Социальная компетентность

Найдено 3 определения термина Социальная компетентность

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [современное]

Социальная компетентность

устойчивая, основанная на специфике мыслительных процессов, эмоционального реагирования и социального опыта способность понимать самого себя, других людей, прогнозировать межличностные события.

Оцените определение:

Источник: Даукша Л.М., Чекель Л.В. Педагогическая психология. Гродно ГрГу, 2008

Социальная компетентность

система знаний о социальной действительности и себе, система сложных социальных умений и навыков взаимодействия, сценариев поведения в типичных социальных ситуациях. В зарубеж. работах, посвященных социальному интеллекту и С. к., эти явления часто объединяются. М. Аргайл в книге «Психология межличностного поведения» (в разделе «Социальная компетентность») упоминает и социальный интеллект, но осн. внимание уделяет понятию «общая С. к.», объединяя им профессиональную и коммуникативную компетентность. М. Аргайл называет след. компоненты С. к.: а) социальная сенситивность (имеется в виду точность социальной перцепции); б) осн. навыки взаимодействия (репертуар умений, особо важный для профессионалов); в) навыки одобрения и вознаграждения, к-рые существенны для всех социальных ситуаций; г) равновесие, спокойствие как антитеза социальной тревожности. В 1980-е гг. ряд авторов подчеркивает мотивационную и операциональную стороны С. к., ее поведенческие проявления. Критерием С. к. служит результативность взаимодействия, достижение значимых социальных целей в опр. социальных контекстах с использованием соответствующих средств и получением положительного результата. К. Рубин и Л. Роуз-Крэснор вносят в модель С. к. понятие социальных сценариев (т. е. опр. шаблонов, согласованных действий в хорошо знакомых ситуациях). С. к. можно представить как знания о социальном мире и о себе, своем месте в этом мире, способы поведения и поведенческие сценарии, облегчающие социальное взаимодействие, осн. функции к-рых - социальная ориентация, адаптация, интеграция общесоциального и личного опыта. С. к. позволяет быстро и адекватно адаптироваться, принимать решения со знанием дела, учитывая сложившуюся конъюнктуру; действуя по принципу «здесь, сейчас и наилучшим образом», извлекать максимум возможного из сложившихся обстоятельств. С. к. - операциональное понятие, к-рое имеет временные, истор. рамки. Залогом успешного функционирования человека в изменяющихся социальных обстоятельствах является выработка поведенческих сценариев, отвечающих новой социальной действительности и ожидаемых партнерами по взаимодействию. Осн. функции С. к. - социальная ориентация, адаптация, интеграция общесоциального и личного опыта. Лит.: Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. СПб., 2001; Личностные аспекты языкового общения. Калинин, 1989; Петровская Л. А. Компетентность в общении. М., 1989; Ядов В. А. Социальная идентичность личности. М., 1994. В. Н. Куницына

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь Под общ. ред. А.А. Бодалева. - М. Изд-во «Когито-Центр», 2011 г

Компетентность социальная

сложное образование, под к-рым понимают: степень адекватности и эффективности реагирования на проблемные жизненные ситуации, достижение реальных целей в особом социальном контексте, использование подходящих для этого методов и позитивное развитие как результат активности, подтверждение со стороны других адекватности социального поведения, способность участвовать в сложной системе межличностных отношений и успешно использовать и понимать др. людей. К. с. отражает степень конструктивности человека как субъекта социального взаимодействия и занимает особое место в ряду разл. видов психол. компетентности исследуемых в совр. психологии. Начало исследования К. с. связано с работами В. Э. Уайта и относится к 1950-м гг. С т. зр. В. Э. Уайта социальная компетентность рассматривается как опр. способность индивида эффективно взаимодействовать с окружающей средой. Ю. Хабермас (Habermas) конкретизируя данное понятие, подчеркивает, что социальная компетентность заключается в адекватности и эффективности решения многообразных проблемных ситуаций, с к-рыми сталкивается человек в социуме. В совр. зап. социальной психологии К. с. определяется, как способность достигать собственных целей в процессе взаимодействия с другими, поддерживая с ними хорошие отношения в любой ситуации (К. Х. Рубин и Л. РоузКрэснор). Т. Кавел (Т. Cavell) предлагает трехкомпонентную модель К. с., включающую социальные способности; представления и достижения. В кач. критерия социальной компетентности выделяется результативность межличностного взаимодействия, социального достижения. У. Пфингстен и Р. Хинтч определяют К. с. как систему когнитивных, эмоциональных и моторных способов поведения, к-рые приводят к долгосрочным позитивным следствиям в конкретной социальной ситуации. К. с. включает в себя наличие развитой способности находить компромисс между собственными целями самореализации и целями др. людей, к-рая лежит в основе социальной адаптации (D. Zimmer). К. с. предполагает как наличие достаточно высокого уровня интеллекта, так и наличие способности к конструктивной, преобразовательной активности при взаимодействии с социальным окружением. Структура К. с. в совр. исследованиях представлена в след. виде: оперативная социальная компетентность, вербальная и коммуникативная компетентность, социально-психол. и эго-компетентность. В отеч. психологии разные авторы по-разному интерпретируют данное понятие и выделяют его разл. функции. Так, А. В. Брушлинский, развивая идею связи К. с. с наличием субъектной позиции индивида, подчеркивает связь К. с. с высоким уровнем осознания существа социальных проблем, эффективных способов взаимодействия с разл. агентами обществ. системы. Здесь сама субъектная позиция партнеров взаимодействия является результатом проблематизации социального мышления человека. К. с. в широком смысле: отражает соотношение субъектности и социальности личности как имманентно присущих ему характеристик в кач. субъекта взаимодействия с разл. агентами социума. В узком смысле этот термин используется для определения способности к надындивидуальному способу соотношения внеш. и внутр. Противоречий, возникающих в процессе взаимодействия с обществом на основе личностного конструкта «Я - субъект - общество - субъект». К. с. в интерпретации Т. Ю. Базарова включает умение эффективного социального взаимодействия, социальную зрелость, базовые установки личности, адекватные профессии. В. Н. Куницына, Н. В. Казаринова, В. М. Погольша показывают, что на высоких уровнях развития К. с. и социальный интеллект проявляются в адекватности, автономности и аутентичности личности. В кач. осн. функций К. с. выделяется: адаптация, социальная ориентация, интеграция личностного и общесоциального опыта. Е. В. Коблянской К. с. обозначается как адаптационное явление, в основе к-рого лежит коммуникативная компетентность и социально-психол. подготовленность. Социальная компетентность - это умение избирать социальные ориентиры и соответствующим образом организовывать свое поведение (Е. В. Коблянская). В. Н. Куницына определяет К. с. как систему знаний о социальной действительности и себе, социальных умений и навыков взаимодействия, поведения в стандартных социальных ситуациях, что способствует адаптации, целесообразному принятию решений и максимальному использованию обстоятельств. Осн. компоненты социальной компетентности - это прежде всего мотивационный: желание быть компетентным субъектом социальных интеракций, а также способности и умения реализовать модели компетентного социального поведения; возможность принять и ассимилировать требования совр. социальной реальности, более того, способность конструировать прогностически эффективные модели поведения. Лит.: Мель Ю. Социальная компетентность как цель психотерапии: проблемы образа Я в ситуации социального перелома // Вопр. психол. 1995. № 5; Реан А. А., Коломинский Я. А. Социальная педагогическая психология. СПб., 1999; Рубин К. Х., Роуз-Крэснор Л. Решение межличностной проблемы и социальная компетентность в поведении детей // Межличностное общение / Сост. и общ. ред. Н. В. Казариновой, В. М. Погольши. СПб., 2001; Щербакова Т. Н. Психологическая компетентность учителя: содержание, механизмы и условия развития. Ростов-н/Д, 2005. В. Н. Куницына, Т. Н. Щербакова

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь Под общ. ред. А.А. Бодалева. - М. Изд-во «Когито-Центр», 2011 г

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Социальная компетентность подростков и ее обусловленность участием в скаутском движении

Шолыганов Андрей Евгеньевич
В статье обсуждаются вопросы социальной компетентности подростков, обеспечения этого личностного качества в системе скаутинга, приводятся данные сравнительного исследования участников скаутских объединений и детей, не принимающих участия в реализации скаутских программ.
Скачать PDF

Социальная компетентность современного менеджера: понятие и место в профессиональной деятельности

Почебут Даниил Александрович
Исследуются особенности профессиональной деятельности менеджера. Рассматривается проблема развития социальной компетентности как одной из ключевых компетенций менеджера. Раскрывается содержание понятия социальной компетентности руководителя, конкретизируется образ современного социально компетентного менеджера.
Скачать PDF

Социальная компетентность подростков в условиях нормального и задержанного психического развития: ср

Гребенникова Елена Владимировна, Шелехов Игорь Львович, Нечаева Дарья Андреевна, Лялина Ирина Игоревна
Представлены результаты сравнительного исследования социальной компетентности подростков с нормальным психическим развитием и их сверстников с задержкой психического развития (ЗПР). В ходе исследования установлено, что по трем из четырех субтестов по методике Дж. Гилфорда и М. Салливена («Истории с завершением», «Вербальная экспрессия», «Истории с дополнением») подростки двух групп показывают однотипные результаты. Так, по субтестам «Истории с завершением» и «Вербальная экспрессия» большинство подростков имеют средний уровень социального интеллекта, по субтесту «Истории с дополнением» ниже среднего. По субтесту «Группы экспрессии» подростки с нормальным уровнем имели средний уровень социального интеллекта, а подростки с ЗПР ниже среднего. Используя шкалу А. М. Прихожан, выявили, что подростки с нормой психического развития имеют нормативно-развивающуюся социальную компетентность. Подростки с ЗПР демонстрируют отставание в развитии социальной компетенции. Причем наиболее явно это видно по субшкалам «Уверенность в себе» и «Интерес к социальной жизни». С помощью методики Томаса установили, что в условиях нормы психического развития у подростков преобладают две тактики поведения в конфликтных ситуациях: соперничество, сотрудничество. Подростки с ЗПР в конфликтных ситуациях используют смешанные стили пассивного поведения: избегание, приспособление.
Скачать PDF

Социальная компетентность и успешность адаптации студентов

Щербакова Татьяна Николаевна, Тамасханова Хава Хаматхановна, Кладько Алла Ивановна
В статье рассматриваются основные подходы к определению содержания социальной компетентности студентов. Описаны основные линии влияния социальной компетентности на успешность адаптации студентов в социальном и профессиональном пространстве. Показана взаимосвязь социальных представлений, компетентности и психологические механизмы формирования конструктивной активности студентов.
Скачать PDF

Социальная компетентность подростков и ее обусловленность участием в скаутском движении

Шолыганов Андрей Евгеньевич
В статье обсуждаются вопросы социальной компетентности подростков, обеспечения этого личностного качества в системе скаутинга, приводятся данные сравнительного исследования участников скаутских объединений и детей, не принимающих участия в реализации скаутских программ.
Скачать PDF

Моделирование процесса формирования социально-психологической компетентности специалистов социальной

Минкина О.В., Шаповалов В.К.
Скачать PDF

Социально-психологическая компетентность как компонент готовности будущих юристов к профессиональной

Гулидова Н.В.
Скачать PDF

Профессиональные представления и компоненты социально психологической компетентности будущих специал

Никонова Марина Владимировна
Представлены результаты исследований профессиональных представлений будущих специалистов и сотрудников муниципальных органов управления. Исследуются особенности компонентов социально психологической компетентности муниципальных служащих. Выявляется содержание профессиональных представлений муниципальных служащих и будущих специалистов
Скачать PDF

Социально-педагогические аспекты применения компетентностного и личностно-ориентированного подходов

Глухов Георгий Федорович
В статье освещается исследование в группах контактных видов единоборств (КВЕБ). В итоге, КВЕБ изучалась не как сложная деятельность, а как отражение причинно-следственных факторов личностной мотивационной сферы. В процессе констатирующего исследования выявился феномен дезинтеграции мотивационной сферы, который можно эффективно предупреждать посредством применения компетентностного и личностно-ориентированного подходов.
Скачать PDF

Методика ассимиляции опыта социальной компетентности личностью студента технического вуза в процессе

Перепелицына М.Ю.
Скачать PDF

Социально-психологическое понятие о компетентном общении: сущностные характеристики

Пугачевский О.О.
Скачать PDF

Развитие социальной компетентности как фактор формирования социальной идентичности студентов

Карась И. С.
Рассматриваются понятия социальной компетентности и социальной идентичности, освещается проблема их взаимовлияния. Обсуждаются возможности формирования согласованной социальной идентичности у студентов посредством внедрения в образовательный процесс специально разработанной и апробированной программы, в которой значимой составляющей является тренинг социальной компетентности.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Похожие термины: