социальной поддержки детей и семей в трудной жизненной ситуации, обобщению результатов реализации данных практик, а также разработке модели организации социальной поддержки детей и семей в трудной жизненной ситуации.В статье представлены результаты концептуального анализа развивающегося в России семейно ориентированного подхода в организации социальной помощи детям с высоким риском утраты родительского попечения; определена система основных понятий, характеризующих описание практической деятельности по социальной поддержке детей и семей в трудной жизненной ситуации (раннее выявление и ранняя помощь) и в социально опасном положении; описаны механизмы нормативно-правового закрепления деятельности субъектов профилактики в отношении семей в социально опасном положении и способы их дальнейшей оптимизации.Рассматриваются основные факторы возникновения семейного неблагополучия как социального феномена. Проанализированы механизмы возникновения и воспроизводства семейных дисфункциональных отношений. Особое внимание уделяется социологическому анализу социального процесса утраты родительской заботы в отношении несовершеннолетнего, формирования модели неэффективного родительства. На основе социологического анализа автором предлагается модель семейно ориентированной социальной поддержки семьи с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации.
Скачать PDF

Социальная поддержка и ее связь с уровнем психической травматизации в разных возрастах

Харламенкова Наталья Евгеньевна, Проценко Дарья Александровна
Целью исследования стал анализ взаимосвязи уровня посттравматического стресса и типов социальной поддержки у людей среднего и старшего возраста. Показано, что в более молодом возрасте уровни посттравматического стресса и социальной поддержки не превышают средних значений, а связь между ними имеет характер обратной зависимости. В старшем возрасте интенсивность посттравматического стресса становится существенно выше, а характер связи с уровнем социальной поддержки менее однозначным. Выявленная в старшем возрасте сопряженность высокого уровня посттравматического стресса и высокого уровня социальной поддержки указывает на недостаточность (нефункциональность) социальной поддержки в этом возрасте. Библиогр. 28 назв. Табл. 5
Скачать PDF

Социальная поддержка в кросс-культурной перспективе

Лифинцев Дмитрий Васильевич
В статье анализируются данные современных исследований в области изучения культурно-специфичных факторов восприятия и предоставления социальной поддержки. Показано, что культурные различия в паттернах поиска социальной поддержки и влияние культурных контекстов на ее восприятие связаны с принадлежностью индивида к культуре индивидуалистического или коллективистского типа. Показано, что представители культур индивидуалистического типа легче обращаются за помощью, поскольку исходят из представлений о том, что оказывать помощь или отказать в ней является результатом свободного выбора партнеров, и склонны расценивать этот акт как проявление желания другого человека прийти на помощь. В коллективистских культурах преобладает взаимозависимый взгляд на личность, который рассматривает человека как связанную с другими сущность, ориентированную на отношения, и где групповые цели имеют приоритет перед личными убеждениями, потребностями и целями. Раскрытие перед другим собственных затруднений и прямое обращение за поддержкой не является нормативным, и поэтому люди с настороженностью принимают помощь. Последствия просьбы о помощи могут становиться для них дополнительным стрессором и гасить позитивные эффекты социальной поддержки, поэтому стратегии поиска социальной поддержки как способа уменьшить стресс для них не являются эффективными.
Скачать PDF

Социальная поддержка как фактор, способствующий повышению профессиональной стрессоустойчивости педаг

Валиева Фатима Ивановна
Рассмотрены и проанализированы на теоретическом и эмпирическом уровнях содержание и структура феномена социальной поддержки в аспекте профессиональной стрессоустойчивости. Систематизированы подходы к видам социальной поддержки и соответствующим уровням. На основе валидных эмпирических данных выявлены некоторые особенности социальной поддержки у преподавателей разных стран.The article represents different aspects of social support phenomenon. Its theoretical and empirical analysis is aimed at classifying approaches to the types, levels and constructs of social support. The article also reveals some peculiarities of lecturers' social support worldwide.
Скачать PDF

Социальная поддержка: сопоставительный анализ политико-правового и социально-психологического подход

Лифинцев Дмитрий Валентинович, Серых Анна Борисовна, Анцута Анна Николаевна
В статье выделено два подхода к пониманию социальной поддержки, которые основаны на ее понимании как политико-правового и социально-психологического феномена. Показано, что в рамках политико-правового подхода социальная поддержка как понятие не имеет четких границ, а ее содержание в законодательных документах не отделено от других понятий, регулирующих социальную политику («социальная помощь», «социальная защита», «социальное обеспечение»). В социально-правовой интерпретации субъектом социальной поддержки является государство, а реципиентом население, понимаемое как недифференцированный объект для государственного управления. С точки зрения социально-психологического подхода поддержка рассматривается как коммуникативный феномен, основным содержанием которого является обмен между людьми необходимой им для решения жизненных проблем информацией, эмоциями, различными формами заботы и практической помощи. Социальная поддержка как психологический феномен рассматривает индивидуальное благополучие как следствие устойчивых отношений со своим ближайшим социальным окружением. Утверждается, что психологический взгляд на поддержку легче интегрировать в повседневные практики помощи в социальной работе, поскольку он ближе к естественным формам организации жизни в семье, малых группах и сообществах.
Скачать PDF

Социальная поддержка как фактор психического благополучия детей и подростков

Лифинцев Дмитрий Валентинович, Серых Анна Борисовна, Лифинцева Алла Александровна
Представлено обзорно-аналитическое исследование особенностей социальной поддержки детей и подростков. Обсуждаются проблемы социального развития детей и подростков с точки зрения концепции У. Бронфенбреннера и «модели конвоя» Р. Кана и Т. Антонуччи. Анализируются источники, формы и виды социальной поддержки детей раннего, дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста. Указывается на то, что детско-родительские отношения и особенности социальной поддержки в раннем детстве могут влиять на развитие структуры и качества сети социальных связей человека в течение всей его жизни. Подробно анализируются сети социальных связей и организация социальной поддержки у подростков. Рассматриваются паттерны социальной поддержки, подростков, которые могут влиять на их психосоциальное благополучие. Описываются системы социальной поддержки, используемые современными подростками. Поднимаются также дискуссионные вопросы поиска социальной поддержки как ведущей копинг-стратегии. Проводится анализ различных путей реализации стратегии поиска социальной поддержки в подростковом возрасте. Показано значение родителей, педагогов и сверстников в организации поддерживающей среды детей и подростков. Представлен авторский взгляд на социальную поддержку как один из ресурсов развития автономии ребенка, которая может формироваться только в определенных отношениях, где существует уважение к личностным границам и признание права на различия индивидуальных ценностей и потребностей, где стремление самостоятельности поддерживается уважением и интересом, а не наказывается стыдом и угрозой отвержения.
Скачать PDF

Влияние фактора социальной поддержки на репродуктивное поведение женщины

Немировская Юлия Витальевна
В настоящее время в России, происходит трансформация традиционных стереотипов репродуктивного поведения, создание семьи откладывается на более поздний возраст, снижается рождаемость. Данные тенденции оказывают негативное влияние на демографическую ситуацию в стране. Результаты проведенного исследования показывают, что определяющий фактор, оказывающий влияние на сохранение беременности и ее течение, заключен в позитивном и поддерживающем отношении социальной среды к женщине в период ожидания ребенка.
Скачать PDF

Социально-педагогическая поддержка семей с детьми: методологические подходы и характеристики

Сабитова Галина Валентиновна
Раскрываются методологические основы исследования феномена социально-педагогической поддержки семьи с детьми в целях определения его места в ряду других педагогических и социальных явлений. На основе средового, социально-педагогического, синергетического и стратегиального подходов формулируются основные методологические характеристики социально-педагогической поддержки семьи с детьми; особое внимание уделяется выявлению сущности и структуры социально-педагогической ситуации, являющейся ядром социально-педагогической поддержки, ее инвариантной единицей.
Скачать PDF

Копинг-механизмы, типы межличностных отношений и восприятие социальной поддержки у лиц, проживающих

Пушкин Игорь Александрович
The research investigates relationships of coping, perception of social support and types of interpersonal relations of the people living in conditions of partial social isolation. Healthy group and group of patients with alcohol abuse are compared. Pick out common and specific mechanisms of adaptation.
Скачать PDF

Модель социальной поддержки и психологической помощи детям в ситуации семейного насилия

Суслова Т. Ф.
Статья посвящена разработке и описанию модели социальной поддержки и психологической помощи ребенку в ситуации семейного насилия. Описана специфика психологического консультирования детей, обозначены основные принципы и стратегии социальной помощи.
Скачать PDF

Межпоколенные отношения как социальный капитал: о социально-психологической поддержке в семье

Сапоровская Мария Вячеславовна
В статье представлена социально-психологическая позиция, в рамках которой социальная поддержка рассматривается как групповой и индивидуальный социальный капитал семьи и ее членов, способствующий эффективности их жизнедеятельности. Отмечено, что межпоколенные отношения обеспечивают семейной группе ее специфическую характеристику вертикальную связанность. Представлены результаты серии эмпирических исследований, подтверждающие исходные теоретические позиции автора.
Скачать PDF

Роль социальной поддержки как стратегии преодоления личностью трудных жизненных ситуаций

Корнев Константин Игоревич, Агалакова Анна Сергеевна
The role of social support as coping strategy is studied. The types of social support in different stressful situations are considered. The social supporting environment of an individual is researched. Accounting the stressful situation the efficiency of the presented social supporting types is estimated.
Скачать PDF